Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     

    Б.А. Ланин (Москва)
    заведующий лабораторией дидактики литературы ИСМО РАО 
    доктор филологических наук, профессор 

    Изучение повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» в 6 классе
     
     
    Ключевые слова: реализм, романтизм, юмор, комическое.
     
    Методическая подсказка
    В 1831 г. вышел первый том повестей под общим названием «Вечера на хуторе близ Диканьки». Это произведение сделало Гоголя по-настоящему знаменитым писателем.
    А.С. Пушкин писал издателю: «Сейчас прочел «Вечера на хуторе близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я и доселе не образумился».
    Проходит четыре года, и В.Г. Белинский пишет: «Гоголь сделался известным своими «Вечерами на хуторе». Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Всё, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, всё, что народ может иметь оригинального, типического, всё это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грёзах г. Гоголя. Это была поэзия юная, свежая, благоуханная, роскошная, упоительная...»
    Долгое время творчествоН.В. Гоголя несправедливо относили к реализму. Например, в «Истории русской литературы XIX-XX веков» (М.: Наука, 1983) рассказ о Гоголе целиком включен в главку «Формирование критического реализма. «Натуральная школа»». В главке «Литература второй половины 1820-1830-х годов. Романтизм.
    Движение к реализму», написанной печально известным преследователем «чужаков»-инородцев В. Ю. Троицким, имя Н.В. Гоголя лишь упоминается. Да что Троицкий: представить Н.В. Гоголя реалистом или хотя бы «переборовшим в себе романтизм» писателем стремились многие маститые литературоведы. Не может быть более несправедливой оценки, особенно в отношении раннего Гоголя! Однако эти оценки порой еще живы, и даже передаются в методические работы.
     
    Урок 1. Иван Петрович Белкин и Рудый Панько
    Расскажите учащимся о книге «Вечера на хуторе близ Диканьки». Она состоит из двух частей. В каждой части 8 повестей. Повесть «Ночь перед Рождеством» открывает вторую часть «Вечеров».
    Предложите ученикам вспомнить: — Как мы называем повествование, которое ведет «подставной» автор? (Сказ)
    «Издателем» книги назван «пасичник Рудый Панько». Поясните, что «рудый» — это рыжий.
    Ученики уже сталкивались с «подставным» рассказчиком. Более того, они помнят эпизод с Миллером, которому «Пушкин отказался раскрыть свое авторство «Повестей Белкина». Сейчас они встречаются с рассказчиком совершенно иного типа.
    Читаем описание прекрасного пейзажа, которым открывается фрагмент повести в учебнике.
    —Что нового вы узнали на первых страницах? (Замечательные байки, неожиданные сравнения.)
    —Что означают новые для вас слова? (Ученики обращаются к сцрскам в учебнике.)
    —Приходилось ли вам так же часто обращаться к сноскам, когда мы изучали «Повести Белкина»? (Обычно учащиеся отвечают отрицательно. Недаром Пушкин считается основоположником русского литературного языка!)
    —Давайте обсудим, чем различаются эти два рассказчика.
    Ученики объясняют, что Иван Петрович Белкин словно прятался за сюжетами повестей. Его речь ничем не отличается от речи других персонажей. Это был литературный язык пушкинской эпохи. Иное дело - Рудый Панько. Он из Малороссии, которая отличалась своим бытом и некоторыми обычаями. У него очень богатое воображение, и он любит рассказывать о разных происшествиях, которые то ли придумал, то ли узнал из народных поверий, то ли услышал от других рассказчиков.
    — Почему Гоголь «спрятался» за такого рассказчика, «пасичника»?
    Возможно, Гоголю хотелось устраниться как писателю, дать волю народной фантазии, привлечь на свои страницы сказочных персонажей.
    Разберите с учениками сноску, в которой рассказывается о колядовании.
    Покажите, как лирический возвышенный пейзаж постепенно превращается в фантастический, сказочный.
    Домашнее задание.  Подготовить рассказ о казаке Чубе и его дочке Оксане, о кузнеце Вакуле и его матери Солохе.
     
    Урок 2. Есть ли чувство юмора у жителей Диканьки?
    Учитель обращается к классу:
    — Итак, в Диканьке происходят небывалые события: черт украл месяц, ведьма влетела в трубу и превратилась в Солоху, мать кузнеца Вакулы, тот же черт запутал Чуба и кума, поднял страшную метель, в результате кузнец Вакула не пустил Чуба в его собственный дом, да еще и поколотил...
    Когда случаются совершенно неожиданные вещи, люди невольно улыбаются, а иногда смеются, порой — громко и заразительно. Давайте разберемся, что же такое чувство юмора и почему люди смеются.
    Здесь уместно обратиться к статье «Смех и чувство юмора», которая представлена в учебнике в этой же главе. Однако сначала дайте возможность ученикам сформулировать, как они представляют себе чувство юмора. Прочтите статью со своими учениками. Предложите им записать определение, которое в ней дается. Оно не выделено полужирным шрифтом, поэтому обратите на него внимание своих учеников:
    «Чувство юмора - это умение увидеть в обыденном смешное, да еще показать это смешное другим».
    Итак, теперь вам будет легче разобраться, есть ли чувство юмора у жителей Диканьки, у рассказчика или у казаков, пришедших к царице.
    Герои повести частенько попадают в смешные ситуации. Приходит Вакула к Пацюку, а у того галушки сами в рот залетают, да еще не забывая по дороге вываляться в сметане. Вакула озабочен, не грех ли это - есть сметану в постный день, а сам продает душу дьяволу! Есть над чем посмеяться читателю!
    Ученики делают вывод: герои повести попадают в смешные ситуации нечаянно, не намеренно, а по совпадению обстоятельств. Они не создают забавных ситуаций сами. А вот что является необходимым для рассказчика, если мы хотим отметить наличие или отсутствие у него чувства юмора, так это умение забавно и весело рассказать эти смешные истории другим людям. Помните: мало увидеть в обыденном смешное, надо еще показать это смешное другим.
    — И все же мы смеемся, когда читаем эту повесть. Закрывая книгу, мы делаем это с радостным и хорошим настроением. Так кто же нас так развеселил, если не жители Диканьки?
    Ученики заключают, что замечательным рассказчиком с отменным чувством юмора является сам Гоголь, автор повести, который передал свой редкий дар «подставному» рассказчику: «пасичнику Рудому Панько».
    Гоголь говорил: «Смех - великое дело; он не отнимет ни жизни, ни имени, но перед ним виновный - как связанный заяц».
    Домашнее задание.   Найти в повести неожиданные ситуации, смешные преувеличения-гиперболы, другие источники юмора и комического.
     
    Урок 3. Вакула и Оксана
    В повести много не только комического, но и лирического, задушевного, личного. Лиризмом, глубоким личным чувством окрашены пейзажи в повести. Комическое и лирическое переплетены в истории Вакулы и Оксаны.
    —Расскажите, где застает Вакула Оксану, когда приходит к ней в хату. Чем занята Оксана? (Вакула застает Оксану в «серьезный» для девушки момент: она прихорашивается перед зеркалом. «- Чудная девка! - прошептал вошедший тихо кузнец, — и хвастовства у неё мало! С час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится, и ещё хвалит себя вслух!»)
    —Как относятся друг к другу Вакула и Оксана в начале повести? (Вакула влюблён в Оксану, но та не отвечает ему взаимностью.)
    —В чем проявляется их отношение друг к другу?
    —Какое условие ставит перед сельским кузнецом Вакулой Оксана? Выполнимо ли это условие? Почему Оксана дважды повторяет это условие? (Оксана требует от Вакулы достать черевички, которые носит царица и с издёвкой повторяет свое требование. Только после этого она согласна выйти за него замуж. Конечно, для деревенского хлопца это невыполнимое условие. Вот он и решает покончить с собой: «Прощай, Оксана! Ищи себе какого хочешь жениха, дурачь кого хочешь; а меня не увидишь уже больше на этом свете».)
    —С каким настроением уходит Вакула от Оксаны? Прочтите фрагмент от слов ««Да, парубки, вам ли чета я? Вы поглядите на меня, — продолжала хорошенькая кокетка, — как я плавно выступаю; у меня сорочка шита красным шелком. А какие ленты на голове! Вам век не увидать богаче галуна! Все это накупил мне отец мой для того, чтобы на мне женился самый лучший молодец на свете!» И, усмехнувшись, поворотилась она в другую сторону и увидела кузнеца...» до слов «— Что мне до матери? Ты у меня мать, и отец, и все, что ни есть дорогого на свете. Если б меня призвал царь и сказал: «Кузнец Вакула, проси у меня всего, что ни есть лучшего в моем царстве, все отдам тебе. Прикажу тебе сделать золотую кузницу, и станешь ты ковать серебряными молотами». — «Не хочу, — сказал бы я царю, — ни каменьев дорогих, ни золотой кузницы, ни всего твоего царства: дай мне лучше мою Оксану!»
    —Видишь, какой ты! Только отец мой сам не промах. Увидишь, когда он не женится на твоей матери, — проговорила, лукаво усмехнувшись, Оксана. — Однако ж дивчата не приходят... Что б это значило? Давно уже пора колядовать. Мне становится скучно».
    —Что предпринимает Вакула для того, чтобы выполнить условие Оксаны?
    —С кем приходится связываться Вакуле, чтобы добыть для Оксаны ца-рицыны черевички? Прочтите фрагмент текста от слов «Нет, не могу: нет силы больше...»
    —Почему Вакуле приходится прибегать к помощи нечистой силы? (Вакула понимает, что сам не сможет достать черевички, вот он и идёт к Па-цюку, который «знается с нечистой силой», и сам решает заключить сделку с чертом.)
    На этом вопросе стоит остановиться подробнее. У Гоголя были свои «отношения» с чертом. Он, похоже, верил в его существование, и свое творчество рассматривал как борьбу с дьявольскими искушениями, как их разоблачение. Эта тема потом встретится нам у Гоголя в «Шинели» и даже в «Мертвых душах».
    Домашнее задание.  Прочитать повесть до конца.  Рассказать о том, как кузнец Вакула стал повелевать чертом.
     
    Урок 4. В поисках черевичек
    Два события в повести происходят почти одновременно: девушки находят в мешке Голову, и этим приводят казака Чуба в полное замешательство, а кузнец Вакула велит черту доставить себя в «Петембург».
    — Прочтите описание Петербурга от слов «сначала страшно показалось Вакуле» до слов «Здравствуйте, Панове!»
    «Сначала страшно показалось Вакуле, когда поднялся он от земли на такую высоту, что ничего уже не мог видеть внизу, и пролетел как муха под самым месяцем так, что если бы не наклонился немного, то зацепил бы его шапкою. Однако ж мало спустя он ободрился и уже стал подшучивать над чертом. Его забавляло до крайности, как черт чихал и кашлял, когда он снимал с шеи кипарисный крестик и подносил к нему. Нарочно поднимал он руку почесать голову, а черт, думая, что его собираются крестить, летел еще быстрее. Все было светло в вышине. Воздух в легком серебряном тумане был прозрачен. Все было видно, и даже можно было заметить, как вихрем пронесся мимо их, сидя в горшке, колдун; как звезды, собравшись в кучу, играли в жмурки; как клубился в стороне облаком целый рой духов; как плясавший при месяце черт снял шапку, увидавши кузнеца, скачущего верхом; как летела возвращавшаяся назад метла, на которой, видно, только что съездила куда нужно ведьма... много еще дряни встречали они. Все, видя кузнеца, на минуту останавливалось поглядеть на него и потом снова неслось далее и продолжало свое; кузнец все летел; и вдруг заблестел перед ним Петербург весь в огне. (Тогда была по какому-то случаю иллюминация.) Черт, перелетев через шлагбаум, оборотился в коня, и кузнец увидел себя на лихом бегуне середи улицы.
    Боже мой! стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены; стук копыт коня, звук колеса отзывались громом и отдавались с четырех сторон; домы росли и будто подымались из земли на каждом шагу; мосты дрожали; кареты летали; извозчики, форейторы кричали; снег свистел под тысячью летящих со всех сторон саней; пешеходы жались и теснились под домами, унизанными плошками, и огромные тени их мелькали по стенам, досягая головою труб и крыш. С изумлением оглядывался кузнец на все стороны. Ему казалось, что все домы устремили на него свои бесчисленные огненные очи и глядели. Господ в крытых сукном шубах он увидел так много, что не знал, кому шапку снимать. «Боже ты мой, сколько тут панства! — Подумал кузнец. — Я думаю, каждый, кто ни пройдет по улице в шубе, то и заседатель, то и заседатель! а те, что катаются в таких чудных бричках со стеклами, те когда не городничие, то, верно, комиссары, а может, еще и больше».
    Его слова прерваны были вопросом черта: «Прямо ли ехать к царице?» «Нет, страшно, — подумал кузнец. — Тут где-то, не знаю, пристали запорожцы, которые проезжали осенью чрез Диканьку. Они ехали из Сечи с бумагами к царице; все бы таки посоветоваться с ними».
    — Эй, сатана, полезай ко мне в карман да веди к запорожцам!
    Черт в одну минуту похудел и сделался таким маленьким, что без труда влез к нему в карман. А Вакула не успел оглянуться, как очутился перед большим домом, вошел, сам не зная как, на лестницу, отворил дверь и подался немного назад от блеска, увидевши убранную комнату; но немного ободрился, узнавши тех самых запорожцев, которые проезжали через Диканьку, сидевших на шелковых диванах, поджав под себя намазанные дегтем сапоги, и куривших самый крепкий табак, называемый обыкновенно корешками.
    —Здравствуйте, панове! помогай бог вам! вот где увиделись! — сказал кузнец, подошедши близко и отвесивши поклон до земли».
     
    Вопросы 
    —Подберите эпитеты для описания Петербурга. Каким он представляется Вакуле, который никогда не бывал в городе?
    —Кто помогает Вакуле проникнуть во дворец? (Вакула попадает во дворец с помощью запорожцев.)
    —С какой целью запорожцы прибыли в Петербург? (У запорожцев вопрос политический. Они хотят отстоять свою самостоятельность, право иметь войско и воевать с соседями. Царица решила лишить их некоторых прав и быть с ними построже во всех отношениях.)
    —Найдите описание дворца. На какие детали обращает внимание Вакула? (сени — великолепные, лестница - «жаль ногами топтать», железа для перил ушло «рублей на пятьдесят», «Сколь ни удивительны эти малевания, но эта медная ручка еще больше достойна удивления»).
    —Каким вам кажется это описание - забавным, точным, отвлеченным, восторженным?
    —Какие реальные исторические лица встречаются в «петербургской части повести»? (Екатерина II, князь Потемкин, Фонвизин.)
    —Отличаются ли исторические персонажи от казаков по описанию и манерам? Что между ними различного?
    —Как кузнецу удалось рассмешить царицу? (Вопрос кузнеца прозвучал совершенно невпопад. Она готовилась ответить на требование политического характера, а простодушный кузнец заговорил о своем - о черевичках.)
    —Где ищут кузнеца в это время в Диканьке? (В Диканьке решили, что кузнец утопился.)
    —Как переменилось за это время отношение Оксаны к кузнецу? (Она поняла, что тоскует по нему и упрекает себя за излишне строгое обращение с ним.)
     
    Домашнее задание.   Проследите, как изменились герои к концу повести, и подготовьте развернутый рассказ. Какие события стали для них решающими?
     

    Урок 5. Веселое возвращение домой
    Итак» кузнец Вакула возвращается домой, раздобыв черевички царицы. Есть ли в чем раскаиваться ему?  Обсудите это в классе.
    Действительно, Вакула был готов ради Оксаны буквально на все: и покончить с собой, и заложить душу дьяволу. Без помощи черта ему не удалось бы ни оказаться в Санкт-Петербурге, ни раздобыть черевички.
    Какое же событие оказывается решающим для каждого из героев?
    Ребята рассказывают, что представляется им решающим в повести. Оксана почувствовала, что может навсегда потерять искренне влюбленного в нее Вакулу. Кузнец навсегда распрощался с чертом. Он понял, что с нечистой силой ему не по пути. Ведь и ведьма Солоха, даже будучи его матерью, строила ему всякие козни и препятствовала его женитьбе на Оксане. Солоха положила глаз на богатства Чуба, и боялась, что женитьба Вакулы на дочери Чуба помешает ей добиться своей цели.
    Конец у повести, казалось бы, сказочный: свадьба между двумя главными героями. Однако есть и продолжение: кузнец Вакула выдержал церковное покаяние и выкрасил часть церкви даром. Таким поступком он загладил свою вину за то, что принял помощь у черта.
    В конце работы можно еще раз повторить наиболее важные моменты повести. Для этого вам подойдет рубрика «Решаем читательские задачи».
     
     
    «Русская словесность» . – 2013 . - № 6 . – С. 38-43.
     
     




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование