Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология  

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  



    Б.А. Ланин (Москва)
    доктор филол. наук, профессор, зав. лабораторией дидактики литературы ИСМО РАО,
    главный научный сотрудник 

     

    Изучение рассказов В.М. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала» и «Микроскоп» в 7 классе


    Ключевые слова: рассказ, характер, психологический анализ, композиция, кульминация, развязка.

    Аннотация. В статье дана методическая разработка уроков по произведениям В.М. Шукшина.
     

    На знакомство с биографией В.М. Шукшина и изучение двух рассказов отводится всего три часа. Предполагается осветить следующие темы: «"Сокровенный" герой рассказов Шукшина», «Доброта, доверчивость и душевная красота "маленьких людей " », « Столкновение с миром грубости и практической приземленности», «Внутренняя сила героя» . Основная тема для обсуждения на уроках: «Своеобразие национального характера в русской литературе XX в.: традиции и новаторство » .
     
    Василий Макарович Шукшин (1929-1974) родился в селе Сростки Бийского района Алтайского края. Отец был репрессирован, когда будущий писатель еще не ходил в школу, и был реабилитирован лишь в 1956 году. Отчим, который воспитывал мальчика, погиб на фронте в 1942 г. Мать писателя заняла особое место в его жизни. По словам С.П.Залыгина, известного писателя и главного редактора литературного журнала «Новый мир», она «оставалась человеком небольшой грамоты, но душа ее была развита и сильна сама по себе, от природы и от своего народа. Она была чуткой к слову, к песне, к картине, к любому искусству, и не только чуткой, но и способной к нему. Это было вполне очевидно, это были те необыкновенные, ни в ком более не повторимые задатки, которые она передала своему сыну». Про самого Шукшина Сергей Залыгин писал: «Шукшин — один из самых загадочных писателей. Ибо каким образом он достигает своей сверхзадачи — постижения души человеческой, — порой совершенно необъяснимо... Говорит Шукшин по большей части об очень простых вещах, а часто и смешных, но действует на наше сознание серьезно».

    Шукшин всегда отличался невероятной тягой к знаниям, к узнаванию нового. Он учился в Бийском автомобильном техникуме, работал строителем в Калуге, во Владимире, в Подмосковье разнорабочим, слесарем, такелажником, маляром, грузчиком, служил срочную службу на флоте. После службы вернулся в родную деревню, преподавал русский язык и литературу, был директором школы.

    Новая жизнь началась, когда Шукшин поступил на режиссерский факультет Всесоюзного института кинематографии в мастерскую знаменитого режиссера Михаила Ромма. «Мне трудно было учиться. Чрезвычайно. Знаний я набирался отрывисто и как-то с пропусками. Кроме того, я должен был узнавать то, что знают все и что я пропустил в жизни. И вот до поры до времени я стал таить, что ли, набранную силу». «Утаенная» сила — это его проза, которую он сначала показывал своему учителю. С 1957 года Шукшин начал сниматься в кино, а с 1958 года в печать стали регулярно выходить его произведения. Критик Леонид Емельянов позже писал: «Его рассказы можно сравнить с пословицами. Та же в них сатира и мгновенность схватывания сути, та же дерзкость образности, тот же лаконизм, "жилистость" выражения. Его художественная мысль всегда настолько энергична и проявлена, что средства ее художественного воплощения рождаются как бы сами собой по принципу необходимых и достаточных».

    Он писал и масштабные произведения. Так, в 1965 году появился его роман «Любавины». В ту пору были модны «сибирские семейные романы поколений», к каким относился и роман «Любавины». О своем замысле Василий Шукшин писал так: «Мне хотелось рассказать об одной крепкой сибирской семье, которая силой напластования частнособственнических инстинктов была вовлечена в прямую и открытую борьбу с Новым, с новым предложением организовать жизнь иначе. И она погибла, семья Любавиных. Вся. Иначе не могло быть».

    В том же году Шукшин вступил в Союз писателей. Рекомендации ему дали писатели Юрий Нагибин, Сергей Антонов, Георгий Березко. Рекомендуя Василия Шукшина, Юрий Нагибин писал: «Проза Шукшина добра и достоверна, трудна и серьезна, как жизнь людей, которых автор всегда любовно имеет в виду. Шукшин хочет и умеет воспроизвести эту жизнь в совершенной подлинности, в точном соответствии с ее реальной сложностью и живописностью».
    Шукшин написал множество рассказов и повестей, снял популярные и любимые нашим зрителем фильмы: «Калина красная», «Печки-лавочки» и т. д. Он мечтал снять фильм о Степане Разине. В журнале «Сибирские огни» уже был опубликован сценарий будущего фильма под названием «Я пришел дать вам волю». Однако неожиданная смерть разрушила все планы...
     

    Урок 1

    На этом уроке учитель знакомит школьников с биографией Василия Макаровича Шукшина. Можно сразу выделить особенности творчества Шукшина-рассказчика. Современная исследовательница пишет: «Шукшин создал особый тип рассказа. Он почти лишен экспозиции, построен на диалоге, имеет открытый финал, который поддается любым философским трактовкам. В центре повествования — необычный случай, необычная, но чаще бытовая •ситуация, герой находится в состоянии сильного эмоционального возбуждения (гнева или радости), благодаря которому соединяется в его душе и высокое, и низкое, и идеальное, и бытовое. Это соединение служит истоком и причиной того трагикомического звучания, которое присуще рассказам подобного рода». Можно использовать целый ряд терминов и понятий: экспозиция, открытый финал, диалог, повествование, трагикомедия, событие в литературном произведении. Некоторые еще не известны школьникам, можно вкратце охарактеризовать их и предложить записать в рабочую тетрадь.

    Методическая подсказка. Следует сказать, что в начале двухтысячных появилось несколько фильмов — экранизаций шукшинских рассказов. Они были неудачными, и их нельзя рекомендовать как мультимедийное сопровождение, тем более в условиях дефицита учебных часов. Лучше сразу обратиться к тексту.
    Как правило, рассказы Шукшина диалогичны. Их интересно читать по ролям. Выразительное чтение по ролям дает прекрасные возможности для лучшего понимания текста. Выделите определенный фрагмент. Медленно прочтите его вслух сами себе при подготовке к уроку. Обратите внимание на то, что дети читают медленнее вас. Определите фрагмент, который может уложиться по времени в первый урок. Не забудьте о том, что необходимо также дать биографию писателя и разъяснить домашнее задание.

    Итак, в рассказе «Космос, нервная система и шмат сала» мальчик снимает угол у одинокого деда. Сначала читатель не знает, что он одинок, однако это постепенно становится видно из текста. Мальчик разъясняет деду, почему у него похмелье. Откуда же он столько знает? Выясняется, что уроки в школе не прошли для него даром. Мальчик из бедной семьи, из отдаленной деревни, и ему приходится жить у чужого человека, ведь в родной деревне наверняка нет школы. Что заинтересовало Наума Евстигне-ича? Какой ученый произвел на него большое впечатление? Почему именно этот ученый?
    Ребята отвечают, что на Наума Евстигнеича огромное впечатление произвел научный подвиг академика Павлова. Он до последнего вздоха оставался исследователем, и, умирая, старался зафиксировать каждый свой шаг, каждое свое ощущение.

    Домашнее задание. Вообразите, как изменятся отношения между мальчиком и Наумом Евстигнеичем после этого вечера. Изменятся ли? Почему вы так думаете? Опишите их «новые» взаимоотношения. В «Рабочей тетради» есть место для записи ваших мыслей.
     

    Урок 2

    Учащиеся отвечают на вопросы: Многих героев В.М.Шукшина принято называть... Как же их принято называть? А за что их так называют? Итак, вспомнили, как называют героев В.М.Шукшина? А кого из героев рассказов «Космос, нервная система и шмат сала» и «Микроскоп» можно назвать этим словом? Для чего понадобился микроскоп Андрею Ерину? Как микроскоп изменил жизнь семьи Ериных? «Странно, Андрей Ерин становился крикливым хозяином в доме». Что произошло в его жизни? В чем была права жена Андрея? Как относится к ней рассказчик? Что доказывает такое отношение к ней?
     

    Урок 3
    На этом уроке самое важное — дискуссия. Вопросы способствуют развитию речи учащихся, умения рассуждать, давать простор собственному воображению.
    Появление микроскопа в семье Ериных — всего лишь эпизод. Что изменит этот эпизод в жизни каждого члена семьи? А может, все они легко позабудут о микроскопе? В одно ли время происходят события в обоих рассказах?
    Известный писатель Петр Вайль как-то сказал: «Интеллигент — это человек, чьи интеллектуальные, духовные и душевные интересы выходят за пределы работы и семьи». Известно ли вам значение слова «интеллигент»? Как вы понимаете значение этого слова? Можно ли считать интеллигентом Андрея Ерина?
    Учащиеся должны ответить на все эти вопросы и доказать свое мнение, опираясь на текст.
    Рассказы В.М.Шукшина — прекрасная возможность для реализации небольшого исследовательского проекта на тему «"Чудики" в рассказах В.М. Шукшина».

     

    Результат проекта


    Уже при жизни Шукшина критики нашли удачное определение его героев — чудики. Они отличались своей человечностью, необычностью, у каждого из них была своя особенность, изюминка. Чем же так полюбились чудики читателям? Почему они появились именно в рассказах, а не в романах Шукшина? Видимо, дело в том, что рассказы строятся на одном-двух поступках, а в романах характер героя раскрывается постепенно. Чудики успевают раскрыться в одном-двух эпизодах. Необходимо показать, как именно это происходит, какие художественные средства используются.
    Результатом проекта должно стать исследование, оформленное в виде доклада, возможна также подготовка визуальной презентации.

    Время выполнения. Три недели.
    Ход выполнения. Сначала, как говорят ученые, нужно определить предмет исследования. Иными словами, необходимо выбрать рассказы Шукшина, в которых действуют герои-чудики. Рассказов ДГукшин написал много, так что просмотреть (даже не прочитать!) все было бы нелегко. Это заняло бы много времени, а времени в школе всегда не хватает.


    Для выполнения проекта можно взять героев рассказов «Миль пардон, мадам!» и «Выбираю деревню на жительство», а также добавить к ним героев уже прочитанных рассказов из учебника. Сначала определяются вопросы, на которые необходимо ответить в школьном исследовании. Уже было сказано, что многих героев Шукшина принято называть «чудиками». Что это за герои? Чем они отличаются от других? Раз речь идет о чудиках, то справедливо начать с вопроса: почему этих героев так называют? С этим вопросом также связан другой: кто их так называет — другие персонажи или рассказчик? Что необычного они совершают? Чем отличается их поведение? С помощью каких художественных средств описаны эти герои? Как они выглядят? Чем отличается, если отличается, их речь от речи остальных персонажей? Каково отношение автора к этим чудикам? Являются ли они помехой для окружающих или, напротив, добрым примером для любования и подражания?

    Рекомендации и советы. После ответов на эти поставленные вопросы, лучше обратиться к литературной критике. Она поможет точнее сформировать представление о шукшинских чудиках. Только нельзя путать последовательность: сначала учащиеся самостоятельно отвечают на вопросы, записывают их, и только потом могут обратиться к критике! О Шукшине писали многие, так что в Интернете можно найти множество работ о нем. Наверняка множество полезных рекомендаций даст и школьный библиотекарь. Лучше начать со статей Льва Аннинского и Бориса Панкина. Эти работы легко найти в Интернете.

     
    "Русская словесность" . - 2015 . - № 5 . - С. 19-23.
     
     




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование