Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


      

    Г.В. Пранцова
    кандидат филологических наук,
    профессор кафедры литературы и методики преподавания литературы,
    Пензенский государственный университет
     

    Формульные произведения на уроках литературы
     
     
    Ключевые слова: внеклассное чтение, детектив как жанр, Конан Дойл, чтение и анализ детективного произведения на уроке литературы.
     

    Детектив — один из читаемых подростками жанров. Этот интерес вполне объясним. В детективных произведениях — произведениях формульных — многое привлекает юных читателей: сюжет, тайна, герой-детектив, его помощник, способы расследования тайны. А главное, что притягивает более всего, — это возможность «стать участником» расследования, которое ведет детектив. «Включение» читателя в игру такого рода авторы осуществляют, используя специальные приемы. Эту особенность восприятия подростками детективов необходимо учитывать учителю.

    Раскрыть школьникам каноны детективного жанра, чтобы затем, при обращении к произведениям разных авторов-детективщиков, показать особенности каждого из них в разработке жанра детектива, призван урок внеклассного чтения. Ему могут быть предпосланы два эпиграфа, контрастные по своему содержанию. В высказываниях мастера детективного жанра Э. Куина и композитора А.Петрова обозначен парадокс восприятия главной жанровой особенности детектива — его классической схемы. Э.Куин писал: «И сказал По: да будет детектив. И возник детектив. И когда По сотворил детектив по своему образу и подобию и увидел, что создал, он сказал: и вот хорошо весьма. Ибо создал он сразу классическую форму детектива. И форма эта была и останется во веки веков истинной в этом бесконечном мире». В этих словах
    заключается мысль о том, что классическая схема — главное достоинство детектива. Мнение А.Петрова совершенно полярно: «Читать детективы скучно, неинтересно. Они предсказуемы, так как сюжет детектива подчинен одной схеме». Здесь уже схема выступает в качестве основного недостатка, который делает произведения детективного жанра формульными, часто похожими друг на друга.

    Обращение к эпиграфам подводит учеников к разговору об их отношении к детективам (Каково ваше отношение к произведениям детективного жанра? Чем они привлекают или отталкивают вас? В чем заключается ваше читательское представление о детективе как жанре? По каким признакам вы отличаете детективы от произведений других литературных жанров?). Далее в процессе беседы школьники выделяют особенности содержания детективных произведений, их композиции, языка (Что составляет содержание детектива? На какие две части можно разделить любое детективное произведение? Выделите его основные композиционные части. Что составляет завязку детектива? Что является основой развития действия? Что — кульминацией? Что представляет собой развязка? Сколько сюжетных линий можно выделить в детективе?) Особое внимание обращается на композицию детективного произведения. Для того чтобы выявить условный, игровой характер детектива (подчеркнуть «формульность» произведений такого жанра), ученикам предлагается соотнести персонажей классического детектива, определив функцию каждого из них, с постоянными ролями сказочных героев, выделенными В.Я.Проппом. Например: герой (сказка) — сыщик (детектив); лжегерой — профессиональный полицейский (детектив); враг — убийца, мошенник, вор (детектив) и т.п.

    О близости детектива к сказке свидетельствует и то, что характеры персонажей, как и их роли, постоянны, статичны. Герои-сыщики всегда узнаваемы (Чем руководствуются писатели, рисуя образ детектива-мастера? Какие детали в создании оригинального образа преобладают: внешние или внутренние? С помощью каких эффектных внешних примет и за счет каких нарочито «выпячиваемых» качеств характера героя, его привычек создается образ детектива? Какова функция помощника мастера сыска?)

    После самых общих наблюдений над особенностями детектива учащимся предлагается сформулировать основные (отличительные) законы жанра. В результате они должны отметить, что детективное произведение строится по определенным законам:
    1) основное содержание детектива составляет тайна и ее расследование;
    2) произведение имеет особую композицию — концентрическую. Завязкой его является тайна; развитие действия — это то расследование, которое ведет мастер сыска; кульминация — изобличение преступника; развязка — суждение сыщика, объясняющее тайну;
    3) герои статичны и, подобно сказочным персонажам, наделены определенной функцией; главный герой — детектив — легко узнаваем, оригинален, что достигается за счет специальных приемов, используемых автором;
    4) язык детективного произведения довольно прост, здесь нет описаний, лирических отступлений.
    Завершает этап формирования представления о детективе как литературном жанре сюжетная игра, в которой школьникам предлагается выступить в роли детектива (Холмс, Пуаро, Марпл, Люпен, Каменская или кто-то другой — по выбору «ведущего расследование»). Для «детективного расследования» составляется учителем (или кем-то из учеников) задача, дается также описание тайны, «представляются» действующие лица (кроме детектива и его помощника). Считаем, что и задача, и тайна, и действующие лица истории могут быть «взяты» из любого детективного рассказа, неизвестного юным читателям.

    Следующий этап урока — работа с детективным рассказом Артура Конан Дойла «Пестрая лента». Цель его — расширить представление школьников о детективе как литературном жанре. В центре внимания — конан-дойловский рассказ из серии о Шерлоке Холмсе, который сам автор называл в числе лучших своих произведений о Великом Сыщике. Желательно, чтобы произведение было прочитано учащимися до занятия.
    Первый вопрос связан с темой произведения: о чем повествует «Пестрая лента»? Этот простой вопрос может оказаться трудным для школьников. С одной стороны, они знают, что главное в детективе — ответ на вопрос «Кто убил?». Детективного произведения без убийства не бывает (за редким исключением). Сатерленд Скотт утверждал: «Детектив без убийства — все равно что омлет без яиц». Значит, рассказ о раскрытии совершенного преступления. С другой — произведение наполнено странными, таинственными событиями (кочующие цыгане, экзотические животные, тихий свист и, наконец, смерть девушки при отсутствии каких бы то ни было улик...). Рациональных объяснений трагедии сестра погибшей не находит. Значит, их должен  найти частный детектив. И это тоже тема произведения. Она переплетается с первой. Без объяснения страшных событий ответить на вопрос «Кто убил?» нельзя.

    Учащимся предлагается выделить сцены, происходящие непосредственно на Бейкер-стрит (в квартире Холмса).
    • С кем происходит знакомство в первой сцене? Что становится известно о посетительнице благодаря наблюдательности частного детектива?
    • В каком состоянии девушка предстает перед Холмсом и его помощником? Чем вызвано это состояние? Что заставило ее обратиться к великому сыщику?
    • Сцена вторая — явление мистера Ройлотта. Можно ли после грубой выходки персонажа с уверенностью утверждать, что он — преступник? Что необходимо для подобного рода выводов?

    Итак, школьники отмечают, что задача перед сыщиком поставлена посетительницей — дать ответ на вопрос «Кто убил?». На самом же деле задача значительно сложнее. Нужно не только найти убийцу, изобличить его, но и предотвратить очередное хитроумно замысленное преступление.

    Изобличить преступника можно лишь с помощью неопровержимых доказательств — улик. Писатель Даниэль Клугер называет их «рифмами» детективного повествования: «В детективном произведении рифмуются улики» [1]. Именно улики (поиски улик) помогают выстроить цепочку интеллектуального расследования. По ходу следствия Шерлок Холмс собирает улики. Можно «включить» в этот процесс и школьников. Пусть они странствуют в «лабиринте детектива», пусть совершенствуют свои навыки работы со словом, внимание к деталям.

    • Кто такой мистер Ройлотт? Перечитайте его портрет, данный доктором Ватсоном. Как эту впечатляющую маску дополняет описание, сделанное намеченной жертвой? Что поражает во внешнем облике персонажа, его поведении?
    • Загляните в его прошлое. Какие детали из «индийской жизни» Ройлотта особенно ярко характеризуют его?
    • Как ведет себя Ройлотт, поселившись в родовом имении? Что собой представляет обиталище Ройлотта? На какие размышления наводит описание места трагедии? Сопоставьте свое впечатление от обиталища с впечатлениями Д. Клугера: «Чувство необъяснимого ужаса впервые в жизни я испытал при чтении рассказа Артура Конан Дойла "Пестрая лента"». <...>   До сих пор помню то ощущение, ни разу мною не испытанное ранее. Пытаясь много лет спустя вспомнить и понять, что именно меня напугало, постепенно пришел к выводу: во всяком случае, не преступление и не чудовищные планы преступного доктора, разрушенные великим сыщиком. Более всего меня напугали животные, фигурировавшие на страницах рассказа. Не только и даже не столько змея-убийца, сколько павиан, гиена и леопард, свободно разгуливавшие по двору.
     
    Источником ужаса, как я сейчас понимаю, стала атмосфера, окружавшая фигуру главного героя, Шерлока Холмса...» [2]. Как вы думаете, с какой целью в рассказе рисуется именно такая гнетущая атмосфера?
    • Аббат Фариа — герой романа А. Дюма «Граф Монте-Кристо», — пытаясь помочь безвинно осужденному Дантесу выяснить правду, говорил: «...если хочешь найти преступника, ищи того, кому совершенное преступление могло принести пользу». Докажите, что Ройлотту убийство падчерицы (падчериц) было выгодно.

    Мотив, причина, по которой совершено убийство, — это то, без чего детективное произведение обойтись  не может. Причем побуждения, из которых действовал убийца, всегда самые «земные»: алчность, деньги, страх перед разоблачением и т. п. Что становится мотивом совершения преступления в случае с мистером Ройлоттом?
    — Д. Клугер, рассматривая роль сыщика в детективном произведении, пишет: «Всякий раз, раскрывая книгу Агаты Кристи или Артура Конан Доила... читатель знает, что ни при каких обстоятельствах сыщик не может проиграть. Как бы ни разворачивался сюжет, сколь хитроумной ни была интрига, раскручиваемая преступником, в конце концов Эркюль Пуаро и Шерлок Холмс ...припрут убийцу к стенке, изобличив и обезвредив его» [3]. Какими методами оперирует великий сыщик? Какие качества его натуры проявляются при этом?

    • За традиционным поединком сыщика и преступника всегда стоит тема возмездия. Как наказан Ройлотт? Почему именно от собственного «оружия» — укуса прирученной змеи — погибает персонаж? Какова роль Холмса в таком исходе?
    • Финал детективного рассказа — это объяснение тайны, преподнесение сыщиком результатов своих исследований «в изящной упаковке логических умозаключений». Перечитайте их. Вспомните, какие улики приводили вы в доказательство виновности Ройлтта. Какие улики в вашем поиске остались без внимания? А какие были интерпретированы (объяснены) иначе?

    Завершая урок, учитель может подчеркнуть, что герой рассказов Конан Дойла — Шерлок Холмс — давно уже стал культовой фигурой. В Лондоне, на Бейкер-стрит, 221-6, находится музей великого сыщика. «Дом» детектива был построен по решению Британского правительства. Шерлоку Холмсу люди писали и пишут письма. Великого сыщика почитают и уважают как реальное лицо. Кроме того, герой Конан Дойла приобрел «новую жизнь» стараниями нескольких поколений писателей-детективщиков. Создана целая холмсиниана «Невероятные расследования Шерлока Холмса» [4]. В этой антологии собраны лучшие произведения о великом сыщике, созданные за последние тридцать лет.

    Книги о великом сыщике, как показывают результаты конкурса «Книжный эксперт XXI века», проведенного интернет-журналом «Пап-мамбук», входят в число любимых современными подростками. Многие юные читатели посвятили конкурсные эссе рассказам о Шерлоке Холмсе. Можно предложить школьникам познакомиться с одной из работ. Выбор эссе зависит от того, какую цель преследует учитель. Если он хочет научить подростков писать отзыв о прочитанном, то может организовать работу, например, с эссе Марии:
    «Мир таинственных преступлений.   Любите ли вы разгадывать загадки? Если да, то эта книга точно для вас! Она называется «Записки о Шерлоке Холмсе». Ее написал гениальный писатель Артур Конан Дойль.
    Открывая эту книгу, вы погружаетесь в загадочный и непредсказуемый мир. Шерлок Холмс — знаменитый сыщик, который разгадывает преступления ради удовольствия и чтобы помочь людям, с которыми случилось что-то таинственное. Он раскрывает преступления дедуктивным методом. Очень часто Шерлок Холмс идет на смертельный риск. И конечно, верный доктор Ватсон на все готов ради своего,лучшего друга. Вместе они разгадывают тысячи тайн и задерживают столько же преступников.

    Я даже чувствовала себя в опасности, пока преступники были на свободе. И только когда они оказывались под арестом, испытывала облегчение.
    Это потрясающая книга, когда я ее прочитала, она стала одной из моих любимых» [5].
    Разумеется, предложенный нами отзыв нельзя отнести к образцовым. Поэтому следует предложить школьникам высказать свои суждения о его достоинствах и недостатках. Затем необходимо обратиться к комментариям, сделанным к эссе членом оргкомитета конкурса, главным редактором интернет-журнала «Папмамбук», писательницей М. Аромштам: «Мария, все-таки надо было поподробнее написать о книге. Там же много рассказов, они все разные. Наверняка у Вас есть любимая история. Что Вас привлекло в самом Шерлоке Холмсе? Было ли Вам в каких-то моментах смешно? Или все время страшно? Читали ли Вы еще какие-нибудь детективы? Почему, как Вы думаете, детям полезно читать детективы? Или, может, это не так?» [6].

    Далее вполне уместно будет включить в урок работу по редактированию эссе с учетом комментария писательницы. Но возможно и создание учениками собственного устного отзыва на рассказ «Пестрая лента». При этом они могут обращаться к советам М. Аромштам.

    Таким образом, работа с детективами на уроках литературы не только расширяет читательский массив подростков и делает само чтение для них привлекательным, но и формирует у юных читателей «жанровое ожидание», развивает внимание к слову, детали, совершенствует речевую культуру.
     
     
    Примечания

    1. Клугер Д. Баскервильская мистерия. История классического детектива [Электронный вариант]. ULR:http: //coolib.net/b /143196/read
    [Даниэль Клугер — бывший советский, в настоящее время израильский писатель. Пишет в жанре детектива, фантастики, предпочитает исторические темы.]
    2. Там же.
    3. Там же.
    4. С холмсинианой «Невероятные расследования Шерлока Холмса» можно познакомиться на интернет-сайте: http://www.e-reading.co.uk/book-reader.php/1024136/Neveroyatnye_ rassledovaniya_Sherloka_Holmsa.html
    5. Интернет-сайт: http://www.pa-pmambook.ru/
    6. Там же.
     
     
    Русская словесность» . – 2014 . - № 6 . – С. 71-75.
     
     
     




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование