Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология  

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея 

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
     
    Надежда Онипенко, кандидат филологических наук, доцент, в.н.с. ИРЯ РАН
    Марина Сидорова, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка МГУ им. М.В. Ломоносова
    Елена Никитина, кандидат филологических наук, редактор научно-методического журнала "Русская словесность"
    Ольга Синева, кандидат филологических наук, доцент МГУ им. М.В. Ломоносова
     
     
    Изучаем глагол
     

    Глагол — самостоятельная, знаменательная часть речи, в которую объединяются слова с общим грамматическим значением действия. Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? В предложении глагол обычно бывает главным членом — сказуемым.

    Например: Ходят девушки по лесу, аукаются, собирают ягоды (из русской народной сказки). Девушки что делают? — ходят, аукаются, собирают.

    Начальной формой глагола является инфинитив (неопределенная форма глагола). В этой форме глагол дается в словаре.
    Глаголы делать, сделать, которые входят в вопрос, будем называть вопросительными.
    По вопросу мы определяем часть речи — это значит, так мы узнаём общее значение части речи (общее рамматическое, частеречное значение). Для глагола это действие. Когда мы ставим вопрос к начальной форме глагола, то это что делать? что сделать?Когда мы ставим вопросы к другим формам, то формы вопросительных глаголов повторяют те формы, в которых стоит интересующий нас глагол:

    написал — что сделал?
    рисует — что делает?
    ходят — что делают?
    прочитаю — что сделаю?
     
    Инфинитив — неопределенная форма глагола
     
    Три отличия глагола от существительного
    Между глаголами и существительными есть общее: у той и у другой части речи есть частеречный вопрос. Значит, они являются знаменательными частями речи. И та и другая части речи являются членами предложения, значит, обе части речи — самостоятельные.
     
    • Объясните, чем глаголы и существительные отличаются от служебных частей речи и от местоимений.

    Общих свойств у глаголов и существительных гораздо меньше, чем различий.
    Если вы хотите рассказать какую-то историю, то вам нужны глаголы. Истории разворачиваются во времени: они начинаются, продолжаются и чем-то заканчиваются. Движение событий от начала истории к её концу обычно обозначается глаголами. Чтобы убедиться в этом, проведём лингвистический анализ маленькой сказки.
     
    • Прочитайте сказку. Ответьте на вопросы и выполните задания после текста.

    Пузырь, соломинка и лапоть

    Жили-были пузырь, соломинка и лапоть; пошли они в лес дрова рубить, дошли до реки, стали думать, как реку перейти. Лапоть говорит пузырю:
    — Пузырь, давай на тебе переплывём?
    — Нет, лапоть, пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдём по ней.
    Соломинка перетянулась; лапоть пошёл по ней, она и переломилась. Лапоть упал в воду, а пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул!

    1. На какие три части делится сказка?
    2. В тексте сказки выделены глаголы, с помощью которых рассказывается история. Можно ли поменять их местами? Попробуйте изменить порядок следования глаголов.

    В цепочке глаголов живёт время, оно движется, течёт: одно действие сменяется другим. Глаголы нельзя поменять местами, потому что тогда рассказанная в сказке история разрушится.
    Действие — это то, что происходит во времени, и глагол как часть речи связан со временем. И в этом — первое отличие глагола от существительного. У глагола есть специальные формы для выражения категории времени.
     
    • Перепишите фрагмент текста. Поставьте вопрос к каждой глагольной форме. Выделите формообразующие морфемы. Над каждым глаголом укажите его время.

    Шёл дед, шёл, да и обронил рукавичку. Вот беж_т мышка, влезла в рукавичку и гов_рит: «Тут я буду жить» (из сказки).

    Сколько времен у глагола? Как образуются формы прошедшего времени?
    Значения времени выражаются не только грамматически (формами глагола), но и лексически, с помощью слов: сегодня, сегодняшний, в прошлом году, прошлогодний, вечером, вечерний, зимой, зимний. Одни из них присоединяются к глаголам, другие — к существительным: поехали зимой_(гл.) — зимняя поездка (сущ.), будут разговаривать сегодня (гл.) — сегодняшшш разговор (сущ.). Но глагол выражает время сам по себе — формообразующими морфемами и служебными словами:
    поехали (прош. вр.), будут разговаривать (буд. вр.), а обстоятельства лишь уточняют временное значение глагола. Существительные же не имеют временных форм и не могут выразить время силами грамматики. Значение времени при существительном может выражаться только второстепенными членами. Само слово разговор не указывает, когда произошло событие, время можно выразить только зависимыми словами при существительном: вчерашний, сегодняшний, завтрашний разговор.

    Глаголы выражают время грамматически, существительные не могут выражать время грамматически, у них нет форм времени.
     
    • Из какой сказки взяты следующие фрагменты? Перепишите их, вставляя пропущенные буквы.

    Три девицы под _кном
    Пряли поз(_)но вечерком.
    Только вым_лвить успела,
    Дверь тихонько заскр_пела...
    Во всё время ра_говора
    Он ст_ял позадь забора...
    Царь недолго собирался:
    В тот же вечер обв_нчался.
    В кухне злит(_)ся пов_риха,
    Плачет у станка тк_чиха...

    1. Подчеркните обстоятельства, отвечающие на вопрос когда? От каких слов вы задаёте вопрос к обстоятельствам? Чем выражены обстоятельства?
    2. Выделите в глаголах служебные морфемы, выражающие грамматические значения времени, надпишите над глаголами эти грамматические значения.
     
    Второе отличие глагола от существительного состоит в том, что глагол образует свои формы не только с помощью окончаний, но и с помощью формообразующих суффиксов. Настоящее и будущее время образуются с помощью окончания, прошедшее — с помощью формообразующего суффикса и окончания:
    рисует (наст, вр.) — нарисует (буд. вр.);
    рисовала (прош. вр.) — нарисовала (прош. вр.);
    пёк^п (прош. вр.) — пекли (прош. вр.).
     
    В образовании форм глагола может принимать участие и служебное слово — вспомогательный глагол быть: будет рисовать (буд. вр.).

    1. Прочитайте глаголы вслух.
    2. Перепишите их, выделяя основу и части слова, в которых выражаются грамматические значения времени, лица, числа и рода. Не забывайте выделять нулевые морфемы!
    3. Укажите, какие грамматические значения выражаются в окончании, а какие — в формообразующем суффиксе.

    Образец:   включ[ит|— буд. вр., 3 л., ед. ч.
    собрал^— прош. вр., ед. ч., жен. р. пёк^ □ — прош. вр., ед. ч., муж. р.

    Позвонит, рассказала, потерял, освоил, обрадует, подарили, уронили, брошу, бросил, качается, слез.

    Третья особенность глагола заключается в том, что грамматические значения, выражаемые в окончании и формообразующем суффиксе, указывают на отношение действия к говорящему. Отношение действия к говорящему выражается с помощью категории лица, которая состоит из трёх лиц.
    Первое лицо глагола указывает на то, что действие выполняет сам говорящий: иду, пишу, думаю.
    Второе лицо означает, что действие выполняет слушающий: идёшь, пишешь, думаешь.
    Это легко заметить в живом диалоге. Если говорящий спрашивает у собеседника о его действиях, а собеседник отвечает, используя тот же глагол, то лицо глагола меняется:

    — Ты завтра в поход идёшь?—Вопрос о действии того, к кому обращена речь, 2 лицо.
    — Иду. — Человек сообщает о своём действии, 1 лицо.
    — Гитару возьмёшь? — Вопрос о действии того, к кому обращена речь, 2 лицо.
    — Возьму, конечно. — Человек сообщает о своём действии, 1 лицо.

    Почему это происходит? Потому что участники диалога постоянно меняются ролями: сначала один говорит, а второй слушает, потом наоборот — второй говорит, а первый слушает.
    Третье лицо означает, что исполнитель действия не говорящий и не слушающий, исполнитель действия отделён от ситуации речи, от говорящего и слушающего: идёт, пишет, думает.
    Это тоже хорошо видно в диалоге. Если говорящий спрашивает собеседника о действиях того, кто не участвует в разговоре, он использует третье лицо. И в ответе собеседника глагол повторится в том же лице — третьем:
    — Миша в поход идёт?
    — Идёт.
    — А гитару он возьмёт?
    — Возьмёт, конечно.
    Миша не участвует в диалоге. Роль у него одна — человек, о котором разговаривают участники диалога. Она не меняется.
     
    • Прочтите фрагменты сказок, ставя глаголы в скобках в нужной форме. Назовите, кто выполняет действия, обозначенные глаголами 1 и 2 лица.

    Идёт Зайчик по дороге и (плакать). Навстречу ему Медведь:
    — О чём, Зайчик, (плакать)?
    — Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у Лисы — ледяная. Пришла весна, у Лисы избушка растаяла. Так она меня из моей же избушки и (выгнать).
    — Не плачь! Я твоему горю (помочь), (выгнать) Лису!
    — Нет, не (помочь)! Собака гнала, не выгнала. И ты не (выгнать).

    «Лиса, Заяц и Петух»

    (2) Отслужил солдат свой законный срок и пошел на родину. (Идти) путем-дорогою, а навстречу ему нечистый.
    — Стой, служивый! Куда (идти)?
    — Домой (идти).
    — Что тебе дома! Ведь у тебя ни рода, ни племени. Наймись лучше ко мне в работники; я тебе большое жалованье положу.

    «Береза и три сокола»

    (3) (Идти) мужик дорогой. Догоняет батюшку.
    — Здравствуй, — говорит, — батюшка!
    — Здравствуй, — говорит, — свет! Куда (идти), мужичок?
    — А (идти), батюшка, в деревню.
    — А зачем, мужичок?
    — Да там, батюшка, сказывают, лошадка продажная есть.
    — А у тебя что, лошадки-то не было?
    — Да была — волк съел.
    — Вот это плохо, — батюшка сказал. Вот (идти) они дальше...

    «Мужик и поп»

    1. Найдите глаголы, употреблённые несколько раз, — в разных формах лица. Объясните выбор форм.
    2. В форме какого времени употреблены выделенные глаголы. Как связаны эти действия со временем речи?
    Формы 1-го, 2-го и 3-го лица называются личными формами, а окончания, с помощью которых образуются эти формы, — личными окончаниями.
    • Сделайте словообразовательный разбор слова личный.
    Глагольные категории выражают не только отношение к самому говорящему, но и к тому времени, когда он говорит.
     
    Время в жизни и время глагола

    Время играет очень важную роль в нашей жизни, но трудно сказать точно, что такое время. Древнегреческий философ Аристотель говорил: «Среди неизвестного в окружающей нас природе самым неизвестным является время, ибо никто не знает, что такое время и как им управлять». Люди придумали много инструментов для того, чтобы измерять время, чтобы знать время, чтобы правильно использовать время.

    ибо = потому что
     
    •. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
    • Найдите в тексте слова, принадлежащие к одному словообразовательному гнезду. Сколько таких гнёзд вам удалось обнаружить?

    Вот знаменитые Пражские куранты. Это старые часы на башн_ ратуши в столице (Ч,ч)ехии — (П,п)раге. Часы показывают годы месяцы дни и часы время во хода и захода (С,с)олнца время во_ хода и захода (Л,л)уны, а также положение знаков зодиака. В центр_ ц_ ферблата ра полагается (3, з)емля, вокруг которой вращается (С, с)олнце. Каждый час, когда бьют часы, происходит небольшое предст_ авление кукольного театра, в котором куклы изобр_ жают человеческие качества. В финале предст_вления кричит петух. Затем слышен бой часов.
    А на фасаде кукольного театра имени СВ. Образцова в Москве установлены уникальные заводные часы, ставшие одной из достопримечательностей столицы. Каждый час открываю(т, ть)ся поочередно дверц_ в домиках-ящ_ чках вокруг ц_ ферблата часов и двенадцать животных — персонаж_ й из ру(с, сс)ких народных сказок — привествуют зрителей под музыку «Во саду ли, в огороде».
     
    Ратуша — орган управления в городах Европы; название здания, где этот орган заседает.
     
    Время — великая ценность, к нему нужно относиться сознательно, и это отражено во фразеологизмах: ценить время, не терять времени даром, не торопить время, всему своё время. Если же человек не ценит времени, то говорят, что он тянет время, убивает время.

    • Какие пословицы о времени вы знаете?
    • Прочитайте ряды слов.
    Для слов в каждом ряду придумайте родовое обозначение. Добавьте по одному существительному в каждую группу.

    1) Век, год, час, минута.
    2) Зима, весна, осень.
    3) Детство, зрелость, старость.
    4) Утро, день, ночь.
    5) Маятник, циферблат, стекло.
    6) Куранты, секундомер, хронометр.
     
    1. Придумайте прилагательные к слову часы в значении «приспособление для измерения времени», чтобы они отвечали на вопрос «Какие бывают часы?». Запишите эти словосочетания.
    2. Есть ли у слова маятник однокоренные слова в современном языке? А с какими словами оно связано этимологически? Проверьте по словарю.
     
    Человечество научилось считать время. Для этого есть часы и календари.
    Чтобы измерять время, человек выбирает точку отсчёта. Например, 00 часов 00 минут — так начинаются сутки. А счёт лет многие религии тоже ведут от начальной, «нулевой» точки — от сотворения мира. От этой точки отсчёта прошло уже несколько тысячелетий.
     
    В России и во многих других странах календарное время считается от Рождества Христова. От этой временной точки прошло более двух тысяч лет. Календарное время мы представляем как линию, которая начинается в прошлом, проходит через настоящее в будущее.

    В языке время — это грамматическая категория, она существует в трёх формах глагола — настоящем, прошедшем, будущем временах. Время — непостоянный грамматический признак глагола.
    Грамматическое время тоже имеет точку отсчёта, но она находится не в далёком прошлом, а в настоящем — в «сейчас» того человека, который говорит. Настоящее время заполнено действиями, происходящими перед глазами или как бы перед глазами того человека, который о них рассказывает, и тех людей, которые слушают рассказ. Прошедшее время — это то, что происходило до момента речи. Будущее время — это всё, что будет происходить после времени речи.
    Для календарного времени точка отсчёта неизменна, и находится она в прошлом. Для грамматического времени точка отсчёта каждый раз новая, и зависит она от того человека, который говорит.
    Самым ярким примером употребления настоящего времени является репортаж, например, спортивный: футбольный, из плавательного бассейна, где соревнуются пловцы, или из леса, где соревнуются лыжники. Формы прошедшего времени вы найдёте в учебниках истории, а формами будущего времени представлен прогноз погоды.

    • Прочитайте фрагмент из сценария Е. Шварца к фильму-сказке «Золушка».
    Текст сценария состоит из реплик героев и авторского текста. Слова автора, описывающие происходящие события, оформляются глаголами настоящего времени, потому что глаголы обозначают то, что должно происходить перед глазами зрителя.
     
    Танцами дирижирует маркиз Падетруа. Он успевает и танцевать и следить за всеми. Он птицей вьётся по всему залу и улыбается блаженно.
    Золушка. А скажите, пожалуйста, принц, кто этот высокий человек в латах, который танцует одно, а думает о другом?
    Принц. Это младший сын соседнего короля. Два его брата уехали искать приключений и не вернулись. Отец захворал с горя. Тогда младший отправился на поиски старших и по дороге остановился у нас отдохнуть...
    Золушка. А кто этот милый старик, который все время путает фигуры?
    Принц. О, это самый добрый волшебник на свете. Злые люди так страшно пользовались его добротой, что он заткнул уши воском. И вот теперь он не слышит ничьих просьб, но и музыки тоже. От этого он и путает фигуры.

    1. На что указывает настоящее время в репликах персонажей? Прошедшее время в репликах персонажей? Какое время связано с наблюдением героев, какое — со знанием принца о гостях?
    2. Напишите небольшое сочинение-рассуждение о том, как вы понимаете пословицу Одно нынче лучше двух завтра.

    "Русский язык и литература для школьников" . - 2014 . - № 5 . - С. 22-29.
     
     
     




    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование