Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  



    Дарья Хаустова

    Как важно главное найти...

    Особенности подготовки к сжатому изложению в IX классе


    Одной из главных особенностей современной действительности является высшая степень информативности. Для усвоения информации, ее осознания, передачи часто прибегают к сжатию. Что же представляет собой сжатый текст? Прежде всего, это сообщение, распространенное путем сокращения полного текста. Сегодня работа над компрессией (сжатием) текста особо актуальна для девятиклассников в связи с новой формой экзаменационной работы — государственной итоговой аттестацией (ГИА). Однако мы предполагаем, что без навыков сжатия информации становится затруднительным удачно сдать и ЕГЭ, написать сочинение, подготовиться к защите реферата по литературе. Поэтому необходимо вспомнить об одном интересном упражнении по развитию речи — сжатом изложении.

    Традиционно сжатое изложение считается наиболее трудным видом работ по развитию речи: в процессе написания текста необходимо осуществить сжатие услышанной информации, создать текст, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Еще Измаил Иванович Срезневский в 1861 году выделял сокращенный пересказ среди других видов упражнений, который «важен для приучения отличать более важное от менее важного и неважного» (Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте. — Ч. 2. — СПб., 1861. — С. 69.).

    Чтобы сжато изложить текст, надо понять замысел автора и содержание текста.
    Сжатое изложение требует «прежде всего структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нем микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. (Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом. — М., 2008. — С. 5.).

    Подготовка к сжатому изложению способствует выработке лаконичной, содержательной речи, развивает мышление.
    При работе с текстом для сжатого изложения формируются такие коммуникативно-речевые умения, как:
    • умение отобрать основное содержание текста;
    • умение выделить в нем главное;
    • умение найти факты, которые можно обобщить;
    • умение грамотно, логично, лаконично излагать свои мысли;
    • умение уместно использовать языковые средства обобщенности содержания.

    Известны три способа компрессии текста:
    • исключение подробностей, деталей (удаление):
    Чем бы современный школьник ни занимался в будущем — медициной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером. — Чем бы современный школьник ни занимался в будущем, он может и должен представить себя за компьютером;
    • обобщение конкретных, единичных явлений (объединение):
    Однажды Анну Павлову в свой дворец пригласил сам Оскар II, шведский король. Каково же было изумление труппы, когда за дочкой бедной прачки приехала роскошная дворцовая карета. — Оскар, шведский король, прислал за балериной Анной Павловой роскошную карету;
    • сочетание исключения и обобщения (замена):
    В Гельсингфорсе, Копенгагене, Стокгольме о гастролях русских также писали газеты, называли их выступления откровением нового искусства. — Иностранные газеты назвали...

    Выбор способа компрессии в каждом конкретном случае зависит от коммуникативной задачи, особенностей текста и подготовленности учащихся.
    Известны следующие приемы сжатия материала:
    • сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;
    • образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;
    • сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;
    • разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
    • перевод прямой речи в косвенную;
    • пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;
    • пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

    Прорабатывать перечисленные приемы необходимо систематически, с начальной школы, тогда в старших классах будет проще работать над сжатием текста, создавать сочинение-отклик на прочитанный текст.
    Выделяют следующие требования к сжатому изложению (Черемисина Н.А. Формирование точности и лаконичности связной речи младших школьников в процессе обучения сжатому изложению: Автореф. дисс. на соискание канд. пед. наук. — Рязань, 2007. — С. 13.):
    • наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части;
    • использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия;
    • установление смысловой связи между предложениями;
    • использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания.

    Результаты диагностических работ показывают, что учащиеся не могут сжато пересказать текст на письме, подменяя его конспектированием или отрывочным изложением. Чтобы этого избежать, необходимо научиться понимать текст, разграничивать главную информацию от второстепенной.

    Перечислим некоторые вопросы и задания, способствующие вычленению главной информации:
    • Прочитайте предложения (текст) и подчеркните в них главную информацию.
    • Какие предложения, перестроив, можно соединить?
    • Объясните деление текста на абзацы. Сформулируйте микротему каждого из них.
    • Замените ряд однородных членов обобщающим наименованием.
    • Упростите выражение, заменив его синонимом.
    • Запишите предложение (я), употребив нейтральные синонимы, исключив детали.
    • Определите и запишите основную проблему текста.
    • Сравните два текста (один — подробный, второй — сжатый вариант).

    Сравните основную информацию текстов. Различается ли она?

    Образцы упражнений
    Упражнение 1
    1. Прочитайте отрывок из интервью самобытного писателя Бориса Петровича Екимова. Подчеркните (выделите) главную информацию текста.
    Вся настоящая литература о жизни человеческой. Других тем в литературе нет. Мои герои живут вокруг меня и во мне. И дерево — мой герой, и небо. Писатель должен острее других видеть все, что его окружает, и стараться быть человеком мудрым, понимающим, что вся красота, которая вокруг него, — преходяща. Он должен ценить все: улыбку природы, дерева, женщины. Нам дана прекрасная, замечательная, но очень короткая жизнь. В ней много счастливых дней, минут, мгновений. Но часто ли мы их замечаем? Цветение вишни, яблони, одуванчика; полет бабочки, стрекозы; вкус колодезной, родниковой воды; лепет ребенка, сияние глаз его; улыбка любимого человека (не обязательно молодого); дождь и гроза; тихое озеро Некрасиха и могучий Дон; ночное небо и утренний рассвет... Мир Божий и человеческий во всей полноте и красоте. Разве этого мало? Но, к сожалению, это о нас ведь сказано: «В мире был, а мира не познал»...
    Запись должна выглядеть следующим образом:
    Вся настоящая литература о жизни человеческой. Других тем в литературе нет. Мои герои живут вокруг меня и во мне. И дерево — мой герой, и небо. Писатель должен острее других видеть все, что его окружает, и стараться быть человеком мудрым, понимающим, что вся красота, которая вокруг него, — преходяща. Он должен ценить все: улыбку природы, дерева, женщины. Нам дана прекрасная, замечательная, но очень короткая жизнь. В ней много счастливых дней, минут, мгновений. Но часто ли мы их замечаем? Цветение вишни, яблони, одуванчика; полет бабочки, стрекозы; вкус колодезной, родниковой воды; лепет ребенка, сияние глаз его; улыбка любимого человека (не обязательно молодого); дождь и гроза; тихое озеро Некрасиха и могучий Дон; ночное небо и утренний рассвет... Мир Божий и человеческий во всей полноте и красоте. Разве этого мало? Но, к сожалению, это о нас ведь сказано: «В мире был, а мира не познал»...
    2. Превратите выделенную информацию в целый текст, тогда у вас получится сжатое изложение.
    Вся настоящая литература о жизни человеческой, поэтому писатель должен острее других видеть все, что его окружает, и стараться быть человеком мудрым, понимающим, что вся красота, которая вокруг него, — преходяща.
    Нам дана прекрасная, замечательная, но очень короткая жизнь, в которой много счастливых дней, минут, мгновений. Но часто ли мы их замечаем? К сожалению, это о нас ведь сказано: «В мире был, а мира не познал »...

    Упражнение 2
    1. Прочитайте текст известного исследователя жизни и творчества Н.В. Гоголя Игоря Золотусского.
    Гоголь часто называл себя путником, странником и считал своим домом дорогу. Он действительно много путешествовал, но все-таки есть несколько мест на земле, которые были для него не только временным отдыхом в пути. Гоголя нельзя представить без Васильевки, без Диканьки, Сорочинец, без Петербурга, где он стал писателем, Рима, Москвы. В Сорочинцах он родился, в Москве умер и похоронен. В Риме Гоголь прожил с перерывами десять лет, там писались «Мертвые души».
    Гоголь как-то сказал, что ландшафт, который видит ребенок, едва научившийся различать предметы, влияет на его взгляд на мир. Это правда. Мир Гоголя — это не только внутренний мир, но и мир вокруг него, живые черты тех мест, которые помнят его.
    2. Объясните членение текста на абзацы.
    (В этом тексте 2 микротемы, которые раскрыты в разных абзацах.)

    3. Назовите микротемы текста.
    (1. Города и поселки, без которых нельзя представить Н.В. Гоголя. 2. Особенность мира Гоголя: не только внутренний мир, но и живые черты тех мест, которые помнят писателя.)
    4. Подчеркните главную информацию. Запись может выглядеть следующим образом:

    Гоголь часто называл себя путником, странником и считал своим домом дорогу. Он действительно много путешествовал, но все-таки есть несколько мест на земле, которые были для него не только временным отдыхом в пути. Гоголя нельзя представить без Васильевки, без Диканьки. Сорочинец, без Петербурга, где он стал писателем, Рима, Москвы. В Сорочинцах он родился, в Москве умер и похоронен. В Риме Гоголь прожил с перерывами десять лет, там писались «Мертвые души».
    Гоголь как-то сказал, что ландшафт, который видит ребенок, едва научившийся различать предметы, влияет на его взгляд на мир. Это правда. Мир Гоголя — это не только внутренний мир, но и мир вокруг него, живые черты тех мест, которые помнят его.
    5. Будут ли являться слова путник и странник синонимами? Ответ обоснуйте.
    Путник — тот, кто совершает далекий путь пешком.
    Странник (устар.) — 1. Странствующий человек (обычно бездомный или гонимый). 2. Человек, идущий пешком на богомолье, богомолец // Толковый словарь СИ. Ожегова.
    6. Можно ли опустить некоторые факты, чтобы написать сжатое изложение данного текста?
    (Текст И. Золотусского представляет собой лаконичное повествование. Почти все факты значимы для раскрытия проблемы текста, поэтому целесообразно подробно его пересказать.)

    Упражнение 3.
    1. Прочитайте текст нашего современника, литературоведа С. Гиндина.
    Дмитрий Сергеевич Лихачев — единственное и неповторимое явление русской истории и культуры. Судьба провела его почти через весь XX век, сквозь все его эпохи и сломы. На этом пути его не миновала, пожалуй, ни одна из бед, выпавших нашему народу: тюрьма, лагерь, ленинградская блокада, безвременные утраты близких. Совесть, вера и нравственная сила помогли ему выстоять. Он не только не сломился, а совершил предназначенное, открыв для современников мир древнерусской литературы, создав большую научную школу.
    Но значение Д.С.Лихачева шире даже его научного подвига. Ум, наблюдательность, внутренняя дисциплина не дали ему растерять увиденное и пережитое, а дар слова и дар общения с людьми в конце жизни позволил поведать людям о своем веке.
    2. В каком предложении содержится ответ на вопрос: «Почему Дмитрий Сергеевич Лихачев — единственное и неповторимое явление русской истории и культуры?»:
    A. Судьба провела его почти через весь XX век, сквозь все его эпохи и сломы.
    Б. Совесть, вера и нравственная сила помогли ему выстоять.
    B. Он не только не сломился, а совершил предназначенное, открыв для современников мир древнерусской литературы, создав большую научную школу.
    Г. Ум, наблюдательность, внутренняя дисциплина не дали ему растерять увиденное и пережитое, а дар слова и дар общения с людьми в конце жизни позволил поведать людям о своем веке.

    3. Озаглавьте текст.
    (Неповторимое явление русской культуры.)

    4. Проведите лингвистический эксперимент: замените в предложении 1 слово явление синонимом. Произошли ли какие-нибудь изменения в интерпретации основной идеи текста С.Гиндина?
    (Пропадет главный смысл, который автор вкладывал в значение именно слова явление — то, что случается крайне редко.)

    5. Найдите и подчерните ключевые слова и словосочетания.
    (Явление русской истории и культуры, через весь XX век, сломы, совесть, вера, нравственная сила, открыв мир древнерусской литературы, создав научную школу, ум, наблюдательность, внутренняя дисциплина, дар слова, дар общения, поведать о своем веке.)

    6. В предложениях 3 и 4 замените ряд однородных членов обобщающим наименованием. Привело ли это к искажению основной информации?
    (Да, привело, потому что для разъяснения тезиса — первое предложение — необходимо каждое из слов ряда однородных членов.)

    7. Напишите сжатое изложение, продолжив текст.
    Дмитрий Сергеевич Лихачев .
    (кем является для русской культуры и истории?) Совесть, вера и нравственная сила помогли ему пережить 
    (назовите обобщающим понятием все беды, которые выпали на голову ученого). Однако он не только не сломился, но и совершил предназначенное  
    (что сделал ученый?)
    и поведал людям о своем веке.

    Дополнительное задание

    Попробуйте раскрыть значение слов совесть, вера, нравственность. Какие из этих ценностей являются наиболее важными для вас? Объясните свой выбор.
    В качестве аргументов можно привести следующие высказывания:
    Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце. Пушкин А.С.
    Самое главное украшение — чистая совесть. Пословица
    Думай больше о совести, чем о репутации. Цицерон
    Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен. Овидий
    Чистая совесть есть постоянный праздник. Сенека
    Да, жалок тот, в ком совесть не чиста. Пушкин А.С.
    Люди охотно верят тому, чему желают верить. Юлий Цезарь
    Чудеса там, где в них верят, и чем больше верят, тем чаще они случаются. Дидро Д.
    Мы плохо верим тому, чему неприятно поверить. Овидий
    Люди верят больше глазам, чем ушам. Сенека
    Верьте человеку — и вы сделаете для завоевания его сердца гораздо больше, чем всевозможные постановления закона и власти.
    Серебро дешевле золота, золото — нравственных достоинств. Гораций
    Нравственность — это цветение истин. Гюго В.
    Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. Пушкин А.С.
    Наибольшая из всех безнравственностей — это браться за дело, которое не умеешь делать. Наполеон Бонапарт

    Почему работа над компрессией текста так важна для учащихся? Во-первых, систематическое закрепление навыков сжатия материала способствует развитию речевой практики; во-вторых, полезно для формирования умений учебной деятельности, в частности редактирования, саморедактирования, конспектирования, написания аннотаций, тезисов. И, наконец, содействует формированию лингвистической и культуроведческой компетенций.

     

    «Русский язык и литература для школьников» . – 2015 . - № 9 . – С. 26-32.


     
     




    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование