Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология  

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея 

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
     
    Елена Никитина
     
    Словообразование (часть 2)
     
    Морфологические способы словообразования. Сложение
     

    В основу публикации положены материалы, разрабатывающиеся для учебника «Русский язык» М.Ю. Сидоровой, Н.К. Онипенко, О.В. Синевой, Е.Н. Никитиной.
     

    Строить слова с помощью морфологических способов словообразования можно не только присоединением или убавлением служебных морфем, но и с помощью соединения корней, основ или целых слов. Такой способ словообразования называется сложением, а слова сложными, т.е. сложенными из нескольких частей. Корни или основы могут соединяться с помощью соединительных гласных или без них: лесостепь, вагон-ресторан, медучреждение.

    Соединительная гласная не является значимой частью слова (морфемой), поэтому при морфемном разборе не выделяется.
     
    Сложные существительные

    Сложные существительные пишутся через дефис, если образованы сложением целых слов (существительных): диван-кровать, платье-халат. Значение производного слова отличается от значений производящих слов, не равно их сумме. Поэтому важным свойством таких сложных слов является неизменяемый порядок частей слова: диван-кровать, шкаф-купе; горе-руководитель; ср.: ?кровать-диван, ?купе-шкаф, ?руководителъ-горе. Этим сложные существительные отличаются от существительных в сопровождении приложений: сосны-великаны и великаны сосны, девушки-красавицы и красавицы девушки. Приложения обязаны своим появлением индивидуальной точке зрения говорящего, который творчески соединяет номинативное существительное и признаковое существительное в связи со своими коммуникативными целями, а сложные слова принадлежат всем. Приложения изучаются в синтаксисе словосочетания и предложения, сложные слова принадлежат к лексической системе языка.

    Если же при образовании слова соединяются части слов (они содержат корневые морфемы) с соединительной гласной или без нее, то сложные существительные пишутся обычно слитно: звероферма, медсестра. Однако через дефис пишутся названия промежуточных сторон света: северо-восток, юго-запад.
     
    Упражнение 1.
    Продолжите данные ряды слов (добавьте по 2 — 3 слова). Укажите, в каких из рядов представлено сложение корней (или основ), а в каких — сложение слов, в каких есть соединительная гласная, а в каких — нет.       
    Пароход, тепловоз, сталевар, вертолет. Стенгазета, спортплощадка.
    Диван-кровать, летчик-испытатель, плащ-палатка, выставка-продажа, Царь-колокол.

    Упражнение 2.
    Составьте сложные слова. От чего зависит выбор соединительной гласной?
    Сталь, варить; песня, творить — песня, петь; кровь, носить — кровь, течь; птица, ловить; змея, есть; басня, писать; кость, резать — кость, дробить; конь, красть — конь, водить; море, плавать; камень, тесать — камень, ломить; зверь, ловить.

    Упражнение 3.
    Как в русских сказках называются следующие предметы? Запишите сложные существительные. Постройте с ними 2-3 предложения.
    Ковер; скатерть; сапоги; гусли; шапка; меч.
    (самолет, скороходы, самобранка, самосек, самогуды, невидимка)
     
    Упражнение 4.
    Постройте сложные слова и запишите их. Определите часть речи производных слов.
    Стенная газета, главный врач, физическая культура, органическое стекло, спортивный лагерь, технический осмотр, хозяйственная часть.
    Платье, костюм; школа, интернат; кафе, мороженое; платье, футляр; шкаф, купе; юбка, брюки; генерал, лейтенант.
     
    Упражнение 5.
    Составьте сложные существительные — названия животных, присоединяя к данным словам слова из списка в скобках.
    Жук, червяк, рыба (пила, землемер, олень, носорог, капля).
     
     
    Сложные прилагательные
     
    Сложные прилагательные, в которых соединяются основы, обозначающие разные цвета, оттенки или интенсивность цвета, имеют соединительную гласную и пишутся через дефис: светло-зелёный листок, ярко-синее небо, красно-жёлтый закат.
     
    Упражнение 6.
    Постройте и запишите сложные прилагательные. Корни выделите, дефисы подчеркните.
    Серый, синий; темный, коричневый; грязный, ж..лтый; снежный, белый; яркий, красный; ч..рный, зеленый; бледный, розовый; интенсивный, ж..лтый; нежный, сиреневый.
     
    1. Запишите 2-3 словосочетания сущ.+прил. с полученными прилагательными.
    2. Проанализируйте, когда сложное прилагательное передает тот же цвет, что и производящее прилагательное, а когда цвет меняется, появляется новый цвет. Какие слова служат для передачи того же
    цвета, но другой интенсивности, какие — для обозначения нового цвета?

    Упражнение 7.
    Расскажите о цветах флагов разных стран (Россия, Франция, Германия и др.). У каких стран в флаге соединяются одни и те же цвета, но в разном порядке? Запишите цвета 2-3 национальных флагов.

    Упражнение 8.
    Запишите объяснение названий цветов. При затруднении обращайтесь к словарю.
    Электрик, хаки, маренго, салатный, фиолетовый, асфальтовый, табачный, палевый, пепельный, фисташковый.
    Упражнение 9.
    Прочитайте стихи Г.Р. Державина.

    На темно-голубом эфире
    Златая плавала луна;
    В серебряной своей порфире (Порфира (багряница) — верхнее парадное церемониальное одеяние монархов в виде широкой и длинной мантии (плаща).)
    Блистаючи с высот, она
    Сквозь окна дом мой освещала
    И палевым своим лучом
    Златые стекла рисовала
    На лаковом полу моем.
    1. Найдите заимствованные слова. Объясните их значения.
    2. Найдите слова — названия цветов. Объясните, как они образованы, какие цвета обозначают.
    3. Какие звуковые сочетания участвуют в, звукописи?
    4. Проведите самостоятельное исследование и объясните, почему мантии дано название порфира. Порфира — греческое слово, на латыни то же слово звучит как пурпур. С названием какого цвета связано это слово?
     
    Упражнение 10.
    Прочитайте текст и озаглавьте его.
    Цвет «Аделаида» — красный оттенок лилового цвета. Название цвет получил от женского имени, когда появилась песня Людвига ван Бетховена «Аделаида» на стихи немецкого поэта-романтика Ф. Матиссона, в которых упоминается пурпурный цвет (purpur Blattchen — пурпурный листок). Да и в других стихах немецкого романтика, хорошо известных русскому читателю по переводам В. А. Жуковского, пурпурный, т. е. созданный на основе смешения синего и красного, наиболее предпочтителен как цвет, с которым связывается грустное, меланхолическое настроение: Мирты с зыбкими ветвями
    Тонут в пурпурных лучах («Элизиум», перевод Жуковского, 1812).

    Особенно популярен цвет «Аделаида» был в первой половине XIX века. Он неоднократно упоминается в произведениях русских писателей. Впервые это название встречается в рассказе И. И. Панаева «Кошелёк» (1838): «У него был новый фрак цвета Аделаиды — красно-лиловый, и сукно самое-самое тонкое». См. также знаменитый диалог из «Села Степанчикова и его обитателей» (1859) Ф.М. Достоевского:
    Я одевался поспешно, занятый тревожными моими сомнениями, так что и не заметил сначала прислуживавшего мне слугу.
    — Аделаидина цвета изволите галстух надеть или этот, с мелкими клетками? — спросил вдруг слуга, обращаясь ко мне с какою-то необыкновенною, приторною учтивостью.
    «Я взглянул на него, и оказалось, что он тоже достоин был любопытства. Это был еще молодой человек, для лакея одетый прекрасно, не хуже иного губернского франта. Коричневый фрак, белые брюки, палевый жилет, лакированные полусапожки и розовый галстучек подобраны были, очевидно, не без цели. <...>
    — Так этот галстух аделаидина цвета? — спросил я, строго посмотрев на молодого лакея.
    — Аделаидина-с, — отвечал он с невозмутимою деликатностью.
    — А аграфенина цвета нет?
    — Нет-с. Такого и быть не может-с.
    — Это почему?
    — Неприличное имя Аграфена-с.
    — Как неприличное? почему?
    — Известно-с; Аделаида, по крайней мере, иностранное имя, облаго-роженное-с; а Аграфеной могут называть всякую последнюю бабу-с.»

    У И.А. Гончарова в путевых очерках «Фрегат «Паллада» (1858) читаем: «У кого гладкая серая или дикого цвета юбка, а у других тёмно-синего, цвета adelaide». Темно-синий цвет, как его называет Гончаров, очень приблизительно передает окраску официального костюма японского чиновника. Юбки, упомянутые писателем, — это не что иное, как хакама — длинные, широкие штаны, собранные у талии в складки, которые надевались чиновниками поверх кимоно во время официальных церемоний.
     
    Цвет и качество ткани определялись по существовавшей в Японии системе «дозволенных» цветов, соответствующих рангу чиновника. Градация внутри ранга, постепенное изменение статуса выражалось в постепенном изменении «дозволенного» цвета. Разница в его оттенках создавалась различным количеством погружений ткани в раствор. Обращая внимание на особенности цвета, Гончаров писал: «Ни одного цельного цвета, красного, желтого, зелёного: всё смесь, нежные смягченные тоны того, другого или третьего. Не верьте картинкам, на которых японцы представлены какими-то попугаями». Способы крашения тканей в Японии, как и сама система званий чиновников, были заимствованы из Китая.
    Широта толкования цвета «Аделаида» от красно-лилового до темно-синего — довольно обычное явление, когда речь заходит о составных цветах, полученных на основе смешения синего и красного.
     
    (По материалам сайта http://folk-costume.com/adelaida-cvet.)

     
    1. Какую роль играл цвет «Аделаида» в романтической культуре? Как его использует Ф.М. Достоевский? Как речь лакея указывает на его «деликатность»? Какие суффиксы в описании внешности лакея также подчеркивает его «деликатность»?
    2. Как «простота» или «облагороженность» имен Аграфена и Аделаида связаны с их происхождением?
     
    Сложение и суффиксация

    Сложение может сопровождаться присоединением суффикса: канатоходец, мореплаватель.

    Чтобы определить, как образовано сложное слово, надо отбросить первую его часть. Если оставшаяся часть не является словом, то в образовании сложного слова участвовал и суффикс: канатоходец — ?хо-дец. Такого слова не существует, значит, слово канатоходец образовано сложением с присоединением суффикса. Если же оставшаяся часть является словом, то сложное слово образовано только сложением: лесостепь — степь, сахарозаменителъ — заменитель.
    Надо помнить, что от сложных слов могут быть образованы новые слова с помощью суффиксов: мореходное (училище) — мореходный образовано от сложного слова мореход суффиксальным способом, а не сложением основ.

    Упражнение 11.
    Как образованы следующие слова? Водопроводчик, пароходный, баснописец, юго-восток, лесоруб.

    Сокращение

    Новые слова могут появляться в результате сокращения слов. Это:
    1) сокращение одного слова до нескольких букв (звуков): зам (заместитель), зав (заведующий);
    2) сокращение слов в составе словосочетания со сложением; в результате получаются сложносокращенные слова, например: завуч (заведующий учебной частью), спецкор (специальный корреспондент), завхоз (заведующий хозяйственной частью), иняз [инйас] (институт иностранных языков);
    3) сокращение каждого слова в составе словосочетания до одной буквы:
    РФ (Российская Федерация), ФРГ (Федеративная Республика Германия), США (Соединённые Штаты Америки), вуз (высшее учебное заведение), ГЭС (гидроэлектростанция), ЦСКА (Центральный спортивный клуб армии).

    Сокращенные слова называются аббревиатурами, а процесс сокращения — аббревиацией.
    При образовании аббревиатур корни производящих слов не сохраняются, от корня и от служебных морфем могут отрываться части, которые участвуют в строительстве нового слова:

    за-мест-и-тель — зам,
    за-вед-у-ющ-ий хозяйств-ом — завхоз.

    1. Что означают данные выше аббревиатуры? От каких словосочетаний (названий) они образованы?
    2. Меняется ли лексическое значение слова при сокращении (аббревиации)?

    Аббревиатуры, состоящие из заглавных букв, надо уметь правильно читать. Есть аббревиатуры, которые читаются как обычные слова: каждая буква обозначает соответствующий звук: ГЭС, КАСКО, МХАТ, МКАД, ГУМ. Есть аббревиатуры, в которых буквы читаются не по звукам, а по названиям букв в алфавите, — часто они состоят только из согласных букв либо гласные находятся на неудобном для чтения месте (после скопления согласных): РФ [эрэ'ф], МХТ [эмхатэ], МГУ.
    Есть аббревиатуры, в которых буквы читаются не по «своим» названиям (не так, как в алфавите): США [сэшэа], ФРГ [фээргэ].

    • Какие буквы в данных аббревиатурах читаются не по алфавиту? Как вы думаете, почему?

    Упражнение 12.
    Прочитайте текст.
    В1898 году в Москве открылся новый драматический театр, ставший знаменитым во всём мире. Первоначально он назывался Художественно-общедоступным. С 1901 года — Московский Художественный театр (МХТ), с 1919 года — Московский Художественный академический театр (МХАТ). Несколько десятилетий назад МХАТ разделился на два театральных коллектива.
    Началу Художественного театра предшествовала встреча известного театрального деятеля, актёра и режиссёра Константина Сергеевича Станиславского и опытного педагога и драматурга Владимира Ивановича Немировича-Данченко, которые стали основателями театра.
    К.С. Станиславский объяснял: «Мы протестовали против старой манеры игры, и против актерского наигрыша, и против дурных условностей, декораций, и против всего строя спектаклей, и против ничтожного репертуара тогдашних театров».
    Для Художественного театра писали пьесы А.П. Чехов, A.M. Горький, М.А. Булгаков, с театром сотрудничал драматург А.И. Гельман.

    1. Найдите в тексте и выделите лексику связанную с театром. Найдите названия профессий. Каковы по происхождению выделенные вами слова?
    2. Знаете ли вы, в каком романе М.А. Булгакова изображены его отношения с Художественным театром?
    Аббревиатуры, оканчивающиеся на гласную букву, аббревиатуры женского рода, оканчивающиеся на согласную букву, а также аббревиатуры, читаемые по буквам, обычно не склоняются:
    был на концерте в ЦДРИ(где? в чём?—Предл.п.) — оканчивается на гласную, ср.: был на спектакле во МХАТе;
    новая постановка БДТ (чего?—Род.п.) — читается по буквам [бэдэтэ], ср.: спектакль МХАТа;
    работает на новой ГЭС, живет в РФ (где? на чём?; где? в чем? — Предл.п.) — жен.р., оканчивается на согласную (на станции, в Российской Федерации).

    1.Что значит ЦДРИ?
    2. Где находится БДТ?

    Сокращение как способ словообразования стало чрезвычайно популярно в XX веке, особенно после Октябрьской революции 1917 года. Тогда людям казалось, что новая общественная жизнь требует нового, ускоренного темпа и новых, коротких, слов. В результате сокращений появилось много официальных названий стран, учреждений, должностей. Впоследствии, через несколько десятилетий, к сокращениям стали относиться критически, этот способ словообразования прочно связался с социалистической эпохой, с преобразованиями в обществе, которые приводили к потере традиционных ценностей, потере индивидуальности, к обезличиванию слов и людей. Аббревиация — это сокращение не только слов, но и речей и мыслей. В современном русском языке есть привычные, общеупотребительные аббревиатуры. Однако к новым сокращениям и сегодня стоит относиться с осторожностью.

    Критическое отношение к социалистическим идеям и социалистическому обществу нашло отражение в художественных произведениях русской и зарубежной литературы XX века. Писатели предостерегали от ненужных социальных потрясений *и ненужных изменений в языке, смеялись над этими изменениями. А сокращенные слова — реальные и придуманные — они использовали как примету власти и нового языка, от которых отчужден герой-интеллигент: он думает самостоятельно и противостоит власти.
     
    Упражнение 13.
    Английский писатель Джордж Оруэлл в 1949 г. написал необычный роман «1984», который принадлежит к жанру антиутопии. Это фантастический роман — роман-предостережение. В нём тревожно и критически изображается жизнь общества в будущем.
    1. Прочитайте отрывок из романа «1984». Главного героя зовут Уинстон, он живет в Лондоне. Как вы думаете, что может означать сложносокращенное слово новояз?

    Министерство правды — на новоязе Миниправ — разительно отличалось от всего, что лежало вокруг. Это исполинское пирамидальное здание, сияющее белым бетоном, вздымалось, уступ за уступом, на трехсотметровую высоту.
    В разных концах Лондона стояли лишь три еще здания подобного вида и размеров. В них помещались четыре министерства, весь государственный аппарат: министерство правды, ведавшее информацией, образованием, досугом и искусствами; министерство мира, ведавшее войной; министерство любви, ведавшее охраной порядка, и министерство изобилия, отвечавшее за экономику. На новоязе: миниправ, минимир, минилюб и минизо.
    Внизу на улице ветер трепал рваный плакат, на нем мелькало слово АНГСОЦ. Ангсоц. Священные устои ангсоца. Новояз, двоемыслие, зыбкость прошлого.

    1. Найдите в тексте другие сложносокращенные слова.
    2. Объясните, что они значат в том обществе, где живёт герой романа Уинстон.
    3. Что может означать слово мини? Как в таком случае можно понимать слова миниправ, минилюб, минимир?.

    2. Прочитайте еще один отрывок из романа «1984». Это разговор Уинстона со знакомым — лингвистом Саймом.

    Заговорив о новоязе, Сайм сразу взбодрился. Отодвинул миску, хрупкой рукой взял хлеб, в другую — кубик сыра и, чтобы не кричать, подался к Уинстону.
    — Одиннадцатое издание словаря новояза — окончательное издание. Мы придаем языку завершённый вид — в этом виде он сохранится, когда ни на чем другом не будут говорить. Вы, вероятно, полагаете, что главная наша работа — придумывать новые слова. Ничуть не бывало. Мы уничтожаем слова — десятками, сотнями ежедневно.
    Он продолжал:
    — Это прекрасно — уничтожать слова. Главный мусор скопился, конечно, в глаголах и прилагательных, но и среди существительных — сотни и сотни лишних. Не только синонимов; есть ведь и антонимы. Ну скажите, для чего нужно слово, которое есть полная противоположность другому? Слово само содержит свою противоположность. Возьмём, например, «голод». Если есть слово «голод», зачем вам «сытость»?
    «Неголод» ничем не хуже, даже лучше, потому что оно — прямая противоположность.
    Сайм откусил еще от черного ломтя, наскоро прожевал и заговорил снова:
    — Неужели вам непонятно, что задача новояза — сузить горизонты мысли? Каждое необходимое понятие будет выражаться одним-единс-твенным словом, значение слова будет строго определено, а побочные значения упразднены и забыты. С каждым годом всё меньше и меньше слов, все Уже и Уже границы мысли.
    3. Сайм умолк и черенком ложки рисовал в лужице соуса.
    — В новоязе есть слово, — сказал Сайм. — Не знаю, известно ли оно вам: «речекряк» — крякающий по-утиному. Одно из тех интересных слов, у которых два противоположных значения. В применении к противнику это ругательство; в применении к тому, с кем вы согласны, — похвала.
     
    1. Почему для лингвиста Сайма существительные более полезные слова, чем прилагательные? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, каково частеречное значение существительных и прилагательных (что они обозначают?). Против каких существительных выступает Сайм?
    2. Объясните, почему лингвист Сайм считает лишними в языке синонимы. А почему лишние антонимы?
    3. В чём задача новояза, по словам Сайма?

    Упражнение 14.
    Прочитайте три отрывка из фантастического романа «Понедельник начинается в субботу». Его авторы — отечественные писатели Аркадий и Борис Стругацкие.
    1. Я с изумлением читал вывески. Слева строго блестела толстым стеклом синяя солидная вывеска с серебряными буквами:
     
    НИИЧАВО
    изба на куриных ногах
    Памятник старины
     
    Слева сверху висела ржавая жестяная табличка: «Ул. Лукоморье, д. № 13, Н.К. Горыныч», под нею красовался кусок фанеры с надписью чернилами вкривь и вкось:
     
    КОТ НЕ РАБОТАЕТ
    Администрация
     
    2. Я стал оглядываться и тут обнаружил небольшой, но очень старинный дом. Окна нижнего этажа его были забраны железными прутьями и до половины замазаны мелом. Дверей же в доме вообще не было. Прямо между двумя окнами висела вывеска. На вывеске было написано: «НИИЧАВО». «НИИЧАВО, — подумал я. — Научно-исследовательский институт... Чаво? В смысле — чего? Чрезвычайно Автоматизированной Вооруженной Охраны? Чёрных Ассоциаций Восточной Океании? Изба на курногах, — подумал я, — музей этого самого НИИЧАВО». С крыши здания поднялась стая ворон и с карканьем закружилась над улицей.
    3. Я затормозил возле странного здания с вывеской «НИИЧАВО» между окнами.
    — Что это означает? — спросил я.
    — Это Научно-Исследовательский Институт Чародейства и Волшебства... — сказал Роман. — Ну, что же ты стал? Загоняй машину.

    (По бр. Стругацким.)

    1. Найдите аббревиатуру. Какие варианты ее расшифровки предполагал герой? Что на самом деле означала аббревиатура? Объясните, как она образована.
    2. Можно ли осмыслить эту аббревиатуру, не прибегая к расшифровке? Объясните, как относятся авторы к аббревиатурам.
    3. Найдите слово, образованное сложением, в одном из текстовых фрагментов. Что оно означает?

     
    "Русский язык и литература для школьников" . - 2014 . - № 4 . - С. 22-31.
     
     




    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование