Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников 

    Библиотека 

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
    ЖИГЛИЙ Юлия Владимировна
     
    кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы
    Института филологии и межкультурной коммуникации
    имени Льва Толстого Казанского (Приволжского) федерального университета
     
     
    ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА И ПАМЯТИ ПОВЕСТЬ В. БЫКОВА «СОТНИКОВ» И КАРТИНА В. ПОПКОВА «ШИНЕЛЬ ОТЦА» XI КЛАСС
     
     
    При изучении темы Великой Отечественной войны в выпускном классе важно как ознакомить учеников с проблематикой и художественным своеобразием «военной прозы», так и актуализировать нравственно-философский потенциал рассматриваемых произведений.
     
    Урок-беседа, построенный на анализе проблемы нравственного выбора и памяти о войне на примере повести В.Быкова «Сотников» и картины В.Попкова «Шинель отца», позволит выявить значимость темы Великой Отечественной войны для русской литературы и искусства второй половины XX века, увидеть специфику развития этой темы в 1970-е годы. В данный период, по словам Г.Серовой, происходит «...процесс углубления философского содержания, всестороннего осмысления, пристального психологизма, соединения различных временных пластов — эти черты одинаково свойственны как изобразительному искусству, так и литературе 1970—1980-х годов» [4:11]. Повесть Быкова и картина Попкова во многом схожи: эти произведения словесного и изобразительного искусства объединяет не только тема войны, но и проблемы моральной ответственности личности, памяти, времени, символичность образов, психологизм, притчевое начало.
    Учитель во вступительном слове ознакомит учащихся с историей создания и восприятия произведений В.Быкова и В.Попкова, отмечая отличительные особенности их творчества: философское осмысление жизни человека, глубокий психологизм, внимание к деталям.
     
    Далее учитель организует беседу по следующим вопросам:
     
    1. Значимость темы Великой Отечественной войны для В. Быкова и В. Попкова.
    2. Антитеза как основной приём раскрытия образов главных героев в повести В.Быкова «Сотников».
    3. Роль вставных эпизодов, воспоминаний героев в произведении В. Быкова.
    4. Сопоставительный анализ поведения Сотникова и Рыбака в последних главах повести (сцены допроса и казни).
    5. Проблема нравственного выбора и моральной ответственности человека (на материале финальной, 19-й главы повести «Сотников»).
    6. Тема памяти, преемственности поколений в произведениях В.Быкова и В.Попкова. Роль символики.
    7. Осмысление нравственных уроков войны: нравственно-философское значение повести В.Быкова «Сотников» и картины В.Попкова «Шинель отца».
    В качестве домашнего задания предложим посмотреть фильм Л. Шепитько «Восхождение» и написать рецензию или сочинение (эссе) «Тема Великой Отечественной войны в русской литературе и искусстве второй половины XX века».
     
    Среди множества произведений о Великой Отечественной войне, созданных в середине и второй половине XX века, исследователи выделяют так называемую «лейтенантскую прозу» — романы и повести писателей, которые в годы войны служили младшими офицерами, рядовыми и впоследствии стремились рассказать о суровой правде военных будней с точки зрения простого солдата, лейтенанта. Одним из первых произведений такого рода стала повесть В.Некрасова «В окопах Сталинграда» (1946), в дальнейшем к изображению войны с опорой на свой непосредственный фронтовой опыт обратились Г.Бакланов («Пядь земли»), Ю.Бондарев («Батальоны просят огня»), К.Воробьёв («Убиты под Москвой»), В.Быков («Третья ракета», «Сотников», «Обелиск») и др. «Лейтенантская проза» не столько изображает батальные сцены и создаёт широкую панораму военных действий, сколько погружает во внутренний мир человека, который оказывается на грани жизни и смерти, исследует мотивы его поступков и показывает их последствия. В ряду этих авторов особое место занимает белорусский писатель В.Быков, для которого тема Великой Отечественной войны становится основной темой его творчества (в семнадцать лет он ушёл на фронт, служил в пехоте, затем в артиллерии, дважды был ранен).
     
    Писатель так вспоминал о начале своего творческого пути: «В литературу я пришёл в конце пятидесятых годов, когда после XX съезда партии установилась особая атмосфера, дающая возможность нового постижения правды жизни. Пришёл вслед за Григорием Баклановым, Юрием Бондаревым — офицерами переднего края войны. 
    Критики сразу же не приняли нас. Мне ещё памятна дискуссия о литературе "окопной правды", которую посчитали за что-то второсортное, если не третьесортное. Говорили, что взгляд солдата из окопа узок и только взгляд с командного пункта позволяет увидеть войну во всей её сложности и многообразии» [10:8- 9].
    Несмотря на непонимание критики, В.Быков сумел не только рассказать о героических фронтовых страницах войны, но и показать её изнутри, сквозь взгляд отдельной личности. Герои его произведений нередко оказываются в экстремальной ситуации, один на один с врагом и должны сделать выбор: спасти свою жизнь любой ценой или умереть достойно. Примером тому может служить повесть «Сотников» (1970), в которой проблема нравственного выбора является одной из центральных. Два партизана, направившиеся на хутор, чтобы добыть продовольствие для партизанского отряда, попадают в плен к фашистам. Физически сильный, смелый, выносливый Рыбак оказывается не способным преодолеть страх смерти и соглашается стать полицаем.
     
    Сотников, несмотря на то что он обессилен из-за ранения и болезни и кажется слабее своего товарища, проявляет настоящее мужество и одерживает нравственную победу над врагом. Перед смертью он думает не о себе, как Рыбак, а стремится помочь другим, пытается спасти старосту Петра, мать троих детей Дёмчиху и еврейскую девочку Басю, за образами которых «...мерцает библейская символика — старец, мать и дитя» [9:267]. Эти герои, а также старики, женщины и дети, согнанные на площадь перед аркой, которая становится виселицей, олицетворяют весь народ, ради которого идёт на гибель Сотников: «По существу, он жертвовал собой ради спасения других, но не менее, чем другим, это пожертвование было необходимо ему самому. Сотников не мог согласиться с мыслью, что его смерть явится нелепой случайностью по воле этих пьяных прислужников. Как и каждая смерть в борьбе, она должна что-то утверждать, что-то отрицать и по возможности завершить то, что не успела осуществить жизнь. Иначе зачем тогда жизнь? Слишком нелегко даётся она человеку, чтобы беззаботно относиться к её концу» [3:158].
     
    Повесть Быкова приобретает черты притчи; особую значимость здесь, как и в картине Попкова «Шинель отца» (1972), приобретает и тема памяти, моральной ответственности личности. Сюжет картины построен на том, что сын-художник примеряет шинель своего отца, погибшего на фронте. Не случайно автор живописного полотна обращается к этой теме: его отец Ефим Акимович Попков в возрасте 36 лет погиб под Смоленском, а мать, оставшись вдовой, одна воспитала троих детей.
     
    Развёрнутая, приближенная к зрителю фигура художника, словно выходящая за рамки картины, его задумчивый, обращенный в себя взгляд, силуэты мезенских вдов делают изображение многомерным, вызывают ощущение сопричастности происходящему и переживаемому героем произведения. Сын, надев отцовскую фронтовую шинель, будто переносится в прошлое, размышляет о судьбе своего отца и всего старшего поколения, «о собственной жизни и жизни соотечественников, о смысле и назначении творчества» [5:33]. Шинель становится символом памяти, неизбывной личной и общенародной трагедии Великой Отечественной войны. Силуэты вдов, героинь полотен художника, которые составляют «Мезенский цикл» («Воспоминания. Вдовы» (1966), «"Ой, как всех мужей побрали на войну..." (Северная песня)» (1968) и др.), придают переживанию обобщающий, общенародный смысл. Когда-то в поездке по реке Мезени художник встретил экспедицию исследователей устного народного творчества, этот эпизод и стал сюжетной основой картины «"Ой, как всех мужей побрали на войну..." (Северная песня)». Потерявшие на войне мужей и родных женщины рассказывают в песне о своей доле, а молодые собиратели фольклора внимательно их слушают, погрузившись в глубокие размышления. Красный цветок на окне, названный в народе «солдатская кровь», становится своеобразным смысловым центром живописного произведения, символом народной памяти, связи поколений.
     
    Так, тема судьбы мезенских вдов, которые олицетворяют трагедию целого поколения, позволяла Попкову актуализировать проблему осознания трагедии войны и её последствий младшими современниками художника. Образы вдов и цветок из «Мезенского цикла», ассоциативно возникающие в сознании героя картины «Шинель отца», как и вставные эпизоды в повести «Сотников», расширяют художественное пространство произведения, придавая ему обобщённо-символический смысл. При этом художник использует традиции древнерусского искусства, в частности «принцип одновременного повествования о разновременных жизненных ситуациях» [6:75], органично сочетает черты автопортрета и жанровой картины.
     
    Раскрытию главной идеи живописного полотна подчинено её цветовое решение: «цвет картины, угнетённо-зелёный, напоминает цвет солдатских шинелей. В контрасте с ним звучит скорбно-малиновый, сообщающий сцене трагический оттенок. Художник утверждает отзывчивость и милосердие, он уверен в торжестве справедливой народной памяти, так же как убеждён в постоянстве своей памяти об отце» [5:33]. Так в работе В. Попкова сопоставляются прошлое и настоящее, и в то же время мысль художника обращена в будущее: цветок и ярко-красное пятно краски на палитре символизируют не только пролитую на войне кровь, но и необходимость народной памяти у будущих поколений.
     
    Для В.Быкова также значимо выявление трёх временных пластов: прошлого героев (в том числе наиболее памятных их детских впечатлений), настоящего и будущего. Для Сотникова будущее — это мальчик в будёновке, память жителей местечка о его подвиге, свободная и мирная жизнь его Отчизны, ради которой он идёт на смерть. Не случайно в последней главе автор упоминает о подростках, стоявших в сквере, и среди них — двенадцатилетнем мальчике в будёновке, который указывает на место казни и Рыбака; говорит о слезах в глазах женщин, ставших свидетелями казни, о том ненавистном взгляде, которым «какой-то дядька в пустых розвальнях» [3:186] окинул отряд полицаев. Субъективное восприятие действительности, данное с точки зрения двух главных героев, помогает усилить достоверность повествования, придать ему психологическую глубину и объёмность. По мнению Е.Г.Слабковской, «...субъективное психологическое время Сотникова играет первостепенную роль в художественном времени повести. Именно в рамках этого времени разрешена проблема вины и ответственности личности перед настоящим и будущим в единственно возможном для Быкова "варианте": равного долга человека перед людьми и перед самим собой» [12:15].
     
    Будущее Рыбака в изображении автора неопределённо, зыбко. После того как ему пришлось казнить товарища, он начинает осознавать, что жизнь, такая жизнь предателя, полицая, ему не нужна, она теряет для него всякий смысл: «...этой ликвидацией его скрутили надёжнее, чем ременной супонью. И хотя оставили в живых, но в некотором отношении также ликвидировали» [3:187].
     
    Сам писатель в одном из интервью подчёркивал, что он стремился избежать дидактических установок в своих произведениях и поэтому не всегда прямо отвечал на вопрос, является ли Рыбак предателем. Недаром финал повести остаётся открытым. По словам автора, Рыбак «мог вполне и поучаствовать дальше в карательных акциях, и убивать, и стать убийцей. Мог, допустим, увидев, к чему его готовят, — вернуться, перебежать к своим. Свои могли его застрелить. <...> Могли его послать куда-то. Например, в штрафники, чтобы он искупил там эти подозрения. В общем, могло быть по-разному» [2:92].
     
    При анализе последней главы повести актуализируем знания учащихся о библейском сюжете об Авеле и Каине, тем более что Быков в автобиографической книге «Долгая дорога домой» сам указывает на связь повести «Сотников» с этой легендой и подчеркивает её нравственную проблематику, которая сохраняет свою актуальность и в мирное время. Так, мы приходим к выводу, что Рыбак, совершив малодушный поступок и согласившись на сотрудничество с немцами, становится не только предателем, но и убийцей своего товарища, «брата». Последние главы повести, в которых психологически достоверно выявляются мотивы поведения героев, позволяют увидеть, как малейшее проявление трусости, эгоизма может привести человека к предательству. Осознание глубины своего нравственного падения после казни Сотникова приводит Рыбака к мысли о том, что «теперь он всем и повсюду враг. И, видно, самому себе тоже» [3:187]. Пойдёт ли дальше по этому пути герой и расскажет ли о местонахождении тех семнадцати партизан, которые ожидают его и Сотникова в лесу, — этот вопрос писатель оставляет открытым: «на пороге, нетерпеливо выглядывая его, стоял начальник полиции» [3:189].
     
    Итак, каждый из читателей должен решить, как определить поступок Рыбака, как он понимает слова автора повести: «Наверно, ничего уже не поделаешь — такова судьба. Коварная судьба заплутавшего на войне человека» [3:189].
     
    В отличие от Рыбака, в ситуации морального выбора Сотников обнаруживает способность ценой своей жизни спасти других людей, его подвиг сопоставляется писателем с подвигом Иисуса Христа. Сходное понимание образа героя, взошедшего ради людей на Голгофу, можно увидеть в экранизации повести В.Быкова режиссёром Ларисой Шепитько, назвавшей свой фильм «Восхождение» (1976). (На Международном кинофестивале в Западном Берлине в 1977 году фильм стал первым советским фильмом, удостоенным высшей награды фестиваля «Золотой медведь».) Нравственно-философское значение творчества белорусского художника слова было высоко оценено: он получил звание Героя Социалистического труда (1984), стал лауреатом Государственной премии СССР (1974), Ленинской премии (1986) и был награждён орденом Трудового Красного Знамени (1974), орденом Ленина (1984), орденом Отечественной войны I степени (1985), орденом Дружбы народов (1994), медалью Франциска Скорины (1994).
     
    Повесть Быкова «Сотников» сохраняет непреходящее нравственное значение, так как в ней исследуются проблемы, имеющие вневременную ценность: жизни и смерти, возможностей человеческого духа, подлинного героизма и предательства.
     
    Тема времени, памяти о войне, моральной ответственности человека роднит произведения В.Быкова и В.Попкова. Если в повести Быкова символом преемственности поколений становится будёновка на мальчике, который со страхом и сочувствием смотрит на Сотникова, а тот поддерживает его и улыбается одними глазами: «Ничего, браток» [3:181], то на картине Попкова таким символом выступает шинель отца художника, погибшего на фронте. Личное и общенародное осмысление военных событий и их последствий в обоих произведениях смыкаются: велика была цена потерь, но подвиг, который совершили солдаты, офицеры и весь народ в годы Великой Отечественной войны, останется в памяти людей. Лаконизм красок, скупость деталей, обобщённо-символический смысл, погружённость во внутренний мир человека, глубокие раздумья, стремление понять жизнь человека в аспекте нравственно-философской проблематики — это те черты, которые характерны для повести В.Быкова и картины В.Попкова.
     
     
    ЛИТЕРАТУРА
     
    1. БЫКОВ В. Долгая дорога домой: мемуары. - М.; Минск: ACT: Харвест, 2005. - С. 444.
    2. БЫКОВ В. «И был фронт, и была война, и был плен...» // Вопросы литературы. — 2012. - Ноябрь - декабрь. - С. 83-98.
    3. БЫКОВ В. Сотников. - М.: Издательство «Э», 2016. — С. 640. — (Русская классика).
    4. Великая Отечественная война. Живопись. Графика. Скульптура / Авт. вступ. ст. и сост. Г.Г.Серова. — М.: Изобр. искусство, 1990.
    5. Виктор ПОПКОВ: альбом / Авт. вступ. ст. В.С.Манин. — Л.: Аврора, 1989.
    6. ГАШЕВА Н.В., ГАШЕВА Н.Н., БЕЛО-ЗЁРОВА Е.Ю., ПЛЮСКИНА Г.Н. Литература и живопись (опыт изучения взаимодействия искусств): учеб. пособие. — Пермь: Пермск. гос. ун-т, 1990. — С. 80.
    7. ДЕДКОВ И. Василь Быков. Повесть о человеке, который выстоял. — М.: Сов. писатель, 1990.
    8. КОЛОБАЕВА Л. Партизанские повести
    8. Быкова // Литературная учёба. — 2015. - № 4. - С. 28-38.
    9. ЛЕЙДЕРМАН Н.Л., ЛИПОВЕЦКИЙ М.Н. Современная русская литература: 1950—1990-е годы: В 2 т.: учеб. пособие. 1968—1990. — М.: Издат. центр «Академия», 2006. - Т. 2. - С. 688.
    10. Мужество таланта: (В.Быков): Реком. библиогр. указатель / Сост. А.С.Рывкинд; ред. Е.И.Фадеева. - М„ 1988. - С. 36.
    11. СЕРАФИМОВА В.Д., МИНАСЯН СМ. Исследование героического потенциала человека и народа в Великой Отечественной войне в повестях Василя Быкова // Русская словесность. — 2015. — № 5. — С. 24-30.
    12. СЛАБКОВСКАЯ Е.Г. Поэтика военных повестей В.Быкова (эстетическое освоение категории времени). — Иркутск: Изд-во Иркутск, гос. пед. ин-та, 1988. — С. 62.
    13. ХОЛОДЯКОВ И.В. Великая Отечественная война в произведениях русской литературы XX века // Литература в школе. - 2004. - № 4. - С. 15-18.
    14. ХУДОЛЕЕВА Л.А. Урок внеклассного чтения по повести В.Быкова «Сотников» // Литература в школе. — 2004. — № 5. — С. 43-44.
     
     




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование