Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо


    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников 

    Библиотека 

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология  

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     

    З.А. Шелестова
    канд. пед. наук, доцент кафедры русского языка и специальных методик его преподавания МПГУ

    «Из Ада в Рай».  К вопросу о творческом замысле поэмы «Мертвые души»

     

    Ключевые слова: Ад, Чистилище, Рай, Беатриче, сонеты и канцоны, Вергилий, серафимы и херувимы.

     

    И скорбь да соразмерится делам.
    Данте Алигьери

     

    Как отмечают многие исследователи, поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души», охватывающая по замыслу все «сущностные свойства и исторически разнородные состояния русского человека» (1), была ориентирована писателем на «Божественную комедию» Данте Алигьери — одного из известнейших авторов в мировой литературе. Именно Данте (1265-1321) подсказал писателю трехчастное построение поэмы. В первом томе изображение современной Гоголю крепостнической действительности осмысляется как «ад», во втором — как «чистилище», в третьем — как грядущий «рай».

    О влиянии «Божественной комедии» Данте на замысел поэмы «Мертвые души» говорили как современники Гоголя, так и последующие исследователи его творчества: П.А. Вяземский, С.П. Шевырев, А.Н. Веселовский, П.В. Анненков, Д.Н. Овсянико-Куликовский, Ю.В. Манн, Е.Н. Купреянова и др. А.А. Асоян (2) отмечает особый интерес, который питал Гоголь к средним векам, особенно прилежно штудировал он историю Флоренции. Летом 1841 г. в Риме Гоголь постоянно перечитывал любимые места из Данте.

    Подлинный герой поэмы — «душа человеческая во всех трех ее измерениях: индивидуальном, национальном и общечеловеческом» (3). Символично и название произведения. Его буквальное, связанное с сюжетом, значение — не вычеркнутые из ревизских (налоговых) списков умершие крестьяне, именуемые на языке официальных документов «душами», — а омертвелые души владельцев живых и мертвых душ, таящие, однако, возможность своего пробуждения. В третьем томе некоторые из владельцев «должны были воскреснуть и превратиться в исполненных мудрости и добродетели государственных мужей» (4).

    Что же помешало Гоголю завершить свой замысел? Этому может быть много причин. В их числе и тяжелое нервное расстройство Гоголя, длившееся годами, и беспощадная критика поэмы теми, кого Гоголь высмеивал в своих произведениях, и объективная невозможность полноценного художественного воплощения замысла и др.

    Гоголь всю жизнь был государственником. Он и не думал подрывать устои существующего строя, надеялся на добрые намерения просвещенного монарха, но главное — верил в нравственное самосовершенствование людей, в существование здоровых национальных сил, которые способствовали бы моральному возрождению русского общества.

    Гоголь был глубоко верующим человеком, христианином. Он, как и Данте, не сомневался в том, что смысл жизни всякого человека — спасение души. Нравоучительная цель произведений и Гоголя, и Данте — освободить живущих на земле от состояния греховности, а для этого необходимо знать, за какие грехи что полагается на суде Божьем.

    Кратко познакомимся с сюжетом «Божественной комедии» Данте, сопроводив рассказ записью телевизионной передачи «Божественная комедия» Данте в музыке, живописи и литературе». (Композиция состоит из чтения отрывков произведения А. Филиппенко и Е.Гусевой, из симфоний Ф.Листа и В. Брешиани, фантазии П.Чайковского из оперы «Франческа да Римини», а также иллюстраций Гюстава Доре в графике.) При этом школьникам предлагается подумать, в каком круге ада могли бы оказаться персонажи I тома поэмы Гоголя «Мертвые души».

    Девяти лет отроду Данте влюбился в восьмилетнюю девочку Беатриче, которая впоследствии стала «владычицей его духа». «Она показалась мне, — писал поэт, — скорее дочерью Бога, нежели простого смертного... С той самой минуты, как я ее увидел, любовь овладела моим сердцем до такой степени, что я не имел силы противиться ей» (5). Своей возлюбленной Данте посвятил немало сонетов и канцонов.
    Вернувшись через 15 лет на родину после изгнания из Флоренции (в связи с тем, что партия, к которой принадлежал поэт, проиграла в междуусобной борьбе родовитых флорентийцев за власть, а ее сторонников приговорили к пожизненному изгнанию), Данте узнал, что Беатриче умерла, когда ей было всего 24 года. Смерть возлюбленной повергла поэта в бездну отчаяния. Друзья не на шутку опасались за его рассудок и даже жизнь (6).

    С 1307 г. Данте начал писать свое самое прославленное произведение — «Божественную комедию». Она написана трехстрочными ямбическими строфами и состоит из 14233 стихов (7). Первые две части произведения — «Ад» и «Чистилище» получили известность еще при жизни их создателя, а «Рай» был опубликован уже после смерти Данте.

    Это произведение представляет собой «грандиозную аллегорию людского бытия, греха и искупления с религиозной и нравственной точек зрения»8. Каждый человек носит в себе и ад, и рай. Ад — духовная смерть, образ зла и порока. Рай — воплощение добра, добродетели, внутренней гармонии и счастья. Чистилище — переходный этап из одного состояния в другое путем раскаяния.
    Главный герой «Божественной комедии» — сам автор. Именно он после смерти Беатриче «очутился в лесу юношеских заблуждений, однако сумел выбраться оттуда благодаря изучению философии, а затем обрел успокоение и надежду вечного спасения в вере» (9).

    В «Божественной комедии» Данте рассказывает о том, как он отправился в загробный мир, чтобы увидеть свою возлюбленную. Там он встречает римского поэта Вергилия, фигура которого имеет аллегорическое значение. (В средние века именно этот поэт считался величайшим из мудрецов.)
    Вергилий проводит Данте по девяти кругам ада и семи кругам чистилища. В раю проводником поэта становится сама Беатриче.

    В рамках поэмы уместились все элементы современной Данте культуры — наука, религия, политика, история, воплощенная в образах, которые в загробном мире сохраняют те же чувства и мысли, что и в земной жизни. «Данте была присуща, — отмечает В. Татаринов, — способность обрисовывать фигуры персонажей одним штрихом; благодаря своему энергичному слогу он мог уместить целый мир идей и чувств в одну строчку, в одну картину» (10).
    Над входом в ад поэт увидел надпись:

    Я увожу к отверженным селеньям,
    Я увожу сквозь вековечный сон,
    Я увожу к погибшим поколеньям...
    Входящие, оставьте упованья (11).

    У врат стоят ничтожные. Река скорби Ахерон опоясывает первый круг, где находятся некрещеные младенцы и добродетельные христиане — те, кто не грешил. Условия здесь не очень тяжелые, а мучения нестрашные, однако тут не спасут человека никакие заслуги, если нет у него истинной веры и истинного знания жизни.

    Здесь мог бы оказаться Манилов — праздный мечтатель. В образе этого сентиментального, сладкоречивого барина Гоголь хотел показать всех расточительных помещиков. Хозяйство Манилова «шло как-то само собою» и приходило в упадок благодаря «доброте» барина: мужики пьянствовали и обманывали его. Ум хозяина был постоянно занят пустой, несбыточной мечтой. Его фантастические «проекты» были один нелепее другого. Манилов живет как бы и не на земле вовсе. Он постоянно курит, и его мечты — это дым, окутывающий все вокруг и уходящий в никуда. Жизнь Манилова напоминает книгу, которая постоянно раскрыта у него на 14-й странице. Это приятное создание быстро раздражает собеседника по причине своей ограниченности, никчемности и бездуховности. Второй круг —

    ДЛЯ тех, кого земная плоть звала,
    Кто предал разум власти вожделений.
    Тут условия похуже:
    Адский ветер, отдыха не зная,
    Мчит сонмы душ среди окрестной
    мглы
    И мучит их, крутя и исчезая.


    Здесь находятся сладострастники — те, кто развил свой ум, а энергию направил на сексуальные заботы, донжуанство, алкоголь, наркотики. Это обиталище Ноздрева, «человека на все руки», наглого враля, кутилы, скандалиста и бузотера. Он готов все променять, прогулять, проиграть, не упускает случая сшельмовать или обмануть кого-либо. Энергия Ноздрева уходит в пустоту, его хвастовство переходит всякую меру. У Ноздрева нет никаких моральных принципов.

    В третьем круге условия ухудшаются больше:

    .. .дождь струится
    Проклятый, вечный, грузный,
    ледяной...
    Трехзевный Цербер, хищный
    и громадный
    Собачьим лаем лает на народ,
    Который вязнет в этой топи
    смрадной.

    Здесь находят пристанище чревоугодники. К ним можно отнести «дубинноголовую» прижимистую Коробочку и грубияна, циника, ярого врага всякого прогресса Собакевича.

    Коробочка торгует всем, что имеется в ее натуральном хозяйстве, потихоньку набирая денежки в пестрядевые мешочки, которые раскладывает по ящичкам комода. Нищая разумом и духом, она не видит ничего, что лежит за пределами ее удаленного ото всего и от всех имения. Имя Коробочки символизирует накопительство, внешнюю и внутреннюю темноту.

    Собакевич — дерево без отделки, такой же прочностью и крепостью отличается все в его хозяйстве. Деревянностью души он напоминает Коробочку, а агрессивность роднит его с Ноздревым. Похожий на «средней величины медведя», Собакевич обладает всеми повадками крупного хищника. В его неуклюжем теле «совсем не было души». Главная цель его жизни — наполнение желудка. Собакевич по-хозяйски умен и практичен: он не разоряет мужиков, потому что это не выгодно ему самому. Плут и мошенник, Собакевич ко всем людям подходит с собственной меркой. Во всем губернском городе, по его мнению, один «порядочный человек: прокурор, да и тот, если сказать правду, свинья» (12).

    Данте объясняет, что кроется за чревоугодием:

    Гордыня, зависть, алчность —
    вот в сердцах
    Три жгучих искры,
    что вовек не дремлют.

    Именно эти качества не ПОЗВОЛИЛИ самому Данте сразу начать восхождение на солнечный холм спасения. Прежде надо было преодолеть в себе три порока, считавшиеся в средние века самыми главными причинами людской испорченности. Их олицетворяют: рысь (сладострастие), лев (гордость) и волчица (корыстолюбие). Данте одолел рысь, льва, но не смог одолеть волчицу, поэтому вынужден был сначала посетить три загробных мира.
    В четвертом круге в кромешной тьме мучаются скупцы и расточители.
    На них такая грязь от жизни гадкой, Что разуму обличье их темно.
    Тут должен оказаться Плюшкин, у которого нет уже никакого хозяйства. От бессмысленной скупости он потерял человеческий облик. Душа его окаменела, чувства притупились.
    Плюшкин — раб вещей. Ненасытная страсть приобретательства привела к тому, что он перестал отличать полезные вещи от ненужного хлама. Помещик бережет даже заплесневевший кулич и графинчик «с остатком какой-то настойки, на котором он сам сделал наметку, чтобы никто воровским образом ее не выпил» (137). Когда-то Плюшкин был бережливым хозяином. Но жажда обогащения превратила его в скрягу. Он порвал отношения с друзьями, затем — с детьми, считая, что любые связи влекут за собой материальные издержки. Однако Плюшкин не испытывает никакого одиночества. Своих крестьян он считает лентяями и ворами и морит их голодом. Это живой мертвец, человеконенавистник.

    В пятом круге в болоте мучаются гордецы и гневные. К ним можно отнести досадливого вельможу из «Повести о капитане Копейкине», который гневно приказал выгнать Копейкина на улицу из высшей комиссии на Дворцовой набережной.
    В шестом круге находятся еретики. Здесь в долине Иосафат и совершается Страшный суд. Заметим, что Гоголь не доводит своих героев до суда, после которого грешники, попавшие в 7, 8, 9 круги, никогда не возрождаются.

    В седьмом круге находятся насильники. Этот круг состоит из трех поясов: в первом — тираны, которые варятся в кровавом кипятке и кричат от боли; во втором — самоубийцы, они превращаются в растения, которыми топят адские печи; в третьем — в сплошном песке сыпучем под дождем пламени плачут насильники над духом.

    Восьмой крут (Злые Щели) состоит из десяти рвов, в каждом из которых караются сводники и обольстители, льстецы, святокупцы, прорицатели, мздоимцы, лицемеры, воры, лукавые советчики, зачинщики раздора, поддельщики металлов, людей, денег, слов. Здесь может оказаться мздоимец (взяточник) Иван Антонович Кувшинное Рыло.
    Девятый круг — удел предателей, которые страдают так, что «слышно о новой смерти тщетное моленье». Здесь на дне ада (ледяное озеро Ка-цит) казнятся обманувшие доверившихся. Условия жуткие:

    Одни лежат; другие вмерзли стоя,
    Кто вверх, кто снизу головой застыв;
    А кто дугой, лицо ступнями кроя.

    В этом круге четыре пояса: 1) предатели родных (Каин, убивший своего брата Авеля), 2) предатели Родины и единомышленников, 3) предатели друзей и сотрапезников, 4) предатели благодетелей, учителей (Иуда, Брут, Кассий).
    «Предательство — это преднамеренное причинение вреда (материального, морального или физического) доверившемуся тебе человеку или группе людей» (13). У предателя нет совести. Данте глубоко подметил:

    Едва предательство душа свершила,
    Вселяется тотчас ей в тело бес,
    и в нем останется,
    Доколе срок для плоти не угас.

    Спросим, почему предательство сотрапезников карается у Данте строже, чем предательство родных. Кто ближе человеку: сотрапезник, часто сотрудник или друг, с которым он общается ежедневно, или родственник, который, может быть, и живет-то в другом городе? Мы согласны с М. Литваком, что «еда — это жизнь, поэтому сотрапезник — человек, помогающий нам выжить. И если я сделаю подлость человеку, у которого я ел, то я автоматически становлюсь предателем... Для себя я сделал правилом не сидеть за столом с человеком, с которым нахожусь в конфронтации» (14).

    В этом круге самое место Чичикову — подлецу, мошеннику, плуту. Вся жизнь героя была выполнением завета его отца: «Больше всего береги и копи копейку; эта вещь надежнее всего... Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой» (242). Предавая веривших ему людей, Павел Иванович быстро шел в гору. Вот он уже в комиссии, которая собиралась строить государственное здание, но члены этой комиссии занимаются лишь воровством. Не дремлет и Чичиков. Однако и после разоблачения он не сдается. Сначала становится таможенником, затем скупает мертвых крестьян.

    Стремление к обогащению делает из Чичикова опытного психолога. Он многолик в отношениях с людьми, подстраивается под интересы и характеры тех, кто ему нужен. Мечта Чичикова — «жизнь во всех довольствах со всякими достатками» (245). Он любит все прелести жизни, хочет жениться, взять приличное приданое и зажить на широкую ногу. Чичиков, однако, не скупой рыцарь: деньги нужны ему, чтобы стать господином жизни. Но разбогатеть-то он хотел все же путем обмана, хитрости, коварства.

    В чистилище «души обретают очищенье и к вечному восходят бытию». Это второе царство предстает в виде огромной горы в форме усеченного конуса с двумя уступами предчистилища и семью кругами. У подножия — новоприбывшие души умерших, успевшие раскаяться в грехах перед смертью. «Приходящих ко мне не изгоню вон» (Евангелие).

    В первом кругу — нерадивые (медлившие с раскаянием), во втором — умершие насильственной смертью, в третьем — гневные, в четвертом — унылые, которые недостаточно любили истинное благо, в шестом — чревоугодники, в седьмом — сладострастники. Только в чистилище грешники начинают понимать, для чего им было дано тело. И они обращаются к живущим, призывая их к духовному развитию:

    О, христиане, гордые сердцами,
    Несчастные, чьи тусклые умы
    Уводят вас попятными путями!
    Вам невдомек, что только черви мы,
    В которых зреет мотылек нетленный,
    На Божий суд взлетающий из тьмы!
    Чего возносится ваш дух надменный,
    Коль сами вы не разнитесь ничуть
    От плоти червяка несовершенной?
    А если бы вы устремили страсть
    К верховной сфере, беспокойство ваше
    Должно бы неминуемо отпасть.

    По воспоминаниям современников, Гоголь все же завершил работу над вторым томом. Так, например, Д.А. Оболенский сообщает, что видел портфель, в котором лежал вчерне законченный второй том «Мертвых душ», а осенью 1851 г. Оболенский был приглашен Гоголем, чтобы послушать чтение поэмы. Слушали поэму в исполнении писателя и С.Т. Аксаков и С.П. Шевырёв.

    В этом томе писатель обогатил свою коллекцию «мёртвых душ» помещиков. Это и Петр Петрович Петух, вся жизнь которого проходит от одной трапезы до другой; и Хлобуев, который разорил семью, продал имение и на полученные деньги тут же дал обед; и байбак Тентетников. Особняком стоят образы деятельного дворянина Костанжогло и заботящегося о благе крепостных откупщика Муразова, накопившего богатство якобы «справедливыми средствами». Видимо, некоторых из этих героев, вовремя раскаявшихся в своих грехах, Гоголь хотел провести через чистилище.

    Но главную задачу писатель видел, скорее, в том, чтобы показать в третьем томе перерождение отрицательных персонажей, которые прошли через суровые жизненные трудности и, испытав наказание, раскаялись в своих грехах… Сын СЛ. Аксакова передал, со слов отца, Г.П.Данилевскому, что Чичиков в конце второго тома «вероятно, попадет за новые проделки в ссылку в Сибирь, так как Гоголь у нас и у Шевырёва взял много книг с атласами и чертежами Сибири. С весны он затевает большое путешествие по России» (15).

    Чтобы хотя бы предположить, каким образом могло произойти перерождение героев, необходимо познакомиться с дантевским раем, который состоит из девяти небес.
    На первом небе живут блаженные души, и им светит Луна. В реальной жизни они были непритязательными, поэтому здесь им хорошо.
    На втором небе обитают честолюбивые деятели. Они находятся под покровительством Меркурия.

    А эта малая звезда — приют
    Тех душ, которые, стяжать желая
    Хвалу и честь, несли упорный труд.

    На третьем небе находятся души любвеобильных, и живут они под волшебными бликами Венеры.

    На четвертом небе под Солнцем находятся мудрецы. Там Данте беседовал с Соломоном и Ф. Аквинским. Правят планетой серафимы и херувимы, символизирующие творческое вдохновение и полноту знания.
    На пятом небе под покровительством Марса разместились воители за веру.
    На шестом — под Юпитером блаженствуют справедливые.
    На седьмом небе находятся созерцатели Бога. Светит им Сатурн.
    На восьмом небе под светом созвездия Близнецов обитают торжествующие. Там находятся апостолы Петр, Иоанн, Яков, Адам и те, кто сумел пройти испытания в вере, надежде и любви.
    На девятом кристальном небе, или Перводвигателе, находятся девять ангельских кругов. На это небо попадают: те, кто выдерживает все испытания. Им открывается высшее озарение, и они могут лицезреть ангелов, которые управляют движением небесных светил, прежде всего Солнцем (Аполлоном) в созвездии Овна и Луной (Дианой) в созвездии Весов.
    Девятое небо окружено Эмпиреем — обиталищем Божьей мысли, в которой черпает энергию Любовь, вращающая Перводвигатель. Эмпирей озарен светом, который позволяет творениям созерцать Божество. Вокруг светоносного круга, превышающего окружность Солнца, расположены ступени амфитеатра, подобного раскрытой розе, и на них восседают в белых одеждах все те души, которые достигли райского блаженства. В первом ряду — Дева Мария, напротив нее по другую сторону сидит Иоанн Креститель. В раю Данте понял тайну триединого божества в образе трех равновеликих кругов разного цвета. Один из них — Всемогущий Светодавец бог-отец, другой — бог-сын (Мысль, Свет, Прозрение), третий — бог-дух (Любовь).

    Кто-то из критиков однажды заметил, что Гоголь в своем творчестве создал таблицу характеров подобно тому, как Д.Менделеев — таблицу химических элементов. Матрицей гоголевской таблицы характеров могут стать психотипы, классификация которых была разработана П. Ган-нушкиным, К. Леонгардом, А.Личко, М. Бурно и др.

    Попытаемся определить, к какому психотипу принадлежит тот или иной герой поэмы Гоголя, чтобы уловить суть его характера и логику замысла автора. Все психотипы существуют в рамках нормы, патологии или акцентуации (это еще не патология, но уже и не норма). Герои Гоголя, безусловно, акцентуированные личности, т.е. такие, у которых ярко выражена какая-либо одна из личностных черт16. К ним относятся: эпилептоиды (напряженно-авторитарный, взрывчатый характер), шизоиды (замкнуто-углубленный, аутистический характер), истероиды (демонстративный, эгоцентристский характер), циклоиды (люди настроения), астеники (робкий, боязливый характер), психастеники (тревожно-сомневающийся характер), ананкасты (тревожно-ответственный, педантичный характер), параноики (недоверчивый, требовательный, никогда не сомневающийся в своей правоте), неустойчивый характер (инфантильный, беспомощный), смешанный (полифонический, странный, загадочный характер).

    Манилов — истероид. Суть характера — в склонности позированием тешить свое тщеславие. Это трудолюбивый лентяй. Правда, его работа — мечты. Он большею частью размышлял и красками воображения рисовал картину, например, о том, «как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по сторонам лавки, чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары» (43).

    Манилов не в состоянии критически, объективно посмотреть на себя со стороны. «В доме его вечно чего-нибудь недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель.., но на два кресла материи недостало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею» (45). Он пассивен от природы. Многие несведущие люди верят в душевные богатства таких, как Манилов, который талантливо играет, но не на сцене, а в повседневной жизни, демонстрируя «застенчивость», «совестливость», «образованность». Характер Манилова отличается также неустойчивостью, беспомощностью, инфантилизмом. Такие люди — вечные дети, легкомысленные, капризные. Кажется, любовь, мир и дружба — поприще Манилова. Ему, как человеку домашнему, хорошо и в земном раю. Он не сможет, по Данте, попасть в разряд любвеобильных, так как по большому счету любит только себя одного.

    Коробочка одновременно и пугливый астеник, и тревожно-сомневающийся психастеник. Суть этих характеров в тревожно-тягостной неуверенности в своих мыслях и чувствах, в робости, мнительности. «В комнату вошла женщина, одна из тех матушек, которые плачутся на неурожаи, убытки.., а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов» (70).

    Психастеники медлительны, непрактичны, любят старые вещи, тратят деньги осмотрительно. Они не могут не думать о плохом. На предложение Чичикова продать ему мертвых душ Коробочка засомневалась: «Право, я боюсь на первых-то порах, чтобы как-нибудь не понести убытку. Может быть, ты, отец мой, меня обманываешь, а они того... они больше как-нибудь стоят. Мое такое неопытное вдовье дело! Лучше уж я маненько повременю, авось понаедут купцы, да применюсь к ценам» (71). Гоголь мог бы «устроить», например, пожар в доме Коробочки, чтобы заставить ее повернуться к Богу, но она слишком привязана к материальному миру. Небесное — не для нее.

    Ноздрев — циклоид. Он свеж, румян, энергичен, жизнелюбив. Суть его характера — в естественной реалистичности, наполненной цикличными колебаниями — то спадами, то подъемами настроения. В подпитии его всегда тянет на «подвиги». Он живет порывисто, шумно, увлеченно, кидаясь в пучину обстоятельств и забывая обо всем на свете. «Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории... или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели» (88).

    Таким, как Ноздрев, невыносимо трудно в одиночестве. Они не могут держать в себе радость, обиду, тайну, ведут винно-гастрономический образ жизни. Часто совершают опрометчивые поступки. «Он предлагал вам ехать куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все что ни есть на все что хотите» (89). Ни о каком смирении и покаянии здесь не может быть и речи.

    Собакевич — напряженно-авторитарный эпилептоид. Суть характера — в авторитарности, в одержимости борьбой за справедливость, прямолинейно-агрессивном поведении. Собакевич сверхуверен в себе, солиден («совершенный медведь!»). Он подавляет собеседника своей безапелляционностью, не любит ни о ком хорошо отзываться. Ранимые люди чувствуют себя плохо рядом с подозрительными эпилептоидами, которые любят только вещи, к людям же у них никакого интереса нет. Копят деньги, экономят, записывают расходы. К старости их скупость усиливается.

    Официальная бумажка для таких, как Собакевич, дороже человека. Написавши расписку, герой «пересмотрел еще раз ассигнации: "Бумажка-то старенькая! — произнес он, рассматривая одну из них на свет, — немного разорвана"» (124). Он никогда не сможет попасть в круг мудрецов.

    Плюшкин — одновременно и шизоид, и параноик. Суть характера шизоида — в аутистическом стиле мыслей, чувств, воли. В патологии — это люди странные, непредсказуемые, их «я» (самособойность) не зависит от внешних событий. Их отличает также малая контактность, мысль о том, что все им должны, а они никому.
    Суть характера параноика — в холодном отношении к близким, что привело Плюшкина к одиночеству, которое его вполне устраивает. Это человек «себе на уме», он замкнут, недоверчив и в людях чаще видит плохое. В семье с ним трудно, что-нибудь с ним пообсуждать невозможно: он знает решение заранее и в суждениях категоричен. На возражения легко заводится, на колкости отвечает грубостью.
    Когда-то Плюшкин был бережливым хозяином, имел семью, но с годами в нем стала заметнее обнаруживаться скупость.., и старик очутился один «сторожем, хранителем и владетелем своих богатств» (136). Он создал вокруг себя особый мир со своими правилами и ритуалами, как пауки плетут свою паутину.

    Плюшкин ценит людей по тому, чего они достигли в жизни. (Он высоко оценил предложение Чичикова, решил оставить ему по завещанию серебряные часы.) Плюшкин в поэме является пределом человеческого падения. Когда догниют его последние запасы зерна, муки, сукна, когда сбегут от него последние крепостные и не у кого будет ничего отнять, когда дом превратится в руины, Плюшкин станет нищим. Камни и палки полетят в грязного оборванца, и он умрет под забором, горько сожалея о детях, с которыми когда-то жестоко обошелся. И читатель вспомнит слова Гоголя: «Все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы ему показали его портрет в старости...» (144).

    Чичиков — носитель полифонического, конформистского, загадочного характера. Он многолик в зависимости от того, с кем общается. Прибыв в губернский город, Чичиков сделал визиты ко всем городским сановникам. Он «во всем как-то умел найтиться и показал в себе опытного светского человека... Губернатор о нем отзывался, что он благонамеренный человек, прокурор — что он дельный человек; жандармский полковник говорил, что он ученый человек; председатель палаты — что он знающий и почтенный человек; полицеймейстер — что он почтенный и любезный человек»(36).
    Чичиков энергичен, жизнерадостен. Он считает, что, только имея деньги, богатство, положение, он может быть свободен. Любовь к риску, приключениям, авантюрам легко совмещаются у него с тягой к сытой и необязательной жизни. Чичиков не задумывается о том, хороши ли избранные им средства для достижения цели. Пережив очередной провал, он вновь устремляется к новым победам.

    Однако желание решать проблемы кавалерийским наскоком мешают Чичикову превращать задуманное в реальность, несмотря на конформизм и умение приспосабливаться. Герой не считает преступлением обманывать тех, кому дар быть помещиком достался по рождению. Гоголь подробно описывает, как часами перед зеркалом Чичиков готовился к вечеринке, чтобы манерами ничем не отличаться от городских сановников. Мешок с деньгами затмил ему разум и заменил честь, совесть и душу. Однако мечта Чичикова стать помещиком так и не осуществилась. По замыслу Гоголя он должен оказаться в тюрьме, раскаяться в своих грехах, чтобы стать справедливым чиновником.

    Мучительные поиски путей, которые бы помогли героям Гоголя оказаться в земном раю, привели его к тяжелому духовному кризису. Летом 1842 г. писатель вновь покидает родину, но и в любимой им Италии он чувствует себя бесприютным странником. Гоголю так и не удалось встретить свою Беатриче, уже одна мысль о существовании которой сделала бы его жизнь радостнее и счастливее.

    Гоголь как к единственному спасению обратился к религии, читал церковные книги, постился, молился, исповедывался, не раз посещал старца Амвросия в Оптиной пустыни, готовил себя к иноческой жизни. Чутьем художника он понимал, что замысел его книги несбыточен, и в 1845 г. сжег рукопись второго тома, над которым работал более шести лет. Последующие редакции также не удовлетворили писателя. Он вторично уничтожил незадолго до смерти свое произведение (остались только пять глав).

    Конец Гоголя был глубоко трагичен и ускорен осознанной писателем невозможностью выполнить свои долг так, как он его понимал: возвестить Отечеству путь его спасения. Однако в пределах возможного Гоголь свою историческую миссию выполнил. Он оказал огромное воздействие на демократизацию русского общественного сознания и на дальнейшее развитие русской литературы.


    1 Купреянова Е.Н. Гоголь // История русской литературы. — Л., 1982. — Т. 2. — С. 568.
    2 См.: Асоян А.А. «Почтите высочайшего поэта...» (Судьба «Божественной комедии» Данте в России). — М., 1990.
    3 Купреянова Е.Н. Указ. Соч. — С. 568. 4Там же. — С. 570.
    5 Татаринов В. Грозный вулкан вдохновения / Предисловие к кн.: Д. Алигьери «Божественная комедия». — М., 2011. — С. 13.
    6 Там же.
    7 Там же.
    8 Там же. — С. 32.
    9 Там же. — С. 33. 10Там же. — С. 34.
    11 Данте А. Божественная комедия / Пер. с итал. М. Лозинского. — М., 1967. — С. 86. Далее ссылки на это издание.
    12 Гоголь Н.В. Мертвые души. — М., 1971. — С. 115. Далее ссылки на это издание с указанием страницы.
    13 Литва к М. Из Ада в Рай. — Ростов-на-Дону, 2006. — С. 353.
    14Там же. — С. 354.
    15 Русская литература XIX века. Хрестоматия литер.-критич., мемуар. Эпистолярных материалов / Сост. И.Е. Каплан, П.Г. Пустовойт. — М., 1981. — С. 165.
    16 Бурно М.Е. О характерах людей. — М., 2008.


    «Русская словесность» . – 2012 . - № 4 . – С. 5-14.

     





    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование