Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


      

    Т.Н. Сокольницкая (Санкт-Петербург)
    к.п.н., доцент заместитель директора центра по работе с талантливой молодежью
    ГОУ ВПО РГПУ им. А.И. Герцена 
     
    Текст как единица обучения в методической деятельности современного учителя русского языка
     
     
    Ключевые слова: методическая деятельность учителя, текстоориентированное обучение, виды анализа текстов.

    Отличительной особенностью современных подходов к обучению русскому языку, реализующих компетентностный подход к образованию, стало текстоориентированное обучение, т.е. широкое использование текста как языковой, коммуникативной и дидактической единицы.

    В современной методике текст выступает:
    во-первых, как речевое произведение, где «реализуется сама сущность языка как средства общения ... именно на уровне текста сливаются воедино все единицы с их подчиненными функциями и раскрываются в единой функции, а следовательно, в самой сущности языка — коммуникации» (Г.А. Колшанский). На основе текста осуществляется познание грамматических категорий, языковых явлений, формируется система языковых понятий;
    во-вторых, как основное средство овладения типами и стилями речи;
    в-третьих, как средство создания образовательного пространства, развивающей среды, которая обеспечивает языковое и речевое развитие школьника, формирование культурного, духовно-нравственного потенциала его языковой личности, отраженного в русском языке, так как уровень общей и речевой культуры определяется «объемом и качеством освоенных личностью текстов из накопленных обществом духовных богатств» (Г.А. Золотова).

    Текст как единица, как средство обучения дает современному учителю русского языка уникальные возможности для создания в процессе обучения предмету развивающей среды, обеспечивающей гармоничное развитие языковой личности школьника; позволяет реализовать вариативность обучения и гармонизировать на текстовой основе полифонию современных методических подходов; обеспечить внутри- и межпредметную интеграцию.

    Уровень сформированности ведущих компетенций выпускников в области русского языка проверяется сегодня с помощью целого ряда заданий на текстовой основе в тестовых формах итоговой аттестации ЕГЭ и ГИА. Так, например, задание части С ЕГЭ по русскому языку предусматривает написание сочинения-рассуждения на основе исходного текста с целью выявления уровня сформированности речевых умений и навыков, составляющих основу коммуникативной компетенции выпускника средней (полной) школы.
    В связи с этим можно сделать вывод о том, что профессиональные знания и умения, связанные с реализацией обучающего, развивающего и воспитывающего потенциала текста как единицы обучения русскому языку, определяют сегодня эффективность методической деятельности учителя русского языка.

    В современной методике накоплен богатый опыт работы с текстом как единицей, средством обучения, разработаны различные виды упражнений на текстовой основе, сочинения, изложения различных видов, упражнения в реконструкции текста, упражнения в анализе текста и т.д.

    Однако многолетний опыт работы с выпускниками Республики Коми, Санкт-Петербурга, со слушателями подготовительных курсов РГПУ им. А.И. Герцена показывает, что уровень сформированности знаний и умений, составляющих основу коммуникативной компетенции выпускников и особенно связанных с восприятием текста, с его пониманием, с адекватным его воспроизведением, по-прежнему остается невысоким.

    Так, например, анализ сочинений-рассуждений в формате части С ЕГЭ, написанных выпускниками Санкт-Петербурга (50 учащихся 11-х классов, 6 выпускников прошлых лет) на основе исходного текста «Белый красавец» В. Конецкого (опубликован на сайте https://festival.1september.ru/articles/589329/), показал, что выпускники, пришедшие на курсы, испытали затруднения в определении темы текста — 15,6%; проблемы текста — 37,5%, позиции автора — 43,75%.

    Большинство слушателей не увидело символичность образа Белого кита, являющегося своеобразным олицетворением уникального в своей гармонии мира природы («Стадо китов провожает светило на ночной покой»), живущего своей особой «странной жизнью», но абсолютно беззащитного перед жестокостью и бездумностью человека. Ни в одном сочинении не был отмечен прием антитезы, который использует автор, противопоставляя гармонию, красоту мира природы («стадо китов, Белый кит, белый красавец, один на десятки тысяч») бездумной жестокости ученого Латышева («скопление китов, белая громада, белоснежная туша, животные-альбиносы встречаются довольно редко»).

    Неадекватное восприятие исходного текста привело к тому, что большая часть слушателей подменила проблемы текста, и это, соответственно, отразилось на качестве всего сочинения-рассуждения.

    Приведем фрагмент работы ученицы 11-го класса А.
     
    Виктор Викторович Конецкий — прозаик и сценарист, капитан дальнего плавания. Он любил море и его обитателей, животных и природу в целом. В этом тексте писатель задумывается над тем, обращают ли люди внимание на животных, как они относятся к природе и живым созданиям...
    В.В. Конецкий с некоторой горечью пишет о том, что люди не обращают внимания на животных, не задумываются о судьбе живой природы, несмотря на её акты протеста...Безразличие людей противопоставляется активности самой природы, которая любыми способами пытается «обратить на себя внимание».
    Мысли автора созвучны моим собственным. Действительно, в наше время люди перестали уделять время тем, кого мы сами часто называли «братьями нашими меньшими», многие стали безразличными и черствыми к тому живому, что нас окружает, особенно если это касается дикой природы.
     
    Из этого фрагмента, в котором опущена часть комментария, видно, что неадекватное восприятие текста проявилось в сужении его проблематики, что в дальнейшем отразилось на формулировке собственной позиции, а далее и аргументов.

    В качестве примера неадекватного восприятия текста, приведшего к формулировке и обоснованию «очень узкой проблемы», приведем фрагмент из работы ученика 11-го класса С.
     
    Я не согласен с автором текста. Киты не выбрасываются на берег из протеста против загрязнения морей и океанов. Недавно мне попалась в руки книга о китах и дельфинах, где говорится, что дельфины попадают в сильное течение, которое и выносит их на берег.
     
    Решить эту серьезную методическую проблему и совершенствовать умения адекватного восприятия текста позволяет регулярное выполнение с учащимися такого упражнения, как анализ текста. Восприятие текста — сложный психологический процесс, который во времени совпадает с его пониманием; осознанием
    смысла и внутренних связей в содержании текста. Глубина понимания зависит от жизненного, читательского и речевого опыта реципиента; уровень понимания текста отражает уровень развития языковой личности (Л.И.Богин, Т.М. Дридзе, И.А.Зимняя, А.А.Леонтьев, Ю.Н.Караулов).

    Восприятие художественного текста связано с эстетическим переживанием, интерпретацией образно-эстетической информации, эмоциональной и эстетической оценкой художественных образов (А.А. Залевская, А.И.Новиков и др.). Особенности восприятия художественного текста нашли методическую интерпретацию в современных исследованиях процесса речевого развития школьников и обучения русскому языку (А.Д.Дейкина, Т.К.Донская, Г.М.Кулаева, В.Г. Маранцман, Т.М. Пахнова, И.А. Сотова, Е.П. Суворова и др.).
    Современная методика предлагает учителю различные виды работы с текстом на уроках русского языка, различные методики его анализа в зависимости от задач, решаемых в процессе обучения: к середине 2000-х годов в теории и практике обучения русскому языку определилась специфика и сложилась методика проведения различных видов анализа текста.
     
    Разработка культуроведческого подхода пополнила современную методику такими понятиями, как лингвокультуроведческий анализ текста, который обеспечивает широкие возможности для одновременного изучения языка и культуры, поскольку предполагает исследование текста не только с точки зрения языка, но и личностного восприятия текста как феномена культуры (Л.А. Ходякова); и культуроведческий текст — «культурно значимый текст, отражающий историко-культурные ценности народа, его духовность, эстетичный по содержанию, форме, структуре и лексическому наполнению» [2]. К культуроведческим текстам, с точки зрения Л.А. Ходяковой, относятся чаще всего тексты, описывающие или комментирующие объекты культуры, языковые феномены, традиции народа, религиозные ритуалы, бытовые обряды, праздники, жизнь и творчество деятелей культуры, исторически значимые события или явления природы, оказывающие эмоционально-нравственное воздействие на читателя (слушателя) [там же]. В практике современного обучения русскому языку накоплен богатый опыт работы с культуроведческим текстом в процессе реализации белгородского, поморского, санкт-петербургского региональных компонентов, коми национально-регионального компонента и др.
     

    Виды анализа текста в обучении русскому языку
     
    1. Лингвистический. Включает анализ языковых средств, использованных в художественном тексте (относящихся к возможным коммуникативным помехам — устаревшие слова и обороты, диалектизмы, профессионализмы, арготизмы, термины, индивидуально-авторские новообразования, ключевые слова, устаревшие или ненормативные факты в области фонетики, морфологии и синтаксиса) (Н.М. Шанский) [4].

    2. Лингвостилистический.  Направлен на выявление языковых и стилистических особенностей текстов определенных типов речи (О.А. Алексеева, Т.М. Воителева, В.И. Капинос, СИ. Львова и др.).

    3. Лингвоэстетический.  Комплексный анализ, в процессе которого происходит интеграция текстовых знаний и коммуникативных умений со знаниями и умениями литературного анализа и художественный текст предстает как эстетическая ценность, как органическое единство содержательно-композиционной и языковой сторон; позволяет выявить эстетическую функцию художественного текста, предназначенность языковых средств воздействовать на мышление, чувства и эстетические установки читателя (Т.К. Донская, Г.М. Кулаева, В.В. Лолуа, Т.Н. Сокольницкая и др.).

    4. Лингвосмысловой.   Направлен на выделение доминантных языковых средств и определение их функции в раскрытии идейно-тематического и эстетического содержания текста, в реализации замысла автора (Е.П. Суворова).

    5. Герменевтический.  Цель его — понять автора, понять текст на основе интерпретации — свободного толкования рождаемых словами и предложениями смыслов. Анализ текста с использованием интерпретации помогает понять смысл произведения, увидеть, как языковые средства «работают» на образ (Е.Н. Антонова, Н.С. Болотнова) [1, с. 6-11].

    6. Комплексный.   Целостный анализ, раскрывающий учащимся единство формы и содержания текста как речевого произведения. Идея анализа реализуется во внутренней логике, взаимосвязи вопросов и заданий к нему. Логика анализа определяется содержательно-композиционными и языковыми особенностями текста, целями и задачами работы с ним [3, с. 22].
     

    Овладение опытом, накопленным современной методикой в области текстоориентированного обучения русскому языку, позволяет учителю выбирать ту методику работы с текстом, те упражнения, которые соответствуют целям и задачам урока, возможностям класса, его собственным методическим потребностям и возможностям. В процессе анализа текста учитель может сам определять характер и последовательность заданий к тексту, самостоятельно выстраивать внутреннюю логику анализа, приводя учащихся к постижению единства формы и содержания речевого произведения. Более того, учитель может самостоятельно отбирать необходимые ему тексты, составлять упражнения на текстовой основе, т.е. осуществлять творческую методическую деятельность.
     

    Литература

    1. Болотнова Н.С. Герменевтический анализ текста как метод изучения русского языка и литературы / Лингвистика текста: методы исследования: Мат-лы Межвуз. н-практ. конф. — М., 2006. — С. 6-11.
    2. Дейкина А.Д., Еремеева А.П., Ходякова Л.А., Гордиенко О.В., Пахнова Т.М. Формирование культуроведческой компетенции учащихся при обучении русскому языку: Коллективная монография. — М., 2005. — 136 с.
    3. Сокольницкая Т.Н. Комплексный анализ текста на основе заданий в тестовой форме // Русский язык в школе. — 2011. — № 10. — С. 22-24.
    4. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. — Л., 1990. — 270 с.
     

    «Русская словесность» . – 2004 . – № 4 . - С. 16-20.
     
     




    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование