Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников 

    Библиотека 

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  



    Александр Иосифович Княжицкий

    Как читать сказы Бажова
     
     
    Объясняя смысл заглавия сказа «Малахитовая шкатулка», вспомним, как выглядит малахит. Свободный, причудливый рисунок зеленого камня завораживает так же, как любая свободная, непредсказуемая в своем движении стихия, как стихия воды и огня. Таким образом, именно он становится главным героем сказа Бажова.

    Известно, что отличие сказа от сказки сводится к тому, что в сказе превалируют бытовые подробности, реалии обыденной жизни. В «Малахитовой шкатулке» наряду со сказочным сюжетом, изобилующим фантастическими мотивами, следуют, я бы сказал, натуралистические сцены, где герои пьянствуют, изменяют женам, воруют, т.е. тем, что не входит и не должно входить в круг жизненных и читательских интересов дошкольников. Наличие этих сцен объясняется тем, что фольклорный сказ и литературный сказ, как сказы Бажова, относят к региональной и профессиональной тематике. Сказ должен напомнить своим и поведать всем другим об особенностях жителей определенных мест, об их вере, труде, укладе жизни, привычках и системе ценностей. Рядом с уральскими можно назвать северные и волжские сказы.

    Для того чтобы понять, какова роль Хозяйки Медной горы в событиях сказа, почему все начинается с ее подарка Степану малахитовой шкатулки, нужно упомянуть о происхождении малахита, нужно сказать, что он образуется из меди, превращаясь в земле в удивительный зеленый камень.

    Кроме этих необходимых для понимания сказа Бажова разъяснений, необходимо сказать и о самом сказителе, выросшем на уральской земле, изобилующей замечательными камешками и удивительными
    преданиями о них. Здесь с раннего детства он слышал «тайные сказы»— старинные устные предания уральских горнорабочих. Один из таких сказителей с Полевского завода В.А. Хмелин «перекочевал» в качестве сказителя деда Слышко в «Малахитовую шкатулку».

    Именно такие реальные, настоящие сказители сохранили и передали писателям сведения о персонажах местных, уральских мифов и легенд. Уже упомянутая мной Хозяйка Медной горы интересна не только потому, что «заведует» медью и значит, причастна к созданию  малахита. В далекие уральские сказы и легенды перекочевала из античного мира богиня Венера, появляющаяся то в виде ящерицы в короне, то в  виде прекрасной женщины. Причудливость соединения пришедших из разных времен и разных культур образов в этом случае объясняется просто: знаком Венеры клеймили местную, полевскую медь.

    Мифологические истоки Великого Полоза, ответственного за золото, находятся еще дальше, в преданиях манси и ханты, от которых перешли к уральским горщи-кам и рудознатцам. Если Великий Полоз здесь пришлый, то с его дочерями — Зме-евками и Медяницами можно на Урале встретиться на каждом шагу.

    Я уже намекнул, что главным героем сказа становится малахит, явно выплескивающийся из шкатулки и заполняющий все пространство, все повороты сюжета. Собственно на этой мысли может основываться все прочтение и понимание сказа.

    Портрет и прозвище главной героини, не похожей ни на отца, ни на мать, ни на братьев Степан объясняет своей рабочей биографией: «А что глазки зеленые — тоже дивить не приходится. Мало ли я Барча-нинову набил. Вот памятка мне и осталась. Так эту девчоночку Памяткой и звали. — Ну-ка ты, Памятка моя! — И когда случалось ей что покупать, так завсегда голубенького либо зеленого принесет».

    Не в мать пошла Танюшка в ее взаимоотношениях с содержимым малахитовой шкатулки. Если для Настасьи камни, подаренные Степаном, были в обузу, то Танюшка не могла на них налюбоваться: дочка была не только лицом и глазами не в мать; камни из малахитовой шкатулки, мучавшие Настасью, радовали и грели Танюшку: «Настасья сама нашивала, помнит, как у нее пальцы затекали, уши болели, шея не могла согреться. Вот и думает: «Неспроста это... Ой неспроста!» — да поскорее шкатулку-то опять в сундук. Только Танюшка с той поры нет-нет и запросит:
    — Мамонька, дай поиграть тятиным подарением!
    Настасья когда и пристрожит, ну, материнское сердце — пожалеет, достанет шкатулку, только накажет:
    — Не изломай чего!»

    Малахитовая зелень выплескивается и в финале сказа: «Повернулась Танюшка — перед ней помещение, какого она отродясь не видывала. Не то церковка, не то что. Потолки высоченные на столбах из чистого малахиту. Стены тоже в рост человека малахитом выложены, а по верхнему карнизу малахитовый узор прошел. Волосы как ночь, а глаза зеленые. И вся-то она изукрашена дорогими каменьями, а платье на ней из зеленого бархату с переливом». Царский дворец, сотворенный отцом, становится последней земной обителью Танюшки. Так ушедший из жизни отец продолжает своими малахитовыми творениями сопровождать дочь до ее последнего мгновения. Отказавшись от сватовства с нелюбимым, уличив его во лжи, героиня как бы сливается с малахитовой стеной, становится навечно частью малахитовой стены: «Это еще что придумал! Я велела мне царицу показать, а ты подстроил меня ей показывать. Опять обман! Видеть тебя больше не хочу! Получи свои камни!  С этими словами прислонилась к стене малахитовой и растаяла. Только и осталось, что на стенке камни сверкают, как прилипли к тем местам, где голова была, шея, руки».

    Так чудесно уходит из жизни особенная, ни на кого не похожая, никому не подчинявшаяся зеленоглазая девочка. Думаю, что интрига, определяющая ее смысл, проходит через слово «драгоценный», которым обычно обозначают малахит. Для Танюшки подаренные родной, уральской землей камни, облагороженные умением и любовью мастеров, одним из которых был ее отец, — высшая, бескорыстная ценность, не имеющая денежной, продажной цены. Другие же герои сказа пытаются приобрести чудесные камни и потому на всем протяжении сказа постоянно торгуются о цене за то, что вообще не имеет, во всяком случае, не должно иметь цены.

    В современном рыночном мире, где мы постоянно слышим сопровождаемое слезами требование: «Мама, купи!», мысль о том, что не все можно купить, должна внушаться детям с самых ранних лет. Убеждение, что самое дорогое для каждого из нас вообще цены не имеет, вообще бесценно, может стать основой нравственного совершенствования человека.

    Этот кажущийся отвлеченным вопрос о бесценных ценностях сводится к самому детскому вопросу — есть ли у меня в жизни, в моем детском хозяйстве, что-то такое, что я не могу, не смею продать или обменять.

    Думаю, что чтение и обсуждение «Малахитовой шкатулки» дает прекрасный повод для таких размышлений. Мне кажется, что в таком обсуждении нельзя уйти от вопроса в его детской редакции — почему только у Танюшки была такая особенная судьба, такие особенные отношения с людьми и камнями. Сказ на этот вопрос отвечает однозначно: потому что она такой, особенной, родилась.

    Вообще отмеченные исключительностью создания и в нашей жизни, и в литературе требуют совершенно особого подхода. Исключительным нельзя стать, нельзя дорасти, чтобы стать исключительным. Исключительным нельзя притвориться. Это — как цвет глаз — от рождения и до конца дней. Особенным не стоит не только подражать, но им бессмысленно завидовать: их судьба, пусть и ярче судьбы обычных созданий, но уж точно вряд ли легче и проще.

    Но ими, исключительными, жива наша жизнь. Поэтому их, исключительных, любят люди и камни. И поэтому камни теплеют, когда к ним просто прикасаются.

    Большинство сказов Бажова при всей разности их героев и сюжетов посвящены такой чисто уральской теме — жизни камня, его добыче, его обработке, его применению. Сказ «Серебряное копытце» воплощает самую сокровенную мечту горных рабочих, тех, кто тяжким повседневным трудом добывает драгоценные камни, — мечту о том, чтобы камни являлись по мановению волшебной силы, чтобы камни сами являлись к людям.

    События, которые разворачиваются в этом сказе, просты, как и их герои: оставшийся без семьи старик Коконя решает взять к себе в дом сиротку. Та берет с собой драную и очень любимую кошку. Через какое-то время он, отправляясь на зимнюю охоту, рассказывает девочке об удивительном чудесном козле с пятью рожками-рогами и серебряным копытцем, от удара которого о землю появляется множество разных драгоценных камешков. Сиротка упрашивает взять с собой и ее. А кошка сопровождает их без всякого спроса. В лесу у Кокони их ждет балаган, с очагом и с окошечком. Во время отлучки Кокони появляется Серебряное Копытце, который превращает скромный балаган в «ворох дорогих камней». Сколько смог унести Коконя камней, столько он и взял. Но чудесный олень с тех пор исчез. И зачем-то прихватил с собой кошку...

    К чему вся эта история, что хотел ею сказать сказитель?
    Думаю, что смысл сказа сосредоточен в последних словах, обращенных к Серебряному Копытцу — «Потешил раз — и будет». Сказовое чудо не может длиться долго. Как быстро и неожиданно оно приходит к нам, так же быстро и неожиданно оно исчезает. Непродолжительность «добычи» драгоценных камешков таким чудесным образом убеждает в том, что старый, испытанный способ — добывать камни трудом и потом — это единственный доступный нам способ получения тех богатств, которые добывают из уральской земли герои сказов Бажова.

    Каждый местный цикл фольклора несет с собой атмосферу своей природы и людей, выросших здесь. Северные сказки дышат морскими холодными ветрами, уральские — полнятся рассказами о богатстве земли. Так постепенно вырастает удивительный образ страны, имя которой Россия.
     
     
    «Русский язык и литература для школьников» . – 2015 . - № 1 . – С. 8-12.
     
     
     




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование