Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников 

    Библиотека 

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
    За малые деньги выводим из запоя для вас совсем недорого.

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
    И.Ю. Прусова
     
    кафедра русского языка и общего языкознания факультета русской филологии Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого
     
    Понятие толерантности и ее формирование на уроках русского языка
     
     
    Ключевые слова: толерантность, речь, уроки развития речи, терпимость, нравственные категории.
     
    В работе раскрываются теоретические и методологические аспекты формирования толерантности учащихся в процессе обучения русскому языку. Раскрывается актуальность и задачи формирования уважения национальных особенностей, традиций, культуры других народов и социальных групп.
     
    Радикальные социальные изменения, произошедшие в различных сферах (экономике, политике, культуре) нашего общества, привели к социальной нестабильности. В этих условиях «модифицируется процесс социального познания». Как следствие происходят значительные перемены и в построении образа другого человека, в том числе образа представителя иных социальных групп. В этой обстановке одним из важных условий построения позитивных отношений с другими людьми является взаимодействие на основе толерантности, понимания, уважения их взглядов, мнений, традиций.
     
    Правительством России в 2001 году принята Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)».
    Одним из направлений организации Программы является «создание и применение в образовательных учреждениях всех уровней образовательных программ, направленных на формирование толерантного сознания, веротерпимости и обучение межкультурному диалогу» [9].
     
    В связи с этим актуальна роль школы в целенаправленном управлении процессом конструирования адекватных «Я — образа» и образа других, формирования у учащихся разного возраста адекватных представлений о различных аспектах взаимодействия, привития им навыков цивилизованного общения, толерантности. Современный ученик должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей. Доказано, что подростковый возраст является наиболее сенситивным к усвоению социально значимых ценностей и формированию толерантности. Именно в этом возрасте идет поиск приемлемых социальных ролей, личностного самоопределения, развитие социальной активности и социальной ответственности.
     
    Толерантность — это достаточно сложный термин с целым рядом оттенков. В обыденной жизни их часто сводят просто к терпимости, терпимому отношению к событию или человеку. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения.
    Гуманитарные дисциплины как культурно-формирующие становятся в настоящее время приоритетными в образовании. Обусловлено это как новыми запросами, предъявляемыми к школе, так и общей стратегией современной российской школы, ее направленностью на формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности.
     
    Именно в школе нужна терпимость в отношении друг к другу, невзирая на цвет кожи, социальное положение, разные точки зрения, ко всему, что может вызвать агрессию. Поэтому толерантности нужно учить, наравне со счетом и письмом [8, 3].
     
    Русский язык как одна из дисциплин гуманитарного цикла является средством формирования духовного мира человека, основным каналом социализации личности, приобщения к ценностям человеческой культуры, накопленным предыдущими поколениями. Однако для того чтобы преподавание родного языка отвечало названным задачам, надо не только убедить учителей в необходимости работы над формированием личности учащегося, но и предоставить материал для реализации данных направлений в области гуманитарного образования.
     
    В настоящее время к культуре речи предъявляются высокие требования. Речь должна быть не только правильной в орфоэпическом, лексическом и грамматическом отношении, но и хорошей, стилистически целесообразной и дифференцированной. Изучение языка всегда дает возможность развить у ребенка такие черты, как контактность, толерантность. Контактность — это умение входить в отношение с другими людьми, а толерантность — это умение воспринимать человека таким, каков он есть и не требовать от него, чтобы он соответствовал твоим ожиданиям. Обучить толерантности и контактности помогают уроки развития речи и внеклассная работа по русскому языку. Именно анализ статей, текстов, чтение полноценной художественной литературы, ориентированной на гуманность, воздействуют на эмоциональную сферу и способны пробудить в ребенке милосердие, вывести из агрессивного состояния.
     
    В настоящее время актуальной проблемой является воспитание толерантности. Современный ученик должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей. На уроке развития речи предлагается материал по формированию у школьников доброты и милосердия, созданию толерантной среды, которая предполагает взаимопомощь, сопереживание, способность вместе преодолевать трудности.
     
     
    Приведем пример подобного урока.
    Урок развития речи в 9-м классе.
     
    Тема: «Толерантность — дорога к миру и добру» (подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему).
     
    Цели:
    Образовательные:
    1. Познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности.
    2. Уточнить значения слов тематической группы « толерантность».
    3. Повторить материал о сочинении-рассуждении.
     
    Развивающие:
    1. Сформировать умение определять понятие «толерантность», разграничивать черты толерантной и интолерантной личности.
    2. Научить определять значения слов тематической группы «толерантность».
    3. Закрепить умение строить текст рассуждения.
     
    Воспитательные:
    1. Воспитывать у учащихся чувство доброты, милосердия и ответственности, самоуважения и уважения окружающих.
    План урока:
    I. Вступительное слово учителя.
    II. Работа с пословицами.
    III. Работа по группам над понятием «толерантная» и «интолерантная» личность.
    IV. Игровая пауза.
    V. Построение синквейна.
    VI. Выводы, обобщение.
    Ход урока.
     
    I. Вступительное слово учителя.
    — Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок подготовки к сочинению-рассуждению. Сейчас улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.
    Наш урок начнем с разговора о «вечном», о любви. Послушайте сказку (звучит классическая музыка, рассказывается учителем сказка, которая сопровождается презентацией):
    — Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
    — Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
    Подумал волшебник и сказал:
    — Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет... Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
    — Вот выбирай, — сказал волшебник. — Одну зовут Радость, другую — Удача, третью — Красота, четвертую — Печаль, пятую — Доброта.
    — Они все прекрасны, — сказала Любовь. — Не знаю, кого и выбрать...
    — Твоя правда, — ответил волшебник, — они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из
    них. Она и будет твоей подружкой на всю твою жизнь.
    Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
    — А кого выбрали бы вы, ребята? Почему?
     
    Ученики: Доброту, так как без нее нельзя прожить.
    (Звучит музыка и продолжение сказки):
    — Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
    Учитель: Ребята, В. Гюго писал: «Во внутреннем мире человека доброта — это солнце».
    II. Работа с пословицами.
    Учитель: Какие пословицы о доброте приготовили к уроку вы? (Анализ пословиц.)
    — Сегодня, ребята, 16 ноября — Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек — это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Послушайте, как слово «толерантность» определяется на разных языках земного шара (слова учителя сопровождаются презентацией).
     
    В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идей или мнения.
    Во французском — отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.
    В английском — готовность быть терпимым, снисходительным.
    В китайском — позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
    В арабском — прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание; благосклонность, терпение, расположенность к другим;
    В русском — способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым; стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
    III. Работа по группам над понятием «толерантная» и «интолерантная» личность.
    Учитель: Итак, есть два пути развития личности — толерантный и интолерантный. Сейчас класс разделится на 2 группы. 1 группа будет описывать черты, присущие толерантной личности, 2 группа — черты, присущие интолерантной личности. Давайте уточним понятие «интолерантная личность». «Интолерантная личность» — это человек, который думает только о себе, равнодушен к окружающим.
     
    Работа по группам.
    Вывод: Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций, обычаев.
    Толерантный путь — это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям.
     
    IV. Игровая пауза. (Учитель предлагает ребятам стать в круг. Дает первому ученику сердечко и говорит комплимент. Ученик, получивший сердечко, должен передать его дальше, также произнеся комплимент своему соседу. Принявший комплимент должен поблагодарить и передать следующему. Комплименты необходимо говорить, упоминая внешность, характер, способности, умение дружить.)
     
    V. Построение синквейна.
    Учитель: — Ребята, давайте с вами вспомним, что такое синквейн?
    Ученики: — Синквейн — это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Происходит от французского слова «5». Таким образом, синквейн — это стихотворение, состоящее из 5 строк:
    1 —тема (существительное).
    2 — два прилагательных, которые, по твоему мнению, подходят к теме существительного (атрибутивная характеристика) .
    3 — три глагола по теме (характеристика по действию).
    4 — осмысленная фраза на данную тему (отношение автора).
    5 — резюме к теме (желательно 1 слово*или словосочетание) (обогащенное название).
     
    Учитель: Проведем работу в виде синквейна. Попробуем составить вместе синквейн для слов «доброта», «толерантность».
    1. «Доброта»:
    2. Отзывчивый, добрый.
    3. Поддерживает, помогает, понимает.
    4. Доброта спасет мир.
    5. Душевность. 
    1. «Толерантность»:
    2. Терпимый, снисходительный.
    3. Принимает, располагает, прощает.
    4. Толерантность способствует уважению.
    5. Терпение.
     
    VI. Выводы, обобщения.
     
    Учитель: А сейчас послушайте внимательно китайскую притчу «Ладная семья» (притча сопровождается презентацией).
    — Жила-была на свете семья. Она была непростая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая — мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
    Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго — видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке.
    Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
    — И все?
    — Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
    И, подумав, добавил:
    — И мира тоже.
    Учитель: Я думаю, что вы со мной согласитесь, что ваш класс — это маленькая семья. И поэтому старайтесь, чтобы в ней всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, сопереживание. Наша сегодняшняя тема предполагает написание домашнего сочинения-рассуждения. Ребята, вспомните, какова композиция сочинения-рассуждения?
     
    Ученики: I. Основная мысль (тезис).
    И. Доказательства:
    а)...
    б)...
    в)...
     
    III. Вывод.
    Учитель: Дома напишите сочинение-рассуждение на тему: «Толерантность — дорога к миру и добру», используя материал урока. А кто желает получить дополнительную отметку, может составить синквейны к словам «учитель», «ученик», «родитель».
    Итог урока.
    — Основой «культуры мира» — от межличностного до государственного уровня — является одно из важнейших качеств в структуре личности — толерантность, т.е. искреннее уважение и признание другой личности, ее духовных ценностей.
    Воспитание толерантности — дело не только школы, но, прежде всего — семьи, а также разного рода государственных и общественных институтов. Но все-таки, главная нагрузка в воспитании толерантности у детей и подростков ложится на плечи учителей, социальных педагогов и школьных психологов. В этой связи для работников образовательного учреждения крайне важно понимание того, что толерантность жизненно необходима педагогическому работнику и школьному специалисту в личностном и профессиональном отношении. Очень важно, чтобы учителя не только знали, но и практически владели технологиями толерантного воспитания, умели творчески применять их в конкретных условиях жизни своего района, поселка, города. Прежде всего, необходимо глубоко понять педагогическую сущность толерантности, т.е. способности человека (или группы) сосуществовать с людьми, логика мышления и образ жизни которых иные. Требуется немало усилий, чтобы это качество постепенно сформировалось и прочно вошло в структуру личности.
     
    Литература
     
    1. Бетти Э. Риэрдон. Толерантность — дорога к миру / Э. Бетти Риэрдон. — М., 2001.
    2. Степанов П.В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика. / П.В.Степанов. — М.: АПК и ПРО, 2005.
    3. Строганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков.
    4. Рыбченкова Л.М. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы // 9-й класс / Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. — М., 2002.
    5. Национально-культурная специфика речевого поведения. — М., 1977.
    6. Люстрова З.Н. О культуре русской речи / З.С. Люстрова. — М., 1987. Воспитание толерантности / З.Н.Строганова. — М., 2007.
    7. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. Т. 1-2. Под ред. Л.И. Семиной. — М., «Бонфи», 2002.
    8. Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе / Л.Г. Федоренко. — СПб., 2006.
    9. www.tolerance.ru
     
     
    «Русская словесность» . – 2013 . - № 2 . – С. 61-66.
     
     




    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование