Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо


    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников 

    Библиотека 

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     

     

    Селезнёва Лариса Борисовна — доктор филол. наук, профессор, автор актуальных научных работ и учебных пособий по орфографии и пунктуации русского языка

    Неконечный вопросительный / восклицательный знак в современном русском языке


    Ключевые слова: знак препинания, вопросительный знак, восклицательный знак, функции знаков препинания, конечные знаки препинания, неконечные знаки препинания, предложение, синтаксические части предложения.

     

    1. Конечные и неконечные знаки препинания
    Система нормативных знаков препинания (пунктограмм) предназначена для обозначения предложения в письменной речи: во-первых, это обозначение предложения как отдельного от соположенных; во-вторых, обозначение внутреннего устройства предложения, т. е. его синтаксических связей и отношений. Знак препинания — графический знак, обозначающий, наряду с прописной буквой, границу отдельного предложения или границу / границы части предложения в соответствии с правилами пунктуации.
    Графическая раздельность предложений так же обязательна, как раздельное написание слов. Поэтому при обозначении любого из них обязательны конечные знаки препинания (точка, вопросительный / восклицательный знак, многоточие) и прописная буква, маркирующая первое слово, которая в этой функции, безусловно, относится к пунктуационным знакам, поскольку не зависит ни от каких иных его характеристик, кроме синтаксической позиции: левая граница отдельного предложения.

    Конечные знаки препинания, как и прописная буква, выполняют разделительную функцию, разделяя предложения в качестве элементов текста. Выбор того или иного из них зависит прежде всего от цели общения, т. е. от того, сообщение, побуждение к действию или вопрос выражены в предложении:


    И весть на крыльях полетела. Украина смутно зашумела... / Стой тут, Параша. Я схожу домой, мне что-то страшно / Не сетуй, брат, что рано грешный свет покинул ты, что мало искушений послал тебе Всевышний / Души неопытной волненья смирив со временем (как знать?), по сердцу я нашла бы друга, была бы верная супруга и добродетельная мать / Ну что соседки? Что Татьяна? Что Ольга резвая твоя? (* Без ссылок на автора даются цитаты из произведений А. С. Пушкина.)


    Если предложению присуща эмоциональная окраска, конечные знаки препинания определённым образом корректируются. Так, в конце восклицательного повествовательного предложения ставится не точка, а восклицательный знак, а в конце восклицательного вопросительного — восклицательный знак добавляется после вопросительного:


    Венец за ним! Он царь! Он согласился! Борис наш царь! Да здравствует Борис! / Но пусть мой грех падёт не на меня, а на тебя, Борис-цареубийца! Вперёд! / Безумны мы, когда народный плеск иль ярый вопль тревожит сердце наше! Бог насылал на землю нашу глад, народ завыл, в мученьях погибая, я отворил им житницъ1. Я злато рассыпал им, я им сыскал работы — они ж меня, беснуясь, проклинали!
    «Что-то будет?!» — думали все чиновники, поглядывая на него из-за чернильниц. / Кондуктор! Где я нахожусь?! В каком я обществе?! В каком я веке живу?! / Он помолчал немного, покачал головой и воскликнул: «Как прикажете назвать этих людей, мистер Штамм?!» (А.П. Чехов.)

    Возможно также совмещение вопросительного / восклицательного знака с многоточием. Многоточие в этом случае ставится позади одного из них и обозначается не тремя, а двумя точками:

    Я царствую!.. Какой волшебный блеск! Послушна мне, сильна моя держава; в ней счастие, в ней честь моя и слава! Я царствую!.. / Всплывши наверх, фигура нелепо размахивает руками, болтает ногами и старается изобразить на лице своём испуг... Но вместо испуга получается дрожь от холода... «Тони! Тони! — кричит купец. — Будет плавать, тони!..»/ «Экая дурында, прости господи!..» — говорит Камышев и идёт к французу. (А.П. Чехов.)

    Неконечные пунктуационные знаки, в отличие от конечных, используются внутри предложения, в пределах границ, обозначенных конечными. Они классифицируются как разделительные и выделительные.

    Неконечные разделительные знаки выполняют разделительную функцию: разделяют простые предложения в составе сложного и члены предложения в составе простого. Это запятая, точка с запятой, двоеточие, тире и дефис. Все неконечные разделительные знаки являются непарными именно в силу своей функции. Так, в частности, если придаточное и отграничено с обеих сторон запятыми, суть не меняется: разделены запятой главное предложение и придаточное, главное и придаточное с одной стороны и придаточное и главное с другой и т. д.

    Неконечные выделительные знаки препинания обособляют определённые части предложения в силу их особых отношений с каким-либо из членов предложения (обособленные члены предложения) или с предложением в целом (конструкции, грамматически не связанные с предложением: вводные / вставные, обращения, междометия; прямая речь).

    Неконечными выделительными пунктуационными знаками являются запятая, тире, скобки и кавычки. Все они употребляются в парном варианте, кроме запятой и тире, когда обособляемая конструкция находится не в середине предложения. Но это исключение не распространяется на применение тире при вводных / вставных конструкциях, где допустим только парный вариант. Обособление членов предложения осуществляется при их особых грамматических, позиционных и семантических характеристиках, а выделение знаками препинания конструкций, грамматически не связанных с предложением, и прямой речи обязательно во всех случаях их употребления.

    2. Функции и особенности применения конечного вопросительного / восклицательного знака

    В издании «Русский язык. Энциклопедия» Б. С. Шварцкопф так определяет понятия вопросительного и восклицательного знака:

    «Вопросительный знак (?) — одиночный разделительный знак препинания, отмечающий в тексте конец вопросительного предложения и тем самым отделяющий его от следующего предложения».
    «Восклицательный знак (!) — одиночный разделительный знак препинания, отмечающий в тексте конец восклицательного предложения и тем самым отделяющий его от следующего предложения».

    Вместе с тем признаётся допустимым и факультативное использование вопросительного и восклицательного знаков. Для вопросительного это две дополнительные позиции: «при расчленении (сегментации) вопросительного предложения с однородными членами (после каждого из них): Кто же он: парламентёр? посредник? (газ.); в косвенном вопросе (подчёркивание вопросительности): Он тревожился, не обскачут, не обштопают ли? (В. Гроссман.) В связи с восклицательным знаком тоже делается ссылка на сегментацию восклицательного предложения, а также приводятся примеры с обращением и междометием: С другой стороны, Ирина уже привыкла к генералу. При её-то консервативности! нелюдимости! (Житинский.) / Антон Антоныч! Ах! (Грибоедов.)

    В «Правилах русской орфографии и пунктуации» 1956 г. относительно восклицательного знака после междометия в середине предложения помечено, что это встречается только в поэтической речи: А ныне, ах! за весь его любовный жар готовился несносный столь удар (Лермонтов.) Факультативное употребление вопросительного и восклицательного знака констатируется, но не получает жёсткой регламентации. Видимо, вопрос нуждается в дальнейшем изучении, тем более что в практике письма сфера соответствующих пунктограмм весьма значительна.

    3. Вопросительный и восклицательный знак в конце вводных / вставных предложений
    Парность начальной прописной буквы и конечного знака препинания реализуется в единственном случае — при пунктуационном оформлении предложения как отдельного от соположенных. Границы простых предложений, являющихся компонентами сложного, очерчиваются иными знаками препинания. Вторая существенная закономерность заключается в том, что, кроме предложения, включающего начальное слово, ни одно из них в составе сложного не маркируется прописной буквой. Вводные и вставные предложения при выделении их с помощью запятых не обнаруживают никаких графических отличий от всех других:

    Общий тон, как говорят художники, выдержан / Они, казалось ему, условились игнорировать защитника. / Я немножко смутился, пристально поглядел на нее и, можете себе представить, узнал ее не по лицу, не по фигуре, а по кроткой, усталой улыбке / На пути, говорил он, ему пели птицы, журчали ручьи / Девушка в красном пропустила нас мимо себя, по-видимому, не обращая на нас ни малейшего внимания / Переписываясь и разговаривая таким образом, они (что естественно) дошли до следующего рассуждения: если мы друг без друга дышать не можем, а воля жестоких родителей препятствует нашему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без неё? (А.П. Чехов.)

    Вводные / вставные предложения могут выделяться также с помощью скобок или двойного тире. Каких-либо конкретных условий предпочтения одного из возможных пунктуационных знаков не сформулировано, хотя психологически тире «ближе» к его содержанию, чем скобки.

    Если вводное / вставное предложение семантически и позиционно относится к одному из членов предложения, оно, как правило, не оформляется в качестве отдельного, т. е. начальная прописная буква не используется. Когда вводится предложение повествовательное, точку в конце его не ставят, а при вопросительном и восклицательном применяют вопросительный / восклицательный знак:

    Прасковьи Ивановнин муж — и что это за человек! — только и ищет, чем бы жене своей угодить / Купец вон Кля-кин — слышали? — даром что мужик, а поди-кася какую штуку того... / Раз — это было уже перед вечером — он поднял голову, чтобы попросить пить / Взять хоть этот ваш — как его? — странноприимный дом для безродных старух / Например, вы являетесь однажды в нашу земскую управу, — не знаю, какое было у вас там дело, — и на вопрос председателя, отчего вас не стало видно у Калининых, вы сказали... / Так он — поверишь ли? — не то что послал, а сам прискакал. (А.П. Чехов.) / Но, несмотря на то, что его любовь была известна всему городу, — все более или менее верно догадывались об его отношении к Карениной — большинство молодых людей завидовали ему (Л.Н. Толстой.)

    И сыты, и одеты, и... можем даже другого кого осчастливить... (извозчик покосился на Пелагею), ежели им по сердцу / Фельдшер Михаил Захарыч (это был он) тихо кашлянул и несмело вошёл в кабинет / Мы даём (даром, заметьте!) целый трактат советов рыболовам / Но стоит мне только оглядеть аудиторию (она построена у меня амфитеатром) и произнести стереотипное. .. /Ноя не ушёл... Мне помешала (стыдно сознаться!) простая физическая лень... /В номерке было прибрано, светло, уютно и пахло о. Христофором, который всегда издавал запах кипариса и сухих васильков (дома он делал из васильков кропила и украшения для киотов, отчего и пропах ими насквозь) / Маркел Иванович лениво поднялся с дивана, вздохнул и стал натягивать на себя панталоны (когда он сидит дома, Пелагея Петровна из экономии держит его вводном нижнем) / Магнетизёр (не робкий человек!) вытянул мою правую руку и начал производить над ней свои манипуляции: потрёт, подует, похлопает. (А. П. Чехов.)

    Оказывается незадействованным, «выпавшим» из ряда классический конечный знак препинания — точка, которая в пунктуации никогда не употребляется в иных целях. Этот %факт свидетельствует о том, что и два других знака — вопросительный и восклицательный — в рассматриваемых вводных / вставных предложениях не выполняют функции конечного. Здесь они используются только для обозначения вопроса или восклицания, а разделительную функцию конечных пунктуационных знаков при этом выполняют двойное тире или скобки.

    Если вставное предложение достаточно распространено и (или) более отстранено от основного высказывания с точки зрения содержания, то оно выделяется скобками, но оформляется как отдельное, т.е. с начальной прописной буквой и с конечным знаком препинания:

    До усадьбы, куда он был вызван для межевания, оставалось еще проехать на лошадях верст тридцать — сорок. (Ежели возница не пьян и лошади не клячи, то и тридцати верст не будет, а коли возница с мухой да кони наморены, то целых пятьдесят наберется.) / Эта умерла по ошибке: выпила нечаянно яд, приготовленный мною для тещи. (Тёщ отравляю я нашатырным спиртом.) Не случись такого казуса, она, быть может, была бы жива и доселе... / «Пе-еснъ моя-я-я... лети-ит с молъбо-о-о-ю...» (Голос обрывается судорожным кашлем.) / Что ни говорите, а тяжёл наш писательский труд! (Величественный вздох.) (А.П. Чехов.) / — Он все не хочет давать мне развода! Ну что мне делать? (Он был муж ее.) Я теперь хочу процесс начинать / Но какая гувернантка! (Он живо вспомнил черные плутовские глаза m-lle Roland и ее улыбку.) / — Ну, так можешь за меня и проиграть, — сказал Вронский смеясь. (Яшвин держал большое пари за Вронского.) (Л.Н. Толстой.)

    Во многих предложениях вариант выделения вставных предложений не представляется безусловным. Решающим оказывается мнение автора — оформлять их как отдельные или ограничиться заключением в скобки / тире:

    — Вы и теперь без места? — спросила поповна из соседнего села. (Она приехала на станцию попросить «по знакомству» для мамаши бесплатного проезда к тете.) (А.П. Чехов.) Ах, брат Чичиков, если бы ты только увидал... вот уж точно была бы пища твоему сатирическому уму (почему у Чичикова был сатирический ум, это тоже неизвестно) (Н.В. Гоголь.) / Наш милый самовар будет в восторге. (Самоваром он называл знаменитую графиню Лидию Ивановну за то, что она всегда и обо всем волновалась и горячилась.) Она о тебе спрашивала. (Л.Н. Толстой.)

    Вставные предложения, содержащие прямую речь, всегда заключаются в скобки, а знаки препинания, принятые при прямой речи, полностью сохраняются:
    Статью эту писал сам редактор... («К чему я, скотина, это говорю?» — подумал Кокин.) Но он хороший... честный человек / А оставаться нам тут вдвоем нельзя... Кто-нибудь из нас, я или вы, должен выйти! («Боже мой! Я не то ему говорю! —ужаснулся доктор. —Как глупо, как глупо!») Одним словом, подавайте прошение! (А.П. Чехов.)

    Ошибки, допускаемые в постановке знаков препинания при вводных / вставных предложениях, разнотипны. Во-первых, это неопознание их как таковых, а, во-вторых, незнание необходимых пунктуационных правил:

    Он спросил позволения надеть туфли Сергея Сергеича и, странное дело, в туфлях почувствовал себя своим человеком, родным («Точно зять...» — мелькнуло у него в мыслях), и ему стало ещё веселей (следует поставить точку перед закрывающей скобкой) / Но вот наконец лодки пристали к острову «Доброй Надежды». Так назывался полуостров, образовавшийся вследствие загиба реки под острым углом, покрытый старою рощей из березы, дуба, вербы и тополя. Под деревьями уже стояли столы, дымили самовары, и около посуды уже хлопотали Василий и Григорий (следует выделить скобками вставное предложение Так... тополя, сохранив при этом начальную прописную букву и точку в конце предложения, до скобки). (А.П.Чехов.) Вместо того чтоб оскорбиться, отрекаться, оправдываться, просить прощения, оставаться даже равнодушным — все было бы лучше того, что он сделал! — его лицо совершенно невольно («рефлексы головного мозга», — подумал Степан Аркадъич, который любил физиологию), совершенно невольно вдруг улыбнулось привычною, доброю и потому глупою улыбкой (следует написать с прописной буквы Рефлексы и перед закрывающей скобкой поставить точку). (Л.Н.Толстой.)

    4. Вопросительный / восклицательный знак при употреблении междометий, обращений и закавыченных частей предложения

    Междометия — это не только особая часть речи, но и неоднозначное понятие в аспектах синтаксиса. У междометий не обозначен собственный синтаксический статус, и в то же время они могут быть разными членами предложения в зависимости от того, какую часть речи замещают:

    Но вдруг сугроб зашевелился. И кто ж из-под него явился? Большой взъерошенный медведь; Татьяна «ах!» (сказуемое) — а он реветь / Усердно помолившись Богу, лицею прокричав ура (дополнение), прощайте, братцы: мне в дорогу, а вам в постель уже пора / Далече грянуло ура (подлежащее): полки увидели Петра /. Кони снова понеслися; колокольчик дин-дин-дин (сказуемое) / Вся столица содрогнулась; а девица — хи-хи-хи да ха-ха-ха (однородные сказуемые)/ Не боится, знать, греха.

    Чаще всего междометия не являются частью предложения, но в связи с его содержанием выражают разнообразные чувства, побуждение к действию либо звуковое проявление человека, животного или предмета:
    Ах (чувство радости, наконец достигли мы ворот Мадрида! / Верный сторож, как со сна, шевельнётся, встрепенётся, к той сторонке обернётся и кричит: «Кири-ку-ку! (призыв к вниманию). Царствуй, лёжа на боку!» / О (боль), кто б немых её страданий в сей быстрый миг не прочитал! / О (страстное желание), если б смог от взоров недостойных я скрыть подвал!

    Междометия традиционно включают в состав синтаксических конструкций, грамматически не связанных с предложением, наряду с вводными / вставными конструкциями и обращением. Правда, понятие междометие относится к морфологическим — часть речи, и оно, безусловно, нарушает предложенную классификацию. Есть необходимость перейти на язык синтаксических категорий.

    Полагаем, что все случаи употребления междометий, которые попадают в указанные типологические рамки, представляют две ипостаси: отдельное предложение; вводная / вставная конструкция. Как отдельные используются восклицательные междометные предложения, выражающие ту или иную эмоцию: Ага! Увидел ты! А мне хотелось тебя нежданной шуткой угостить / Ах! Чувствую, ничто не может нас среди мирских печалей успокоить / Гм! Гм! Читатель благородный* здорова ль ваша вся родня?

    В качестве вводной / вставной конструкции междометие должно быть выделено с помощью парных знаков препинания, т. е. запятых, тире или скобок; может употребляться с вопросительным / восклицательным знаком либо их сочетанием лишь при условии, что одновременно поставлены тире или скобки, т. е выполнено первое условие — обособление:

    Ему хочется есть и пить, но рябчиков и бургонского — увы — нет .. / На пути я думал о своих странных отношениях к графу. Интересно мне было дать себе в них отчет, регулировать их, но —увы! — этот отчет оказался непосильной задачей / Настоящего ума в вас — ни боже мой, меньше, чем у скворца, зато хитрости бесовской — у-у-у! — спаси, царица небесная! (А.П.Чехов.)

    Обращение, как и все другие конструкции, грамматически не связанные с предложением, может оформляться отдельно от него, подобно междометным предложениям. Есть основание видеть в нём и определённые черты предложения, поскольку обращение может вне какого-либо контекста выполнять собственные коммуникативные функции — призывную (апеллятивную) и оценочно-характеризующую (экспрессивную).

    Если обращение не предваряет предложения, а является его составляющей, то вопросительный или восклицательный знак после обращения нормативен в единственной позиции — в конце предложения:

    Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых, давно, давно ты ждёшь меня / Выпьем, добрая подружка бедной юности моей, выпьем с горя. Где же кружка? Сердцу будет веселей / «Нет, дерзкий хищник, нет, губитель!» — скрежеща, мыслит Кочубей / Цветы, любовь, деревня, праздность, поля, я предан вам душой / Как часто в горестной разлуке, в моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе! / Таков ли был я, расцветая, скажи, фонтан Бахчисарая! / Летите прочь, воспоминанья! Засни, несчастная любовь!

    Закавыченные части предложения структурно совпадают с теми, которые выделяются тире и скобками. Независимо от того, что это — слово, словосочетание, реплика диалога, та или иная разновидность имени собственного, — при наличии вопросительного / восклицательного компонента перед закрывающими кавычками ставится соответствующий знак препинания:

    Ужас и изумление сменяются пронзительным, радостным «ах!» и закатыванием глаз / А вы знаете, что значит «пожить» в лучшем смысле этого слова? / То, как мы вместе когда-то ходили на каток и как ветер доносил до неё слова «Я вас люблю, Наденька!», не забыто: для неё теперь это самое счастливое, самое трогательное и прекрасное воспоминание в жизни... / «Неужели, — подумал я, — эта пришибленная, приплюснутая фигурка умеет говорить такие слова, как «филистер» и «свобода»? А? Неужели? Да, умеет. Это невероятно, но верно... Ах ты дрянь этакая!» / Всё замирало в первом, глубоком сне; лишь какая-то неизвестная мне ночная птица протяжно и лениво произносила в роще длинный членораздельный звук, похожий на фразу «Ты Никиту видел?» (А.П.Чехов.) / Видно было, что это «ну, что?» относилось ко многому такому, что, не называя, они понимали оба (Л.Н.Толстой).
    А также: «Что делать?», «Кто виноват?», «Время, вперёд!» и т. п.

    5. Ошибки в употреблении прописной буквы как следствие пунктуационных ошибок

    Рассмотрим уже цитированное предложение с факультативным восклицательным знаком: А ныне, ах! за весь его любовный жар готовился несносный столь удар. (М.Ю.Лермонтов.) В какой степени соответствует пунктуационной системе языка представленный здесь вариант знаков препинания? Ограничимся тремя аспектами анализа: во-первых, синтаксический статус выделенной части предложения; во-вторых, наличие правил применительно к данному статусу; в-третьих, соответствие функции использованных знаков препинания их применению. Ни один из системных факторов не должен быть нарушен, иначе так называемые факультативные разновидности нормы могут привести к её разрушению.

    Междометие ах — это вводное предложение (значение иронии). Следовательно, оно должно быть обособлено, т. е. выделено парными пунктуационными знаками — запятыми, тире или скобками. В силу того, что вводное предложение имеет восклицательную окраску, запятые исключаются, а из двух возможных выделительных пунктуационных знаков здесь предпочтительнее не скобки, а тире. В анализируемом виде всё иначе: восклицательному знаку, который не является здесь конечным, вменена не свойственная ему функция, так как он совместно с запятой якобы служит парным средством обособления вводного предложения. Но восклицательный знак — одиночный, а два разных пунктуационных знака — запятая и восклицательный знак — в русском языке не используются в качестве парных. Поэтому правильной является иная расстановка знаков препинания: А ныне — ах! — за весь его любовный жар готовился несносный столь удар.

    Таким образом, факультативное употребление восклицательного знака по всем трём параметрам не отвечает требованиям, предъявляемым к нормативам. Кроме того, получает развитие и ненормативное следствие нарушений пунктуации — употребление строчной буквы в позиции после восклицательного знака:

    Ах! я забыл ей имя дать. Муж просто звал её Наташа. / Сравните: Увы! печальна и бледна, похвал не слушает она / Ах! я, было, и забыл благодарить тебя за лошадь и тулуп / «Эхе, хе! двенадцать часов!» — сказал наконец Чичиков, взглянув на часы. (Н.В. Гоголь) / Ах! ведь нужно ехать камелий достать... / Фу! чёрт возьми! — сказал, вскочив с постели, Обломов. (И.А.Гончаров.) (Выделенные буквы должны быть прописными.)

    По тем же причинам асистемна и пунктуационная ситуация с восклицательным знаком и строчной буквой в предложениях, содержащих обращение, а также в утвердительных / отрицательных с опорными словами да и нет:

    Алеко! ты убьёшь его! / — Ах, батька! и мы хотели зазвать весь околоток, да Владимир Андреевич не захотел / Наташа! там у огорода мы затравили русака. / «Не плачь: и я гоним судьбою и муки сердца испытал. Нет! я не знал любви взаимной / «Прощай, Марья Ивановна, моя голубушка! прощайте, Петр Андреич, сокол наш ясный!» — говорила добрая попадья. — «Счашпливый путь, и дай бог вам обоим счастия!» (А.С.Пушкин.) / «А! так ты не можешь, подлец! когда увидел, что не твоя берёт, так и не можешь! / «Убить ты меня собрался?
    А? зарезать меня хочешь? На большой дороге меня собрался зарезать, разбойник, чушка ты проклятый, страшилище морское! а? а? / Прошка! не нужно самовара! / «Что, Мшсеич! нужно бы нам с тобою доиграть когда-нибудь в горку». (Н.В. Гоголь.)

    Нередко восклицательный знак употребляется в качестве неконечного уже не после междометия или обращения, но совершенно вольным образом, и после него предложение продолжается опять-таки со строчной буквы:

    Прости! любви благословенья с тобою будут каждый час / — Куда! дедушка бунтовал. Нет, да и только! Бабушка не знала, что делать / — Ну что? ведь не до свету же тебе здесь оставаться, дом мой не харчевня / — Все пришли в ужас. «Как! не почитать церковь божию! прочь, хамово племя!» Потом, обратясъ к Кирилу Петровичу: «Слыхано дело, ваше превосходительство, — продолжал он, — псари вводят собак в божию церковь! собаки бегают по церкви. Я вас ужо проучу...» (А.С.Пушкин.) / Экий ты, право, такой! с тобой, как я вижу, нельзя, как водится между хорошими друзьями и товарищами, такой, право! / «Как что ? гусь ты! как ты едешь ? Ну же, потрогивай!» / Никакой неизвестности! будь только на твоей стороне счастие, ты можешь выиграть чёртову пропасть. Вон она! Экое счастье! / Прошу смотреть на него, когда он сидит среди своих подчиненных, — да просто от страха и слова не выговоришь! гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его? просто бери кисть да и рисуй: Прометей, решительный Прометей! / «Эх, Павлуша! вот как переменяется человек! ведь какой был благонравный, ничего буйного, шёлк! — надул, сильно надул...» / Смотри, мол, говорит, если что не так, так я на тебя сейчас выпушу эту собаку! и вот теперь они, может быть, и выпустили его с острова Елены, и вот он теперь и пробирается в Россию, будто бы Чичиков, а в самом деле вовсе не Чичиков. (Н.В. Гоголь.)

    Вследствие тех же тенденций ошибочные знаки препинания используются и при оформлении прямой речи (параллельно даны исправленные варианты) :

    — Как! — сказал Нарумов, —у тебя есть бабушка, которая угадывает три карты сряду, а ты до сих пор не перенял у ней ее кабалистики? / — Как?! — сказал Нарумов. — У тебя есть бабушка, которая угадывает три карты сряду, а ты до сих пор не перенял у ней ее кабалистики?!
    — Пожалуйста, душенька! — сказала Лизавета Ивановна, вспыхнув от ее замечания, — вперед ко мне записок не носите / — Пожалуйста, душенька, — сказала Лизавета Ивановна, вспыхнув от ее замечания, — вперед ко мне записок не носите.
    — Стойте, — крикнул Дубровский. — Дураки! что вы это? вы губите и себя, и меня / — Стойте, — крикнул Дубровский. — Дураки! Что вы это? Вы губите и себя, и меня.
    — Что? что? — сказал Троекуров, — угрозы! мне угрозы, — дерзкая девчонка! (А.С.Пушкин.) / — Что? Что? — сказал Троекуров. — Угрозы! Мне угрозы?! Дерзкая девчонка!

    Немалую роль в нарушении нормативов играет факультативная сегментация вопросительных и восклицательных предложений. В практике письма она имеет неограниченное толкование:

    А Шарлотта Кордэ? а наша Марфа Посадница? а княгиня Дашкова? чем я ниже их? Уж, верно, не смелостию души и решителъностию / — «Что? каков?» — произнес шёпотом голос, от которого я затрепетал / — Где я? кто здесь? — сказал я с усилием. Маръя Ивановна подошла к моей кровати и наклонилась ко мне. «Что? как вы себя чувствуете?» — сказала она / «Ах, Петр Андреич!» — сказала она, сплеснув руками. — «Какой денёк! какие страсти!..» / — Наконец, мать моя! — сказала графиня. — Что за наряды! Зачем это?., кого прельщать?.. А какова погода? кажется, ветер. (А.С. Пушкин.) / Туда я их всех и переселю! в Херсонскую их! пусть их там живут! / С тобой никак нельзя говорить, как с человеком близким... никакого прямодушия, ни искренности! совершенный Собакевич, такой подлец!». (Н.В. Гоголь.)

    Единственная позиция, в которой сегментация действительно является синтаксической мотивацией сегментированного вопросительного / восклицательного знака, так это в бессоюзных сложных предложениях с изъяснительными отношениями между частями. Вторая из них, находящаяся за двоеточием, может быть и вопросительным предложением, и восклицательным, и здесь употребляется должный конечный знак препинания. Но она может включать и несколько разных, отдельных вопросов или восклицаний, и тогда следует определиться, как именно надо применить вопросительный / восклицательный знак и следует ли прибегнуть к прописной букве. Речь идёт о конечном знаке препинания, и, казалось бы, логично оформить каждый из вопросов как отдельное вопросительное предложение. Но в этом случае нарушится графическая целостность единооформленного предложения, что недопустимо.

    В бессоюзном сложном предложении с двоеточием на месте бессоюзной связи все вопросительные / восклицательные предложения после двоеточия, представляющие некий однородный ряд, требуется писать со строчной буквы и с вопросительным или восклицательным знаком:

    Графиня имела обыкновение поминутно делать в карете вопросы: кто это с нами встретился? как зовут этот мост? что там написано на вывеске? (А.С. Пушкин.) / И разговор стал самый интересный для Дарьи Александровны: как рожала? чем был болен? где муж? часто ли бывает? (Л.Н.Толстой.) / Посыпались на мою несчастную голову вопросы: кто эта Катенька? да как? да почему? / В самом деле: что Дымов? почему Дымов? какое ей дело до Дымова? да существует ли он в природе, и не сон ли он только? (А.П. Чехов.)

    Что касается сложноподчинённых предложений с косвенным вопросом, то они были подробно рассмотрены ранее в связи с более общей темой. (См.: Л.Б.Селезнёва. Разделительные знаки препинания в простом и сложном предложении (синтаксис и пунктуация русского языка). «Русская словесность», 2009, № 4, с. 65-3.)

    Существует и ещё одна сторона проблемы: нужной актуализации можно достичь за счёт более точных нормативных знаков, не прибегая к факультативным. Сравните возможные варианты пунктуации к предложениям, приведённым в качестве иллюстрации Б. С. Шварцкопфом:

    Кто же он: парламентёр? посредник? / Кто же он? Парламентёр? Посредник? / Кто же он — парламентёр, посредник?
    Он тревожился, не обскачут, не обштопают ли? / Он тревожился: не обскачут, не обштопают ли?

    Необходимо учитывать и соотнесённость знаков препинания с интонацией. Так, в ряду однородных членов предложения каждый произносится с интонацией конечного знака препинания, и нет смысла этот знак сегментировать. Также бесполезно ставить восклицательный знак после обращения, если оно находится в середине предложения, ибо произнести его с восклицательной окраской в этой позиции невозможно. И если обращение произносится восклицательно, то это означает, что оно либо предшествует предложению, не будучи его частью, либо стоит в конце предложения.

    6. Понятия конечного и неконечного вопросительного / восклицательного знака

    Формулируя сущность вопросительного / восклицательного знака, нельзя игнорировать тот факт, что они не монофункциональны, потому что необходимо различать функцию знака препинания в конце отдельно оформленного предложения и в конце его внутренней части. В то же время, имея в виду тождество самого пунктуационного знака, целесообразно дать единое определение понятия:

    Вопросительный знак (?) — одиночный знак препинания, обозначающий вопросительный характер предложения и употребляющийся в двух функциях: как конечный разделительный знак, который, наряду с прописной буквой, отделяет предложение от соположенных, и как неконечный, который относится к части предложения и не выполняет разделительной функции.

    Восклицательный знак (!) — одиночный знак препинания, обозначающий восклицательный характер предложения и употребляющийся в двух функциях: как конечный разделительный знак, который, наряду с прописной буквой, отделяет предложение от соположенных, и как неконечный, который относится к части предложения и не выполняет разделительной функции.

    Применение конечного вопросительного и восклицательного знака в простых и сложных предложениях регулируется многими правилами (см. статью Б.С. Шварцкопфа, на которую выше дана ссылка), а неконечный весьма ограничен в употреблении. И острота проблемы не в том, чтобы ставить неконечный вопросительный / восклицательный знак в соответствии с требованиями нормы, а в том, чтобы не ставить его во всех остальных случаях и не писать последующее слово со строчной буквы, если это не слова автора в позиции после прямой речи.

    Неконечный вопросительный / восклицательный знак нормативен только в конце вводного / вставного предложения, если оно выделено двойным тире или скобками, и перед закрывающими кавычками любых закавыченных частей предложения, включая прямую речь и имена собственные всех типов.


    «Русская словесность» . – 2011 . - № 4 . – С. 23-33.

     

     





    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование