Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников 

    Библиотека 

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  



    Милада Кармазинская

    Раннее творчество А. Блока
     
     
    «Трилогия вочеловечения»: первый том поэтического  романа
     
    Блок — поэт, который мыслит циклами. Циклы — своего рода главы в поэтическом романе, который Блок создавал в течение всей творческой жизни. Циклы-главы были объединены самим поэтом в три тома — «роман в стихах», отразивший его духовный опыт и духовный путь. Эти три книги, три тома Блок назвал «трилогией вочеловечения».

    Информация
    Цикл — группа произведений, сознательно объединенных автором по одному или ряду признаков (жанр, герои, темы и проч.).
    Трилогия — цикл из трех произведений, связанных общими мотивами, героями, сюжетом, художественными приемами и проч.
     
     
    У каждого тома своя основная тема и совершенно определенная композиционная роль в трилогии. Первый том, объединивший циклы «Ante lucem» («До света»), «Стихи о Прекрасной Даме» и «Распутья», составлен из стихотворений 1898-1904 годов. В этом томе лирический герой Блока существует в сфере мечты, в мире романтических стремлений к запредельному, неземному. Основная тема книги — ожидание встречи с высшей сущностью мира, воплощенной в облике Прекрасной Дамы. Поэт в письме к Андрею Белому назвал первую книгу «мгновением слишком яркого света».

    У ранней лирики Блока характерный житейский контекст. Поэт родился и воспитывался в культурной семье. Дед А.Н. Бекетов — ботаник, ректор Петербургского университета, бабушка — Е.Г. Бекетова, в девичестве Корелина, — переводчица научной и художественной литературы, мать — А.А. Блок — писательница и переводчица, как и ее две сестры, тетки поэта. Литература, наука, искусство — естественная среда обитания в семье поэта. Блок был окружен восторженным обожанием близких и их неусыпной заботой. Его жизнь в детстве — юности протекала в уединении — в кругу семьи и хороших знакомых, преимущественно из университетской среды. Так что отрешенность от «земного», жизнь воображением и в воображении были следствием не только поэтического влияния А. Фета, Я. Полонского, В. Жуковского, но и особенного образа жизни молодого Блока.
     
     «Семейные традиции и моя замкнутая жизнь способствовали тому,  что ни строки так называемой «новой поэзии» <имеется в виду поэзия символистов. — М.К.> я не знал до первых курсов университета. Здесь, в связи с острыми мистическими и романтическими переживаниями, всем существом моим овладела поэзия Владимира Соловьева».
    (Блок А.А. Автобиография // Собр. соч. в 8 т. — М.-А., 1963. — Т. 7.)
     

    «До света». Романтические традиции

    Название цикла стихотворений «Ante lucem» («До света» или «Перед рассветом») указывает на его вступительный, предваряющий характер. Картина мира, нарисованная поэтом в «Ante lucem», связана с романтическими представлениями и традициями. Герой цикла живет внутренней жизнью, в своем мире, даже, пожалуй, в своей вселенной, которая с миром внешним связана весьма опосредованно. В основном взаимоотношения героя и людей, героя и земного мира строятся на оппозиции, противопоставлении. Поэт ищет уединения, тишины (душевной), мир неприятно поражает и оглушает нестройным шумом («Город шумный// Гремит вдали и льет огни.// Здесь все так тихо, там безумно...» — «Луна проснулась. Город шумный...»). Поэт страдает — толпа бездумно счастлива («Пусть светит месяц — ночь темна...»). Характерно не только романтическое противопоставление героя с высокой страдающей душой и пошлой толпы, но и выраженное презрение высокого героя к жалкой жизни. Даже рок — обязательный участник романтической драмы — фигурирует в ранних стихах Блока («Пока спокойною стопою...»). Истерзанная ранней скорбью душа, угрюмство разочарованного сердца, давно испытанные страсти — все эти мотивы также отсылают к наследству романтической поэзии. Однако в «Ante lucem» нет демонических черт, нет героя — носителя зла—и нет активного протеста против толпы, которые были характерны для Лермонтова, наряду с другими поэтами-романтиками питавшего раннюю лирику Блока. Кроме того, иногда в стихотворениях цикла прорывается жажда земного счастья:

    Мне непонятно счастье рая,
    Грядущий мрак, могильный мир...
    Назад! Язычница младая
    Зовет на дружественный пир!
    («Измучен бурей вдохновенья...»)
     
    Информация
    Мистический — сокровенный, неведомый, таинственный, загадочный, выходящий за пределы реального, сверхъестественный.
     
     
    На рубеже XIX-XX веков Блок знакомится с лирикой и философией Владимира Соловьева, что оказало на поэта огромное влияние. И в последних стихотворениях «Ante lucem» начинают звучать соловьевские мотивы — мотив ожидания конца света, мистического назначения поэзии и рыцарской любви-служения («Увижу я, как будет погибать...», «Servus — Reginae»).

    «...Есть в «Ante lucem» ... то, что роднит его с позднейшим творчеством Ал. Блока. <...>
    ...глубоко личные переживания свободно переходят в общие размышления — пусть самые наивные — о сущности бытия. Это умение видеть в личном «эпохальное», в единичном — самые глубокие закономерности жизни навсегда останется наиболее органической чертой лирика Ал. Блока».
    (Минц З.Г. «Лирика первого тома (1989-1904)» // Минц З.Г. Поэтика Александра Блока. — СПб., 1999.)
     
     
    Биографическая справка
    Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) — поэт, критик, философ. Закончил Московский университет со степенью кандидата по историко-филологическому факультету. Главной жизненной задачей считал преобразование мира с помощью христианского учения. Основные философско-публицистические работы Соловьева — «Оправдание добра», «Три разговора», «Духовные основы жизни», «История и будущность теократии» и др. По мысли Соловьева, все сферы жизни едины, бытие целостно, и потому ни наука, ни философия, ни догматическое богословие в отдельности не могут выразить истину. Сопряжение религии и философии, материализма и идеализма, мистического и эмпирического может привести к постижению всеединства (единства всего сущего в Боге). Истина, добро и красота вместе выражают полноту бытия. В философской поэзии Соловьева идею всеединства выражают «душа мира», «вечная женственность», в которой слиты София (мудрость), Красота и Эрос (любовь). О мистических встречах с «подругой вечной» поэт написал поэму «Три свидания. Москва—Лондон—Египет. 1862-1875-1876». «Душа мира» явилась поэту в «пурпуре небесного блистанья», с «очами, полными лазурного огня». К этим образам обратится Блок в ранней лирике.
     
     
    «Стихи о прекрасной Даме»

    «Стихи о Прекрасной Даме» включают около 800 стихотворений, написанных в 1901-1902 годах. У цикла есть биографический подтекст — взаимоотношения А. Блока и его невесты Л. Менделеевой, но житейский сюжет, безусловно, не является идейно-художественной основой «Стихов о Прекрасной Даме». Лирический сюжет цикла основан на мистической истории — «истории несостоявшегося слияния поэта с «душой мира», Вечной Женственностью» (З.Г. Минц).

    Образ Вечной Женственности, Владычицы Вселенной, Прекрасной Дамы восходит к философской концепции В. Соловьева.
    Герои «Стихов о Прекрасной Даме» — Он и Она. Он — рыцарь, Она — Прекрасная Дама, он — служка, инок, Она — Божество, «Дева, Заря, Купина», он — безвестный раб. Она — царица. Иными словами, герои принадлежат разным мирам: он — низшему, земному, она — высшему, небесному («Отдых напрасен. Дорога крута...», «Кто-то шепчет и смеется сквозь лазоревый туман...»). Этим объясняется драматическая напряженность чувств: герой стремится к соединению, слиянию с возлюбленной, но это слияние невозможно в земном мире, которому герои принадлежит.

    Герой отдается служению Прекрасной Даме подобно тому, как это делали средневековые рыцари. Но его подвиг — не в битвах и победах, а в верности и ожидании Ее явления, ожидании, которое близко религиозному переживанию, чаянию Богоявления («Ветер принес издалека...»).

    В «Стихах о Прекрасной Даме» возникают сквозные образы-символы, характерные для всего творчества поэта. Это заря, закат, лазурь, река, ветер, весна, небо, музыка, песня и др. («Сумерки, сумерки вешние...»). У каждого из них есть определенное мистическое значение (подробнее см. урок, посвященный циклу «Стихов о Прекрасной Даме»). Для цикла характерно развитие лирического сюжета: ожидание пришествия Прекрасной Дамы (по сути — Богоявления) сменяется разочарованием в мечте. Возлюбленная предстает в облике земной женщины, и это воспринимается как трагическая развязка отношений («Мы встречались с тобой на закате...»).
     
     
    «Распутья». Новые тенденции

    В цикле «Распутья» сохраняются некоторые мотивы, характерные для «Стихов о Прекрасной Даме» («Я их хранил в приделе Иоанна...» — стихотворение с обычной соловьевской атрибутикой — «огонь лампад», «служенье», «Она», «свечи», «Встречи»), но вместе с тем появляются и новые, связанные с умонастроениями, которые рождены земной жизнью. «Голоса миров иных» тускнеют, и поэт обращается к здешнему миру, который оказывается миром зла. Зло земной жизни — демоническое, мистическое (см., например, стихотворение «Все кричали у круглых столов...»), при этом оно проявляет себя в повседневном существовании. Обращение к повседневности свидетельствовало о том, что Блок отходит от философии Соловьева, для которого повседневность никогда не становилась предметом изображения. Теперь в лирике Блока скорее слышны декадентские мотивы, в частности безоценочное изображение зла, эстетизация зла (зло изображается как красивое). В целом мир дисгармоничен, поэтому подчас предстает как ряд образов, не связанных внутренне, разрозненных бессмысленных явлений («День был нежно-серый, серый, как тоска...»). Меняет облик поэт. Теперь он паяц, кривляющийся перед толпой:
     
    Я был весь в пестрых лоскутьях,
    Белый, красный, в безобразной маске.
    Хохотал и кривлялся на распутьях,
    И рассказывал шуточные сказки.
    («Я был весь в пестрых лоскутьях...»)
    Пророческие сказания сменились «шуточными сказками». В «Распутьях» возникают и социальные мотивы. В стихотворении «Все ли спокойно в народе?..», как видно из первого стиха, появляется  образ народа, причем люди здесь — жертвы некоего «народного смирителя», не имеющего конкретного облика, однако наделенного чертами ужасного («Инок у входа в обитель// Видел его и ослеп»). В «Фабрике» социальное обретает подобие конкретности. Народ — рабочие, примета их трудовой жизни — тяжелые «кули», им противопоставлены те, кто живет за «жолтыми окнами»: они смеются над обманутыми «нищими». И все же носитель зла — это «кто-то», кому нет названия, и облик его несет печать мистического. В стихотворении «Из газет» рассказана история, т.е. в нем присутствует эпическое начало. Название стихотворения указывает на «документальность» рассказа. Крупным планом поданы предметно-бытовые детали — «оловянная бляха на теплой шапке», «мамин красный платок», «щи», что, впрочем, не только рождает эффект присутствия в тексте конкретного житейского мира, но и в то же время дает представление о том, насколько для автора этот мир непривычен.
     
    Информация
    Догматический — признаваемый непререкаемым, бесспорным на основе религиозной веры или подчинения авторитету.
    Эмпирический — основанный на опыте, постигаемый опытным путем.

    Для стилистики «Распутий» характерны «снижение, прозаизация лексики» (З.Г. Минц), привычная «блоковская» лексика («крыльцо», «ветер», «песни») подчас лишается символического смысла («Мы шли на Лидо в час рассвета...»). Дисгармоничность изображенного в цикле земного мира потребовала новых ритмов. В «Распутьях» Блок начинает использовать дольник.
    В целом, заключающий первый том лирики Блока цикл выводит к тематике и проблематике последующих книг.


    Информация

    Дольник (другое название — паузник) — русский стихотворный размер. Занимает промежуточное положение между силлаботонической и тонической системами стихосложения.
    Силлабо-тоническое стихосложение основано на правильном чередовании ударных и безударных слогов. Ритм в тоническом стихосложении создается не определенным чередованием ударных и безударных слогов, а равным количеством ударений в стихотворных строках.
    Дольник имеет ритм, образованный чередованием ударных и безударных слогов, но количество безударных слогов между ударными неодинаково. Например:

    По городу бегал черный человек,
    Гасил он фонарики, карабкаясь на лестницу.
     
    Контрольные вопросы:
    1. Какие циклы входят в первую книгу «трилогии вочеловечения» Блока?
    2. Каковы основные мотивы цикла «Ante lucem»?
    3. Что связывает раннюю лирику Блока с романтизмом?
    4. Каков лирический сюжет «Стихов о Прекрасной Даме»?
    5. Какие идеи Вл. Соловьева нашли отражение в ранней лирике Блока?
    6. Какое место в первой книге занимает цикл «Распутья»?
    7. Каков облик здешнего — земного — мира в ранней лирике Блока?
    8. Как художественно выражено ощущение дисгармонии земного существования в цикле «Распутья»?
    9. Каким размером написано стихотворение «Сумерки, сумерки вешние...»?
     
    Советы и рекомендации
    Сравнительный анализ стихотворений «Сумерки, сумерки вешние...» и «Мы встречались с тобой на закате...» позволит проследить развитие лирического сюжета в пределах цикла «Стихов о Прекрасной Даме».
    Стихотворения образуют антитезу, что подчеркивается контрастным использованием одних и тех же образов. Сумерки (метафорически — переходное состояние) в первом тексте — «вешние», весенние, связанные с надеждами, с началом чего-то — поэтому они воспринимаются как предрассветные. Во втором стихотворении герои встречаются «на закате» — это также сумеречное (переходное) время, но впереди не рассвет, а ночь.
    Мир в первом стихотворении — зыбкий, неясный, мир — мечта, мир — вещее сновидение.
    Как это выражено с помощью лексики? Через какие образы и детали?
    Используются неопределенные местоимения. Слышны крики, плач, песня, но их источник не назван. «Плачет душа одинокая» — душа еще не воплотившаяся. Лодка, плывущая по реке, — пустая (вероятно, она предназначена для героя). Важен образ «того берега» — другого мира (река — граница, причем она может быть преодолена — на это «намекает» лодка).
    Каков мир во втором стихотворении? Каким смыслом наполнены образы реки, лодки в этом тексте?
    Мир в стихотворении «Мы встречались с тобой на закате...» конкретный, вещный, земной. Мистическая река-граница преображена в залив, который можно рассекать веслом. Лодка также становится «предметом». Появляются такие приметы земного, как камыш, рябь воды, песчаная коса — пейзаж приобретает черты реальности и противопоставляется мистической «лазурной тиши».
    Одинокую душу замещает девушка в белом платье. Она прекрасна и чиста (об этом говорит символика цвета — платье белое, весло золотое), но она не Прекрасная Дама.
    Почему герой слышит «голоса панихиды»?
    В первом стихотворении герой бежит навстречу неясным зовам и крикам, а в сердце его — «надежды нездешние». Во втором — встреча состоялась, но мечта умерла. Герой разлюбил «утонченность мечты», полюбив «белое платье» (примета реального мира). «Приближения, сближения, сгорания» — проявления земного чувства — несовместимы с «лазурной тишью» — высшим миром, которому принадлежит Владычица Вселенной. Парадоксально обретение разделенной любви означает смерть «нездешних надежд».
     
     
    Литература
    Жирмунский В.М. «Поэзия Александра Блока» // Жирмунский В.М. Поэтика русской поэзии. — СПб., 2001.
    Минц З.Г. Лирика Александра Блока // Минц З.Г. Поэтика Александра Блока. — СПб., 1999.
    Ходасевич В.Ф. «Гумилев и Блок» // Ходасевич В.Ф. Некрополь. — М., 1991.
     
     

    «Русский язык и литература для школьников» . – 2013 . - № 2 . – С. 3-10.
     
     




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование