Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников

    Библиотека

    Медиаресурсы

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     

    Б.А. Ланин (Москва)
    доктор филологических наук, профессор
    автор линии учебников по литературе для 5-11 классов 
     
    Филологические проекты в школе
     
     
    Ключевые слова: проектная деятельность, филологические проекты, круг чтения, исследовательская деятельность.
     

    Федеральный государственный стандарт образования направлен на организацию самостоятельной учебной деятельности обучающихся в современных школах. Проект, о котором пойдет речь, проходит в г. Жуковском, в гимназии № 13. Он был одобрен педагогическим советом школы. Проект прошел несколько стадий экспертизы. Он подробно прописан и продуман на три года вперед. Смысл его в том, чтобы научить наших маленьких сограждан любить родной язык, дать им задуматься над тем, какие слова они употребляют и в каких случаях, как изменяется великий русский язык; сопоставить этот процесс с изменением молодежного сленга других языков, изучаемых в школе. За первые месяцы в словарях, составленных учащимися, наберется лишь несколько десятков слов. Школьники научатся их описывать, обретут новые навыки. Смысл в том, что учителя-филологи лишь запускают проект, а дальше школьники ведут его сами.
     
    Никто не знает, сколько слов удастся зарегистрировать на самом деле. Эти слова важно зафиксировать, описать в словарных статьях. Все это — самостоятельная исследовательская работа обучающегося. Она может показаться не слишком глубокой, зависящей от эмпирических исследований, но все же для школьников она является самостоятельной. Ее невозможно откуда-либо списать.

    При оценке школьных проектов самостоятельность — один из самых важных критериев. Не нужно гоняться за масштабностью, самостоятельность куда важнее. В самостоятельной работе проявляются и мотивированность ребенка, и его целеустремленность, и характер, и воля, и усидчивость, и настойчивость, и результативность его деятельности.

    Возникают новые реалии и появляется множество новых слов. Проект, над которым работают учащиеся, направлен на то, чтобы описать слова молодежного языка. Сейчас проект находится на самом первом этапе — этапе создания словника. Школьники очень активны, собрали интересный лексический материал. Теперь им предстоит познакомиться со структурой словарной статьи, научиться описывать найденные и собранные слова. Проектом заинтересовались филологи, учителя и методисты из многих городов. Их прежде всего привлекает новизна проекта, ведь в филологическом образовании очень сложно придумать что-то радикально новое.

    Так как проект рассчитан на три года, некоторые обучающиеся не успеют закончить работу над ним в школе, но могут продолжить ее и будучи студентами. Чтобы проект не отвлекал от ежедневной учебы, учащиеся должны представлять по одному слову в неделю.

    Нет сомнений в том, что многие старшеклассники заинтересуются проектом и захотят продолжить работу над ним после окончания школы. Выпускники часто приходят в школу, многие из них устроились работать учителями французского и английского языков, географии и т. д.

    Школьные ответы всегда оцениваются. Конечно, вероятность того, что университеты будут учитывать портфель индивидуальных достижений учащихся, крайне мала, но теоретически она существует. Согласно последним данным, существует предположение (только предположение, обратите внимание!), что университет может добавить к результатам ЕГЭ до 10 баллов за удачно написанное выпускное сочинение. Однако со временем могут быть учтены и другие виды ученической активности. Известная исследовательница М.О. Чудакова замечает: «...наш «великий и могучий» теряет динамику, в какой-то степени застывает — в первую очередь по причине нашего к нему невнимания».

    Каков результат проекта? Первым зримым результатом станет небольшой словарь детского сленга, который со временем будет пополняться. На интернет-странице школы появятся словарные статьи.
    Работа над созданием словаря обычно начинается с составления словника. Словник обсуждается, и только потом начинается работа со словарными статьями. В проекте ситуация иная, словарь будет пополняться все время, поэтому вместе с ним будет изменяться и словник. Это творческий результат проекта. Но есть и структурный результат. В настоящий момент создается исследовательская лаборатория «Живые языки молодежных субкультур». Это будет живая структура, так как руководить проектом будут старшие школьники. Младшие же смогут приходить и уходить, не будет обязательного посещения. Учителя будут приглашать их участвовать в различных мероприятиях, например, в дискуссиях на лингвистические темы, в обсуждении новых книг о языках, новых сайтов, новых мультимедийных пособий. В числе первых тем для обсуждения курс Д.Петрова «Полиглот», а также книги, в которых предлагаются различные методики по изучению иностранных языков, и интересные работы по русскому языку, например, книги М.Кронгауза и Г.Гусейнова. Можно приглашать в исследовательскую лабораторию интересных авторов, они будут давать автографы, рассказывать о своих планах и т. д. Так лаборатория станет интеллектуальным клубом, способствующим развитию одаренных детей и привлечению тех, кто только ищет себя, задумывается о своих предпочтениях.

    Школа № 13 в г. Жуковском — с языковым уклоном, поэтому интеллектуальное насыщение начинается с лингвистики. Была бы это математическая школа, возможно, все пошло бы иначе. Фактически мы идем к воспитанию детской интеллектуальности, к созданию детского интеллектуального клуба через лингвистическую лабораторию.

    Образовательные исследовательские проекты имеют важнейшее воспитательное значение, они помогают детской личности раскрыться, обрести себя.
    Школьная лингвистическая лаборатория создается прежде всего для детей, однако учителя также могут и должны принимать участие в ее работе. Это настоящий интерактивный процесс, обмен знаниями между учителем и учеником. Школа превращается в своего рода «фабрику проектов».

    Еще один проект лингвистической лаборатории — «Любимая книжка для сестренки и братишки». М.Г. Качурин писал: «Вообще, думается, самое существенное, что может внести учебное исследование в процесс преподавания литературы, — это помощь в формировании самосознания школьника, в преодолении отчужденной «школярской» позиции, в обретении позиции заинтересованного и ответственного участия в познавательно-творческой деятельности на уроках литературы». Хоть и прошло более четверти века, эти слова не утратили своей значимости.

    Вообще, организационная простота и доступность проектов — необходимое их свойство. Они должны легко воспроизводиться во всех школах и регионах. Без этого всякий уникальный опыт обречен на маргинальность.
    У нас справедливо считается начитанным тот человек, который больше других прочитал. А если он больше других ПЕРЕЧИТАЛ — его можно считать начитанным? Спорный вопрос, однако та книга, которую он перечитывает, — наверняка любимая. Стало быть, он мог бы рекомендовать ее младшему брату или младшей сестре.

    Вот мы и предлагаем школьникам в ученической рецензии убедить братишку и сестренку прочитать ту или иную книжку. Пусть они найдут такие слова, которые обязательно расскажут и о книге, и о любви, которую автор рецензии к этой книге испытывает. Обратите внимание: учитель может говорить о рецензии, даже не произнося это слово. Вообще, терминов в литературном образовании слишком много. Виновато отчасти содержание ЕГЭ, в котором проверяется знание терминов, а не знание литературы и не умение ее понимать и чувствовать. Необходимо создать другую атмосферу. Нет никаких фокусов, никакой педагогической тайны, никаких «секретов»: знание литературы, владение педагогической техникой, открытость к педагогическим экспериментам, желание работать с детьми. Наберитесь терпения, результаты не приходят мгновенно.
     
     
    «Русская словесность» . – 2015 . - № 3 . – С. 3-5. 
     
     




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование