Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология  

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея 

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
    А.С. Степанова (Москва)
     

    Попытка преодолеть шаблоны (против шаблонов в сочинениях ГИА)
     
    Ключевые слова: ГИА, сочинение-рассуждение, «домашние заготовки»-шаблоны, текстопорождение на основе исходного текста, речевая деятельность учащихся, умение анализировать исходный текст, единство формы и содержания текста, развитие механизмов речи школьников, готовность учащихся к решению экзаменационных задач, управление речетворчеством девятиклассников, упражнения для подготовки к изложению и сочинению.
     
     
    Преодолеть шаблонность традиционных сочинений, т.е. шаблонность мышления и письменной речи школьников, — так ставилась одна из важнейших задач новой формы экзамена по русскому языку на заре внедрения ЕГЭ. И та же задача развития собственной речи учеников, стимулирования у них текстопорождения на основе прослушанного и прочитанного текстов двигала создателями новой формы экзамена для 9 класса — ГИА.
     
    Текстопорождение на основе неизвестного заранее исходного текста — действительно, казалось бы, может быть лучшим средством одновременно проверить и уровень восприятия исходного текста учащимися, и уровень владения ими письменной речью? Ведь именно такое средство должно было бы исключить «домашние заготовки»-шаблоны, позволить уйти от них, реализовать подлинно творческое начало в речевой деятельности школьников. Должно было бы, но у большой части сдающих ГИА так и не реализовано.
    Особенно это заметно в экзаменационных сочинениях, при создании которых мышление должно было бы пройти все этапы текстопорождения. Перечислим основные из них: восприятие исходного текста — анализ исходного текста — порождение содержательного ядра замысла собственного текста — синтаксическая схема будущего текста — выбор соответствующей замыслу лексики — моторная программа письменной речи. Однако для того, чтобы ученик сумел подняться по этим ступеням к созданию своей творческой работы, каждая ступень должна быть освоена в отдельности, а затем еще включена в общий ход написания сочинения. Безусловно, это требует большой и сложной систематической и системной работы, и прежде всего работы с текстом. 
     
    И тут нередко на сцену выходит особый тип учителя — сердобольный учитель. Такому учителю очень жалко детей, которые должны столько всего понять и освоить, да еще в довольно-таки сжатые сроки, да к тому же сразу по нескольким направлениям. Преисполнившись сострадания к детям, такой учитель искренне и совершенно бескорыстно стремится во что бы то ни стало сделать так, чтобы они сократили необходимый путь. Скажем, обошлись без наработки умения анализировать исходный текст как с точки зрения содержания, так и с точки зрения языка; без представления о том, что форма и содержание текста неразрывны и что речевые средства выразительности существуют вовсе не затем, чтобы «придать тексту красочность» (так дети пишут в каждом третьем сочинении), а прежде всего для того, чтобы адекватно выразить определенное содержание... Словом, сердобольный учитель весомую часть интеллектуальной ноши на пути к сочинению готов взять на себя и предлагает девятиклассникам — что бы вы думали? — разработанные им шаблоны.
     
    На одном из учительских сайтов в Интернете, к своему удивлению, встречаю прямое утверждение педагога: «...все-таки "шаблоны" смогут помочь учащимся». И, судя по сочинениям, если и не всегда помогают, то уж используются детьми довольно часто. При этом, правда, как минимум нарушается логика работы, ибо шаблонная «рамка» редко соответствует конкретным, найденным учеником в прочитанном тексте примерам, которые в этом случае так и не становятся аргументами.
     
    Вот образчик начала такого ученического сочинения, написанного по заданию С2. Сначала напомню задание: «Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
    Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложении или применяйте цитирование.
    Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами К.Г. Паустовского.
    Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов».
    В развернутом ответе ученица пишет: «Действительно, именно в русском языке есть все средства, чтобы описать любую картину, нарисовать любой образ, воссоздать любую сцену. В нашем языке имеется множество частей речи, с помощью которых мы можем передать свои чувства. Чтобы доказать это, обратимся к тексту.
     
    Например, в предложении № 6 автор использует яркий эпитет — «выпученных (глаз)». А в предложении № 7 говорит о «зубастой (морде волка)». Это передает чувства автора, его отношение».
    Не правда ли, границы заученного шаблона совершенно очевидны? Но сама ученица их, конечно, не замечает, как не замечает и того, что приведенные ею примеры не играют роли доказательств сформулированного тезиса. Если уж тезис говорит об эмоционально окрашенных словах разных частей речи, то и примеры и пояснения к ним должны быть соответствующими. Впрочем, не осознает автор этого сочинения и того, что повторение общих слов о передаче чувств в принципе лишено конкретного содержания и никак не может служить объяснением функции указанного речевого средства в прочитанном тексте (заметим, что и средство это квалифицировано неверно).
    Сердобольный учитель, «облегчивший» ученице работу над сочинением-рассуждением, не учел того, что налегке далеко не всегда можно дойти до цели.
     
    Впрочем, некоторые из таких учителей, судя по материалам, размещенным в Интернете, и по работам школьников, догадываются о подобных последствиях и решают идти до конца, подставляя свое плечо под тяжкий груз развернутого творческого ответа. Вот что рекомендует один из таких сострадательных педагогов:
    «В качестве первого аргумента можно брать правильный ответ из задания A3. Но если вы не знаете хорошо тропы (метафоры, эпитеты и т.д.), то ошибка обеспечена. Аргумент не будет засчитан... Надежнее использовать задание В1, где указано уже, какая это лексическая единица: разговорное слово, термин или просторечие... Остается только сделать вывод, какую роль он играет в тексте».
     
    Если бы речь шла о единичном высказывании на просторах Интернета, говорить об этом просто не стоило. Но здесь, к сожалению, все довольно типично: и стремление подменить формирование речевых умений заготовками-шаблонами (ученики называют такие клише «рыбой»), и попытка свести лингвистический анализ текста к формальным приемам, и даже непонимание истинного уровня сложности компонентов задания, в частности того, что ребенку труднее всего как раз «сделать вывод, какую роль» то или иное языковое средство играет в тексте.
     
    Пожалуй, ничто не приносит такого вреда при подготовке к экзаменам, как подобное «сострадательное» и, в сущности, формальное отношение к текстопорождению учащихся, да и к исходному тексту тоже. И в первую очередь потому, что у школьников возникает обманчивое впечатление их готовности к решению экзаменационных задач, их защищенности от неудачи, их вооруженности против «капканов ГИА» (выражение, почерпнутое на одном из учительских сайтов). Между тем впечатление это весьма превратное и далекое от истины.
     
    Приучая детей при подготовке к выполнению задания С2 пользоваться теми или иными шаблонами, как бы хороши они ни были, невозможно хоть сколько-нибудь продвинуться по пути развития речи учащихся. При таком подходе надежное профессиональное управление речетворчеством девятиклассников подменяется зыбкими попытками изобрести универсальную «раму» сочинения, схему, подходящую к любому тексту, а реальная цель обучения заменяется формальной целью сдачи экзамена. Школьники же при этом оказываются в двойном проигрыше, поскольку не развивают, не совершенствуют свою речь и не готовятся самостоятельно и свободно решать задачи экзаменационных испытаний.
     
    Как же реально можно подготовить учащихся к экзамену по русскому языку в формате ГИА, особенно в условиях дефицита времени? Практика показывает, что значительную пользу здесь могут принести упражнения комплексного характера, опирающиеся на тексты небольшого объема, — такие упражнения, которые инициируют аналитическую языковую деятельность, побуждают детей к осмыслению взаимосвязи формы и содержания, развивают механизмы речи.
     
    Приведу примеры разных упражнений такого рода, которые можно использовать при подготовке как к изложению, так и к сочинению. Кроме того, в них затрагиваются и грамматические аспекты, знание и понимание которых необходимо для выполнения экзаменационной работы.
     
    Упражнение 1. Прочитайте текст.
     
    (1) Если знаешь и понимаешь особенности и свойства растений, повадки и характер животных и приходишь в лес, рощу, парк с добрым сердцем и помыслами, природа поможет и подскажет, как решить многие проблемы, а порой и спастись от беды.
    (2) У человека с природой существует какая-то загадочная связь, которую можно попытаться объяснить лишь отчасти. (3) Природа как бы приподнимает нас над суетливостью будней, настраивает на наблюдательность и творчество. (4) Природа учит понимать прекрасное, а прекрасное, как известно, пробуждает доброе. (5) А когда у человека добрые намерения, он чаще принимает верные решения в сложных жизненных ситуациях.
    (По В. Бурлаку.)
     
    Задания.
    1. Объясните членение текста на два абзаца.
    2. Определите тип речи этого текста, опираясь на особенности его построения и на характер движения авторской мысли.
    3. Отметьте те ключевые слова текста, которые обозначают предмет (-ы) речи.
    4. Какую проблему решает в этом тексте автор? Сформулируйте ее в форме вопросительного предложения.
    5. В каком — прямом или переносном — значении использованы в тексте следующие слова: «поможет», «подскажет» (1 предл.), «приподнимает», «настраивает» (3 предл.), «учит», «пробуждает» (4 предл.)?
    6. Какой прием выразительности речи (литературный троп) используется автором на протяжении всего текста? Приведите конкретные примеры и прокомментируйте их.
    7. Какая авторская мысль подчеркивается использованием этого приема выразительности?
    8. Сравните значения подчеркнутых слов в словосочетаниях «пробуждает доброе» (предл. 4) и «добрые намерения» (предл. 5). Как отличаются эти значения? Какими частями речи являются подчеркнутые слова?
    9. Во втором абзаце текста найдите еще прилагательные, употребленные в роли существительных. Какова форма этих прилагательных? Какое значение они приобретают в качестве существительных?
    10. Обобщив ответы на вопросы 8 и 9, сделайте вывод о том, какую смысловую роль играют в тексте прилагательные, перешедшие в существительные (субстантивированные прилагательные).
    11. Каково эмоциональное отношение автора к тому, о чем он говорит?
    12. Сформулировав проблему, идею текста и эмоциональное отношение автора к предмету речи, вы определили основную информацию, которую хотел передать автор в этом тексте. Можно ли ее передать более лаконично, сжато, чем это сделано в исходном тексте? Чтобы ответить на этот вопрос, сопоставьте исходный текст (левая колонка) с его сжатым вариантом (правая колонка). Адекватно ли передана основная информация текста в сжатом варианте?
     

    Если знаешь и пони-

    Если знаешь и пони-

    маешь особенности  

    маешь природу

    и свойства расте-

    ний, повадки и ха-

    рактер животных

    и приходишь

    и приходишь

    в лес, рощу, парк

    к ней

    с добрым сердцем

    с добром,

    и помыслами,

    природа поможет

    она поможет и под-

    и подскажет,

    скажет,

    как решить многие

    как решить многие

    проблемы, а порой

    проблемы, а порой и

    и спастись от беды.

    спастись от беды.

    У человека с приро-

    У человека с приро-

    дой существует

    дой существует

    какая-то загадочная

    загадочная связь.

    Природа как бы

    Природа как бы

    приподнимает нас

    приподнимает нас

    над суетливостью

    над суетливостью

    будней, настраива-

    будней.

    ет на наблюдатель-

    ность и творчество.

    Природа учит пони-

    Природа учит пони-

    мать прекрасное,

    мать прекрасное,

    а прекрасное,

    а прекрасное

    как известно,

    пробуждает доброе.

    пробуждает доброе.

    А когда у человека

    А когда у человека

    добрые намерения,

    добрые намерения,

    он чаще принимает

    он чаще принимает

    верные решения

    верные решения

    в сложных жизнен-

    ных ситуациях

     
    13. Какие приемы использованы здесь при сжатии исходного текста? Приведите конкретные примеры приемов исключения и обобщения. Объясните суть этих приемов переработки текста.
    14. Расскажите, как вы понимаете слова русского педагога К.Д.Ушинского: «День, проведенный среди рощ и полей, стоит многих недель, проведенных на учебной скамье. Природа — великий врачеватель и учитель». В своем рассказе используйте личный опыт.
     
     
    Упражнение 2. Прочитайте текст.
     
    (1) Жители Китая, Африки и Юго-Восточной Азии еще в глубокой древности хорошо знали о тормозящих свойствах вогнутых поверхностей. (2) Из старинных преданий, легенд, рассказов путешественников Средневековья известно об использовании устройств, напоминающих зонты, для прыжков с башен и обрывов. (3) Демонстрации прыжков с зонтами устраивались на празднествах и цирковых представлениях. (4) Другими словами, предотвращающая падение идея парашюта (устройства для безопасного спуска с большой высоты) появилась задолго до полета первого воздушного шара, не говоря уже о самолете. (5) Однако название «парашют» пришло в технику значительно позже рождения идеи.
    (Из периодической печати.)
    Задания.
     
    1. Укажите ошибочное суждение.
    1) В слове КИТАЯ (предложение 1) два мягких согласных звука.
    2) В слове УСТРОЙСТВ (предложение 2) 7 согласных звуков: 5 глухих и 2 звонких.
    3) В слове ПАРАШЮТ (предложение 5) буква Ю обозначает один гласный звук и употребляется для обозначения мягкости предшествующего согласного.
    4) В слове ПОЯВИЛАСЬ (предложение 4) количество букв и звуков совпадает (9 букв и 9 звуков).
    2. Проанализируйте предложение 1. Определите его грамматическую основу, подчеркните ее.
    3. Подчеркните грамматическую основу предложения 2. Простым или сложным по структуре является это предложение? Определите вид предложения 2 в зависимости от состава его грамматической основы.
    4. Замените словосочетание «из старинных преданий» (предложение 2), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Запишите получившееся словосочетание.
    5. Проанализируйте предложение 3. Определите его грамматическую основу, подчеркните ее.
    6. Среди представленных ниже сочетаний слов из предложения 3 одно не является словосочетанием. Отметьте его. Обоснуйте свой выбор:
    1) демонстрации прыжков
    2) демонстрации устраивались
    3) прыжков с зонтами
    4) на цирковых представлениях
    7. Проанализируйте предложение 4. Определите его грамматическую основу, подчеркните ее.
    8. В каком варианте ответа правильно указано все, чем осложнено это предложение?
    1) вводные слова и вставная конструкция
    2) вводные слова, обособленное обстоятельство
    3) вводные слова, вставная конструкция, обособленное обстоятельство
    4) вставная конструкция, однородные члены
    9. Проанализируйте предложение 5. Определите его грамматическую основу, подчеркните ее.
    10. Найдите в тексте предложения с однородными членами, обособленными членами, вводными и вставными конструкциями. Запишите номера этих предложений, заполнив таблицу.
    11. Расскажите, какую смысловую роль играют в тексте ряды однородных членов. Свой рассказ подкрепляйте примерами из текста.
     
    Упражнение 3. Прочитайте два текста, в основе которых лежит текст М. Веллера. Объясните слитное или раздельное написание НЕ.
    Текст 1
    (1) Большинство неактуальных вещей, которые мы откладываем, мы откладываем навсегда. (2) Это можно считать слабостью собственного характера или объяснять давлением внешних обстоятельств. (3) Можно
    думать иначе: что сразу не сделано, то, наверное, не очень-то и нужно.
    (4) И все же возникшие, но так и не выполненные намерения, родившиеся, но так и не удовлетворенные желания с течением жизни и времени превращаются в некий неопределенный груз, обременяющий, отягощающий душу. (5) Ощущаешь какую-то незавершенность, неполноценность собственной личности, и едва различимый червячок начинает грызть и подтачивать тебя.
    (78 слов)
     
    Текст 2
    (1) Большинство вещей, которые мы откладываем, мы откладываем навсегда. (2) Это можно считать слабостью характера или объяснять давлением обстоятельств. (3) Можно думать иначе: что не сделано, то не очень-то и нужно.
    (4) И все же невыполненные намерения, неудовлетворенные желания с течением жизни и времени превращаются в груз, отягощающий душу. (5) Ощущаешь неполноценность собственной личности, и едва различимый червячок начинает грызть тебя.
    (52 слова)
     
    Задания.
     
    1. В каком значении употреблено слово «вещь» в этих текстах? Как можно избежать употребления этого слова? Предложите свой вариант грамматического синонима предложения 1, не содержащий этого слова.
    2. В первом абзаце текста 2 найдите предложение, содержащее антонимичные словосочетания. Какие это антонимы — лексические или контекстуальные (контекстные)? Выпишите номер этого предложения.
    3. Найдите соответствующее предложение в тексте 1. Какие прилагательные-определения усиливают в нем найденное вами противопоставление? Подчеркните их.
    4. Какую мысль выражают в тексте 1 предложения 2-3?
    5. Прочитайте лексический комментарий к тексту 1. Вставьте пропущенные слова и словосочетания.
    Лексика текста — это те слова, которые автор выбрал для передачи своих мыслей. Однако в предложениях слова существуют не сами по себе, их смыслы вступают в определенные сочетания, соотношения. Вот и здесь писатель раскрывает, казалось бы, простую истину, используя антонимичные словосочетания: «____________» и «______»
    Противопоставляя внутреннее и внешнее М.Веллер как бы указывает читателю на диапазон тех объяснений и оправданий, которые человек может найти для себя. А антонимы « » и « », подчеркивая это противопоставление, придают ему глубину. Таким образом, мысль о том, что человек склонен находить своему стремлению что-то отложить любые оправдания, приобретает особую емкость и обобщенность.
    6. Сравните основную информацию текстов 1 и 2. Различается ли она?
    7. Чтобы проверить правильность своего ответа на вопрос 4, сформулируйте микротему каждого абзаца текстов 1 и 2. Совпадают ли формулировки микротем соответствующих абзацев обоих текстов?
    8. Запишите найденные вами формулировки микротем.
    9. Насколько различается объем текстов? Какой прием применен при сжатии текста 1? Проследите за его применением, сопоставляя тексты 1 и 2.
    10. Сравните два варианта предложения 4 (текст 2).
    • И все же невыполненные намерения, неудовлетворенные желания с течением жизни и времени превращаются в груз, отягощающий душу.
    • И все же невыполненное с течением жизни и времени превращается в груз, отягощающий душу.
    Сохранилась ли в последнем варианте основная информация? Обратите внимание на то, что прилагательное или причастие в форме единственного числа среднего рода может выступать в тексте в роли существительного с обобщенным значением.
    11. Чтобы убедиться в этом, прочтите стихотворение В.А. Жуковского «Невыразимое» и проследите за использованием прилагательных и причастий в форме единственного числа среднего рода. Каково их смысловое значение в стихотворении?
     
    Упражнение 4. Прочитайте текст 1. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.
    Текст 1
    (1) Кинесика это язык жестов включающий знач... мые телодвижения мимику разнообразные позы сопров... ждающие словес...ную речь. (2) Все это имеет существен.. .ое отношение к культуре общения поскольку во многом определяет ур...вень этой культуры. (3) С этой точки зрения существуют и выделяются нейтральные возвышен... ые снижен...ые грубые кинетические жесты.
    (Из периодической печати.)
     
    Задания.
     
    1. Определите функции всех поставленных вами запятых.
    2. Какое синтаксическое речевое средство используется на протяжении всего этого небольшого текста?
    3. Какова смысловая роль этого средства в данном тексте?
    4. Прочтите фрагмент сочинения. Выберите те положения, которые можно проиллюстрировать примерами из текста 1. Подтвердите эти теоретические положения примерами-аргументами из текста 1. При необходимости дополните или скорректируйте доказываемые тезисы так, чтобы они полностью соответствовали тексту 1.
     
    Фрагмент сочинения
     
    Одной из языковых особенностей текстов публицистического стиля является широкое использование в них такого синтаксического средства выразительности, как ряды однородных членов. Это и понятно, ведь автор любого публицистического произведения ставит перед собой прежде всего информационную задачу — рассказать читателю о том или ином событии или предмете, дать о нем определенные сведения, разносторонне охарактеризовать его. Включение в текст однородных членов позволяет перечислить множество действий, явлений, предметов, понятий, их разнообразных признаков и свойств. Благодаря этому, не увеличивая существенно объем речевого произведения, автор в то же время существенно увеличивает объем информации в нем.
    Таким образом, употребление в речи рядов однородных членов делает ее значительно более насыщенной и емкой по содержанию.
     
    Упражнение 5. Прочитайте текст.
     
    (1) С самого начала жизнь человека зависела от накопленных знаний, уровня наблюдательности и быстроты реакций. (2) И среди самых разных реакций на выпады окружающего первобытный человек использовал жесты или крики, естественным образом выражающие какие-то эмоции: страх или желание, отвращение или любопытство, удивление или восхищение. (3) Жест мог предупреждать об опасности и указывать способ избежать ее. (4) Жест мог призывать близстоящих и объединять их.
    (5) Отработанный повторением, такой жест становился ситуативно закрепленным способом общения. (6) Таким образом, сам жест сосуществовал с жизнью и на несколько миллионов лет предшествовал слову, появившемуся позднее.
    (По Л. Бенуасу.)
     
    Задания.
     
    1. Найдите в предложениях прочитанного текста однородные члены. Отметьте их. Объясните знаки препинания при них.
    2. Укажите ряды однородных членов, которые используются в тексте как средство речевой выразительности. Какова их смысловая роль здесь? Отвечая на этот вопрос, формулируйте тезисы и подтверждайте их, приводя конкретные примеры из текста.
    3. Найдите в тексте два предложения, соответствующие следующей основной структурной схеме.
    4. Прочитайте определение. Синтаксический параллелизм — средство связности и одновременно речевой выразительности; тождественное синтаксическое строение двух или более смежных отрезков текста. Синтаксически параллельными могут быть части предложения, отдельные предложения, абзацы. При помощи синтаксически параллельных конструкций автор может сравнивать, сопоставлять или же противопоставлять какие-то образы, события или картины. Кроме того, синтаксический параллелизм играет усилительную роль, подчеркивая в тексте нечто особенно важное для его понимания.
    5. Какую смысловую роль играет то, что найденные в задании 8 предложения построены по одной основной структурной схеме? (Что выражает синтаксический параллелизм в этом тексте?)
    6. Обратите внимание на то, что в синтаксически параллельных предложениях нередко используется анафора. С какой содержательной целью применяет эту стилистическую фигуру автор данного текста?
    7. Напишите небольшое сочинение-рассуждение о том, какие речевые средства и с какими целями использует в этом фрагменте статьи Л. Бенуас.
     

    «Русская словесность» . – 2013 . - № 4 . – С. 64-72.
     
     




    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование