Инновации в образовании
Итоги районного этапа городского конкурса проектов «Инновации в образовании»
педагогических работников Центрального района
Декабрь 2007 года – январь 2008 года
На основании приказа начальника отдела образования, в соответствии с планом совместной
работы ЦФГЦРО и ООАЦР и в соответствии с Положением о районном этапе городского
конкурса проектов «Инновации в образовании» в ноябре – декабре 2007 года прошёл
районный этап конкурса проектов. В 6 номинациях конкурса педагогами и руководителями
было представлено 54 проекта из 16 образовательных учреждений района.
Количество конкурсных работ по номинациям следующее:
«Управление экспериментом» - 1проект,
«Оценка качества образования» - 9 проектов,
«Образование и здоровье» - 7 проектов,
«Социализация личности» - 12 проектов,
«Системы методического сопровождения» - 10 проектов,
«Содержание образования» - 15 проектов
Большинство проектов актуальны, реалистичны, перспективны и нацелены на улучшение
учебно – воспитательного процесса, на достижение положительной динамики и разрешение
выявленных проблем в оптимальные сроки. Для этого авторы используют многоаспектный
или тематический мониторинг, определяют причины появления проблем. Для отдельных
проектов характерна хорошо продуманная стратегия достижения поставленных задач
и реализация проекта в целом, которые позволяют улучшить образовательную среду,
привести в соответствие с современными требованиями оснащение кабинетов, активизировать
познавательную и исследовательскую деятельность учащихся, оптимизировать методическое
сопровождение образовательного процесса. Проекты сопровождают качественные приложения,
конкретизирующие отдельные этапы. Это программы, планы, определены формы работы
по реализации проекта, представлены образцы продукции, сметная документация, фотографии,
презентации на электронных и бумажных носителях и другое.
Тематика проектов охватывала проблемы организации государственно-общественного управления, системный подход в деятельности учреждений дополнительного образования, формирование позитивного имиджа образовательного учреждения, концепции и программы развития образовательных учреждений, особенности реализации профильного обучения, особенности психологического сопровождения образовательного процесса.
По жанрам исполнения это были проекты программ, концепций, учебно-методических пособий, даны анализы деятельности достигнутых результатов.
Для большинства работ характерны концептуальность и системность в изложении всех частей представленного материала. В проектах представлена программа деятельности по обеспечению устойчивого развития учреждения, информационно-методические материалы, отмечается высокий уровень инструментально-технологического оформления работ, что позволяет успешно переносить отдельные образцы педагогического опыта в схожие условия, стимулировать опытно-поисковую деятельность.
Проекты программ развития ориентированы на достижение более высокого уровня развития детей, превышающих базовый стандарт дошкольного и школьного образования. Проекты программ направлены на реализацию инновационных идей, освоение дошкольниками и школьниками проектного метода организации деятельности.
Большинство работ построено логично, последовательно, представляет полный по составу проект. В программах изложены анализ проблем, целеполагание, концепция преобразования, этапы перехода, определены участники проекта, разработан план действий. Ожидаемые результаты обоснованы.
Тематика проектов определена в соответствии с проблемами управления. Указаны мероприятия, повышающие конкурентноспособность образовательного учреждения, во многих работах уделено особое внимание формированию позитивного имиджа школы.
В отдельных работах представлена маркетинговая служба, школьный менеджмент. Показаны методики, используемые маркетинговой службой. Особенностью имиджевой политики образовательных учреждений является удовлетворение потребностей и потребительских ожиданий участников образовательного процесса. В большинстве работ представлены результаты деятельности маркетинговой службы в качестве приложений, презентаций.
Выводы и предложения
В основном работы носили общепедагогический уровень, отражающий целостный образовательный
процесс развития образовательного учреждения. Рекомендуется конкурсные учебно-научно-методические
работы обеспечивать рецензиями, в программах развития уделять внимание ресурсному
обеспечению устойчивого развития. Более конкретно прописывать ожидаемые результаты,
указывать, что конкретно изменится в итоге. Заявки на участие оформлять в соответствии
с рекомендациями.
Не всеми авторами обозначается проблема, которая явилась причиной для написания проекта, не даётся ссылка на результаты мониторинга. Иногда авторы используют неточную или ненаучную терминологию. Не всегда цели и задачи способствуют реализации проекта, либо содержание проекта не раскрывает тему. Не всем удалось продумать этапы, сроки, необходимые ресурсы для реализации проекта, не определены ответственные за реализацию предлагаемого проекта, не определяют перспективы. В отдельных проектах в качестве рекомендованной литературы предлагаются устаревшие, несовременные источники. Отдельные темы проектов не являются на сегодняшний день актуальными. Кроме того, иногда имеет место недостаточная культура оформления работы.
В целом, участие в подобном конкурсе позволяет педагогам повысить свои профессиональные компетенции, способствует оптимизации учебно-воспитательного процесса.
[24.01.2008]