Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо


    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников 

    Библиотека 

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология  

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     

    Понятие стиля — одно из самых сложных в литературоведении. В школьной практике ему и вовсе уделяется мало внимания, и ученики имеют о стиле писателя самое общее представление.
    Тем не менее правильное понимание особенностей стиля — одно из необходимых условий полного, глубокого постижения идейно-художественного мира произведения, оно значительно обогащает и эстетическое, и содержательное восприятие произведения. Представляем урок-исследование особенностей стиля Набокова на материале рассказа «Рождество», в котором как раз показан путь анализа художественною произведения: от стилевых особенностей — к идейному и художественному содержанию.

     

    Л.С. Ганина 
    Казанский (Приволжский) федеральный университет

    В.Набоков «Рождество».   К проблеме стиля

    Ключевые слова: идейно-художественный мир произведения, особенности художественного стиля, урок-исследование, работа в группах.


    Творя изящное, мы угадываем истинное.
    Чем изящнее, тем оно истиннее.

    Е. Боратынский

    Данному уроку предшествуют теоретическое занятие «Понятие стиля в литературоведении» и практические уроки в форме коллективной работы в сотворчестве с учителем по наблюдению за особенностями стиля И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого. В подготовке данного урока работало несколько творческих групп, каждая из которых решала конкретную исследовательскую задачу. Урок рассчитан на старшеклассников, так как требует достаточно высокого уровня владения навыками литературоведческого анализа, также он может быть использован в подготовке к олимпиадам, где ученики должны самостоятельно представить целостный анализ прозаического произведения.

    Учитель: Мы продолжаем серию уроков, посвященных Владимиру Набокову. Мы уже познакомились с его стихами о детстве, прочитали рассказы «Обида» и «Пильграм». Поняли, что книги этого писателя — не развлекательное чтение, они требуют напряженной работы ума и сердца. Вспомним, какое впечатление осталось у нас от чтения книг Набокова.

    Ученики: вспоминают стихотворение «Лестница», где Лестница — это символ восхождения от детства к взрослой жизни, возвращения по старым ступенькам вновь в детство;
    рассказ «Обида», в котором автор говорит о том, как трудно строить мосты взаимопонимания между детьми, а особенно между детьми и взрослыми, о том, как тяжело пережить обиду оттого, что тебя не заметили, забыли;
    рассказ «Пильграм» — о мечте и о том, какой иногда огромной ценой удается осуществить заветную мечту.

    Учитель: Да, читая эти произведения, мы увидели их нравственное, философское содержание. Но у Набокова есть еще одно достоинство как литератора: это красота, изящество, изысканность стиля. И мы сегодня, обращаясь к рассказу «Рождество», поставим цель — исследовать особенности стиля писателя. Это очень серьезная задача, понятие стиля — одно из самых сложных в литературоведении. У вас было домашнее задание — попробовать сконструировать модель стиля. На прошлом уроке мы знакомились с различными определениями стиля, данными ведущими теоретиками литературы. Итак, как же мы представим стиль?

    СТИЛЬ —

    Изображенный мир
    Выразительные средства
    Изобразительные средства
    Психологизм
    Детали-подробности
    Детали-символы...

    Понятие стиля охватывает все элементы художественной формы, стиль вбирает их в себя, и у каждого писателя, условно говоря, свой набор этих особенностей, да и сами эти элементы формы очень своеобразны у каждого писателя. И еще одно важное свойство этого понятия: одна стилевая черта может быть ведущей, определяющей.
    Обратимся теперь к рассказу. Остановимся на сюжете.

    Главный герой Слепцов приезжает зимой на дачу, в близлежащей деревне он хоронит своего сына, умершего в Петербурге. Мы видим человека, убитого страшным горем, готового умереть накануне светлого праздника Рождества. Но внезапно на его глазах в теплой комнате раскрывается кокон бабочки, оставленной сыном еще летом, и эта бабочка раскрывает невиданной красоты крылья, готовясь к своему первому полету.

    А какое впечатление оставляет рассказ?
    Светлое, несмотря на печальные события и безысходное состояние героя, потому что утверждается красота жизни...
    Попробуем определить особенности стиля, послушаем выразительное чтение начала рассказа, вслушаемся в музыку прозы Набокова. (Чтение фрагмента рассказа.)
    Ученики работают в группах.

    Наша группа обратила внимание на особенную образность рассказа. Здесь очень много необычных эпитетов и метафор. Вот, например, начало рассказа, где раскрывается психологическое состояние героя. Слепцов едет в свою мызу «по вечереющим снегам». Эпитет «вечереющий» создает грустное настроение, какое-то загадочное, ведь мы еще не знаем о горе Слепцова. Но вместе с тем эпитет очень красивый, изящный, напевный в звучании, это придает лиризм повествованию.

    Очень выразительно описан интерьер комнаты. Слепцов опустил «шелковую клетку» — розовый абажур, он сам находится в клетке, созданной самой жизнью, поэтому эта метафора тоже ярко передает его душевное состояние. Белые чехлы кажутся ему саваном, на окне он видит «белые перья мороза» — все в душе застыло от холода.
    Даже дверь «раскрывается с тяжелым рыданьем». Это выразительное олицетворение соответствует рыданию души героя, повергнутого в свое горе.

    Но композиционно картина, рисующая горькую беду Слепцова, противопоставлена тому, что происходит в природе и вообще в мире. Отмечая всю ту же образную насыщенность повествования, мы видим радостное, жизнеутверждающее настроение: на улице «блистательный мороз», отражения цветных стекол «ложатся райскими ромбами», половица под ногой «сладко хряснула». Мы видим «белые купола клумб», «серебром окаймленные черные сучки», « зеленые лапы елей под сверкающим грузом», «легкий серебряный туман деревьев»...
    — Какой смысл имеет это противопоставление?
    Это, может быть, противопоставление жизни и смерти, горя и радости, разочарования и надежды...

    В чем же особенность образности писателя?
    Наверное, можно это определить как стилевую черту Набокова: яркую, очень оригинальную образность, авторские эпитеты, метафоры, олицетворения. Их очень много в рассказе. И это связано с содержанием рассказа. Передает главный конфликт — конфликт жизни и смерти.

    Обратим внимание на художественные детали.
    Наша группа проанализировала художественные детали и их роль в рассказе.
    Первая выразительная деталь — это угол. «Во всякой комнате, даже очень уютной и до смешного маленькой, есть нежилой угол. Именно в такой угол и сел Слепцов». Жизнь, как кажется теперь герою, закончилась со смертью сына, и эта деталь глубоко символична, подчеркивает состояние его души: угол, нет выхода, тупик. Данная деталь, являясь психологической, повторяется, когда Слепцов заходит в комнату сына, здесь он уже не сдерживает своих чувств: « ...уронив голову на стол, страстно и шумно затрясся, прижимая то губы, то мокрую щеку к холодному и пыльному дереву и цепляясь за крайние утлы». За угол цепляться трудно, это бессмысленно — все тот же безвыходный тупик... невозможно вернуть сына.

    Мы обратили внимание на образы снега и сосулек. Снег — это холод, безжизненность, все застыло и в душе героя. Это, несомненно, психологическая деталь. Сосули свисают «остриями вниз» — это воспринимается как угроза, весь мир против героя, никто и ничто не может ему помочь.

    В самом начале текста есть тоже выразительная деталь: это «застывшая капля воска», которая вдруг треснула от движения пальцев героя. Ассоциативно это связано с жизнью и душой, в которой смерть сына тоже как трещина, мы говорим: «сердце разрывается», эта метафора передает состояние горя, тревоги, непоправимой утраты.
    Очень яркий, выразительный и значимый символ — это образ бабочки. В художественном мире Набокова это всегда символ красоты жизни, изящества, символ высокой мечты. И здесь тоже, когда герой уже готов принять роковое решение («Завтра Рождество...а я умру. Кончено. Это так просто. Сегодня же...»), раскрывается кокон бабочки и.... «вместо комочка, вместо черной мыши, — громадная ночная бабочка, индийский шелкопряд, что летает, как птица, в сумраке вокруг фонарей Бомбея. И тогда распростертые крылья, загнутые на концах, темно-бархатные, с четырьмя слюдяными оконцами, вздохнули в порыве нежного, восхитительного, почти человеческого счастья».

    Набоков не обращается более к внутреннему состоянию героя, ничего нам не комментирует, но образ прекрасной бабочки, символизируя силу и красоты жизни, раскрывает нам идею рассказа: смерть преодолевается только жизнью, ее силой и красотой.

    — Третья творческая группа наблюдала за синтаксисом, за лейтмотивами, повторами. Что же удалось открыть нам в этой области?
    В тексте есть предложения большие по объему и сложные по конструкции. И есть короткие — из одного слова. Сложные предложения с обособленными оборотами, осложненные рядами однородных членов, встречаются там, где переданы сложные, неоднозначные чувства героя. Например:
    «Приехав, он просидел около часу у могильной ограды, положив тяжелую руку в шерстяной перчатке на обжигающий сквозь шерсть чугун, и вернулся домой с чувством легкого разочарования, словно там, на погосте, он был еще дальше от сына, чем здесь, где под снегом хранились летние неисчислимые следы его быстрых сандалий».

    Не менее выразительны и коротенькие предложения. Так, когда Слепцов решает умереть, мы видим картину, нарисованную несколькими короткими штрихами, каждый из которых символизирует жизнь:
    «Тикали часы. На синем стекле окна теснились узоры мороза. Открытая тетрадь сияла на столе...»

    Очень интересны и значимы повторы в тексте. Нам кажется, что они тоже передают такую особенность стиля, как психологизм. Фамилия героя — Слепцов. Ни имени, ни отчества мы не знаем. Настойчиво автор повторяет фамилию : Слепцов. Слова с этим корнем тоже встречаются в рассказе не раз. Слепцов «тихо зашагал по прямой, единственно расчищенной тропе в эту слепительную глубь». Человек ослеплен своим горем, он погружен в свое чувство без остатка, и даль парка, где гулял летом сын, тоже становится «слепительной», лишенной жизни. И даже церковный крест сияет «слепо», не оставляя никакой надежды. Но когда бабочка распускает свои восхитительные крылья, Набоков называет Слепцова уже не по фамилии, это просто «изнемогающий от горя человек...». Это как бы прозрение, умение вновь увидеть жизнь, ее красоту...

    Значение фамилии можно истолковать еще и по-другому. Слепцов читает дневник сына и понимает, что он не знал о нем многого. Оказывается, сын был влюблен. И отец понимает это только тогда, когда уже ничего нельзя вернуть: «Это немыслимо... я ведь никогда не узнаю».

    Учитель: В дополнение к тому, что вы заметили в прозе Набокова, приведу цитату: мысль, высказанную литературоведом М. Эпштейном. Он считает, что особенности стиля любого писателя определяются его фамилией. Он пишет: «Писатель не подражает природе, а вторит собственному имени, бесконечно множа его подобия, смыслы, корневые значения, образы, оправдания. Стиль писателя — это его имя:
    легкое у Пушкина — «летит, как пух из уст Эола»;
    дразняще-удвоенное у Гоголя — зеркальная магия и абсурд самоповтора (сравни Акакий Акакиевич, Чичиков, Бобчинский-Добчинский и т.д.); а у Набокова «все куда-то клонится, кренится»... «Сама фамилия Набокова содержит формулу его стиля, передает магию этого клонящегося, скошенного движения всех вещей: не впрямую, а набок, как лучи при закате».
    Как вы думаете, можно ли заметить такую особенность?

    — В начале рассказа мы читаем: «На мгновение в наклоненном зеркале отразилось его освещенное ухо и седой еж». Слепцов ведь не существует в реальном мире, его действительность в настоящее время искажена, и не случайно он видит в зеркале не все свое отражение, а только какую-то часть...все это, конечно, недосказанное, порой едва уловимое, и это, наверное, тоже стилевая особенность Набокова.

    — Давайте подведем итог нашим наблюдениям. Какие же черты стиля являются определяющими? В чем особенность Набокова-стилиста?
    Яркая образность, обилие образных рядов, метафоричность стиля.
    Лиризм.
    Психологизм, много психологических деталей.
    Большое разнообразие синтаксических конструкций, мастерство в их использовании.
    И что-то именно «набоковское», даже трудно поддающееся толкованию...

    А я заметила (может, это тоже особенность стиля?), что автор очень отстранен от героя, мы не видим его сочувствия и сострадания, хотя переживания Слепцова, его горе изображено очень глубоко и выразительно...

    Обратимся к мнению критиков и писателей о стиле В.Набокова и сравним наше мнение с мнением авторитетных исследователей:
    Проза как раскрепощенная поэзия.
    — Проза Набокова «позволяет утолить жажду лучшего слова».
    — Талант Набокова позволяет извлекать сверкающие молекулы из любого нагромождения житейского хлама (А-С. Мулярчик).
    — Блеск, сверкание и полное отсутствие души (И.Бунин).
    — Живая плоть исполнена теней
    Или видений... ...сладостней всего —
    уйти из них, не помня ничего... (О.Седакова)

    — Вот такие разные, интересные мнения. С кем из критиков вы согласитесь? Какое мнение вам кажется более соответствующим вашим представлениям? С чем, может быть, поспорите?

    С высказыванием А.С. Мулярчика можно согласиться. Действительно, проза Набокова близка к поэзии и дает нам наслаждение «лучших слов в лучшем порядке».
    И.А. Бунин тоже отмечает «блеск и сверкание», но почему полное отсутствие души? Мне кажется, в произведениях Набокова (в тех, что мы прочитали) как раз идет речь о душе человека, о ее сложных состояниях, о каких-то потрясениях...
    Да, но вот ведь было замечено, что автор отстранен от героя, он не переживает вместе с ним, может быть, это имел в виду Бунин?
    О.Седакова отмечала его неясность в содержании, неопределенность, размытость. Очень поэтично сказано об этом: «Живая плоть исполнена теней». Вот и строчки рассказа перекликаются с этими словами: «...громадная тень Слепцова, медленно вытягивая руку, проплывала по стене...»

    Домашнее задание: написать эссе «О стиле Набокова...»

     

    «Русская словесность» . – 2011 . - № 6 . – С. 37-41.

     

     





    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование