Лучший учитель 2007 года


В соответствии с планом РОО и ЦФГЦРО, на основании приказа главы администрации Центрального района в период с 10 по 13 декабря 2007 года на базах ЦФГЦРО, гимназии № 1, ОСОШ № 17 был проведён районный конкурс профессионального мастерства «Учитель года - 2007».
В конкурсе приняли участие 5 учителей из гимназии № 13, экономического лицея, МОУ  СОШ №№ 4, 29, 54.
 
Педагоги принимали участие в 5 номинациях: «Урок в незнакомом классе», «Мастер - класс», «Защита своей педагогической концепции», «Эссе «Моя педагогическая философия», «Проблемная лекция»,  а также представляли самопрезентацию, которая по условиям конкурса не оценивалась.
 
В номинации «Урок в незнакомом классе» принимали участие учителя географии, английского и немецкого языков, учитель музыки, учитель начальных классов. Уроки проводились в различных организационных формах:  игровой, традиционной, групповой. Все уроки носили научный характер, учителя владели избранными технологиями. Педагоги на уроках создавали психологически благоприятную атмосферу для проявления коммуникативной культуры  у школьников, создавали условия для проявления творчества.
Вместе с тем жюри отметает наиболее характерные недочёты:  участники допусками речевые ошибки, затягивали по времени отдельные этапы урока, что приводило к сбою темпа урока, не всегда  подводили итоги урока. Не все педагоги комментировали  выставляемые отметки, а также  не успевали завершить урок в отведённое время. Отдельные участники не могли грамотно проанализировать поведённый урок.
 
Жюри рекомендует участникам более чётко организовывать структуру урока, подводить итоги по окончании каждого этапа урока, избегать речевых ошибок, строить урок в соответствии со своей концепцией. Особое внимание следует обратить на  достижение поставленных целей и задач, т.е. на результат, а также на систему контроля выполняемой работы. Заместителям директоров по УВР жюри рекомендует помочь педагогам в освоении технологии проведения самоанализа урока и педагогической деятельности в целом.
 
На проведение мастер-класса по Положению участникам отводилось 20 минут. Педагоги передавали опыт проведения учебного занятия в соответствии с  используемыми организационными формами, методами и образовательными технологиями: личностно-ориентированного обучения (Чепкасова Е.В., учитель начальных классов экономического лицея), практико-ориентированного обучения (Домнина И.Н.,  учитель музыки МОУ СОШ № 4), развивающего обучения  (учитель французского языка гимназии № 13 Старостина И.И.),  групповым методом (Дегтярёв А.В., учитель географии МОУ СОШ № 54), игровым методом (Салапонова  О.А., учитель немецкого языка МОУ СОШ № 29).
Однако не всем педагогам удалось передать свой опыт работы в соответствии с заявленной педагогической технологией. Отдельные участники использовали не освоенные ими формы организации учебной деятельности, не были готовы передавать свой опыт в форме мастер-класса, не комментировали этапы проводимой работы.
Жюри рекомендует  участникам конкурса передачу своего педагогического опыта проводить в соответствии с заявленной технологией, не использовать слабо освоенные методы и приёмы, следить за выразительностью и динамикой каждого этапа проводимого мастер-класса, оптимально использовать возможности своего голосового аппарата, учитывать зрелищность номинации.
 
Отдельные участники испытывали затруднения при защите своей педагогической концепции (анализа работы). Сказывался недостаток опыта публичного выступления. Отдельным участникам не удалось в полной мере проанализировать  опыт своей  педагогической деятельности.
Жюри рекомендует участникам показывать результаты своей  педагогической деятельности в соответствии с заявленной технологией или методикой, убедительно обосновывать необходимость применения той или иной диагностики (в том числе психологической), показывать достижение заявленной цели в рамках  используемой технологии.
 
В номинации «Проблемная лекция» конкурсанты должны были отразить отдельную проблему, существующую, по мнению участника, в педагогике и показать возможные  пути её решения с опорой на  собственный опыт. Педагоги поднимали проблемы безотметочного обучения, применения проектной деятельности как средства формирования коммуникативной культуры у обучающихся, проблемы патриотического воспитания и привития нравственных ценностей школьникам, проблемы здоровьесбережения в период обучения в школе.
 
В качестве  основных недочётов  жюри отмечает недостаточно свободное владение участниками конкурса теоретическим материалом, слабое представление своей роли в решении обозначенной проблемы.
Жюри рекомендует более тщательно готовить структуру выступления, активно использовать доказательную базу: примеры, ссылки на научные исследования, статьи, результаты своего опыта, предъявлять яркие  цитаты из высказываний известных людей науки, культуры. Особое внимание обратить на логику построения выступления, культуру речи, свободное владение материалом. Возможна поддержка выступления мультимедийной презентацией.
 
В номинации «Моя педагогическая философия» участники представляли на экспертизу  свои эссе. Не всем конкурсантам удалось отразить в работе индивидуальную позицию, соблюсти логику изложения.
Жюри рекомендует изложение вести только  в одном из жанров эссе (философском, эстетическом, литературном, публицистическом, художественном), не допуская их смешивания. Использовать яркие образы в поддержку своего мнения или вывода. Желательно сохранить незаконченность в собственных выводах, как бы  предоставляя возможность читателю присоединиться  к рассуждениям автора и сделать свой собственный вывод.
 
Заключительный этап конкурса предоставил возможность участникам  конкурса предложить вниманию зрителей и жюри творческую самопрезентацию. По Положению участник должен был выступать один, представляя себя зрителям с различных сторон, в различных аспектах и ситуациях, демонстрируя свои достижения, успехи, художественные таланты, сценическую культуру. Как отмечает жюри, наиболее содержательными и яркими были самопрезентации Салапоновой О.А., учителя немецкого языка  МОУ СОШ № 29 и Старостиной И.И., учителя французского языка гимназии № 13.
 
Жюри рекомендует соблюдать условия Положения, динамичнее проявлять своё актёрское мастерство, возможно использование какого-либо яркого, запоминающегося сценического образа или детали.
 
Конкурс получил поддержку со стороны администрации района, педагогических коллективов образовательных учреждений. Позволил выявить и поддержать наиболее ярких, талантливых учителей, изучить и презентовать опыт их профессиональной деятельности, совершенствовать педагогическое мастерство.

ИТОГИ районного конкурса профессионального мастерства «Учитель года - 2007»
 
1 место: Старостина Ирина Ивановна - учитель французского языка высшей квалификационной категории МОУ гимназия № 13.
2 место: Дегтярёв Алексей Владимирович  - учитель  географии высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 54.
3 место: Салапонова Ольга Александровна - учитель немецкого языка первой  квалификационной категории МОУ СОШ №  29.
3 место: Чепкасова Елена Владимировна  - учитель начальных классов первой  квалификационной категории МОУ экономический лицей.
 
Победители в номинациях:
Номинация  «Лучший урок в незнакомом классе» - Дегтярёв  Алексей Владимирович, учитель  географии высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 54.
Номинация  «Защита системы работы» - Старостина Ирина Ивановна, учитель французского языка высшей квалификационной категории МОУ гимназия № 13.
Номинация «Лучший мастер-класс» - Салапонова Ольга Александровна, учитель немецкого языка первой  квалификационной категории МОУ СОШ №  29.
Номинация  «Проблемная лекция» - Чепкасова Елена Владимировна, учитель начальных классов первой  квалификационной категории МОУ экономический лицей; Дегтярёв  Алексей Владимирович, учитель  географии высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 54.
Номинация  «Эссе «Моя педагогическая философия» - Домнина Ирина Николаевна, учитель музыки первой квалификационной категории МОУ СОШ № 4.
Лауреат в номинации «Педагогическое вдохновение и артистизм» - Домнина Ирина Николаевна, учитель музыки первой квалификационной категории МОУ СОШ № 4.

Информацию подготовила Т.П. Комаристова, методист ЦФ ГЦРО
 

[21.12.2007]