Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо


    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников 

    Библиотека 

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология  

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     

    В статье рассмотрена методика изучения лирики И.А. Бунина с точки зрения своеобразия его стиля, выявлены эффективные методические приемы, разработана система заданий, обеспечивающих развивающий характер обучения. Материал статьи не ограничивает творческую инициативу учителей, позволяет вариативно «сужать» или «расширять» содержание урока за счет включения других стихотворений автора в зависимости от возможностей учащихся и их интересов.
    Успехи И.А. Бунина в создании своего стиля в немалой степени связаны с творческим восприятием поэтических достижений его предшественников.
    Из богатейшего наследия отечественной литературы поэт выбрал и усвоил то, что отвечало его собственным устремлениям, его художническому и социальному опыту. И.А. Бунин всегда тяготел к гармоничности, стройности, простоте поэтического выражения. Он немало писал о своем восхищении В.А. Жуковским, Е.А. Баратынским, А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым.


    Татьяна Евгеньевна Зыль
    канд.педагогических наук, доцент кафедры риторики и методики преподавания языка и литературы БГУ


    Своеобразие лирики И.А. Бунина. Методические рекомендации к урокам литературы в XI классе

    Ключевые слова: творческая индивидуальность автора; изучение лирики поэта с точки зрения своеобразия его стиля; приемы постижения стиля; формирование у школьников умений стилевого анализа лирики; система заданий, обеспечивающая развивающий характер обучения.

    О И. А. Бунине-поэте школьники знают мало. Для многих читателей имя И.А. Бунина связано с его прозой, рассказами и повестями, воссоздающими жизнь русской деревни начала XX века, характер и психологию русского человека. Между тем в поэзии не в меньшей мере, чем в прозе, раскрылся талант Бунина-художника. Эту мысль подтверждает высказывание самого автора: «Я поэт, и больше поэт, чем писатель, я главным образом поэт» (1). Именно с поэзией связаны первые значительные успехи И.А. Бунина на литературном поприще (две Пушкинские премии Российской академии наук в 1903 и 1909 гг., почетное звание академика по разряду изящной словесности), но несмотря на это его поэзия не была по достоинству оценена современниками. Она не была понята в самой ее сути, что задевало самолюбие автора. В адрес молодого поэта звучали упреки в том, что он просто описывает без попытки осмыслить описываемое. «Он не столько певец, сколько колорист-живописец», — писал К.И.Чуковский (2). Искусство изображения своей душевной жизни, по словам критика, долго не давалось Бунину. Вождь символизма В.Я. Брюсов вынес приговор поэту, заявив, что бунинская лирика — «это вчерашний день литературы» (3). Приведенные критические отзывы поэтов-современников И.А. Бунина указывают на односторонность взгляда на его поэзию и не объясняют, почему он был дважды удостоен Пушкинских премий и избран академиком.

    С тех пор, как творчество И.А. Бунина стало объектом изучения в школе, в научно-методических журналах появилось много интересных статей о его поэзии, касающихся главным образом идейно-содержательной стороны его лирики. Безусловно, идейно-тематический аспект анализа необходим, но не менее важно раскрыть своеобразие творчества поэта. При рассмотрении лирики необходимо учитывать две стороны проявлений творческой личности автора: во-первых, особенности восприятия и оценки мира, характерные для него; во-вторых, доминирующие черты его поэтики. Решению этих задач способствует, на наш взгляд, изучение лирики автора с точки зрения своеобразия его стиля.

    Нельзя не согласиться с мнением М.М. Гиршмана, что «именно стиль органически связывает смысловую глубину поэтического содержания с материальной поверхностью стихотворного текста. Поэтому внимание к стилю — необходимое условие идейно-эстетического анализа поэзии»4. Разумеется, специфика школьного анализа, ориентированного на восприятие и уровень образованности учащихся, не требует литературоведческой широты рассмотрения вопроса. И в то же время школьный анализ должен «открывать» ученикам лирическое стихотворение как целостное явление, в котором каждый элемент несет в себе отпечаток неповторимого художественного мира автора.

    В методических рекомендациях мы опираемся на концепцию В.Г.Белинского. Критик, характеризуя отдельные стихотворения поэта, обосновывал необходимость рассматривать их в контексте всей поэзии автора, постигать пафос его творчества, который открывает тайну его художественного мира. Рассматривая лирику А.С.Пушкина, В.Г.Белинский раскрывал общее, что связывает стихи поэта разных лет, разных тем — единое отношение к жизни — выявлял специфические для данного поэта черты, располагал материал так, чтобы наиболее полно и глубоко их проследить (5). Эти положения, получившие в дальнейшем развитие в трудах Н.Я.Мещеряковой, Б.О.Кормана, З.С. Смелковой и других методистов, являются основополагающими для нас при изучении лирики И.А. Бунина с точки зрения своеобразия его стиля. Методика изучения стиля И.А. Бунина в школе представлена в нашей статье6. В ней прослеживается поэтапность изучения стиля писателя в рамках монографической темы: от осмысления первоначальных впечатлений — к заданиям исследовательского характера. На каждом из этапов используются приемы, стимулирующие формирование у школьников умений стилевого анализа литературных произведений.

    При изучении лирики И.А. Бунина сочетание репродуктивного и исследовательского методов позволяет учащимся активно включать новые литературоведческие знания, приобретаемые ими на уроке, в процесс анализа. С этой целью использовались следующие методические приемы: наблюдение за развитием мысли и чувства лирического героя; выявление способов выражения авторского сознания; определение особенностей композиции; сопоставление стихотворений автора с целью увидеть «единство» в многообразии; иллюстрирование характерных особенностей стиля автора примерами из его произведений; сопоставительный анализ стихотворений разных авторов с целью выявить характерное в их мироощущении и поэтике; знакомство с высказываниями критиков о лирике И.А. Бунина и аргументация собственной оценки и другие.

    При работе над лирическими произведениями учащиеся развивают ранее сформированные умения:
    — раскрывать эмоциональное содержание стихотворения, выявлять его пафос;
    — анализировать язык произведения в его эстетической функции;
    — определять стилевую характерность тропов и другие.

    На уроке по биографии И.А. Бунина в качестве домашнего задания учащимся предлагаются вопросы репродуктивного и исследовательского характера, которые направляют школьников в их дальнейшей самостоятельной работе, предоставляя возможность каждому «открыть» для себя Бунина-поэта.

    Фронтальные:

    1) Вспомните особенности лирики А.С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.
    2) Прочитайте и проанализируйте стихотворения И.А. Бунина «Не видно птиц. Покорно чахнет...», «В степи», «Вечер», «Бегут, бегут листы раскрытой книги...». Какие эмоциональные состояния в них выражены? Раскройте роль изобразительно-выразительных средств.

    Групповые:
    1) Сравните описания осени у А.С. Пушкина («Осень», фрагменты из «Евгения Онегина») и И.А. Бунина («Затишье», «Последние дни», поэма «Листопад»). Какими средствами выражены в них контрастные эмоции — печаль и восхищение этой порой года? С помощью каких поэтических образов переданы эти эмоции у каждого из авторов?
    2) А.С. Пушкин и И.А. Бунин обладали способностью постигать жизнь других стран и народов, тяготели к древним восточным учениям. Назовите произведения этих авторов и проанализируйте их (по выбору).
    3) Сравните стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу», «Парус» и И.А. Бунина «Ночь» («Ищу я в этом мире сочетанья прекрасного и вечного...»), «Звездами вышит парус мой...» («Парус»). В чем различие мироощущения их авторов?
    «Душа полна, душа строга...» Как эта словесная формула характеризует творческое состояние Бунина-поэта?

    Выполнение заданий сопоставительного характера позволит учащимся актуализировать имеющиеся у них к этому этапу обучения знания и умения, подготовиться к переносу знаний и связанных с ними действий в новую ситуацию.
    В процессе изучения лирики важно формировать у школьников умение рассматривать творчество автора в контексте литературного процесса эпохи.

    Сообщение учителя «Самоопределение И.А. Бунина-поэта» позволит сосредоточить внимание школьников на творческих контактах поэта с современниками.

    И.А.Бунин неотделим от творческих исканий своей эпохи. Будучи приверженцем классических традиций, он испытал в процессе самоопределения и другое влияние. И.А. Бунин-поэт заявил о себе на рубеже ХГХ-ХХ веков, когда в русской литературе шумно утверждалось новое направление — символизм, с его самодовлеющей фигурой «демиурга», творца «новой реальности». Творческие связи И.А. Бунина с модернистами были непродолжительными, но и отрицать их — значит недооценивать мастерство поэта. Бунин многое не принимал в эстетике символизма, но интерес модернистов к мировой литературе и поиски новых средств художественной выразительности, богатое жанровое разнообразие лирики (песня, баллада, новелла, миниатюра и др.) были характерными и для его творчества. Не случайно сборник «Листопад», за который Академия наук присудила И.А.Бунину Пушкинскую премию, был опубликован в декадентском издательстве «Скорпион».

    Взаимодействие И.А. Бунина с символистами ограничивалось поисками средств художественной выразительности. В принципах отбора жизненного материала и в его эстетическом осмыслении Бунин явился приверженцем реалистических традиций, идущих от А.С. Пушкина.

    Эмоциональное содержание лирики И.А. Бунина

    Приемы эмоционально-образного постижения художественного произведения: стилистический эксперимент; определение роли «ключевых слов» в создании настроения, выраженного в стихотворении; наблюдение за развитием мысли и чувства лирического героя и другие.

    Изучение лирики начинаем с выявления читательских впечатлений, (материал домашнего задания). Учащиеся отмечают бунинскую наблюдательность и выразительность описаний: «сухой смолистый аромат сосен», «глушь стала ниже и светлее» («Не видно птиц. Покорно чахнет...»); «листва янтарный отблеск льет», осенний лес «наполнен бледной, легкой мглой / И листьев сыростью гнилой...» («Листопад») и другие примеры. Углубить читательские наблюдения школьников помогает стилистический эксперимент (рассмотрим на примере стихотворения «Не видно птиц. Покорно чахнет...»).

    Глушь стала ниже и светлее,
    В кустах свалялася трава,
    И, под дождем осенним тлея,
    Чернеет темная листва.

    Учащимся предлагается заменить в фразе «Глушь стала ниже и светлее...» слово «ниже» другим, более употребительным — «реже». Сохранились ли в новом контексте ассоциативно-смысловые связи, присущие бунинской фразе? В ходе размышления школьники отмечают как характерную черту бу-нинских описаний — точность словоупотребления. Очень верно подмечено автором: глушь ниже потому, что с деревьев осыпались листья, светлее оттого, что кусты обнажаются и трава под ними свалялась. Пейзаж Бунина точно передает эмоциональное состояние человека, ощущение бодрости, навеянное природой поздней осени. М. Горький вспоминает, как Л.Н. Толстой во время прогулки с ним выразил свое состояние души бунинскими строками «Грибы сошли, / Но крепко пахнет в оврагах сыростью грибной» (7).

    Умение определять эмоциональное содержание стихотворения предполагает установление связи мировосприятия автора и его эстетических представлений. С этой целью школьникам предлагается следующий вариант задания: раскрыть роль «ключевых слов» в стихотворении «В степи», что дает возможность рассмотреть особенности поэтической манеры И.А. Бунина в выражении эмоций.

    В стихотворении Бунина «В степи» выражено настроение светлой грусти, которое вызвано ненастной погодой поздней осени, волнующим душу журавлиным криком. Повторы слов усиливают это чувство: «здесь грустно», «покорность грустной участи своей», «в печальной красоте», «понял красоту в ее печали».

    Рассмотрим своеобразие эмоционального содержания лирики Бунина, отмеченной чувством пустынности, одиночества человека в мире природы и вместе с тем влекущей чувственной ее прелести. В комментариях учитель обратит внимание учащихся на то, что современники И.А. Бунина считали его бесстрастным, холодным олимпийцем, парнасцем, обедняли тематику его поэзии, характеризуя тон его стихотворений такими эпитетами, как «унылый», «пессимистичный». Это одно из расхожих представлений о поэзии Бунина. Такая односторонняя оценка пафоса лирики Бунина неверна. Сам поэт на склоне лет признавался: «Я разнообразен, как мало кто» (8). И.А. Бунин относил себя к людям, которые «имеют обостренное чувство смерти (чаще всего в силу столь же обостренного чувства жизни»; выделено мной. — Т.З.), поэтому в полной мере в его стихах выражены эмоции страдания и печали, радости и восторга. «Мы живем всем тем, чем живем, — утверждал И А. Бунин, — лишь в той мере, в какой постигаем меру того, чем живем». «Обостренным чувством жизни» объясняется частое употребление эпитета «повышенный» в творчестве Бунина. Он характеризует такие ключевые понятия, как чувство жизни, строй души, впечатлительность и т.д. «Обостренное чувство жизни» вызывало восторженное преклонение перед ее красотой. И.А. Бунина терзало сомнение невозможности выразить словами всю прелесть жизни. «Нет, мучительно для меня жить на свете! Все меня мучает своей прелестью» (9). Подобные высказывания характерны для поэта на протяжении всей его жизни.

    Самыми частотными номинациями эмоций в лирике И.А. Бунина, сделала вывод исследователь И.А. Морозова, являются любовь, радость, счастье10. Поэт воспел «любовь и радость бытия»:

    Нет, не пейзаж влечет меня,
    Не краски жадный взор подметит,
    А то, что в этих красках светит:
    Любовь и радость бытия
    ( « Еще и холоден, и сыр...»).

    В рассмотренном нами стихотворении «В степи» светлая грусть перекрывается радостью видеть, слышать, жить в этом мире:

    А мир везде исполнен красоты,
    Мне в нем теперь все дорого
    и близко.

    Аналитический разбор стихотворений ориентирован на обучение школьников стилевому анализу лирических произведений.
    Методические приемы: выявление способов выражения авторского сознания; определение особенностей композиции; сопоставление стихотворений автора как прием стилевого анализа; иллюстрирование особенностей стиля поэта примерами из его произведений.

    Понять стиль поэта — значит понять своеобразие языка, композиции, жанра, приемов создания образа-переживания; форм выражения авторского сознания в его стихах.
    «Любовь и радость бытия» выражена в стихах и в прямых авторских сентенциях («В степи», «Вечер», «Нет солнца, но светлы пруды...») и в семантике всего текста («Бегут, бегут листы раскрытой книги...», «Дедушка в молодости»). В стихотворении «Вечер» автор утверждает, что счастливый человек живет в гармонии с окружающим миром, он видит и осознает красоту природы.

    О счастье мы всегда лишь
    вспоминаем.
    А счастье всюду. Может быть, оно
    Вот этот сад осенний за сараем
    И чистый воздух, льющийся в окно.
    В бездонном небе легким белым
    краем
    Встает, сияет облако. Давно
    Слежу за ним...Мы мало видим,
    знаем,
    А счастье только знающим дано.
    Окно открыто. Пискнула и села
    На подоконник птичка. И от книг
    Усталый взгляд я отвожу на миг.
    День вечереет, небо опустело.
    Гул молотилки слышен на гумне...
    Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

    Предлагаем школьникам рассмотреть особенности формы стихотворения, отвечающей его поэтической идее. Форма сонета требует четкой фразы, поэтому философские сентенции автора «Мы мало видим, знаем, / А счастье только знающим дано» (7-8 строки), «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне» (14 строка) приобретают особую значимость. Многоточие перед ними интонационно подготавливает к восприятию этих мыслей. Четкость фразе придают точные рифмы (вспоминаем — сараем, оно — окно, краем — знаем).

    В стихах («Бегут, бегут листы раскрытой книги...», «Дедушка в молодости») эмоционально-оценочный смысл реализуется в семантике всего текста. Рассмотрим эту особенность выражения авторских эмоций. Выясняем, что характерное для мировосприятия И.А. Бунина обнаруживается в этих стихах. Как и в сонете «Вечер», в стихотворении «Бегут, бегут листы раскрытой книги...» И.А. Бунин утверждает, что жить на Земле — большое счастье. А рождает это чувство привычная картина из жизни помещика: зной летнего дня, гул молотилки, крик петуха. Как тонко подмечает поэт малейшее движение в жизни природы! Набежала туча, дохнул ветер, его порыв все привел в движение: «Бегут, бегут листы раскрытой книги, / Бегут, струятся в небо тополя» (трепет листьев). Но туча прошла, и снова покой и лень, царство солнечного света («горячий свет», «весело и сухо блестит листвой сирень», «зажглась река, как золото»). Каждое слово в стихотворении очень точно передает состояние природы и человека. Поэт изображает все самое обычное, повседневное, и на этом материале раскрывает свою глубокую любовь к деревне, сельскому быту, родной природе.

    Аналитический разбор стихотворений способствует актуализации теоретических знаний учащихся об особенности лирики, определяющей своеобразие ее анализа: «все внешнее живет в лирическом произведении, лишь став внутренним, лишь отразившись в новом единстве индивидуального человеческого чувства» (11). Раскрывая эмоциональное содержание стихотворения, учащиеся осмысляют роль слова в развитии поэтической идеи произведения. Так закрепляется у школьников умение определять эстетическую функцию слова в поэтическом тексте, раскрывать стилевую характерность тропов.

    В аналитическом разборе стихотворений обращаем внимание на форму выражения авторского сознания в лирике, определяющую ее расширительный смысл, что исключает отождествление реального жизненного опыта автора с выраженным в его произведениях. Б.О. Корман отмечает, что «автор как особая форма выражения авторского сознания в литературе представляет собой художественный образ в отличие от автора биографического, представляющего реальное лицо» (12).
    В лирике И.А. Бунина много мудрого понимания человека, его отношения к миру. В среднерусском пейзаже художник открывает для себя родник духовных сил. Он чувствует «бесконечное счастье от принадлежности всего существа к этому летнему деревенскому дню, к этому саду, ко всему этому родному миру» его «отцов и дедов и всех их далеких дней...». В «Жизни Арсеньева» автор поясняет: «.. .Нет никакой отдельной от нас природы, каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной жизни». Пейзаж у Бунина выражает многообразие душевных движений человека: радости жизни, покоя и гармонии («Вечер», «Еще и холоден и сыр..», «Бегут, бегут листы раскрытой книги...»), светлой грусти («Не видно птиц. Покорно чахнет...», «В степи»), чувства одиночества («И ветер, и дождик, и мгла...») и др.

    И.А. Бунин-поэт использует индивидуально-авторские средства для выражения эмоций и создания эмоциональной окраски текста: оксюморон (отрадная грусть, блаженный стыд, радости мук, сладкая мука и др.); повторы (стар сторож, стар; еще утро не скоро, не скоро; бегут, бегут листы раскрытой книги); сочетания слов, близких по смыслу (томить тоской, ярость злая, отрада сладкая, веселое изумленье и др.); тавтологические сочетания (О радость радостей!, О мука мук!); сложные слова (стремление радостно-звериное; звон празднично-счастливый) ; фразеологические сочетания (зябнет сердце, разгорается сердце, душа исполнена предвечной Красоты и правды неземной) и др. Названные способы передачи эмоций позволяют дифференцировать эмоциональные состояния человека, раскрывая сложность его психологии, мотивацию поведения.

    Одной из характернейших Особенностей стиля И.А. Бунина является необыкновенная отзывчивость на физические свойства предметов. Поэт обладал обостренным чувством природы и величайшим мастерством ее изображения в звуках, цвете, запахах. В литературоведении эта особенность бунинского стиля получила определение «телесность» детали. И.А. Бунину присуща «повышенная острота ощущения»: «Зрение у меня было такое, что я видел все семь звезд в Плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша или старой книги». Поэт стремился запечатлеть в своих стихах с детства знакомый мир русской природы во всем многообразии красок, звуков, запахов. И.А. Бунин находит свежие штрихи, характеризующие собственное видение мира. Поиски средств художественной выразительности в какой-то мере сближают его поэзию с «новыми течениями» в русской литературе начала века. Например: «невинно небо голубеет» (у Бунина); «невинно краснеет гречиха», «синеет младенческий лен» (у Брюсова). Однако найденные Буниным ассоциативные определения призваны передать неповторимую прелесть реального пейзажа: «Так хорошо разутыми ногами / Ступать на бархат : теплой борозды...», «молодой озябший чернозем».

    Бунинский стиль характеризует повышенная экспрессивность детали. Добиваясь максимально зримого, физически ощутимого изображения человека и природы, поэт не ограничивается найденным образом, предлагает рядом другой и третий. Ассоциативные ряды в бунинских описаниях представляют изображаемый предмет во всем богатстве его вещественных характеристик: цвет, запах, звук, форма. Например, в стихотворении «Бушует полая вода...» выражено богатство физических ощущений, вызванных пробуждающейся после зимнего сна природой: «дымятся черные бугры», «невинно небо голубеет», «бушует полая вода, шумит и глухо и протяжно», «слышишь свежий запах сада и теплый запах талых крыш». Они рождают ощущение счастья, душевного подъема.

    И.А. Бунин поражает читателя свежестью и неожиданностью сравнений и метафор, запас которых у поэта неисчерпаем. Предлагаем ученикам найти в стихах И.А. Бунина ряд образных соответствий, связанных со словом «лес»: Лес, точно терем расписной; Лес — ярким золотом пылающий костер; На рыжие ковры похожие леса; Леса на дальних косогорах, / Как желто-красный лисий мех; Листья — бабочки, птицы, янтарь, золото, дождь золотой.

    В лирике И.А. Бунина привлекательны для читателя богатство мыслей, чувств, наблюдений, идущих от действительности. Совершенство бунинских стихов отмечали современники поэта. М. Горький был его восхищенным поклонником. А. Блок отметил: «Так знать и любить природу, как умеет Бунин, — мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко и красочные и слуховые его впечатления богаты» (13).

    В комментариях учителя важное место занимает рассмотрение реальных истоков образной системы И.А. Бунина. Поэт предельно конкретен и точен во всем, что описывает. Он отвергал условности, которые противоречили жизненной правде, не принимал эмоций, оторванных от их носителей. Бунинский троп ассоциативно связан с темой стихотворения, с ситуацией, с жизненными реалиями. Описывая деревенский быт, поэт не боится ввести в стихотворение бытовую прозаическую деталь: застреха, махотка, омет.

    Новаторство стихов И.А. Бунина выразилось и в том, что он применяет в своем творчестве принципы живописи, поэтому словесные пейзажи в его произведениях отличаются зрительной наглядностью. Как отмечает исследователь Я. Маркович, И.А. Бунин, «поставив на место «аморфной» метафоры живописный эпитет, заменил субъективно-эмоциональное восприятие мира зрительно-наглядным его описанием» (14). Художник П. Нилус восхищенно писал о стихотворении «Мертвая зыбь»: «Так изобразить картину заката солнца в море мог только человек, несомненно скрывающий в себе способность передавать впечатления кистью» (15).

    Литературоведческий материал, привлекаемый на уроках, призван углубить эстетические оценки учащихся. Осмысление стилевого своеобразия поэзии И.А. Бунина открывает школьникам богатство ассоциативно-смысловых связей в его произведениях.


    1 Литературное наследство. Т. 84. Иван Бунин. Кн. 2. — М., 1973. С. 302.
    2 Чуковский К. И. Ранний Бунин // Чуковский К.И. Собр. соч.: В 6 т. — Т. 6. — М., 1969. — С. 92.
    3 Аврелий (Брюсов В. Я. ) Рец. на кн.: Бунин И. А. Новые стихотворения. — М., 1902 // Новый путь. — 1903. — №1. — С. 194.
    4 Гиршман М. М. Анализ поэтических произведений А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева: Учеб. пособие для пед. ин-тов. — М., 1981. — С. 4-5.
    5 Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. — М., 1955. — Т. 7: Статьи и рецензии. 1843. — Статьи о Пушкине (1843-1846). — С. 302-358.
    6 Зыль Т. Е. И. А. Бунин: Проблемы школьного изучения // Русская словесность. — 2008. — №6. — С. 23-29.
    7 Горький М. Собр. соч. — Т. 14. — М., 1951. —С. 12.
    8 См.: Переписка И. Бунина и М. Алданова // Октябрь. — 1996. — №3. — С. 135.
    9 Литературное наследство. Т. 84. Иван Бунин. Кн. 2. — М., 1973. С. 257.
    10 Морозова И. А. Языковые средства и способы выражения эмоций в лирике И.А. Бунина. Автореферат.. .канд. филол. наук: 10.02.01. — Воронеж,1999. — С. 11.
    11 Гиршман М. М. Анализ поэтических произведений А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева: Учеб. пособие для пед. ин-тов. — М., 1981. —С. 39.
    12 Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения: Пособие для студентов-заочников III—IV курсов фак. рус.яз. и лит. пед. ин-тов. — М., 1972.— С. 9.
    13 Блок А. О литературе. — М., 1980. — С. 76.
    14 Маркович Я. Истоки. (Бунин: классическая школа). // Литературная учеба. — 1983. —№3. —С. 189.
    15 Литературное наследство. Т. 84. Иван Бунин. Кн. 2. — М., 1973. С. 432-433.



    А.С. Пушкин в поэтическом сознании И.А. Бунина

    Поэзия А.С.Пушкина сыграла огромную роль в эстетическом воспитании Бунина-поэта. С именем великого поэта неразрывно связана бунинская любовь к матери, родному дому, родной земле. «Очень русское было все то, среди чего жил я в мои отроческие годы» («Жизнь Арсеньева»). А.С. Пушкин поэтически воссоздал русскую природу, русскую жизнь, душу русского человека, и Бунин, будучи ребенком с художническим видением мира, был очарован выразительностью пушкинских строк, глубиной чувств поэта и музыкальностью его стиха. Не случайно, вспоминая свои детские годы, Бунин называет их «пушкинскими днями», потому что в пушкинских строках находил он выражение того, что чувствовал: «И то он (Пушкин — Т.З.) рождал во мне те или иные чувства, то я неизменно сопровождал рождавшиеся во мне чувства его стихами» («Читая Пушкина») (1).

    В таком ключе нужно, на наш взгляд, рассматривать вопрос о воздействии А.С. Пушкина на поэзию Бунина. В школьной программе между тем нередко наблюдается ограниченное понимание проблемы: рассмотрение сходных тем и мотивов, нахождение реминисценций, но при этом не выясняется главное — что общего в мировоззрении обоих поэтов.

    Пушкинское влияние в лирике И.А. Бунина сказывается и в принципах отбора материала, и в его эстетическом осмыслении.
    1. А.С Пушкин был «поэтом действительности» (В.Г. Белинский), который даже в «прозаических» проявлениях жизни умел раскрыть их эстетическую значимость. По словам Н.Л. Степанова, реализм лирики Пушкина «в подлинности ощущений и переживаний автора» (2).
    Как и его предшественник, И.А. Бунин охотно обращался к тем впечатлениям, которые давала ему жизнь, будничная повседневная действительность становилась поэтическим выражением его чувств («Бегут, бегут листы раскрытой книги...»; «Вечер»; «Мы сели у печки в прихожей...»).

    Художник стремился быть предельно правдивым в передаче всех необходимых ему подробностей быта или душевных движений. В бунинских стихах читателю открывается предметный мир в его реальной вещественности, для него привлекательны богатство мыслей, чувств, наблюдений, идущих от действительности.
    Целесообразно, на наш взгляд, использовать прием сопоставления тематически родственных стихотворений двух авторов, так как при сопоставлении наиболее полно выступают неповторимые черты их дарования, проявляющиеся в разработке близкого жизненного материала. Предлагаем учащимся сравнить описание осени у Пушкина («Осень», отрывки из «Евгения Онегина») и у Бунина («Затишье»; «Последние дни»; поэма «Листопад»).

    В описании осени у Пушкина и у Бунина выражены контрастные чувства — восхищение ее прощальной красой и грусть, вызванная увяданием природы. Обоих поэтов характеризует умение передать симптоматические перемены, происходящие в природе, показать их в эмоционально-сюжетной динамике осенних и зимних картин, поэтически выразить чувство бодрости, вызванное обновлением природы.
    Для Пушкина осень — любимая пора года, вызывающая душевную бодрость и прилив творческих сил. У Бунина восхищение осенней природой соседствует с настроением грусти, даже уныния. Природа предстает загадочной, а некоторые образы овеяны мистицизмом («мрачная тишина», «сова... порою дико захохочет»). Заметно отличие и в том, что А.С. Пушкин одушевляет природу деятельностью человека (прогулки верхом, охота, процесс творчества), а в бунинских стихах преобладает чувство одиночества, которое ощущает лирический герой наедине с природой («радость одиноких дум»).

    И.А. Бунин, описывая природу, подмечает малейшие оттенки цвета, обычно скрытые от поверхностного наблюдателя, еле уловимые запахи и звуки. В стихах Бунина большее разнообразие красок («Березы желтою резьбой / Блестят в лазури голубой»; «синеют... просветы в небо, что оконца»; «листва янтарный отблеск льет»), звуков («расслышать листика шурша-нье», «заквохчет дрозд», «сова... дико захохочет»), запахов («лес пахнет дубом и сосной», «..листьев сыростью гнилой»). В бунинских стихах много ярких поэтических образов, и среди них — лес-терем расписной, Осень, которую автор наделяет переживаниями живого человека («И жутко Осени одной / В пустынной тишине ночной») .

    2. Воздействие А.С. Пушкина на поэзию И.А. Бунина выразилось и в других характерных чертах его лирики: глубокой человечности, высокой культуре поэтического выражения. А.В.Чичерин, характеризуя лирику А.С. Пушкина, отмечал «конкретность, зримость, чувственность пушкинского слова» (3).

    Пушкин был наделен исключительным чувством красоты, меры, гармонии. Бунина восхищали художественная простота и строгость пушкинского стиля, которые отвечали и его эстетическим принципам. Не случайно А. Блок отметил как характерную черту стиля Бунина проникновение «в простоту и четкость пушкинского стиха» (4).

    Жадный интерес к повседневным, «прозаическим» проявлениям жизни у обоих авторов обусловил следующую особенность лирики: в стихи Пушкина и Бунина проникают жизненные ситуации, в которых повседневное течение жизни предстает в бытовых подробностях, а переживания обретают душевную отчетливость (у Пушкина «Простишь ли мне ревнивые мечты...»; «Зима. Что делать нам в деревне?»; у Бунина «Дядька», «Запустение»).

    Конкретность жизненных обстоятельств создает стиль поэтического произведения, для которого характерна разговорно-живая интонация. Наиболее ярко эта интонация прослеживается в стихах о любви.
    У современников И.А. Бунина — В.Я. Брюсова и ряда поэтов нового направления — любовное чувство лишено теплоты индивидуальных проявлений человеческой жизни, оно раскрывается как «чувство мира», что подчеркивает абстрактный характер лексики, например, «прекрасный», «вечно юный» Антоний, «желанный взор» Клеопатры (В.Я. Брюсов. «Антоний»).

    Поэтический мир бунинских стихотворений о любви знает и чувство восторга, и радости, и светлую печаль, и драму непонимания, и страдания («Счастлив я, когда ты голубые / Очи поднимаешь на меня...», «Тихой ночью поздний месяц вышел. ..», «Я — простая девка на баштане...», «И ветер, и дождик, и мгла...»). Конечно, пределы каждого лирического стихотворения ограничены сферой данного конкретного переживания, но вместе с тем в отдельном лирическом фрагменте так или иначе отражается характерная для автора форма лирического переживания, свободно и естественно включающего в себя многообразие проявлений любовного чувства. Внутренняя сосредоточенность Бунина позволяет ему проследить движение чувств человека в их динамике, что делает его стихи психологически убедительными. Рационализму авторского сознания, присущего поэзии модернистов, И.А. Бунин противопоставил искренность и теплоту человеческого чувства, поэтому его стихи интересны современному читателю.

    В стихах о любви почти всегда присутствуют горечь разлуки, сознание мимолетности счастья. В стихотворении «Я — простая девка на баштане...» разрабатывается традиционный сюжет: девушку покинул любимый.

    Я — простая девка на баштане,
    Он — рыбак, веселый человек.
    Тонет белый парус на Лимане,
    Много видел он морей и рек.
    Говорят, гречанки на Босфоре
    Хороши... А я черна, худа.
    Утопает белый парус в море —
    Может, не вернется никогда!
    Буду ждать в погоду, в непогоду...
    Не дождусь —
    с баштана разочтусь,
    Выйду к морю, брошу перстень
    в воду
    И косою черной удавлюсь.

    Главное в стихотворении — переживания героини. Ее терзает сомнение о непостоянстве рыбака, переходящее в отчаяние. Растерянность девушки подчеркивает синтаксический строй ее речи: вводные слова («говорят», «может»), многоточие. Сомнение уступает место резкому осознанию случившегося, отчаянию («не вернется никогда!»). Растерянность сменяется решимостью, динамика чувств, захлестнувших героиню, материализуется в интонации. Энергию ее речи усиливают сокращения стоп в последнем стихе. Бунин любил это стихотворение. В фондах радио сохранилась грамзапись авторского исполнения стихотворений «Одиночество» и «Я — простая девка на баштане...»

    3. Обоим поэтам присуща способность постигать национальную сущность далеких культур. «Всемирная отзывчивость» (Ф.М. Достоевский) — характерная черта их творческой индивидуальности. Творческая личность, по словам Бунина, должна обладать «способностью особенно сильно чувствовать не только свое время, но и чужое, не только свою страну, но и другие, не только себя самого, но и прочих людей...»5. Эта способность в полной мере нашла воплощение в лирике обоих поэтов. Пушкин и Бунин обращались в своем творчестве к разным странам и культурам, по-своему вживаясь в каждую их них.

    Особый интерес вызывали у художников слова культура и религия Востока. Обоих поэтов привлекала мудрость Корана, нравственные заветы которого нашли поэтическое выражение в пушкинском цикле «Подражание Корану» и бунинских стихах.

    Для Пушкина важна проблема ответственности за избранную позицию в обществе. Нравственные поучения Корана являются для него формой выражения авторских мыслей о времени и о себе. Не случайно исследователи творчества поэта установили идейную связь «Подражаний Корану» со стихами, раскрывающими роль поэта в жизни общества («Пророк», «Поэт и толпа», «Поэту») (6).

    Обращение Бунина к культуре и религии Востока вызвано стремлением проследить непрерывность духовного развития человечества. Поэт не просто создает иллюстрации к Корану—он дает свое истолкование событий и характеров, которые изображает. Сквозь призму далеких исторических ассоциаций воспринимает Бунин современную жизнь Востока. В его стихах нашли отражение неукротимый характер магометан, их простодушие и религиозный фанатизм, пафос завоеваний («Зеленый стяг»; «Потомки пророка»).

    Немало царств, немало стран
    на свете.
    Мы любим тростниковые ковры,
    Мы ходим не в кофейни, а в мечети,
    На солнечные тихие дворы.
    Мы не купцы с базара. Мы не рады,
    Когда вступает пыльный караван
    В святой Дамаск, в его сады, ограды:
    Нам не нужны подачки англичан.
    Мы терпим их. Но ни одежды белой,
    Ни белых шлемов видеть не хотим.
    Написано: чужому зла не делай,
    Но и очей не подымай пред ним.
    Скажи привет, но помни:
    ты в зеленом.
    Когда придут, гляди на кипарис,
    Гляди в лазурь. Не будь хамелеоном,
    Что по стене мелькает вверх и вниз.

    Наиболее привлекательны для автора общечеловеческие ценности Корана, народная мудрость и высокая поэзия, запечатленные в нем («Тэмджид» (I, 221); «Путеводные знаки».
    На рубеже веков многие поэты в своем творчестве отдали дань «восточному колориту». И.А. Бунину, одному из немногих, по словам А. Блока, удавалось «истинное проникновение в знойную тайну Востока» (7).

    В стихах Бунина («К Востоку»; «Цейлон») завораживает яркость описаний экзотической природы и быта Востока. Необыкновенно отчетливо видишь формы описываемых предметов, несчетное разнообразие животного и растительного мира, буйство красок, ощущаешь томящий полдневный зной. Необычность впечатления усиливают сравнения и метафоры («снежных гор чалмы», «как дитя, как джин пустыни, плачется шакал» и другие).

    Важно, чтобы учащиеся осмыслили философскую основу, а также ощутили эмоциональность картин в стихах поэта. Бунин размышляет о жизни человечества, о связи прошлого с настоящим. Картины далекого прошлого оживают в стихах поэта. Он как бы незримо переносится в то время, которое описывает, показывает его «изнутри», отсюда особая эмоциональность, проникновенность его стихов. Обращаясь к жизни других народов, поэт стремится к правдивому и точному воссозданию национальных черт, психологии и языка: «И душу той страны, глухой, патриархальной, / Далекой для меня я постигал душой.


    И.А. Бунин и М.Ю. Лермонтов

    Продолжая разговор о классических традициях в лирике поэта, предлагаем школьникам назвать общие мотивы в творчестве И.А. Бунина и М.Ю. Лермонтова. В лирике И.А. Бунина явно ощутимы мотивы одиночества, грусти, глубокой печали, тоски. Эти настроения присутствуют в бунинских стихах, раскрывающих драму разорения дворянских гнезд, неустроенности и нищеты их владельцев («И снилося мне, что осенней порой...», «Мы сели у печки в прихожей...», «Канун», «Запустение»). Передаются эти настроения с помощью образов осеннего ненастья, зимней метели, запустения. Как видим, не раз прозвучавшие упреки критиков в отсутствии социальных мотивов в лирике И.А. Бунина, необоснованные. И.А. Бунин стремился «передать мир мыслей и чувств современного человека, человека XX века» (8).

    Важно, чтобы учащиеся увидели не только общие мотивы поэзии И.А. Бунина и М.Ю. Лермонтова, но и поняли своеобразие каждого из авторов. При реалистических истоках образной системы Бунина в ней присутствует романтическая тоска по красоте и гармонии, и это обусловило исключительность лирического субъекта и лирических «ситуаций», в которых раскрывается мир его .чувств. При наличии сходных мотивов и образов у обоих авторов, характерных для романтической поэзии, лирике И.А. Бунина не свойственна высокая степень психологического напряжения души, ее обнаженность Сам поэт отмечает сдержанность проявления своих чувств: «Душа полна, душа строга...» («Звездами вышит парус мой...»).

    Сопоставим стихотворения М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» и И.А. Бунина «Ночь» («Ищу я в этом мире сочетанья прекрасного и вечного..., 1901 г.). Обратим внимание на большее интонационное разнообразие стихотворения М.Ю. Лермонтова. У Лермонтова — напряженный внутренний монолог, передающий накал мыслей и чувств лирического героя. Чувство очарования красотой звездного неба, восхищение царящей в мироздании гармонией не снимают напряжения и боли в его душе, а, наоборот, обнажают его страдания.

    У Бунина спокойная, плавная интонация выдержана на протяжении всего стихотворения. Лирическое состояние у него прежде всего описано через внешние впечатления, с помощью которых поэт сумел ощутить и выразить родство своего мироощущения с общечеловеческим. Картина бездонного звездного неба навевает мысли о тех, для кого эти звезды светили на протяжении многих столетий, о тех, которые исчезли в глубине веков, «как след среди песков».

    Но есть одно, что вечной красотою
    Связует нас с отжившими. Была
    Такая ж ночь — и к тихому прибою
    Со мной на берег девушка пришла.
    И не забыть мне этой ночи звездной,
    Когда весь мир любил я для одной!
    Пусть я живу мечтою бесполезной,
    Туманной и обманчивой мечтой, —
    Ищу я в этом мире сочетанья
    Прекрасного и тайного, как сон.
    Люблю ее за счастие слиянья
    В оде ой любви с любовью
    всех времен!

    «Мы живем всем тем, чем живем...» Эти бунинские строки объясняют, почему в его лирике в полной мере нашли выражение и страдание, и радость, вся противоречивая гамма жизненных переживаний человека. И все-таки по целостному мироощущению, выраженному в его поэзии, Бунин ближе к Пушкину, чем к Лермонтову. Пейзаж у него не только раскрывает состояние лирического героя, но и служит средством выражения мысли о неисчерпаемости природы:

    Пройдет моя весна,
    и этот день пройдет,
    Но весело бродить и знать,
    что все проходит,
    Меж тем как счастье жить вовеки
    не умрет,
    Покуда над землей заря зарю
    выводит,
    И молодая жизнь родится в свой черед
    («Лесная дорога»).

    Фольклорные мотивы в лирике И.А. Бунина

    Характеризуя творческую индивидуальность И.А. Бунина, нельзя не сказать о его интересе к фольклору («Мне вечор, младой...», «На распутье», к прошлому славянских народов («Ковыль», «Князь Всеслав»), в которых «отразились дух и поэтика «Слова о полку Игореве»9. И.А. Бунину как художнику было присуще «ощущение связи с былым, далеким, общим, всегда расширяющим нашу душу, наше личное существование, напоминающим нашу причастность к этому общему» («Жизнь Арсеньева», ч. 2, гл. 1). В стихотворении «Ковыль» эта связь прослеживается в своеобразном запеве («Что шумит-звенит перед зарею? / Что колышет ветер в темном поле?»), перекликающемся со строками «Слова». Степной пейзаж, увиденный автором, выглядит статичным. Вековую тишину задумчивых, тоскующих полей нарушает лишь пустынный ветер. Он клонит ковыль, старый и сонливый, бежит-звенит старинной былью... Прием «узнавания» («Не тот ли это шлях, .../Где Игоря обозы проходили...», «Не в этих ли местах...») переводит историю в эмоционально воспринимаемую картину («ратный стан белеет», ветер «вежи половецкие колышет»). Вопросительная интонация передает авторскую взволнованность.

    Изучение лирики И.А. Бунина завершается обобщением о ее своеобразии. Характерные черты стиля поэта: конкретность и точность описаний; пластичность образов; отзывчивость на физические свойства предметов и явлений («телесность» детали); умение передать в пейзаже состояние души человека; сдержанность в выражении чувств, скрывающая глубокие и сильные переживания; мелодичность, ритмическая стройность стиха; яркая метафоричность языка; живописность картин природы.

    Постижение лирики И.А. Бунина способствует формированию эстетического вкуса учащихся. Открывая невыразимую прелесть в привычной действительности, поэт прививает своим читателям любовь к окружающему миру. Стихи Бунина помогают им разобраться в собственных душевных движениях, воспитывают чуткость и внимание к переживаниям других людей.


    1 Бунин И.А. Собр. соч.: В 9 т. — М., 1965-1967. — Т. 9. — С. 457.
    2 Степанов Н.Л. Лирика Пушкина. Очерки и этюды. — Изд. 2-е. — М., 1974. — С. 110.
    3 Чичерин А.В. О стиле пушкинской лирики // В мире Пушкина: Сб. ст. — М., 1974. — С. 324.
    4 Блок А. О литературе. — М., 1980. — С. 78.
    5 Литературное наследство. — 84. Иван Бунин. Кн. 1. — М., 1973. — С. 384.
    6 См.: Слонимский А.Л. Мастерство Пушкина. — М., 1963. — С. 139-140.
    7 Блок А. О литературе. — М., 1980. — С. 76.
    8 Афанасьев В.Н. И. Бунин: Очерк творчества. — М., 1966. — С. 189.
    9 Зуев Н.Н. «Достойны ль мы своих наследий?» Иван Бунин — поэт // Зуев Н.Н. «Жизнь и поэзия — одно». Очерки о русских поэтах. — С. 155.

     


    «Русская словесность» . – 2011 . - № 1-2.

     





    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование