Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
     
    Е.Н. Руднев,
    кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы
    МБОУ СОШ № 11 г. Липецка
     
    Т.М. Водопьянова
    учитель музыки и МХК, МБОУ гимназия № 12, г. Липецк
     
     
    Музыка поэзии С.А. Есенина и поэзия музыки Г.В. Свиридова
     
    Интегрированный урок в 11 классе
     
     
    Ключевые слова: учебная, средства выразительности, развивающая, воспитательная задачи, жанр, ассоциация.
     
    Цели урока:
    учебная — познакомить учащихся со своеобразием лирики С.А. Есенина и Г.В. Свиридова;
    развивающая — совершенствовать умение анализировать поэтическое и музыкальное произведения;
    воспитательная — пробуждать самое лучшее и светлое в человеке; создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии; помочь увидеть своеобразие художественного мира поэзии С.А. Есенина и музыки Г.В. Свиридова.
     
    Оборудование:  текст стихотворения С.А. Есенина «О родина, счастливый и неисходный час!..», композиция Г.В. Свиридова, презентация, картины К. Малевича «Крестьянин», Ф. Малявина «Вихрь», Б. Кустодиева «Шагающий со знаменем», кадры кинохроники 20-30-х годов.
     
    Ход урока
     
    Слово учителя.
     
    Наш урок необычен потому, что в нем заявлено две темы, неразрывно связанные между собой. Их идеи сколь едины в своем воплощении, столь и различны. Мы представим вам два взгляда на одно и то же явление и в конце урока попросим вас, предварительно выслушав наши доводы, озвучить свою позицию.
    В заявленных темах уже сформулирована проблематика уроков. Так ли поэзия С.А. Есенина музыкальна? Так ли музыка Г.В. Свиридова поэтична? Есть ли идейное родство между поэтом и композитором?
    Итак, начинаем.
     
    Слово учителя литературы.
    Мироощущение русского человека всегда носило вселенский характер. Растворенность во всем сущем и в каждом живом существе явно характеризовала его жизненную философию, ту соприродную силу, которая определяла нравственные ориентиры, житийные устремления и чаяния. Кажущаяся легкость, с которой русский человек определял свое место в мире, ощущалась и выстраивалась веками. Именно поэтому те чувства любви к родному очагу, любви к родине воспринимаются до сих пор нами без какого-то внутреннего надрыва, переломе, необходимых страданий и состраданий. Единственный вечный постулат, который ощущаем и мы всей душой, гласил и гласит: «Нет ничего сложного, ибо сложное является надуманным и эклектичным!»
     
    Простота. Простота на уровне генотипа — единственное универсальное мерило оценки той или иной сущности. В мире нет ничего искусственного. В этом заключена наша идеология. Почему? Да потому, что ненастоящее не жизнеспособно. А это значит, что все вокруг нас значительное и полнокровное и мы в той же мере, как и окружающий нас мир, значительны и полнокровны. Не случайно:
     
    «У нас помыслы
    от облак Божиих...
    Дух от ветра...
    Глаза от солнца...
    Кровь от черного моря...
    Кости от камней...
    Тело от сырой земли...»
     
    В русском человеке заключена наша родина с ее неизмеримыми пространствами, духовным аскетизмом и безумной тягой к ощущению всей полноты жизни. Все наши крайности и противоречия сплелись в один целостный и цельный клубок. Все неразрешимые вопросы бытийных, вечных вопросов определили наше существование. И наконец, несведущему иностранцу, гостю растворить и отдать все богатства души воспринимается нами как высшая миссия. И даже тогда мы не станем нищими, ибо тот источник не оскудеет. Пополняемый ручейками слов, нот, идей, образов, он заблестит с новой, поражающей всех и вся силой. В этом уникальность русского человека, в этом его неисчерпаемая сила, в этом его благословение. Не случайно то, что «мы считаем преступлением устремляться глазами только в одно пространство чрева». Жизнь неисчерпаема в своих проявлениях и тех замысловатых загадках, которые выпадают нам на пути:
     
    Свищет ветер, серебряный ветер,
    В шелковом шелесте снежного шума.
    В первый раз я в себе заметил —
    Так я еще никогда не думал.
    Пусть на окошках гнилая сырость,
    Я не жалею, и я не печален.
    Мне все равно эта жизнь полюбилась,
    Так полюбилась, как будто вначале.
    Взглянет ли женщина
    с тихой улыбкой —
    Я уж взволнован. Какие плечи!
    Тройка ль проскачет дорогой зыбкой —
    Я уже в ней и скачу далече.
    О, мое счастье и все удачи!
    Счастье людское землей любимо.
    Тот, кто хоть раз на земле заплачет, —
    Значит, удача промчалась мимо.
    Жить нужно легче, жить нужно проще,
    Все принимая, что есть на свете.
    Вот почему, обалдев, над рощей
    Свищет ветер, серебряный ветер.
     
    1925 год
     
    Особенно остро это чувствовал С.А. Есенин.
    Очень часто наши стереотипы не дают нам возможности рассмотреть всю глубину творчества великого русского поэта. Мы знаем С.А. Есенина, но знаем его, к сожалению, как «певца страны березового ситца», описывающего сцены бытовой жизни русского крестьянина. Лубочные картинки сельской жизни с чрезмерной вычурностью, намеренной прорисованностью каждой детали, стилизацией. Однако это ничего общего не имеет с творчеством С.А. Есенина. Глубина мысли и простота слова — вот его оружие. Знание, ведание тайн им человеческой души поразительно и ни с чем несравнимо.
     
    Человек и слово в его творчестве необыкновенно жизненны, укоренены в русской духовной традиции, мудры и весомы. В своих идеях и мыслях он вторит вечности, той земле, которая вырастила его и воспитала. С.А. Есенин, безусловно, опирается на мифопоэтическую традицию, в которой слово «в первобытном, в первоначальном значении заключает не обман, возвышающий нас, а выражает то, что должно быть» [Федоров, т. I, с. 39], т.е. синтез реального и священного. И человек как часть этого мира понимается им так, как указал в глубокой древности Даниил Заточник: «Тело составляется жилами, яко древо корением. По ним же тече секерою сок и кровь, иже память воды».
     
    Таким образом, сама идея русского космизма, заключающаяся в обожествлении природы, отождествлении человека и природы, глубоко сокрыта в мироощущении русского народа. С.А.Есенин как проводник этой идеи понимал универсальность слова, которая является краеугольным камнем бытия русского человека: «В нашем языке есть много слов, которые как «семь коров тощих пожрали семь коров тучных», они запирают в себе целый ряд других слов, выражая собой иногда весьма длинное и сложное определение мысли. Например, слово умение (умеет) заперло в себе уж, имеет и несколько слов, опущенных в воздух, выражающих свое отношение к понятию в очаге этого слова».
     
    Поэт глубоко чувствует мессианскую сущность русского человека и великую ответственность, возложенную на него богом. Его мысль о величии и самобытности нашего этноса оригинальна и проста, выдает в нем философа русского духа: «Крещеный Восток абсолютно не бросил в нас в данном случае никакого зерна. Он не оплодотворил нас, а только открыл лишь те двери, которые были заперты на замок тайного слова».
     
    В слове С.А. Есенин видел меру человека и мира. Оригинальность его народной этимологии потрясает и современного исследователя. Кто бы мог подумать, что в слове «пастух» поэт увидел целую бездну смысла? «Само слово, — по мысли С.А. Есенина, — пас-тух (=пас-дух, ибо в русском языке часто д переходит в т, так же как е в о, есень — осень, и а в я, аблонь — яблонь) говорит о каком-то мистически помазанном значении над ним. «Я не царь и не царский сын, — я пастух, а говорить меня научили звезды», — пишет пророк Амос».
     
    Каждое слово С.А.Есенина оригинально и жизненно. В этом я и предлагаю убедиться вам. (Предварительно проводится словарная работа: на листках ученикам выписаны слова неисходный, преполовенъе, бдение, извечъе, зыбитъ, поветь, подъятъе и объяснены их лексические значения. Целесообразнее в данном случае использовать «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля и «Материалы для словаря древнерусского языка» И.И. Срезневского.)
     
    Чтение стихотворения:
     
    О родина, счастливый
    И неисходный час!
    Нет лучше, нет красивей
    Твоих коровьих глаз.
    Тебе, твоим туманам
    И овцам на полях,
    Несу, как сноп овсяный,
    Я солнце на руках.
    Святись преполовеньем
    И рождеством святись,
    Чтоб жаждующие бдения
    Извечьем напились.
    Плечьми трясем мы небо,
    Руками зыбим мрак
    И в тощий колос хлеба
    Вдыхаем звездный злак.
    О Русь, о степь и ветры,
    И ты, мой отчий дом!
    На золотой повети
    Гнездится вешний гром.
    Овсом мы кормим бурю,
    Молитвой поим дол,
    И пашню голубую
    Нам пашет разум-вол.   
    И не единый камень,
    Через пращу и лук,
    Не подобьет над нами
    Подъятье божьих рук.
     
    Август 1917
     
    Построчный анализ стихотворения.
     
    Вопросы:
    1. Каково первичное впечатление от стихотворения? (Стихотворение, безусловно, оригинально. Глубина философской мысли, выраженная в слове, необыкновенна. Стихотворение очень камерное, тонкое и необыкновенно колоритное по своему звучанию. Каждый катрен — это не просто штрих, но яркий кусочек целостной картины бытия.)
    2. В чем особенность именно этого стихотворения? (Стилистика С.А. Есенина узнаваема, используемые им образы невероятно выразительны и ярки. В то же время необходимо отметить, что именно в этом стихотворении практически отсутствует цветопись, которая в целом так характерна для лирики анализируемого нами поэта.)
     
    Слово учителя.
    Каждый поэт выражает себя, поднимает слово из глубины своей души. Оно им тонко прочувствовано, прожито и пережито. Поэт жаждет общения. И стихотворение — это, безусловно, общение, которое осуществляется сквозь пространство и время. Первая строка стихотворения начинается с восклицания, поэтому, на мой взгляд, будет вполне логично поставлен следующий вопрос:
    3.  К кому обращается поэт? Это монолог или диалог? (Поэт с помощью лирического героя обращается к родине, к своим истокам. Адресата, на первый взгляд, как такового мы не обнаруживаем, однако в этой обобщенности прослеживается обращение к своему современнику, потомку. Автор, безусловно, настроен на диалог, на диалог, прежде всего, со своим читателем. Вместе с тем необходимо отметить, что монологичность и камерная целостность стихотворения тоже присутствует. Это своеобразное и оригинальное смешение жанров.)
    4.  Каково соотношение пространства и времени в первом катрене? (Перед нами предстает вечность, наполненная чувством родины, которая в своем духовном пути вечна. Не ощущается, на наш взгляд, в этих строках и временность, изменчивость, мгновенность бытия.)
     
     
    Слово учителя.
    Обратите внимание на то, что час этот счастливый и неисходный. Само слово час, родственное латинско-греческой параллели wра, hora «время, мгновение, час»; макед. — «мгновение, момент», «пора, время, урок»; с.-хорв. — «миг, мгновение», способно содержать разную величину (во временном отношении): от мгновения (ср. однокоренные слова час и частить) до гораздо больших (иногда даже неопределенных) временных отрезков [Звез-дова, с. 107]. В свою очередь, счастливый, как определил это слово В.И. Даль в своем Словаре, есть случайность, желанная неожиданность. Счастье непременно со-часть-е, совместная доля многих. Таким образом, счастье — это ситуация, в которой человек оказывается с частью чего-то общего. И счастье, как показывает история слова, это не довольство, а сопричастность совместному делу. В этом соборном единстве и появляется неисходность, т.е. вечность.
     
    5.   Чрезвычайное эстетическое происшествие.
    Представьте себе, что наборщик, форматируя тексты С.А. Есенина, совершил, к сожалению, ошибку. Вместо слова «коровьих», он набрал «лучистых». Скажите, насколько существенна эта ошибка. Может быть, она не слишком грубая и текст следует напечатать и так.
     
    О родина, счастливый
    И неисходный час!
    Нет лучше, нет красивей
    Твоих коровьих глаз.
    О родина, счастливый
    И неисходный час!
    Нет лучше, нет красивей
    Твоих лучистых глаз.
     
    6.   В чем разница? В чем специфика используемой автором неординарной образности? (Словосочетание корових глаз на порядок экспрессивнее, выразительнее. Определение коровьих содержит большой эмоциональный потенциал. В этом отношении нейтральное лучистых менее образно и символично.)
     
    Слово учителя.
    По признанию поэта: «Исследователи древнерусской письменности и строительного орнамента забыли главным образом то, что народ наш живет больше устами, чем рукою и глазом, устами он сопровождает почти весь фигуральный мир в его явлениях, и если берется выражать себя через средство, то образ этого средства всегда конкретен». Безусловно, образ коровьих глаз сочен, неординарен и в то же время интуитивно близок каждому русскому человеку.
     
    Корова — это символ, открывающий мир национального мироощущения. В психологической символике она «со своим простым теплом, со своей терпеливой стельностью — скромный символ самой матери Земли, пребывает в величественном ритме своей смиренной натуры... у нее своя особая примитивная святость» [Славянская мифология, с. 335]. Корова для славян наиболее почитаемое из домашних животных. В сознании крестьян она тесно связана с силами природы, с силами неба и земли, причем с силами добрыми, она мать, она кормилица.
     
    7.  Почему же, обращаясь к Родине, автор использует местоимение «Тебе»? Неужели лирический герой не уважает родную землю? (Употребленное в стихотворении местоимение никак не свидетельствует о том, что лирический герой не любит или не уважает свою родину. Это показатель, в первую очередь, максимальной близости ко всему, что окружает его. В местоимении «тебе» выражается чувство родства человека и мира.)
     
    Слово учителя.
    Исконно русским является Ты-об-щение. Вы-общение заимствовано русским языком из западноевропейских в XVII-XVIII вв., где появление указания на лицо в форме множественного числа связывается с разными гипотезами, одна из которых сводится к тому, что в пору распада Римской империи (когда два императора занимали престолы в Риме и Константинополе) при обращении к одному из них, дабы не обойти и не обидеть другого, адресовали форму множественного числа (с этим связывают, кстати, и одно из употреблений «множественно» мы, исходящего от одного адресанта, так называемое мы — императорское).
     
    8.  Для чего в стихотворении используются бытовые реалии? Каково значение каждой детали? (Каждая бытовая деталь важна, так как она выражает авторское мироощущение. Тесное .единство быта и бытия определяет специфику стихотворения. Мир идей и мир вещей един в священном слове. Являясь символами, детали, вещи, слова несут важные сакральные смыслы.)
     
     
    Слово учителя.
    Окружающий нас мир, по мысли автора, наполнен жизнью, и каждая деталь в мире русского человека непостижимым образом одухотворена. С.А. Есенин уверен, что «мы заставили жить и молиться вокруг себя почти все предметы». Внутреннее зрение, тонкое понимание бытия помогает поэту гармонизировать бытовое и бытийное существование человека, стяжать их. Именно это казалось и кажется цивилизованному человеку, оторванному от естественной жизни, несоединимым. Такое сопряжение и есть дух поэта, его философия, его жизнь.
     
    9. Какие средства художественной выразительности используются далее? В чем их специфика? (Автор в данной строке использует инверсию и метафору. Происходит своеобразное нанизывание одного средства художественной выразительности на другое. Сноп овсяный уподобляется солнцу, актуализируя солярную символику. В данном случае идея одухотворения неживого мира достигает апогея.)
     
    Слово учителя.
    Да!.. Поэт в данной строке отразил идею камерности бытия. Как носитель творческой интенции он оживил сущность творческого вдохновения. При этом созидательная энергия, воплощенная в слове, есть суть его творчества. И сам С.А. Есенин полагал, что «существо творчества в образах разделяется так же, как существо человека, на три вида — душа, плоть и разум». Поэт, что достаточно важно, безусловно, сопрягает и душу, и плоть, и разум, приходя к постижению бытия, приятию всех жизненных перипетий. Существо человека становится гармоничным, и мир становится гармоничным. Перед нами один из законов диалектики, который определяет единство и взаимообусловленность всех сущностей в мире.
    10. К кому обращается лирический герой в 3-м катрене? К чему он призывает? (Автор все также обращается к родине, которая не абстрактна. Она конкретна в своих пространствах, в своем духовном подвиге. В этих строках звучит и просьба преобразоваться, измениться внутренне, т.е. нравственно возвыситься, окрепнуть. Только после этого произойдет преображение человека. И только тогда он будет сопричастен вечности, станет сверхчеловеком.)
     
    Слово учителя.
    Обратите внимание на слово святись. В древнерусском языке слова свет и свят были однокоренными. Таким образом, все, что светилось, было свято, и все, что было свято, светилось изнутри. В русском языке сохранилось уникальное определение родины — белый свет. Само это словосочетание, возникшее в произведениях народного творчества, изначально обозначало только Русь. Параллельно существовали словосочетание Божий мир с тем же значением и слово свҌторусъе, т.е. «русский мир, земля; белый вольный свет на Руси» [Даль, т. ГУ, с. 159], которое дано в словаре В.И. Даля.
    11.Обратите внимание на то, что во 2-м катрене используется местоимение «я», а в 4-м «мы». Кто такие эти «мы»? (Мы — это люди, преображенные духом, увидевшие свет истины, испившие из источника святости. Сила их титаническая, способная изменить все кругом. Доказывают это глаголы трясем, зыбим, вдыхаем, употребленные в настоящем времени, что, действительно, придает пафос происходящему действу.)
    12.О чем говорят многочисленные метафоры? (О величии человека, о пространственном единстве неба, земного простора, космоса. В то же время автор подчеркивает многогранность мира, его сложность. И даже в тяжком крестьянском труде он видит подвиг былинного богатыря.)
     
    Слово учителя.
    С.А. Есенин ратует за возрождение древнего мироощущения, которое на порядок превосходит современное поколение в плане понимания законов мира и жизни. Бытовая рутина для поэта подобна смерти. В этой связи, авторитет предков был непререкаем, ибо их «сильно беспокоила тайна мироздания. Они перепробовали почти все двери, ведущие к ней, и оставили нам много прекраснейших ключей и отмычек, которые мы бережно храним в музеях нашей словесной памяти. Разбираясь в узорах нашей мифологичной эпики, мы находим целый ряд указаний на то, что человек есть ни больше, ни меньше, как чаша космических обособленностей».
     
    13. Итак, воссоздайте хронологическую последовательность происходящего. (Во-первых, лирический герой говорит о том, что наступает новая эпоха; во-вторых, он обращается к родине, как к близкому человеку, питающего его не только пищей материальной, но и духовной; в-третьих, он, уподобляясь Данко, несет свет истины. Далее происходит преобразование пространства, каждого уголка Руси. И наконец, мир меняет всех, кто жаждет приобщиться к вечным ценностям нематериального мира. Новый человек, соединяясь с миром, становится подобен былинному герою, который способен трясти небо, волновать мрак, вдыхать жизнь в мертвое.)
    14. Чем отличается призыв в первом катрене от призыва в 5-м? (Лирический герой обращается к основополагающим элементам в жизни русского человека, священным и неизменным. Кроме того, заявленные сущности являются стихиями. Так, «ветер представляет собой воздух в его активном, подвижном аспекте и считается первичной стихией в силу своей связи с творящим дыханием или дуновением». Пространство дома всегда мыслилось одухотворенным. Переплетаясь, внутренние законы, этические нормы, древние табу отождествляли дом с семьей, хозяйством, трудом. Дом (как синтезатор культуры) соединял повседневную жизнь и бытие, сопрягал законы пространства и нравственно-духовные категории. Отсюда отождествление дома с храмом, собором. Для каждого человека Дом Божий — святыня, посвященное божеству место. Степь в сознании русского человека представляется как единство физических и священных смыслов, пространственно-временных и морально-нравственных, этических. В этой связи, как нам представляется, степь есть сложный символ и понимание его не сводимо только к раскрытию отрицательных семантических потенций этой пространственной категории. Слово степь в стихотворении содержит значения «родство», «надежда», «исцеление», «очищение» и «возвращение». Все это и есть Русь.)
     
     
    Слово учителя.
    Хочется внести лишь некоторое уточнение, касающееся мировидения самого С.А. Есенина: он полагал, что «изба простолюдина — это символ понятий и отношений к миру, выработанных еще до него его отцами и предками, которые неосязаемый и далекий мир подчинили себе уподоблениями вещам их кротких очагов. Вот потому-то в наших песнях и сказках мир слова так похож на какой-то вечно светящийся Фавор, где всякое движение живет, преображаясь».
     
    15. Почему автор поэтизирует поветь? Какова символика вешнего грома? (Поветь в стихотворении является вещью, которая обозначает «место особой кривизны времени-пространства» [Флоренский, с. 493]. Тем самым утверждается мысль о том, что «вещь — «сильная» по определению, и как таковая... образует верхний ценностный полюс...» [Топоров, с. 15]. Вешний гром — это метафора поворота времени, коренного перелома. Вся жизнь начинает бурлить, проявлять свою божественную сущность.)
    16. Какие мотивы мы явно ощущаем в стихотворении? Какое чувство испытывает лирический герой? Почему? (В стихотворении довольно сильны языческие мотивы. Об этом свидетельствует и голубая пашня, и разум-вол. Орнаментальная образность стихотворения рисует яркую картину «бытийного быта». Если ранее вещь символизировала идею вечности, то теперь сама вечность, неисходность овеществляется в предмете. Вместе с тем идея о принятии жизни как таковой во всех ее проявлениях и здесь доминантна, ибо необходимость пищи земной и пищи духовной бесспорна. Естественный человек, живущий на земле, по мысли автора, — владыка мира. И труд наполняет его восторгом, силой, творческой энергией.)
    17. Какое пространство изображено далее? (Пространство это непоколебимое и нерушимое. Оно сотворено матерью-землей и одухотворено духом Божиим. Нерушимость границ родины определена нравственной и физической силой русского человека. Мир земной защищается Богом, а мир небесный — совершенством физического мира. Эта взаимообусловленность фантастическим образом создает образ вневременного и внепространственного величия.)
     
    Слово учителя.
    Мы с вами проанализировали стихотворение. И у нас остается открытым только один вопрос:
     
    18. Какая это лирика: гражданская, любовная, философская? (В этом стихотворении довольно трудно разобраться. Разные идеи переплетаются в нем. Проанализированное произведение нельзя отнести к гражданской лирике, так как в нем нет абсолютно чувства гражданственности, хотя и любовь к родной земле, родному дому, родному очагу чувствуется в каждом слове. Если стихотворение отнести к любовной лирике, то и такое суждение будет не совсем верным в силу того, что лирический герой объясняется в любви туманам, полям, небу, степи, ветру, дому, т.е. всему тому, что его окружает. По этой же причине нельзя отождествить изученное стихотворение с философской лирикой. В нем быт философичен, а бытие архаично. Таким образом, оно сочетает все разные идеи, которые важны в плане постижения человека и бога, земли и неба, света и тьмы.)
     
    Слово учителя МХК.
    Напомню вам, что время создания этого произведения достаточно бурное. В феврале 1917 года произошла буржуазная революция. Многие в России рассчитывали на коренные изменения. С.А. Есенин полагал, что страна возвратится к своим истокам. Это даст ей возможность по-новому взглянуть на свое прошлое и построить будущее. Крестьянская страна, по мысли поэта, явит миру новое чудо. С.А. Есенин еще пока верит в лучшее. Пока нет коллективизации, пока нет индустриализации, пока зажиточных крестьян не раскулачивают, пока нет гражданской войны.
     
    Через 60 лет после создания С.А. Есениным стихотворения, к этому произведению обратился последний из классиков отечественной музыки ушедшего века, Г.В. Свиридов. Композитор, безусловно, знал обо всех тех катаклизмах, которые потрясли жизнь русского крестьянства до основания. Он понимал, что тем мечтам, которые питал С.А. Есенин, не суждено было сбыться. Русское крестьянство с трудом сохранит остатки той культуры, которую впоследствии по крупицам будут собирать этнографы, диалектологи, фольклористы.
     
    Мы с вами попытаемся выяснить: сохранил ли Г.В. Свиридов в своем произведении пафос стихотворения С.А. Есенина, понял ли композитор поэта, дал ли Г.В. Свиридов свою интерпретацию стихотворению?
     
    Мы услышим фрагмент вокального цикла «Отчалившая Русь» в исполнении Д. Хворостовского.
    У С.А. Есенина нет стихотворения с таким названием. Г.В. Свиридов выносит в заголовок всего произведения строки из его поэмы «Иорданская голубица»:
     
    А впереди их лебедь
    В глазах, как роща, грусть
    Не ты ли плачешь в небе
    Отчалившая Русь?
     
    1.  Предлагаю вам задуматься над названием цикла. Что оно обозначает? (Отчалившая Русь плачет. Это могут быть и слезы умиления, и слезы страдания, и слезы радости. Очевидно, что Русь переживает какие-то трансформации. Кроме того, явно прослеживается на уровне ассоциации связь с птицей-тройкой, которая устремлена в будущее сквозь пространство и время. Непонятно, что ожидает там впереди Отчалившую Русь.)
    2.  Давайте прослушаем композицию. Какое впечатление оставила музыка Г.В. Свиридова? Какое ощущение запечатлелось после прослушивания? Можно ли его выразить однозначно?
     
    Скорее всего, я услышу от вас разные варианты ответов: одни услышат ликующее предчувствие нового, вселяющее надежду. Другим это произведение покажется трагическим, как и судьба русской деревни в начале XX века. Каждый имеет право на свою точку зрения.
     
    Слово учителя.
    Вспомните, в какую историческую эпоху пишет эти стихи С.А. Есенин. Поэтому, наверное, услышал композитор тот взрыв эмоций, то смятение чувств, которые испытывал и сам поэт, и его современники.
     
    3. Какими музыкальными средствами достигает композитор этого впечатления? (Быстрый темп, усиленная динамика, постепенное расширение диапазона, активный характер интонаций и т.д.)
    Вы помните из уроков музыки, что смысл произведения раскрывает, прежде всего, принадлежность его к тому или другому музыкальному жанру. Это песня, танец, марш во всем их многообразии, они связаны с конкретными подробностями бытования этой музыки во времени, национальной и социальной среде.
    А теперь попробуйте дать определение жанра для музыки Г.В. Свиридова? (В песне на стихи С.А. Есенина произошло сплетение жанров, которое делает произведение многоплановым, сложным.)
    4. С чего начинается музыка? (В гуле аккордов фортепианного вступления слышится неистовый колокольный перезвон, точнее тревожный набат. Он ширится, растет, заполняя собой весь горизонт звукового диапазона. Так с первых тактов музыки произведение как бы переносится в плоскость вселенских образов и проблем. Ассоциация с музыкой православной церкви, ее жанровой природой обусловлена внутренней логикой есенинского стиха, в котором глубинная жизнь героя неразрывно связана с Богом, соборностью. Колокольная звукопись в русской классической музыке ведет традицию от произведений А. Бородина, М. Мусоргского, С. Рахманинова.)
    5. Мелодия — это душа произведения. О чем нам может рассказать мелодия Г.В. Свиридова? Попробуйте мысленно представить контур мелодической линии. Как она выглядит? (Интонационное зерно произведения — активные восходящие ходы в диапазоне кварты (интервал между двумя звуками в четыре ступени звукоряда). Они звучат из-за такта в размере, типичном для русской крестьянской поэзии (ямб)).
     
     
    Слово учителя.
    Попевки в квартовом диапазоне восходят к древнейшему пласту музыки, их можно обнаружить в архаических обрядовых песнях, закличках. Языческое, по сути, интонирование вырастает в этой музыке из образов одушевленной природы, с пантеистическим восприятием которой русский крестьянин не расставался ни в какие времена невзирая на веру в Бога. Для Свиридова, который с детства был воспитан на музыкальных традициях Курской губернии, более других сохранивших этническую музыку прасла-вян, подобный интонационный строй стал характерным (вокальный цикл «У меня отец крестьянин», кантата «Поет зима, аукает» на стихи С. Есенина, «Курские песни». (Исполняется фрагмент кантаты «Поет зима, аукает».) Мы можем услышать, что на слова:
     
    А вьюга с ревом бешеным
    Стучит по ставням свешенным —
     
    приходится такой же активный квартовый ход, выразительные свойства которого заключаются в создании ощущения необыкновенного всплеска чувств.
    В мелодической линии кульминация в различных куплетах приходится на слова: твоих, солнце, бессмертьем, подъятъе. Образуется сиволическая образная цепочка, которая является важнейшим конструктивным элементом произведения.
    6. Ритм играет огромную роль в жизни Вселенной и каждого человека. Неизменный ритм восходов и закатов, рождений и смертей, вдохов и выдыхов пронизывает все в нашем мире. На фоне вечных проявлений ритма каждое отклонение, ритмическая неровность несут с собой рассказ об индивидуальных проявлениях — событиях, образах. Ритмическая формула произведения Г.В. Свиридова вносит в эту музыку элементы еще одного жанра. Можете определить какого? (Совершенно верно. Это танец. А если быть точными до конца, это русская пляска, которая появилась также как языческие попевки во время выполнения обрядовых земледельческих ритуалов. В частности, вспомним обряд весеннего выплясывания земли. Подобные ритмоформулы используют композиторы, современники С.А. Есенина, как будто само время пахоты и сева для «отчалившей России» уже настало (И. Стравинский «Весна священная», С. Рахманинов «Прелюдия соль минор»).
    В музыке Г.В. Свиридова этот ритм связан с движением вперед, рождением нового, надеждой на будущее.)
    7. Совпадает ли форма музыкального произведения и архитектоника стихотворения С.А.Есенина? (В музыке Свиридова один из катренов превращается в припев. Такая форма характерна для крестьянской песни рубежа XIX-XX вв. Этот прием как бы приближает музыкальное произведение к стилистике народного творчества.)
     
    О родина, счастливый
    И неисходный час!
    Нет лучше, нет красивей
    Твоих коровьих глаз.
    Тебе, твоим туманам
    И овцам на полях,
    Несу, как сноп овсяный,
    Я солнце на руках. (2 раза)
    Святись преполовеньем
    И рождеством святись,
    Чтоб жаждующие бдения
    Извечьем напились.
    Тебе, твоим туманам
    И овцам на полях,
    Несу, как сноп овсяный,
    Я солнце на руках. (2 раза)
    И не единый камень,
    Через пращу и лук,
    Не подобьет над нами
    Подъятье божьих рук.
    Тебе, твоим туманам
    И овцам на полях,
    Несу, как сноп овсяный,
    Я солнце на руках. (2 раза)
     
    8.   В связи с чем в произведении Г.В.Свиридова нет трех катренов? (Слишком яркая, космическая образность не укладывается в образный строй народной песни.)
    9.   В тексте третьего катрена произошла замена слов. Вместо слова извечъе у Г.В. Свиридова используется слово бессмертье. Почему произошла такая замена? (Возможно, что с вокальной точки зрения так удобнее исполнить произведение. Вместе с тем в оставшихся четверостишиях не встречается диалектная лексика. Таким образом, текст звучит более современно.)
    10. Последней фразой у С.А. Есенина является: Подъятье божьих рук, — а у Г.В.Свиридова: Несу, как сноп овсяный, / Я солнце на руках. Меняются ли при этом смысловые доминанты текста? (В первом варианте финал произведения связан с исконно православной составляющей. Во втором варианте финала языческие мотивы выходят на первый план. Ощущения космической картины мира становятся первоосновой бытия.)
    11.Является ли музыка Г.В.Свиридова отражением внутреннего смысла стихотворения С.А.Есенина или композитор создает свое произведение, лишь формально оттолкнувшись от текста? Какую роль играют средства музыкальной выразительности в создании цельного восприятия различных смысловых пластов стихотворения? (Композитор переосмыслил произведение С.А. Есенина. Идеи, положенные в основу стихотворения, полностью реализованы в музыкальной составляющей, однако внутренний трагизм чувствуется.)
    12.Обратимся к темам нашего общего урока и попытаемся ответить на вопросы: насколько поэзия С.А. Есенина музыкальна, насколько музыка Г.В. Свиридова поэтична? (Образы стихотворения вызывают музыкальные ассоциации — обрядовые, церковные и т.д. В стихотворении есть настроение, ритм, темп, характер речевого интонирования, которые слышит читатель. В нем элементы крестьянской песни, плача, причета. В свою очередь, музыка Свиридова поэтизирует, углубляет смысловую основу текста. Написанная в другую историческую эпоху, она высвечивает проблему русского крестьянства начала XX века с точки зрения свершившегося, т.е. более драматично и остро.)
    13.Насколько возможно, по-вашему, передать с помощью музыки общее настроение поэтического произведения и его идейную концепцию, мировоззренческую позицию? (В произведениях, возникающих во взаимодействии различных видов искусства, происходит либо углубление первоначального замысла, либо этот замысел может быть переосмыслен и в этом случае возникает совершенно иная идея, иная жизненная позиция соавтора. Музыка, написанная на стихи поэта, несет в себе эмоциональный отклик композитора, его личностное прочтение текста.)
     
     
    Слово учителя МХК.
    Поэты, композиторы, художники выражают свою любовь к матери, к родине, к тем звукам, пейзажам, которые врезаются в душу навсегда. Многое может происходить, но одно никогда не утратит своей актуальности — любовь к Родине. Любопытно, что сам Г.В. Свиридов так характеризовал это произведение: «О, Родина, счастливый и неисходный час!» — бесконечная вера в Родину, в ее лучшие духовные силы, торжественный гимн, вера в обретение Родины».
    Слово учителя литературы.
    Весь этот нелегкий путь, который мы с вами прошли, нашими спутниками были слова самого С.А. Есенина. Они помогали нам лучше понять глубину его мысли. Я бы хотел завершить этот урок на мажорной ноте, однако это было бы неверной нотой. Полагаю, что лучше финал нашего общения оставить открытым. Я предлагаю вам поразмыслить над словами «поэта страны березового ситца»: «Наше современное поколение не имеет представления о тайне... образов. В русской литературе за последнее время произошло невероятнейшее отупение. То, что было выжато и изъедено вплоть до корок рядом предыдущих столетий, теперь собирается по кусочкам, как открытие. Художники наши уже несколько десятков лет подряд живут совершенно без всякой внутренней грамотности. Они стали какими-то ювелирами, рисовальщиками и миниатюристами словесной мертвенности».
     
     
    Литература
     
    Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Тт. 1-4. М., 1978.
    Есенин С.А. Ключи Марии // Собр. соч.: В 5 т. Т .5. — М.: ГИХЛ, 1962. — С. 27-54.
    Звездова Г.В. Русская именная темпоральность в историческом и функциональном аспектах. — Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1996. — 144 с.
    Звездова Г.В. Изучение ментальности и концептуальный анализ текста // Отражение русской ментальности в языке и речи. - Липецк, 2004. — С. 98-120.
    Колесов В.В. «Судьба и счастье» в русской ментальности // Размышления о философии на перекрестке второго и третьего тысячелетий. Сборник к 75-летию профессора М.Я. Корнеева. Серия «Мыслители», выпуск 11. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. — 306 с.
    Славянская мифология. Энциклопедический словарь. — М., 1995.
    Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. - М.: Изд. группа «Прогресс»-«Культура», 1995. - 624 с.
    Федоров Н.Ф. Философия общего дела: В 2 т. Т. 1. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 699 с.
    Флоренский П.А. Имена: Сочинение. — М.: Эксмо, 2006. — 896 с.
     
    Приложение
     
    Неисходный — неисходимый, непроходимый, непроходный по величине, объему; | безвыходный, нескончаемый, вечный. Неисходные леса, болота, тундры. Неисходное горе, печаль.
    Преполовение (препловленье, половение) — по церковному православному календарю Преполовение Пятидесятницы — подвижный праздник, день в середине четвертой недели после Пасхи, половина периода в 50 дней, отделяющих Пасху от Троицы — дня Сошествия Св. Духа. Церковь вспоминает в этот день наставления Иисуса Христа о значении спасения принесенного им людям, которое называется «источником бессмертия». В праздничном песнопении от имени Христа поется: «Приидите и почерпните воду бессмертия».
    Бдение — в православной церкви: праздничное богослужение в канун воскресенья и больших христианских праздников, длящееся всю ночь.
    Извечъе — бессмертье.
    Зыбить — колебать.
    Поветь — крыша, хлев, сарай, навес.
    Подъятье — помощь, исцеление; поддержка, помощь.
     
     
    "Русская словесность" . - 2014 . - № 2 . - С. 12-23.
     
     




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование