Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека 

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология  

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея 

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  



    Б.А. Ланин (Москва)
    доктор филол. наук, профессор, зав. лабораторией дидактики литературы ИСМО РАО,
    главный научный сотрудник 

     
    Изучение повести Ф.А. Абрамова «Поездка в прошлое» в 7 классе
     

    Ключевые слова: повесть, образ времени, структура персонажа, главный и второстепенные герои, моральная оценка, жизненные ценности.

    Аннотация. В статье даются методические рекомендации к изучению повести Ф.А.Абрамова на уроке литературы в 7 классе.

    Keywords: the story, the image of the time structure of character the main and secondary characters, moral evaluation, values of life.

    Annotation. The article contains methodical recommendations to explore the story of f. Abramova at the lesson of literature in class 7.
     

    На знакомство с биографией писателя и изучение повести отводится два часа. Предполагается уделить внимание следующим вопросам: «Встречи, переворачивающие всю жизнь», «Моральная ответственность за поступки», «Является ли жестокое время оправданием для предательства?», «Таинственный незнакомец на Курзии — метафора судьбы».

    Федор Александрович Абрамов (1920-1983) родился в деревне Веркола Пинежского уезда Архангельской губернии. Отец умер вскоре после его рождения, мать осталась с пятью детьми. Старшему было 15 лет, Федор был самым младшим. Огромную роль в его взрослении сыграл учитель Каргопольской школы Алексей Федорович Калинцев. «Все поражало нас в этом немолодом уже человеке. Поражали феноменальные по тем <...> временам знания, <...> поражала неистощимая и в то же время спокойная, целенаправленная энергия, поражал даже самый внешний вид его, всегда подтянутого, собранного, праздничного. В стране не хватало учителей, тем более <... > у нас, в лесной глуши. И вот Алексей Федорович, для того чтобы не сорвать в школе учебный процесс, годами осваивал предмет за предметом. Он вел у нас ботанику и зоологию, и химию, и астрономию, и геологию, и географию, и даже немецкий язык.
    Немецкий язык он выучил самостоятельно, уже будучи стариком, <...> чтобы дать нам, первым выпускникам, хоть какое-то представление об иностранном языке. А как назвать, какой мерой измерить то, что он делал для нас как преподаватель дарвинизма! Один-единственный учебник на весь класс! И все же мы знали предмет, знали учебник. По конспектам, составленным Алексеем Федоровичем. Чтобы понять, что это был за труд для нашего учителя, должен заметить, что ему нелегко было выставлять даже отметки в классном журнале».
    К сожалению, в 1939 году Алексей Федорович Калинцев был репрессирован. Реабилитирован он был лишь много лет спустя, посмертно.

    На долю Федора Абрамова пришлись Великая Отечественная война и два тяжелых ранения, из-за которых он едва не попрощался с жизнью. Во время военной службы Федор Абрамов был награжден орденами и медалями. Война изменила жизнь и в архангельской деревне: «...были "похоронки", были нужда страшная и работа. Тяжелая мужская работа в поле и на лугу. И делали эту работу полуголодные бабы, старики, подростки. Много <...> людского горя и страданий. Но еще больше — мужества, выносливости и русской душевной щедрости».

    После войны Федор Абрамов переехал в Ленинград и начал преподавать в Ленинградском государственном университете. Он защитил кандидатскую диссертацию по филологии, стал доцентом, заведовал кафедрой советской литературы. Как раз в это время была развернута кампания по борьбе с «космополитизмом», и Федору Абрамову потребовались такт и мужество, чтобы сохранить свою репутацию и постараться уберечь попавших под репрессии коллег.

    В 50-х годах Федор Абрамов начал публиковаться в различных изданиях, и почти каждое его произведение вызывало яростные споры. Он не стал удобным для власти писателем, так как слишком хорошо знал, что кроется за соцреалистическими литературными произведениями и фильмами. В произведениях Федора Абрамова простой, ранее никем не замеченный человек впервые получил не только право на биографию, но и право голоса. Именно такие люди населяют наиболее известное его произведение — тетралогию «Братья и сестры». В нее входят одноименный роман «Братья и сестры» (1958), а также романы «Две зимы и три лета» (1968), «Пути-перепутья» (1973), «Дом» (1973). Более 25 лет работал писатель над этой эпопеей крестьянской жизни.

    Но не только тетралогией были заняты эти годы. В 1963 году вышла прогремевшая на всю страну повесть «Вокруг да около». Правда колола глаза слишком многим. От земляков, не пожелавших смотреть правде в
    глаза, писатель получил письмо «Куда зовешь нас, земляк?». Горько было писателю читать это несправедливое обвинение в клевете и лжи. Заступничество известных писателей и критиков не помогло Федору Абрамову — его изгнали из редколлегии журнала «Нева», за этим последовали и другие неприятности.

    Знаменитый режиссер Юрий Любимов поставил в 1974 году спектакль по трем повестям Федора Абрамова: «Пелагея», «Алька», «Деревянные кони». В том же году Абрамов написал повесть «Поездка в прошлое», которую ему не суждено было увидеть опубликованной.

    Федор Абрамов никогда не забывал своих земляков, часто размышлял о мужиках-крестьянах, об их образе жизни. Именно поэтому он и обратился к ним через районную газету «Пинежская правда» с открытым письмом «Чем живем-кормимся» (1979). Он тяготился тем, что земляки не пытаются изменить себя, не «возделывают свою душу», что они работают, не задумываясь над будущим. Это письмо, опубликованное в районной газете, читала и обсуждала вся страна.

    Методическая подсказка

    Повесть небольшая, поэтому лучше, чтобы школьники прочли ее заранее. В ней встретятся некоторые слова, смысл которых может быть непонятен школьникам: «кулак», «середняк», «раскулаченный». Учитель должен спросить у учащихся значение этих слов и разъяснить его в случае затруднений.

    Урок 1

    Необходимо сразу уточнить, в какое время происходят события повести. Очевидно, что репрессии времен культа личности Сталина позади, но споры о трагических событиях того времени еще продолжаются. Еще живы люди, для которых репрессии — это не страничка в учебнике истории, а живая рана, которая затягивается слишком медленно.

    Вопросы к учащимся могут  звучать примерно так:
    • Незнакомец, которого Микша привез на Курзию, загадочный персонаж. У него нет ни имени, ни биографии. Что думают о нем местные жители?
    • Почему Микша согласился отвезти его на Курзию?
    • Микша (Никифор Иваныч) рассказывает о «классовых боях», в которых он участвовал в детстве. С кем он «воевал», почему именно с ними и за что он боролся?
    • Почему Кудасов почти не общается с Микшей, только по необходимости?
    • Какие чувства он к нему испытывает, из-за чего?

    Домашнее задание.
    Каким вы представляете себе Микшу? Что он ценит в жизни больше всего? Как сложились эти жизненные ценности? Запишите рассказ о нем в «Рабочую тетрадь».
     

    Урок 2

    Урок начинается с вопроса: «Не понимаю, когда убийством восхищаются!» — чьи это слова? Слова эти сказаны Кудасовым, который демонстративно не общается с Микшей, не обращается к нему и старается не отвечать на его хвастливые рассказы, которые тот считает поучительными.
    Далее зачитываются 2-3 рассказа о Микше, написанные как домашнее задание. Необходимо, чтобы се-
    миклассники дали моральную оценку Микше и героям его рассказов. Ведь Микша, рассказывая о событиях, предстает человеком определенных нравственных качеств. Что это за качества? Что творится у него в душе? Чем он гордится в своей жизни?

    Федор Абрамов так искусно выстроил повествование, что Микша сам себя разоблачает, но школьники— еще не слишком опытные читатели, чтобы понять это во время чтения. Помогите им.

    Вопросы к учащимся могут звучать примерно так:
    • От кого мы узнаем о нравах в поселке?
    • Какие события происходили там в прошлом?
    • Кто рассказывает об этих событиях? Сказались ли эти события на сознании людей, на их морали, на отношении к закону?
    • Как было в ту пору принято относиться к закону, к человеческой жизни? Распространялся ли суровый закон на всех? Кто из жителей ставил себя выше закона? Почему, на каком основании?
    • В конце рассказа появляется человек, который отбыл срок в лагерях. Как мы узнаем о нем, при каких обстоятельствах?
    • Какое непростительное предательство совершил Микша?

    Последним заданием на уроке может быть следующее:
    • Кто оказался подлинным патриотом своего края? Расскажите об этом человеке, о том, как проявился его патриотизм. Запишите несколько тезисов, чтобы выступить на уроке с развернутым ответом.


    «Русская словесность» . – 2015 . - № 6 . – С. 23-25.

     




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование