Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо


    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников 

    Библиотека 

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
    За малые деньги выводим из запоя для вас совсем недорого.

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
    И.Ю. Прусова
     
    кафедра русского языка и общего языкознания факультета русской филологии Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого
     
    Понятие толерантности и ее формирование на уроках русского языка
     
     
    Ключевые слова: толерантность, речь, уроки развития речи, терпимость, нравственные категории.
     
    В работе раскрываются теоретические и методологические аспекты формирования толерантности учащихся в процессе обучения русскому языку. Раскрывается актуальность и задачи формирования уважения национальных особенностей, традиций, культуры других народов и социальных групп.
     
    Радикальные социальные изменения, произошедшие в различных сферах (экономике, политике, культуре) нашего общества, привели к социальной нестабильности. В этих условиях «модифицируется процесс социального познания». Как следствие происходят значительные перемены и в построении образа другого человека, в том числе образа представителя иных социальных групп. В этой обстановке одним из важных условий построения позитивных отношений с другими людьми является взаимодействие на основе толерантности, понимания, уважения их взглядов, мнений, традиций.
     
    Правительством России в 2001 году принята Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)».
    Одним из направлений организации Программы является «создание и применение в образовательных учреждениях всех уровней образовательных программ, направленных на формирование толерантного сознания, веротерпимости и обучение межкультурному диалогу» [9].
     
    В связи с этим актуальна роль школы в целенаправленном управлении процессом конструирования адекватных «Я — образа» и образа других, формирования у учащихся разного возраста адекватных представлений о различных аспектах взаимодействия, привития им навыков цивилизованного общения, толерантности. Современный ученик должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей. Доказано, что подростковый возраст является наиболее сенситивным к усвоению социально значимых ценностей и формированию толерантности. Именно в этом возрасте идет поиск приемлемых социальных ролей, личностного самоопределения, развитие социальной активности и социальной ответственности.
     
    Толерантность — это достаточно сложный термин с целым рядом оттенков. В обыденной жизни их часто сводят просто к терпимости, терпимому отношению к событию или человеку. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения.
    Гуманитарные дисциплины как культурно-формирующие становятся в настоящее время приоритетными в образовании. Обусловлено это как новыми запросами, предъявляемыми к школе, так и общей стратегией современной российской школы, ее направленностью на формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности.
     
    Именно в школе нужна терпимость в отношении друг к другу, невзирая на цвет кожи, социальное положение, разные точки зрения, ко всему, что может вызвать агрессию. Поэтому толерантности нужно учить, наравне со счетом и письмом [8, 3].
     
    Русский язык как одна из дисциплин гуманитарного цикла является средством формирования духовного мира человека, основным каналом социализации личности, приобщения к ценностям человеческой культуры, накопленным предыдущими поколениями. Однако для того чтобы преподавание родного языка отвечало названным задачам, надо не только убедить учителей в необходимости работы над формированием личности учащегося, но и предоставить материал для реализации данных направлений в области гуманитарного образования.
     
    В настоящее время к культуре речи предъявляются высокие требования. Речь должна быть не только правильной в орфоэпическом, лексическом и грамматическом отношении, но и хорошей, стилистически целесообразной и дифференцированной. Изучение языка всегда дает возможность развить у ребенка такие черты, как контактность, толерантность. Контактность — это умение входить в отношение с другими людьми, а толерантность — это умение воспринимать человека таким, каков он есть и не требовать от него, чтобы он соответствовал твоим ожиданиям. Обучить толерантности и контактности помогают уроки развития речи и внеклассная работа по русскому языку. Именно анализ статей, текстов, чтение полноценной художественной литературы, ориентированной на гуманность, воздействуют на эмоциональную сферу и способны пробудить в ребенке милосердие, вывести из агрессивного состояния.
     
    В настоящее время актуальной проблемой является воспитание толерантности. Современный ученик должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей. На уроке развития речи предлагается материал по формированию у школьников доброты и милосердия, созданию толерантной среды, которая предполагает взаимопомощь, сопереживание, способность вместе преодолевать трудности.
     
     
    Приведем пример подобного урока.
    Урок развития речи в 9-м классе.
     
    Тема: «Толерантность — дорога к миру и добру» (подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему).
     
    Цели:
    Образовательные:
    1. Познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности.
    2. Уточнить значения слов тематической группы « толерантность».
    3. Повторить материал о сочинении-рассуждении.
     
    Развивающие:
    1. Сформировать умение определять понятие «толерантность», разграничивать черты толерантной и интолерантной личности.
    2. Научить определять значения слов тематической группы «толерантность».
    3. Закрепить умение строить текст рассуждения.
     
    Воспитательные:
    1. Воспитывать у учащихся чувство доброты, милосердия и ответственности, самоуважения и уважения окружающих.
    План урока:
    I. Вступительное слово учителя.
    II. Работа с пословицами.
    III. Работа по группам над понятием «толерантная» и «интолерантная» личность.
    IV. Игровая пауза.
    V. Построение синквейна.
    VI. Выводы, обобщение.
    Ход урока.
     
    I. Вступительное слово учителя.
    — Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок подготовки к сочинению-рассуждению. Сейчас улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.
    Наш урок начнем с разговора о «вечном», о любви. Послушайте сказку (звучит классическая музыка, рассказывается учителем сказка, которая сопровождается презентацией):
    — Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
    — Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
    Подумал волшебник и сказал:
    — Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет... Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
    — Вот выбирай, — сказал волшебник. — Одну зовут Радость, другую — Удача, третью — Красота, четвертую — Печаль, пятую — Доброта.
    — Они все прекрасны, — сказала Любовь. — Не знаю, кого и выбрать...
    — Твоя правда, — ответил волшебник, — они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из
    них. Она и будет твоей подружкой на всю твою жизнь.
    Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
    — А кого выбрали бы вы, ребята? Почему?
     
    Ученики: Доброту, так как без нее нельзя прожить.
    (Звучит музыка и продолжение сказки):
    — Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
    Учитель: Ребята, В. Гюго писал: «Во внутреннем мире человека доброта — это солнце».
    II. Работа с пословицами.
    Учитель: Какие пословицы о доброте приготовили к уроку вы? (Анализ пословиц.)
    — Сегодня, ребята, 16 ноября — Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек — это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Послушайте, как слово «толерантность» определяется на разных языках земного шара (слова учителя сопровождаются презентацией).
     
    В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идей или мнения.
    Во французском — отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.
    В английском — готовность быть терпимым, снисходительным.
    В китайском — позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
    В арабском — прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание; благосклонность, терпение, расположенность к другим;
    В русском — способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым; стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
    III. Работа по группам над понятием «толерантная» и «интолерантная» личность.
    Учитель: Итак, есть два пути развития личности — толерантный и интолерантный. Сейчас класс разделится на 2 группы. 1 группа будет описывать черты, присущие толерантной личности, 2 группа — черты, присущие интолерантной личности. Давайте уточним понятие «интолерантная личность». «Интолерантная личность» — это человек, который думает только о себе, равнодушен к окружающим.
     
    Работа по группам.
    Вывод: Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций, обычаев.
    Толерантный путь — это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям.
     
    IV. Игровая пауза. (Учитель предлагает ребятам стать в круг. Дает первому ученику сердечко и говорит комплимент. Ученик, получивший сердечко, должен передать его дальше, также произнеся комплимент своему соседу. Принявший комплимент должен поблагодарить и передать следующему. Комплименты необходимо говорить, упоминая внешность, характер, способности, умение дружить.)
     
    V. Построение синквейна.
    Учитель: — Ребята, давайте с вами вспомним, что такое синквейн?
    Ученики: — Синквейн — это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Происходит от французского слова «5». Таким образом, синквейн — это стихотворение, состоящее из 5 строк:
    1 —тема (существительное).
    2 — два прилагательных, которые, по твоему мнению, подходят к теме существительного (атрибутивная характеристика) .
    3 — три глагола по теме (характеристика по действию).
    4 — осмысленная фраза на данную тему (отношение автора).
    5 — резюме к теме (желательно 1 слово*или словосочетание) (обогащенное название).
     
    Учитель: Проведем работу в виде синквейна. Попробуем составить вместе синквейн для слов «доброта», «толерантность».
    1. «Доброта»:
    2. Отзывчивый, добрый.
    3. Поддерживает, помогает, понимает.
    4. Доброта спасет мир.
    5. Душевность. 
    1. «Толерантность»:
    2. Терпимый, снисходительный.
    3. Принимает, располагает, прощает.
    4. Толерантность способствует уважению.
    5. Терпение.
     
    VI. Выводы, обобщения.
     
    Учитель: А сейчас послушайте внимательно китайскую притчу «Ладная семья» (притча сопровождается презентацией).
    — Жила-была на свете семья. Она была непростая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая — мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
    Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго — видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке.
    Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
    — И все?
    — Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
    И, подумав, добавил:
    — И мира тоже.
    Учитель: Я думаю, что вы со мной согласитесь, что ваш класс — это маленькая семья. И поэтому старайтесь, чтобы в ней всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, сопереживание. Наша сегодняшняя тема предполагает написание домашнего сочинения-рассуждения. Ребята, вспомните, какова композиция сочинения-рассуждения?
     
    Ученики: I. Основная мысль (тезис).
    И. Доказательства:
    а)...
    б)...
    в)...
     
    III. Вывод.
    Учитель: Дома напишите сочинение-рассуждение на тему: «Толерантность — дорога к миру и добру», используя материал урока. А кто желает получить дополнительную отметку, может составить синквейны к словам «учитель», «ученик», «родитель».
    Итог урока.
    — Основой «культуры мира» — от межличностного до государственного уровня — является одно из важнейших качеств в структуре личности — толерантность, т.е. искреннее уважение и признание другой личности, ее духовных ценностей.
    Воспитание толерантности — дело не только школы, но, прежде всего — семьи, а также разного рода государственных и общественных институтов. Но все-таки, главная нагрузка в воспитании толерантности у детей и подростков ложится на плечи учителей, социальных педагогов и школьных психологов. В этой связи для работников образовательного учреждения крайне важно понимание того, что толерантность жизненно необходима педагогическому работнику и школьному специалисту в личностном и профессиональном отношении. Очень важно, чтобы учителя не только знали, но и практически владели технологиями толерантного воспитания, умели творчески применять их в конкретных условиях жизни своего района, поселка, города. Прежде всего, необходимо глубоко понять педагогическую сущность толерантности, т.е. способности человека (или группы) сосуществовать с людьми, логика мышления и образ жизни которых иные. Требуется немало усилий, чтобы это качество постепенно сформировалось и прочно вошло в структуру личности.
     
    Литература
     
    1. Бетти Э. Риэрдон. Толерантность — дорога к миру / Э. Бетти Риэрдон. — М., 2001.
    2. Степанов П.В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика. / П.В.Степанов. — М.: АПК и ПРО, 2005.
    3. Строганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков.
    4. Рыбченкова Л.М. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы // 9-й класс / Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. — М., 2002.
    5. Национально-культурная специфика речевого поведения. — М., 1977.
    6. Люстрова З.Н. О культуре русской речи / З.С. Люстрова. — М., 1987. Воспитание толерантности / З.Н.Строганова. — М., 2007.
    7. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. Т. 1-2. Под ред. Л.И. Семиной. — М., «Бонфи», 2002.
    8. Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе / Л.Г. Федоренко. — СПб., 2006.
    9. www.tolerance.ru
     
     
    «Русская словесность» . – 2013 . - № 2 . – С. 61-66.
     
     




    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование