Делимся опытом


РАЗВИТИЕ ПРОЦЕССА ИНФОРМАТИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА

9 декабря 2008 года

Таймасова Галина Николаевна,
начальник отдела образования администрации Центрального района Новосибирска

Наши знания специализируются в зависимости от контекста, в котором они были приобретены, и от ситуации, в которой они чаще всего используются. Поэтому влияние среды, в которой происходит обучение, нельзя недооценивать. Сегодня мир постепенно становится «цифровым». О цифровых обществе и школе говорят главы государств на международных саммитах, апробируются системы выборов через интернет, крупные корпорации создают виртуальные офисы… Но самое главное, что современные дети уже не мыслят себя вне «цифры» - телефонов, карманных компьютеров, цифрового телевидения. Очевидно, что традиционная педагогическая модель в связи с этим должна претерпевать существенные изменения. И вопрос не в том, применять или не применять цифровые технологии, и даже не в том, как их применять, а в том, как найти новое прочтение учебного процесса, в котором любое развитие новых технологий расширяло бы возможности педагогики.

В соответствии с городской программой информатизации информационно-коммуникативные технологии используются образовательными учреждениями Центрального района практически во всех сферах деятельности: для подготовки и проведения уроков, поддержки внеклассных мероприятий, они стали технологической основой процесса управления. Более того, средства информатизации позволяют серьёзно говорить о таких вещах как индивидуализация обучения и дистанционное сопровождение образования.

В рамках городской программы «Информатизация образования» к новому учебному году школам Центрального района передана новая компьютерная техника.  В настоящее время в школах Центрального района 476 компьютеров, на один компьютер приходится 16 учеников. Во все ОУ района проведён скоростной Интернет. Внедрён электронный документооборот, что позволяет нам, например, осуществлять полную информационную поддержку проведения школьных этапов всероссийской олимпиады школьников.

Применение информационных технологий в сфере управления образованием позволяет сделать этот процесс более интеллектуальным и научным. Ведение баз данных, методических электронных картотек педагогов дают руководителям возможность проследить динамику развития учителя, спроектировать индивидуальную работу с ним. Такая работа ведется в МОУ СОШ № 4, МЭЛ, ДДТ «Центральный». С 2002 года управление МОУ СОШ № 54 осуществляется при помощи программного комплекса Net школа, были проведены семинары по его применению для руководителей и учителей города и области.

Для того, чтобы учитель использовал вычислительную технику, должны выполняться одновременно два условия:
1) применение компьютера должно быть зримо эффективней традиционной педагогики;
2) время и усилия учителя на подготовку к уроку должны быть соизмеримы с привычными для него.

Для выполнения этих условий в специализированных учебных кабинетах, библиотеках устанавливается компьютерная техника, во многих ОУ кабинеты объединены локальной сетью, имеют выход в интернет. Учебные кабинеты оснащаются интерактивными досками, с помощью которых учитель получает возможность полностью управлять компьютерной демонстрацией, работать с различными компьютерными программами, не теряя визуального контакта с классом.  У педагогов района уже накоплен интересный опыт такой работы, которым они делятся на мастер-классах и практических семинарах с коллегами из других школ района и города. СОШ  № 4 и МЭЛ являются экспериментальными площадками по теме «Информатизация образовательного процесса».

Необходимо отметить, что поставки оборудования в школы не решают проблем образования, если они не возвращают к необходимости новой формулировки целевых ориентиров: кого учить, для чего и как. Очень часто педагогическое или управленческое осмысление использования современной техники происходит уже после того, как она установлена и внедрена, отсюда нередко разочарование в её возможностях. У руководителей и педагогов зачастую не хватает не только знаний, но и мотивации к применению цифровых систем в реальной педагогической практике.

Для решения этих проблем в Центральном филиале ГЦРО по специально разработанным четырём учебным программам проводятся занятия для педагогов и руководителей, имеющих различную степень подготовки к использованию компьютера в практической работе.  Педагоги и руководители проходят курсовую переподготовку в Городском центре информатизации «Эгида», ОблЦИТе, НИПКиПРО, а также на базе образовательных учреждений района.

Применение информационных технологий в образовании может рассматриваться как ещё одна альтернатива, способная повысить степень полезной для учащихся индивидуализации обучения: его темпа, уровня сложности и формы представления учебного материала. Информационные технологии могут в этой ситуации выполнять функции своеобразных творческих лабораторий. А благодаря Интернету учащиеся могут принять участие в многочисленных олимпиадах и конкурсах, которые проводятся в мире - и по школьным, и по внешкольным дисциплинам.

Учащиеся со 2 по 11 классы  МОУ СОШ № 4, 54, 99, 156, гимназии № 1, 13, МЭЛ  участвуют в телекоммуникационных викторинах, олимпиадах и конкурсах: «Русский медвежонок», «Золотое руно», «Кенгуру», «КИТ»,  конкурсах по английскому языку, в мониторинге математической подготовки выпускников 4-х классов «Золотое руно», конкурсе по истории мировой художественной культуры и других. Ребята с удовольствием и азартом решают задания тестов, отмечая их нестандартность, разноплановость. Для выпускников участие в подобных соревнованиях - это ещё одна тренировка при подготовке к ЕГЭ. В прошлом учебном году представители 99-ой школы вошли в «золотую сотню» лучших участников конкурса «Русский медвежонок», а Сиворина Катя была объявлена в этом конкурсе победителем региона.

Учащиеся гимназии № 1 в течение нескольких лет успешно участвуют и становятся победителями заочных интернет-олимпиад и конкурсов регионального и всероссийского уровней.
По итогам общегородского интернет-конкурса «Школа на школу», организованного оператором связи «Новотелеком», в котором приняли участие более 1500 участников, команда школы № 156 заняла первое место. В качестве приза школа получила плазменный телевизор.

Создание и поддержка сайта сегодня – это не просто модная «фишка», которая изящно дополняет и подытоживает достижения образовательного учреждения или сообщества учреждений. Сайт – это организующее ядро образовательной деятельности, постоянный стимул к разнообразным коммуникациям, мощный инструмент оптимизации управления и новый способ самореализации педагогов. Образовательные Интернет-сайты становятся рабочей средой для выявления и продвижения инноваций, которые так востребованы сегодня в российской школе. Публикуя свои разработки и предъявляя ноу-хау образовательному сообществу, образовательное учреждение создает ситуацию открытой общественной экспертизы.

Открытый в 2006 году официальный сайт отдела образования Центрального района «Школа: день за днем»  уже стал своеобразной электронной энциклопедией, историей образовательной среды района. Сайт регулярно, не менее трёх раз в неделю, обновляется иллюстрированными информационными, методическими, дидактическими, нормативными материалами. О правильно выбранной идеологии и средствах разработки сайта свидетельствуют его высокий рейтинг и многочисленные посетители.
Спектр публикаций сайта весьма широк:  от новых археологических открытий в Сибири до использования нанотехнологий  в различных сферах деятельности человека. Особое место на сайте отведено детскому творчеству: публикуются научно-исследовательские работы, творческие художественные и литературные находки юных дарований района. Электронные версии печатных изданий района - журнала «Новый ИМиДЖ» и альманаха детского творчества «Утро» - также доступны на сайте.

Большинство образовательных учреждений района представлены в сети на городском сайте «Межшкольный методический центр», среди них как наиболее интересные и постоянно обновляющиеся можно назвать сайты МОУ СОШ № 54 (в сети с 2000 года, в 2004 году сайт вошёл в десятку лучших школьных сайтов России, содержит более 6500 страниц. С самого его основания на нём действует «общественная приемная»), «Диалог», гимназий № 1 и 13, ДХЭШИ «Весна». Сайт библиотеки гимназии № 1 трижды был отмечен как один из лучших библиотечных сайтов города.

Руководители этих образовательных учреждений понимают, что грамотно организованный и регулярно обновляемый школьный сайт может стать своеобразным пространством профессиональной рефлексии для школы. Новостная лента становится летописью жизни взрослого и детского коллективов. Сайт как выход во внешнее пространство заставляет педагогов, представляя образовательное учреждение и результаты своей работы, давать ответы на вопросы, которые в привычной, повседневной деятельности не всегда подлежат осмыслению:

• в каком направлении осуществляется развитие школы?
• какова ценностная основа, педагогическая, методическая концепция школы?
• в чем заключается характерное отличие учебного заведения от другого и есть ли оно вообще?

С принципами сайтостроения хорошо знакомы не только педагоги, но и учащиеся: в районе ежегодно проводятся тематические конкурсы сайтов, с каждым годом привлекающие всё большее количество участников.

Для достижения выпускниками образовательных учреждений знаний, умений и навыков современного уровня предназначены учебные материалы нового поколения. В районе педагогами и учащимися начат эксперимент по применению российских интернет-ресурсов «Единое окно доступа к образовательным ресурсам», «Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов», в течение нескольких лет используются электронные учебные пособия, энциклопедии, справочники.

Но при практическом использовании предлагаемой на российском рынке электронной образовательной продукции у педагогов порой возникает ряд сложностей:  неудобство в использовании на уроке, недостаточный объем дополнительных сведений по предмету, низкое качество иллюстративного материала. Именно поэтому в районе ведётся работа по созданию самими педагогами электронных образовательных продуктов. Данный вид творческой деятельности побуждает педагога к систематизации огромного количества учебного материала, накопленного им за годы работы, позволяет разрабатывать структуру и наполнение диска согласно собственным требованиям.  Электронные методические пособия и учебные курсы разработаны и используются в гимназии № 1, МОУ СОШ № 54, ДДТ «Центральный», ДХЭШИ «Весна», а разработки учителей МОУ СОШ № 156 и МЭЛ были признаны призёрами городского конкурса, проводимого центром информатизации «Эгида».

Многие педагоги района (МОУ СОШ № 29, 99, гимназии № 13) самостоятельно готовят электронные  контролирующие материалы, позволяющие разнообразить контроль освоения учебных программ, активизирующие учебный процесс за счет сокращения времени проверки знаний, содействующие формированию информационных компетенций. В МОУ СОШ № 54 для организации тестовой формы проверки знаний в течение восьми лет успешно используется программный комплекс Test Office.

В условиях современного, быстро развивающегося общества информационная культура педагога и ученика становится важным фактором профессионального развития и становления личности. Для формирования и развития информационных компетенций в гимназии № 1 в результате сотрудничества учителей начальной школы, литературы и библиотекарей создана система внеклассного чтения учащихся младшего и среднего звена, в которую входят методические разработки уроков в электронном виде, аннотированные иллюстрированные электронные списки внеклассного чтения детей.

Для организации современной информационно-методической поддержки учебно-воспитательного процесса необходимо своевременно, непрерывно и в полном объеме представлять опыт работы лучших российских образовательных учреждений, научные перспективные разработки ведущих ученых-педагогов. Для решения этой проблемы в Центральном филиале ГЦРО издается электронная библиотека педагога «Школа: день за днем». В состав каждого выпуска библиотеки включаются избранные статьи российской образовательной прессы, нормативные, информационные и методические материалы, результаты научных исследований, практические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса. Пятнадцать выпусков библиотеки на компакт-дисках и печатный каталог переданы в школьные библиотеки района.

Ещё одним направлением в работе по внедрению информационных технологий в образовательный процесс стало социальное партнёрство Центрального филиала ГЦРО и учреждений города - НГПУ, областной библиотеки им. А.М. Горького, Центрального Сибирского ботанического сада СО РАН, Департамента природных ресурсов НСО – по разработке совместных  электронных учебников и электронных библиотек педагога.  Эта образовательная электронная продукция, содержащая редкую информацию краеведческого характера, передана в ОУ и ДОУ района и успешно используется на уроках и во внеурочной деятельности. В 2007 и 2008 гг.  электронные библиотеки, разработанные в районе, были отмечены Большими золотыми медалями международного образовательного форума «УЧСИБ».

Основной проблемой в школах является переход в 2010 году на использование свободного программного обеспечения в связи с окончанием лицензии на пакет «Первая помощь», поэтому возникнет необходимость обучения педагогов работе с новым программным обеспечением.

Внедрение информационно-коммуникативных технологий порождает множество изменений, но не все они, в свою очередь, порождают или поддерживают новые образовательные практики. То, в какой мере эти изменения будут способствовать инновационным процессам, зависит от педагогических установок и усилий коллектива школы в целом.


 

[09.12.2008]