Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников 

    Библиотека 

    Медиаресурсы

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
     
    С каждой новой минутой
    начинается для нас новая жизнь.

    Джером Клапка Джером
     
    М. Короткова 
    доктор исторических наук, профессор кафедры методики преподавания истории исторического факультета МПГУ
     
     
    ИСТОРИЯ В ЧАСАХ, ИЛИ ЧАСЫ В ИСТОРИИ
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Часы принадлежат к замечательным памятникам истории и культуры, в которых сочетание полезного и красивого, функционального и декоративного нашло свое яркое отражение. На протяжении веков часы остаются не только приборами измерения времени, но и художественными произведениями.
     
    История часов — это важная часть самой истории и культуры. Часы прошли сложный и длительный путь технического усовершенствования, поисков формы и декора, места и функциональности в интерьере и костюме. Изобретения в области часового дела происходили под влиянием возникновения требований к точности измерения времени. В истории не было народа, страны и эпохи, в которых не появились бы способы измерения времени и простейшие часы. Но только человек XIX-XX вв., включенный в водоворот урбанизации и промышленного переворота, в условиях ускорения ритма жизни стал ценить и экономить время.
     
    Часы принадлежат к замечательным памятникам истории и культуры, в которых сочетание полезного и красивого, функционального и декоративного нашло свое яркое отражение. На протяжении веков часы остаются не только приборами измерения времени, но и художественными произведениями, в создании которых огромную роль играли ювелиры, бронзовщики, мебельщики.
     
    Часы древних народов
     
    В Древнем мире появились солнечные, водяные, песочные и «огневые» часы. В ту далекую эпоху аграрного общества не было особой нужды делить время на мелкие отрезки и измерять его точно. Хозяйственный уклад и темпы жизни строились в соответствии с сельскохозяйственными работами и природным календарем, поэтому время было привязано к движению солнца. Тем не менее уже в древности люди умели измерять время.
     
    В Древнем Египте люди наблюдали за звездой Сириус, появление которой знаменовало разлив Нила и предвещало плодородие. Время египтяне измеряли при помощи и других звезд. Согласно календарю, месяцы делили на декады, на декады были разбиты и звездные часы. Десятидневные интервалы в звездных часах называли «деканы». В году было 36 деканов, которым в египетских звездных часах соответствовали 36 колонок. Такие часы были только в храмах, а в повседневном быту вместо часов использовали кошек. По их суживающимся или расширяющимся в зависимости от освещения зрачкам и определяли время. При утреннем свете зрачки кошек напоминали эллипс, днем — щель, а к вечеру становились совсем круглыми.
     
    В Древнем Китае применяли солнечные часы — гномон. Они представляли собой лежащий на земле каменный диск, в центре которого перпендикулярно к нему укреплялся бронзовый стержень (гномон). В момент прохождения солнца через меридиан тень от стержня падала точно на север, и часы указывали полдень. Длина тени и ее перемещение в течение дня определяли известное время. После дня весеннего равноденствия наблюдения за тенью проводились по верхней части диска, а после дня осеннего равноденствия — по нижней.
     
     
    Солнечные часы обладали одним недостатком — они могли служить людям только в безоблачную погоду. На них было написано: «Показывают только светлые часы».
    Вот почему в древности были в употреблении еще и водяные часы — сосуд, наполненный водой, с отверстием в днище и делениями на стенках. Эти деления позволяли измерять время по падению уровня воды в сосуде. В Древней Индии соорудили водяные часы в виде кораблика, который пускали в сосуд, наполненный водой. Кораблик имел пробоину, в которую постепенно входила вода, мало-помалу он начинал погружаться и наконец опускался на дно.
    Время, необходимое на погружение, и составляло единицу измерения. Водяные часы замерзали при низкой температуре, поэтому были пригодны только летом.
     
     
     
    Античные часы
     
     
    Древние греки усовершенствовали солнечные часы и сделали их в виде полушария. Стрелка бросала тень на сделанный в скале полукруг, разделенный на 12 частей, то есть часов. Указатель часов был горизонтальным и бросал тень на поверхность циферблата. Кончик тени описывал разные кривые в зависимости от времени года и положения Солнца: зимой тень была короче, летом — длиннее.
     
    В Древнем Риме, как и в Греции, солнечные часы устанавливали в общественных местах: на форуме, в храмах, цирке, банях. Их называли «солярии». При императоре Августе установили большие городские солнечные часы, которые имели циферблат, а часовые линии были выложены из бронзовых частей. Варвары уничтожили эти простоявшие в течение веков часы. В 1792 г. их циферблат был найден и установлен на площади Монтечиторио в Риме, где находится и поныне.
     
     
    Римляне изобрели бронзовые портативные солнечные часы в форме свиного окорока. Они были найдены при раскопках древнеримского Геркуланума в 1754 г. На их плоской стороне имеются шесть вертикальных линий, под которыми выгравированы сокращенные названия месяцев. Вертикальные линии пересекаются горизонтальными, деля их на шесть секций, соответствующих шести часам от восхода Солнца и до полудня, а также от полудня до его захода. Прибор подвешивали за кольцо и поворачивали к Солнцу — тень ложилась на пространство соответствующего месяца и показывала время. Эти часы римляне брали с собой в дорогу.
     
    В пасмурные дни солнечные часы были бесполезны, поэтому в Древней Греции в повседневном быту пользовались водяными часами — клепсидрой. Клепсидры были различного назначения: для домашнего пользования, для измерения пульса врачами, для определения времени произнесения речей. Для двух ораторов наливали одинаковое количество воды, чтобы они могли говорить в течение одинакового времени.
    Водяные часы в Риме были усовершенствованы и приобрели вид песочных часов, в которых определяли время при помощи шкалы. Их стали делать из стекла, и они широко распространились в римских домах. Патриции, чтобы избавить себя от необходимости постоянно смотреть на эти часы, держали специального слугу, который должен был следить за часами и докладывать господам: «Теперь такой-то час!»
     
     
    Средневековые часы
     
    В Китае с древности были известны oгневые часы. Для того чтобы использовать огонь как средство измерения времени, кусочки особых пород дерева вместе с благовониями растирали в порошок, затем из него изготавливали нечто вроде теста, из которого делали палочки различной длины и наносили на них отметки. Эти палочки устанавливали вертикально и следили за их сгоранием. Такой способ измерения времени был довольно точным. Подобные часы показывали время и наполняли дом благоуханием.
     
    Длинные палочки сворачивали в спирали, отметки на них соответствовали пяти частям ночи. Если хозяин хотел проснуться ночью в определенный час, он подвешивал маленькую металлическую гирьку точно в то место спирали, куда огонь должен был подойти в указанный час. В нужный момент нитка сгорала, и гирька с шумом падала в медную или фарфоровую чашку, а хозяин часов просыпался.
     
    В Западной Европе в качестве огненных часов использовали часы-свечи, которые делали из животного жира и пчелиного воска. Разделительные линии на свече превращали ее в простейшие часы. Такими свечами пользовались короли Альфред Великий, Людовик IX, Карл V. Размеченную свечу использовали и в качестве будильника. Слуга вонзал в определенное место свечи булавку и прикреплял к ней с помощью нитки железный предмет. Когда свеча сгорала до этого места, груз падал и издавал звук.
     
    Были в ходу также лампадные часы. В лампу из глины или стекла наливали столько масла и подбирали такой фитиль, чтобы хватило на определенное время горения светильника. Больше всего этими часами пользовались рудокопы: тогда в лампу наливали масла на 10 часов горения. Когда заканчивалось масло, заканчивался и рабочий день.
    Часы-лампы и часы-свечи выполняли две функции — показывали время и освещали помещение.
     
    Солнечные часы в эпоху Средневековья делали различных форм, видов и размеров. Для подарков князьям и монархам их изготавливали сложной формы из дорогих материалов. Солнечные часы устраивали в монастырях, соборах, ратушах, замках и дворцах. Одни прикрепляли к стенам, другие устанавливали на колоннах. В Византии получили распространение вертикальные настенные солнечные часы. Именно здесь придумали наносить числа на циферблат. В «Уставе» Константина Багрянородного упоминается профессия часовщика.
     
    В X в. в Китае были сконструированы водяные часы с боем, представляющие собой сложный механизм. Часы были сделаны в форме пагоды, внутри которой смонтированы колеса и емкости для воды. Колеса были снабжены толкателями, которые при помощи рычага или шнуров приводили в действие указатели времени в виде деревянных фигур. В определенный момент эти фигуры появлялись в одном из этажей пагоды и указывали время. На первом этаже было три дверцы. Из левой дверцы по истечении каждых двух часов появлялась фигура в красном одеянии и звонила в колокол. Вторая фигура, в фиолетовом одеянии, показывалась в правой дверце и била в колокол через каждые полчаса. Третья фигура, в зеленой одежде, появлялась из средней дверцы через каждые четверть часа и ударяла в бубен. На втором этаже пагоды фигура показывалась в дверце каждый час, а на третьем, четвертом и пятом этажах пагоды размещались фигуры, которые показывали время захода и восхода Солнца, время года и соотношение дневных и ночных часов для данного сезона года. По мнению ученых, в часах-пагоде было больше показателей, чем в современных часах.
     
    В Западной Европе с XIII в. получили распространение песочные часы. Сначала они состояли из двух расположенных один над другим стеклянных сосудов, соединенных узким горлышком. Промежуток времени измерялся продолжительностью истечения тонкого песка из верхнего сосуда в нижний. Песок для часов изготавливали из мрамора путем дробления, размалывания и просеивания.
     
    В XIV в. появились песочные часы, снабженные четырьмя сосудами: первый сосуд опоражнивался в течение четверти часа, второй — получаса, третий — трех четвертей часа, а последний — часа. Это устройство имело циферблат, стрелку на котором на час вперед передвигал служитель, следящий за песком. По этим часам определяли точное время.
    Таким образом, в Средние века были исчерпаны все возможности для развития техники измерения времени на основе солнечных, водяных, песочных и огневых часов.
     
     
    «Ангел, упавший на Европу»
     
    Появление механических часов — это скачок в технике измерения времени на основе развития механики и астрономических приборов.
    В XIII в. появились первые механические часы архитектора Вилларда де Коннекура, представляющие собой устройство с гирей, подвешенной на конце веревки, обмотанной вокруг оси колеса. Падение гири и относительно равномерное вращение вертикального стержня, на котором на подставке была укреплена фигура ангела, регулировались колебанием колеса взад и вперед. Именно поэтому историк Прайс назвал первые механические часы «ангелом, упавшим на Европу из мира астрономии».
     
    В Западной Европе первые часовые механизмы обозначались словом «колокол» (англ. clock, фран. Cloche, нем. Glocca), так как это были простые устройства с боем (издавали звук колокола) и без циферблата. Они сначала появились в монастырях для регулирования времени молитв и работы монахов.
     
    В 1288 г. первые механические часы были установлены на башне Вестминстерского аббатства в Лондоне. Башенные часы Милана (1335), Страсбурга (1352), Нюрнберга (1361), Аугсбурга (1364), Парижа и Лондона (1370) показывали не только время, но и положение небесных светил и механические кукольные представления. В 1404 г. подобные часы для Фроловской (Спасской) башни Московского Кремля сделал Лазарь Сербии из Афонского монастыря. Они были без циферблата, механический человек отбивал время в колокол. Это были громоздкие механизмы, приводимые в движение силой тяжести гирь.
     
    Следующим этапом развития башенных часов являлись часы с циферблатом и боем. Затейливые фигуры на башенных часах совершали движение по определенной программе и весьма оживляли часы. Они двигались благодаря рычагу, который был соединен с руками, головой или другой частью фигуры и поднимался и опускался во время вращения круга с зубцами.
     
    Пражские башенные часы XV в. с таким механизмом привлекали внимание внешними атрибутами. Перед боем часов раскрывались два оконца над циферблатом, из них выходили 12 апостолов. Страшная фигура Смерти по правую сторону циферблата при каждом бое часов поворачивала косу, напоминая о конце жизни. На другой стороне циферблата были еще две фигуры. Одна из них — человек с кошельком в руках, каждый час он звенел лежащими там монетами, показывая, что время — деньги. Другая фигура — путник, мерно ударяющий посохом о землю. Он символизировал движение человека по жизненной дороге, или суетность жизни. Затем показывался петух и кричал три раза. Последним появлялся в оконце Христос и благословлял всех стоящих внизу зрителей, которые и сегодня, как и 500 лет назад, собираются на площади посмотреть на чудо старого мастера.
     
     
    Ренессанс и карманные часы
     
    В XVI в. мастер Петер Генлейн в Нюрнберге изготовил часы, приводимые в действие пружиной.
    Развитие производства пружинных часов, не обременных гирями, было связано в Европе с эпохой Возрождения и взлетом культуры Ренессанса. Эти часы занимали промежуточное положение между настольными и карманными. Циферблат делали из латуни, стрелка была только часовая. Латунная крышка имела гравировку, через отверстия были видны цифры, и по положению стрелки определяли время, не открывая крышку. У часов была петля, при помощи которой их подвешивали.
     
    До XVI в. часы в домах богатых людей, так же как и башенные, приводились в движение гирями, их крепили к стене на консолях. В XVI в. были изобретены портативные настольные часы, в них движущую силу гирь заменила пружина. В эпоху Возрождения настольные часы делали в форме здания с куполом, по контуру размещали колонки, пилястры, кариатиды. Фигурки двигались благодаря заводному механизму. Механизм домашних часов был открыт, поэтому металл покрывался пылью и коррозией. В середине XVI в. настольные часы стали изготавливать в виде коробок с крышкой и делали к ним футляр.
     
    Карманные часы в XVI в. делали в Нюрнберге, Аугсбурге, Праге, Блуа, Париже, Лондоне и Амстердаме. Ранние экземпляры карманных часов имели одну часовую стрелку, время обозначали римскими цифрами, нанесенными на металлическую пластину циферблата. Стекла тогда не было, поэтому стрелку предохраняла глухая крышка, которую нередко, как и весь корпус часов, делали из горного хрусталя или топаза. Если корпус часов изготавливали из металла, например из золоченой меди, на крышке выполняли прорезной орнамент, который одновременно и украшал предмет, и позволял сквозь отверстия ажура видеть движение стрелки.
     
    В середине XVI в. в Париже были изобретены карманные часы-крест, так называемые «часы аббатисы», предназначенные для священнослужителей. Обычно их украшали сценами из жизни Христа или библейскими сюжетами. В эпоху Ренессанса на часах часто размещали аллегории, например изображение Мудрости или Правосудия, а также портреты-камеи.
     
    В 1587 г. открылась первая часовая мастерская в Женеве, ее основал Шарль Кузен.
    В Статуте часовщиков г. Парижа 1544 г. были зафиксированы три профессии: специалисты по башенным часам, специалисты по изготовлению настольных часов и будильников, специалисты по изготовлению пружинных переносных часов.
     
     
    Часовое дело в XVII в.
     
    В эту эпоху были сделаны изобретения, превратившие часы в достаточно точный механизм. Еще в 1581 г. знаменитый Галилео Галилей понял, что качающийся маятник соблюдает точное время, однако только в 1657 г. голландский ученый Христиан Гюйгенс изготовил первые работающие маятниковые часы. Применение маятника для регулировки хода часов повысило точность определения времени.
     
    В 1675 г. Христиан Гюйгенс изобрел балансовый регулятор для карманных часов, а английский часовщик Вильям Клемент — простейший анкерный спуск: применил спиралевидную пружину в качестве регулятора хода. Это привело к тому, что часовые корпуса стали более выпуклыми, напоминающими луковицу, поэтому часы стали называть луковицей. После появления пружинных часов часовщики стремились пристраивать к ним сложные механизмы, приводившие в движение различные фигуры и стрелки.
     
    Мастера все более совершенствовали часы. В XVII в. появились дорожные каретные часы, которые имели двойной шарнир у подвесного кольца для устранения толчков от дорожной тряски. С 1610 г. в качестве средства для защиты циферблата карманных часов вошло в употребление стекло. Сначала оно было выпуклым, поскольку являлось срезанной частью так называемой баночки, получаемой методом свободного выдувания. Только к концу XVIII в. технологические достижения позволили сделать его совершенно плоским.
     
    С 1670 г. благодаря механикам Р. Гуну, Т. Томпиону, Дж. Грагаму на циферблате появилась минутная стрелка, а на циферблатной пластине — второй ряд цифр (арабских) для обозначения минут. Англичанин Даниил Кваре применил в своих часах минутную стрелку, сидящую на одной оси с часовой, или концентрически расположенную минутную стрелку.
     
    Часы постепенно стали произведением искусства, их называли «чудные хитрости искусства и работы», включали в состав посольских даров, ценили не менее, чем дорогую посуду, оружие и ткани. Корпуса карманных часов усыпали рубинами, изумрудами, жемчугом и другими драгоценными камнями. Часы изготавливали разной формы: в виде книг, фруктов, цветов, висячих замков и даже черепов. Их носили на поясе как украшение.
     
    Завод карманных часов был рассчитан на 12 или 16 часов. В 1690 г. лондонский врач Дж. Флойе изобрел карманные часы только с одной секундной стрелкой, чтобы считать пульс пациентам. Он назвал эти часы пульсомером. В середине XVIII в. секундная стрелка стала атрибутом карманных часов.
     
     
    «Павлин» и чудеса техники
     
    В XVIII в. часы стали частью интерьера и использовались в комплектах с консолями, комодами, туалетными столиками, поэтому их оформлением занимались мастера-мебельщики. По мере превращения настольных часов в компонент интерьера все большее значение стали приобретать пластическое решение и декоративное оформление корпуса. В эпоху барокко в моде были часы в форме башни, вазы или реликвария с орнаментом из крупных цветов, со скульптурными изображениями Хроноса с косой, а также других символов быстротечности бытия. Барочные часы были массивными и делались в деревянном корпусе из черного дерева с инкрустацией из меди, черепахового панциря и перламутра. Например, такими были часы Шарля Буля.
     
    В XVIII в. часы не являлись предметом первой необходимости, скорее были атрибутом роскоши или курьезом. Насколько сейчас в часах ценятся точность, верность хода и прочность механизма, настолько в прежнее время обращали внимание на внешний вид предмета.
     
    К редчайшим образцам работы мастеров этого времени относятся часы-автомат «Павлин», хранящиеся в Эрмитаже. Конструкция устройства предполагает автоматический запуск механизмов птиц. Завода птиц хватает лишь на 8-10 часов, а завода часового механизма — на восемь дней. Циферблат этих необычных часов спрятан в шляпке большого гриба, «выросшего» под дубом, в прорези шляпки видны на двух вращающихся кольцах римские и арабские цифры, обозначающие часы и минуты. Часовой механизм скрыт внутри серебряного холма (в основании часов), обрамленного крупными гранеными стразами и валиком зеленого трельяжа. Стразы помещены на рубинового цвета фольге и заключены в каменный пояс из золоченой бронзы.
     
    Поэт пушкинского времени А. Глебов писал о часах:
     
    ...На деревах во сне глубоком
    Сидят павлин, сова, петух,
    Недвижные, как хладный камень...
    Но есть урочный краткий час,
    Когда в саду вдруг тихий глас
    Раздастся музыки небесной...
    Сова взор дикий обращает
    Вокруг себя, павлин, густой
    И длинный хвост раскинув свой,
    Однажды быстро повернется,
    Петух кричит...
     
    Птицы на часах олицетворяют ход Времени. В XVIII в. каждое светило и время суток было связано с определенными птицами. Павлин наиболее значим: он олицетворял космос, солнце и лунный диск. Торжественное раскрытие хвоста павлина и быстрое его складывание было символом появления и исчезновения всего сущего. Сова являлась знаком ночи, тишины, мудрости, но одновременно знаком тьмы, печали и конца жизни. Петух, возвещающий своим пением восход солнца, — это символ рождающегося света, жизни и воскресения. Пение петуха на часах предваряло начало движения и пения птиц, а появление совы заставляло птиц умолкать.
     
    Движение птиц сопровождается звучанием музыки, каждой птице соответствует своеобразный набор звуков.
    Часы «Павлин» находились во дворце князя Г. Потемкина. После кончины князя в 1791 г. они были куплены Екатериной Великой вместе со дворцом. В 1797 г. новый владелец Таврического дворца Павел I велел перенести «Павлина» в Эрмитаж, и с этого времени часы стали приметой Петербурга. Действие часов в Эрмитаже поддерживал И.П. Кулибин. Сегодня изображение часов можно увидеть на канале «Культура» как заставку новостей.
     
    Как наиболее совершенное механическое устройство часы послужили стимулом для изобретения других приборов. В 1751 г. часовщик Н. Фордж изобрел строгальный станок, часовых дел мастер Р. Аркрайт усовершенствовал прядильную машину, Э. Картрайт — ткацкий станок, часовщик X. Гентсман — получил тигельную литую высококачественную сталь для часовых пружин.
     
     
    От шатленов до брегетов
     
    XVIII в. обогатил часовое дело новыми формами, дополнительными устройствами и вариантами декора.
    С карманными часами обращались как с редким имуществом. Стали делать музыкальные шкатулки с часами. Усовершенствованный часовой механизм помещали в маленькую коробочку, часы сочетали с другими утилитарными предметами, например с табакерками. Часы имели форму вазы, яйца, букета. Часы в стиле барокко и рококо украшали чеканными или гравированными крупными цветами, завитками в форме раковины, эмалевыми живописными изображениями. Их инкрустировали золотом и серебром, составляли букеты из алмазов и рубинов. Драгоценные камни в оформлении карманных часов имели не только декоративное, но и функциональное значение: часовые деления обозначались мелкими алмазами или жемчужинами, что позволяло «нащупывать» время в темноте.
     
    Для этого времени были характерны шатлены — короткие цепи из 4-5 широких звеньев с крючком для подвешивания к поясу на одежде. Часы, футляр и шатлен делали в одном стиле.
     
    Украшали все части часов, заводной ключ, а также пластинку, прикрывающую механизм и носящую название «личинка». Часы делали из золота, серебра и перламутра. Материалом для футляров служили кожа и черепаховый панцирь, орнаментированный плотно посаженными друг к другу мелкими серебряными гвоздиками. Металлические циферблаты оформлялись выемчатой резьбой и эмалью. Под циферблат со специальной прорезью иногда вставляли подвижные диски с жанровыми сценами, перемену которых наблюдали в течение дня.
     
    В начале XVIII в. Жульен Леруа, специалист по карманным часам с боем, усовершенствовал механизм и сделал часы с репетиром, которые позволяли воспроизводить мелодию или отбивали час, четверть часа, получетверть и даже минуты — разным тоном и ударами разной частоты. Нажатием кнопки при желании можно было повторить мелодию.
     
    Распространению карманных часов с репетиром способствовали неблагоприятные условия освещения. Спичек не было, огонь получали путем ударов кремня о сталь, от искры зажигали трут, а затем свечу, при свете которой читали цифры на циферблате. При наличии карманных часов с репетиром отпала необходимость в ночном освещении. Настольные и настенные часы имели шнур, при дергании за который повторялся громкий бой последнего часа и мелодичный звон четвертей часа. По этой же причине карманные часы снабдили кнопкой, при нажатии на нее часы отбивали полные часы, четверти часа и минуты.
     
    Модной игрушкой середины XVIII в. стали часы-театр. На крышке в интерьере архитектурного сооружения были размещены танцующие пары. Когда внутри механизма раздавалась музыка, пары начинали вальсировать, а фигурки дирижера и арфистки двигали руками. Такие часы хранятся в Оружейной палате Московского Кремля.
     
    В период классицизма настольные часы вместе с вазами и подсвечниками стали составлять единый каминный гарнитур, хотя и сами являлись произведением искусства. Часовой корпус изготавливали из литой и чеканной бронзы или белого мрамора, украшали скульптурными изображениями античных героев и трофеев. Основными мотивами часовых коробок правильной формы стали венки и гирлянды, античные вазы и профили. Мелкие бриллианты сочетались с холодноватым тоном эмалей по гладкой основе или по гравировке. Эмалевые миниатюры с изображением античных руин или пейзажей часто обрамляли мелким жемчугом.
     
    За счет усовершенствований в часовом механизме карманные часы стали плоскими. Известным мастером конца XVIII — начала XIX в. стал А.Л. Бреге, он делал брегеты — красивые часы отменного качества с точным ходом. А.С.Пушкин в «Евгении Онегине» писал:
     
    Онегин едет на бульвар
    И там гуляет на просторе,
    Пока недремлющий брегет
    Не прозвонит ему обед.
     
    Брегеты имели музыкальный механизм, который звонил либо каждый час, либо при нажатии кнопки сначала вызванивали часы, потом минуты.
     
     
    Новые успехи часового дела
     
    До 1820-х гг. карманные часы заводили посредством ключа (он с помощью квадратного отверстия соединялся с валом барабана), его хранили на цепочке рядом с часами.
    В 1820 г. англичанин Т. Преет применил в карманных часах завод вращением особой заводной головки. В 1842 г. швейцарец А. Филипп изобрел карманные часы, где применил заводную головку не только для завода, но и для перевода стрелок. Благодаря новому механизму (ремонтуару) головку просто вращали, и тем самым переводили стрелки и заводили часы. Головку окружало кольцо, служащее ей защитой и используемое для подвешивания часов.
     
    В XIX в. часы из предмета роскоши превратились в предмет широкого обихода. Изобретение компенсационных устройств сделало часы независимыми от всевозможных температурных колебаний, более совершенный анкерный ход повысил их точность, прогресс техники привел к появлению миниатюрных часов с плоским корпусом, а также распространению секундной стрелки.
     
    Первый шаг к появлению наручных часов был сделан в 1809 г., когда ювелир Нитон изготовил первые часы с браслетом по заказу Жозефины, супруги Наполеона. Два одинаковых браслета из золота, жемчуга и драгоценных камней имели часы и календарь. Это был подарок к свадьбе сына Жозефины — Евгения (предназначался для его невесты).
    Увлечение наручными часами считалось женской прихотью, так как технические возможности не давали большой точности часов.
    В 1880-х гг. стали изготавливать наручные часы для морских офицеров, позже — для авиаторов.
     
    Первые наручные часы мужчины носили только на ремешке, а женщины — на браслете. В женских наручных часах элемент украшения явно преобладал над их практическим назначением. Не только браслет, но и корпус часов изготавливали из драгоценных металлов и отделывали бриллиантами.
     
    В конце XIX — начале XX в. все россияне стремились приобрести часы фирмы «Буре», они были на любой вкус: от дешевых стальных до дорогих золотых с драгоценными камнями и гербом России.
    До 1930-х гг. у наручных часов была «плохая репутация», даже часовщики и предприниматели не верили, что спрос на них сохранится надолго. В результате часы были низкого качества. С 1932 г. изготовление наручных часов в Швейцарии приобрело серийный характер, а позже стало брендом. Со временем были изобретены карманные часы усложненного типа: с календарем, автоподзаводом, герметическим корпусом и противоударным устройством.
     
    Во второй половине XX в. появились наручные часы для занятий подводным спортом со шкалой для определения глубины погружения, наручные часы для врачей со шкалой для определения пульса, антимагнитные часы для работающих в магнитном поле.
     

    Что можно почитать по теме
     
    Загородняя И.А. Старинные часы и шпалеры. М., 1994.
    Зек Ю.Я., Семенов Ю.Н., Гурьев М.П. Часы «Павлин». СПб., 2011.
    Короткова М.В. История жилища. М., 2013.
    Пипуныров В.Н. История часов с древнейших времен до наших дней. М., 1982.
    Рашкован Н.В. Старинные часы XVI-XIX вв. М., 1991.
     
     
    «История и обществознание для школьников» . – 2016 - - № 4 . – С. 53-64.
     
     




    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование