Методическая служба в развитии районной системы образования
Обновление системы методической службы района проходит через создание единого методического и информационно – образовательного пространства, предоставление и развитие сферы сервисных услуг.
1. Предметно – методический сервис.
Подготовлено методическое пособие «Портфолио педагога» (пакет документов по образовательным современным педагогическим технологиям: технологии критического мышления, технологии проблемного обучения, технологии дифференцированного обучения, технологии развивающего обучения, технологии проектной деятельности. Издаются электронная библиотека педагога (выпущено 15 электронных дисков), информационно – дидактический журнал «Новый ИМ и ДЖ». Осуществляется тематический поиск информации в образовательных ресурсах Интернет и ведётся рассылка в образовательные учреждения района.
2. Мониторинговый сервис:
Подготовлена аналитико-диагностическая информация по 38 различным темам и мероприятиям районного уровня.
Подготовлена аналитико-диагностическая информация по 38 различным темам и мероприятиям районного уровня.
3.Маркетинговый сервис:
Изучался спрос на методические услуги в районе, определялась степень удовлетворённости. Так, проведено анкетирование учителей и руководителей по оценке уровня научно – методической компетентности педагогических работников для ГЦРО (дважды в первом полугодии 2008 года в марте и мае и один раз в сентябре 2008 года).
Изучался спрос на методические услуги в районе, определялась степень удовлетворённости. Так, проведено анкетирование учителей и руководителей по оценке уровня научно – методической компетентности педагогических работников для ГЦРО (дважды в первом полугодии 2008 года в марте и мае и один раз в сентябре 2008 года).
Кроме этого, проведено исследование, целью которого явилось выявление состояния, основных проблем и путей совершенствования профессиональной квалификации педагогов через анкетирование руководителей образовательных учреждений (май 2008 года).
Проведена диагностика проблем педагогов дошкольных образовательных учреждений, оценена степень сформированности гностических умений через анкетирование всех руководителей ДОУ, а также педагогов детских садов №№ 376, 117.
Анкетирование педагогических работников школы № 54, школы № 4, школы № 156, гимназии № 13, подготовленное и проведённое методистами ЦФГЦРО в апреле – мае 2008 года, выявило степень затруднений, профессиональных интересов, определило самооценку успешности учителя, а также проблемы, связанные с недостаточной профессиональной компетентностью молодых специалистов.
4. Консалтинговый сервис:
Повышение управленческой компетентности руководителей, обобщение эффективных управленческих технологий, экспертные услуги проходило через научно – методические советы, постоянно – действующие семинары для руководителей ОУ. Так после теоретической части руководители выполняют задание по описанию модели государственно – общественного управления вверенного им образовательного учреждения. В журнале «Новый ИМиДЖ» опубликованы модели управления организационным развитием образовательных учреждений, выполненных заместителями директоров по УВР после рекомендаций, разработанных в ЦФГЦРО. В 2007-2008 учебном году велись постоянно действующие годичный семинар для заместителей директоров по УВР, 2008-2009 году ведутся постоянно действующие годичные курсы повышения квалификации заместителей директоров по ВР и старших воспитателей на базе ЦФГЦРО.
5. Экспертный сервис.
Методистами ЦФГЦРО проведены в 2008, 2009 годах экспертная оценка конкурсных уроков математики, конкурсных воспитательских занятий в ДОУ, педагогических проектов районного этапа городского конкурса «Инновации в образовании» и «Образование – ресурс инновационного развития города», а также проведена экспертиза аттестационных материалов педагогических работников, аттестованных на первую и вторую квалификационные категории, проведено рецензирование конкурсных материалов районного этапа городского конкурса «Детский сад года» и другое, оказывается помощь в подготовке наградных материалов педагогов и руководителей ОУ к награждению отраслевыми и правительственными наградами.
6. Библиотечно-методический сервис.
Продвижение электронной продукции, информация об учебных книгоизданиях, заказ литературы проходит через организацию и посещение семинаров, встреч с авторами учебников, презентации, проводимыми на городском, а также районном уровнях.
Сегодня требуется не только традиционно повышать квалификацию педагога, но и координировать научно – методическую и экспериментальную работу, разрабатывать новые подходы к содержанию образования и к использованию педагогических технологий. И в первую очередь мы стараемся выявлять затруднения дидактического и методического характера в образовательном процессе. Курсовые мероприятия стараемся приблизить к месту работы, активнее использовать кредитно – зачётную, накопительную систему. Так, на базе филиала в этом году Новосибирский государственный педагогический университет проводит курсы по педагогическому проектированию, воспитательной деятельности педагога для заместителей директоров по ВР и старших воспитателей ОУ. Особое значение в условиях модернизации отдаётся системе консультирования.
Организация работы постоянно действующих семинаров, мастер – классов, стажёрских площадок, практикумов на основе моделирования и проектирования, психолого-педагогических тренингов, имитационных игр, проблемных лекций с мультимедийной поддержкой и др. помогают учителю смоделировать индивидуальную траекторию профессионального роста. В Центральном районе эффективно развивается такое направление передачи передового педагогического опыта как мастер - классы. В течение года проведено 58 мастер – классов при поддержке методической службы.
Стал традиционным Фестиваль педагогических идей, на котором победители и призёры городского конкурса педагогических проектов презентуют свой опыт для учителей района. В 2008 году из 30 проектов, представленных на городской конкурс «Инновации в образовании», 7 отмечены дипломами победителей, 9 – дипломами лауреатов (53,3 % качества), в 2009 году представлено 44 проекта, итоги: 3 диплома победителя, 1 диплом лауреата, 7 благодарственных писем за высокое качество представленных материалов. Сравнительная таблица результатов по районам города за два года вам представлена.
В течение 2008, 2009 года ЦФГЦРО совместно с руководителями РМО, провёл множество методических мероприятий:
-
районных смотров – конкурсов - 45,
-
научно – методических советов - 6,
-
научно – методических семинаров, семинаров – практикумов - 80,
-
обучающих курсов - 14,
-
районных фестивалей - 25,
-
предметных олимпиад школьников - 24,
-
научно – практических конференций школьников - 5,
-
районных рождественских педагогических чтений - 1.
Пятый год методическая служба совместно с РОО успешно проводит организационную
и методическую работу в условиях Международной Сибирской Ярмарки «УЧСИБ». В выставочных
залах Центрального района в 2008 году прошли 94 мероприятия. В итоге – 23 золотые
и серебряные медали, 13 дипломов Международной Сибирской ярмарки «УЧСИБ».
Методическая служба награждена Почётной грамотой главы администрации Центрального
района за большой вклад в развитие инновационного и научно – методического сопровождения.
В 2009 году отдел образования отмечен «Памятным знаком Главного управления образования
за большой вклад в развитие муниципальной системы образования». В приказе ГУО
объявлена благодарность руководителям ООАЦР и ЦФГЦРО. Представлено 13 работ от
Центрального района на конкурс «Золотая медаль Сибирской ярмарки «УЧСИБ - 2009»,
в итоге: 1 большая золотая медаль (МЭЛ), 2 малые золотые медали (ДОУ № 495, ЦФГЦРО),
11 дипломов Сибирской ярмарки, 34 благодарственных письма руководителям ОУ от
дирекции ярмарки, включая главу администрации района (100% качества).
Использование в методической работе информационных технологий.
Сбор, накопление, обработка и систематизация информации на электронных носителях
сегодня очень актуальны. Выпускается электронная библиотека педагога, отмеченная
третий год подряд Золотой медалью Международного форума Сибирской ярмарки «УЧСИБ»
2007, 2008, 2009.
Подготовлено пятнадцать электронных сборников «Школа: день за днём» методических, нормативных, информационных материалов по актуальным вопросам образования и переданы для использования в практической деятельности в образовательные учреждения района.
При практическом использовании предлагаемой на российском рынке электронной образовательной продукции у педагогов порой возникает ряд сложностей: неудобство в использовании на уроке, недостаточный объем дополнительных сведений по предмету, низкое качество иллюстративного материала. Именно поэтому ведётся работа по созданию самими педагогами электронных образовательных продуктов – презентаций и электронных учебников. Данный вид творческой деятельности побуждает педагога к систематизации огромного количества учебного материала, накопленного им за годы работы, позволяет разрабатывать структуру и наполнение диска согласно собственным профессиональным представлениям. Во всех ОУ района работа в этом направлении ведётся, есть очень интересные электронные разработки. С целью систематизации, обобщения и распространения лучшего педагогического опыта в области ИКТ, для расширения сферы применения информационных технологий согласно приказу РОО от 11.01.09. № 1 методической службой района готовится к изданию каталог электронных образовательных ресурсов, разработанных нашими педагогами. К сожалению, информацию сдали только МЭЛ, СОШ № 99, СОШ «Диалог», МОУ СОШ № 156 и «Перспектива» (по приказу – до 15 февраля 2009года).
Сайт – это организующее ядро образовательной деятельности, постоянный стимул к разнообразным коммуникациям, мощный инструмент оптимизации управления и новый способ самореализации педагогов. Образовательные Интернет-сайты становятся рабочей средой для выявления и продвижения инноваций, которые так востребованы сегодня в российской школе. Во всех ОУ созданы сайты, однако качество у многих желает лучшего, нам есть, над чем работать (см. таблицу). Большинство из них выполнено в стандартном конструкторе сайтов, все имеют одинаковый перечень разделов, отсутствует творческий подход.
На сайте «Школа: день за днем. Педагогический альманах» Центрального района размещены более 1000 статей информационно-методического характера, знакомящего с опытом работы лучших представителей педагогической науки и образования района и России; постоянно обновляются разделы «Дополнительные материалы к урокам» и «Библиотека», содержащие иллюстрированные научно-популярные материалы, тексты редких книг. В феврале открыт новый раздел биографических дайджестов «Классики», представляющий читателям писателей, художников, композиторов, педагогов и учёных, чьё творчество является достоянием мировой культуры.
По рейтинговым оценкам из 2888 образовательных сайтов России сайт Центрального района занимает второе место. В декабре 2008 года получено Благодарственное письмо за участие во Всероссийском конкурсе «Лучший сайт образовательного учреждения» от начальника управления Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ П.Ф.Анисимова. Ежедневно сайт посещают более 2000 человек.
Открыты новые разделы: "Новинки педагогической литературы", «Обзор детских книг», «ЕГЭ 2009».
Выявление, изучение и обобщение на технологическом уровне педагогического опыта
– важная составляющая работы методической службы.
В целях организации деятельности по трансляции в массовую практику опыта работы
ОУ, достигших наиболее высоких результатов выпускается журнал «Новый ИМиДЖ»,
ставший лабораторией результативного опыта. Так, очередной номер представил опыт
учителей Центрального района – победителей конкурса на получение премии Президента
РФ в рамках национального проекта «Образование». Из 30 учителей-победителей 18
печатались в нашем журнале.
В городском конкурсе учебно-методических материалов «Образование – взгляд в будущее города» в 2007 году в номинации «Печатные издания» журнал отмечен дипломом победителя за I место и малой золотой медалью международной выставки УЧСИБ.
Впервые в 2008 и 2009 годах было выпущено два альманаха детского литературного и художественного творчества «Утро», руководитель этого проекта Распопин В.Н.
Информационная деятельность, в том числе организация и проведение всеобуча по информационным технологиям способствует освоению компьютерной техники педагогами не только на базовом уровне.
В течение трёх лет в Центральном филиале ГЦРО проводятся учебные занятия для педагогов и руководителей, имеющих различную степень подготовки к использованию компьютера в практической работе. Для занятий были разработаны три учебных пособия, а в текущем учебном году после подключения филиала к сети и модернизации учебного класса начаты занятия по четвертой теме «Основы работы в Интернете», для проведения которых подготовлены новое пособие и ознакомительная аудиолекция. На базе филиала обучено более 120 человек.
Полученные на учебных занятиях знания педагоги ОУ и ДОУ успешно используют в практической и конкурсной деятельности. Впервые проведённый в этом году районный конкурс мультимедийных презентаций ДОУ продемонстрировал интересные творческие разработки, имеющие практическое значение для работы учителей с детьми и их родителями.
Учебные курсы, семинары, консультации по информатизации включали в себя:
- консультации и техническую помощь в разработке электронных учебных пособий, сайтов образовательных учреждений района,
- семинары по использованию ИКТ в учебном процессе» для школьных библиотекарей, учителей химии, географии и биологии, методистов и воспитателей ДОУ по практическому использованию электронной библиотеки
- двухдневный семинар для учителей информатики по сетевым технологиям.
Применение информационных технологий в сфере управления образованием позволяет
сделать этот процесс более интеллектуальным и научным. Ведение баз данных, методических
электронных картотек педагогов дают руководителям возможность проследить динамику
развития учителя, спроектировать индивидуальную работу с ним. С этой целью в ЦФ
ГЦРО начата работа по созданию банка данных «Педагогические кадры Центрального
района».
Конкурсы профессионального педагогического мастерства - ресурс повышения качества
образования.
ОУ Центрального района стали чётче позиционироваться в конкурсной борьбе за гранты, проекты, международные образовательные проекты.
Например, районные конкурсы «Урок года», «Учитель года», «Классный руководитель года», «Кабинет года», «Методический кабинет ДОУ», «Деятельность методических служб образовательных учреждений», «Ученик года», «Логопедический кабинет года», «Воспитатель года», первые районные предметные олимпиады учителей по математике, 17 апреля – первая районная олимпиада по русскому языку учителей русского языка и литературы. В этом учебном году наконец классный руководитель гимназии № 1 Сычёва Н.А. стала победителем городского конкурса «Классный руководитель - 2009».
ОУ Центрального района стали чётче позиционироваться в конкурсной борьбе за гранты, проекты, международные образовательные проекты.
Например, районные конкурсы «Урок года», «Учитель года», «Классный руководитель года», «Кабинет года», «Методический кабинет ДОУ», «Деятельность методических служб образовательных учреждений», «Ученик года», «Логопедический кабинет года», «Воспитатель года», первые районные предметные олимпиады учителей по математике, 17 апреля – первая районная олимпиада по русскому языку учителей русского языка и литературы. В этом учебном году наконец классный руководитель гимназии № 1 Сычёва Н.А. стала победителем городского конкурса «Классный руководитель - 2009».
Методическое сопровождение и своевременное оказание помощи со стороны методистов повлияли на улучшение результатов участия школ Центрального района в городском конкурсе учебных специализированных кабинетов. Ежегодно на базе лучших кабинетов мы проводим семинары – практикумы для руководителей и учителей – предметников. Так, прошла презентация кабинета русского языка и литературы МОУ СОШ № 29, победителя городского конкурса для директоров ОУ района, кабинета химии гимназии № 1, физики – МЭЛ, библиотеки – гимназии № 13 и др. Специализированные учебные кабинеты многих школ оснащены интерактивными досками, с помощью которых учитель получает возможность полностью управлять компьютерной демонстрацией, работать с различными программами, не теряя визуального контакта с классом. Но интерактивная доска – это всего лишь инструмент, а эффективность учебного процесса во многом зависит от мастерства и умения преподавателя.
С целью приобретения педагогами необходимых знаний Центральный филиал ГЦРО заключил
договор о сотрудничестве с Областным центром информационных технологий. В апреле
для педагогов района на базе ЦФ ГЦРО начинается проведение серии занятий спецкурса
«Методика работы с интерактивной доской», уже прошедшего апробацию в НГПУ и получившего
высокую оценку преподавателей высшей школы.
В рамках этого договора в феврале на базе ЦФ ГЦРО для заместителей директоров района проведён первый семинар по теме «Цифровые образовательные ресурсы нового поколения», всем участникам которого была вручена электронная версия учебника «Православная культура». В ходе семинара выяснилось, что школы района не обеспечены поставками цифровых образовательных ресурсов. Поэтому в филиале подготовлены к тиражу для передачи в школы:
-
шесть федеральных поставок ЦОР, включающих более 100 компакт-дисков по всем учебным предметам;
-
50 видеофильмов «Рассказы о профессиях» и методические рекомендации к ним для использования в системе школьной предпрофильной подготовки;
-
«Справочник методиста ОУ»;
-
«Практика управления. Справочник заместителя директора школы»;
-
«Управление школой. Инновационная деятельность».
(Диски для записи сдали только гимназия №1 и школа "Диалог").
В текущем году уделено большое внимание методической работе с руководителями ДОУ. Прошёл районный конкурс «Воспитатель года - 2008», идёт конкурс «Воспитатель - 2009». Два года на Сибирской ярмарке благодаря большой методической поддержке, организационной помощи со стороны методической службы 18 из 19 ДОУ представляли большую программу работы и были отмечены Золотой медалью Международного Форума «УЧСИБ» в марте 2008 года, Малой золотой медалью и 6 дипломами в 2009 году.
С целью развития методической службы мы уделяем всё больше внимания научно –
экспериментальной деятельности.
Центральный район – экспериментальная площадка по апробации инновационного механизма аттестации педагогических кадров на высшую квалификационную категорию. Включение в эксперимент обосновано тем, что мы видим противоречие между существующей системой аттестации педагогических работников и необходимостью регулярной объективной оценки уровня сформированности профессиональных компетенций педагогов. Это позволит рассматривать проектную деятельность как «точку роста» профессиональной компетентности их. Задача методистов – научить учителя работать на конечный результат.
Центральный район – экспериментальная площадка по апробации инновационного механизма аттестации педагогических кадров на высшую квалификационную категорию. Включение в эксперимент обосновано тем, что мы видим противоречие между существующей системой аттестации педагогических работников и необходимостью регулярной объективной оценки уровня сформированности профессиональных компетенций педагогов. Это позволит рассматривать проектную деятельность как «точку роста» профессиональной компетентности их. Задача методистов – научить учителя работать на конечный результат.
В Центральном районе созданы условия для сетевого взаимодействия: опорные школы, ресурсные центры, экспериментальные площадки.
Мы стараемся отследить эту работу через проведение учебно – методических сборов, семинаров – погружений, НМС (СОШ «Перспектива», экономический лицей, СОШ №№ 4, 156, школа – сад № 60 «Сибирский лучик» и др.) Создание педагогических сообществ направлено на интеграцию усилий, повышение эффективности методической деятельности. По инициативе руководителя методической службы создан Клуб Заслуженных учителей Центрального района. Хотелось бы, чтобы Клуб влиял на образовательную политику района, города, способствовал повышению престижа учительской профессии, содействовал профессиональному общению, методической поддержке молодых педагогов.
На районной августовской конференции мы говорили о путях преодоления профессиональной деструкции педагога, о совершенствовании не только методической культуры, но и создании условий для его интеллектуального развития.
Марк Поташник, действительный член (академик) Российской академии образования, профессор, доктор педагогических наук, считает, что есть несколько способов представления содержания работы с учителями по обеспечению их профессионального роста, расширению культурного кругозора, развитию интеллекта.
В чём видится специально организованная руководителями школы деятельность? Это:
• мировоззренческая подготовка учителей;
• дидактическая подготовка учителей;
• воспитательная подготовка учителей;
• психологическая подготовка учителей;
• подготовка учителей в сфере информационных и коммуникационных технологий.
Остановлюсь на первом направлении. Оно самое запущенное, труднореализуемое, самое недооцениваемое и по нынешним временам самое важное по обеспечению профессионального роста. Ошибочно считать, что развитие общей культуры учителя вообще не относится к методической работе, а является личным делом самого педагога, а уж никак не предметом заботы руководителей. Беда в том, что большинство школьных педагогов убеждены, что их кругозор, культурный уровень, интеллект вполне достаточны для того, чтобы учить и воспитывать детей. Заслуживает большого внимания деятельность руководства, Фонда развития гимназии № 1 по обеспечению педагогов престижными профессиональными командировками в столичные города, предоставлением билетов в театры города. С целью повышения культуры педагога начал работать на базе ЦФГЦРО Университет педагогических знаний. Первое занятие: «Его величество – русский язык» полезно всем, так как, к сожалению, грамотность педагогов желает лучшего. Второе занятие 15 апреля проводит И.Ш. Аглиулин, учитель физики гимназии № 1. Знаете ли вы, уважаемые коллеги, сколько созвездий, других космических тел носят имена наших земляков – новосибирцев? Эту уникальную информацию вы найдёте на электронном диске, который мы вам подготовили.
Мировоззренческая подготовка совершенно необходима современному учителю, чтобы отвечать и себе, и детям на сложные вопросы. Без мировоззренческой аксиологической подготовки учителю невозможно выработать в себе взвешенное, корректное отношение к религии, национальному вопросу, собственности, богатству, сексуальной культуре.
Большую помощь по обеспечению профессионального роста педагогов района, по научному
консультированию, руководству исследовательской деятельностью педагогов и учащихся
оказывают представители науки, с которыми организовано сотрудничество.
Так, они приняли участие в качестве докладчиков, консультантов, руководителей творческих групп в работе 84 районных мероприятий для педагогов и учащихся (научно – методических семинаров, конференций, педагогических чтений, круглых столов, олимпиад).
В содержание работы по информационно – аналитическому направлению входят подготовка, издание и тиражирование информационных бюллетеней, буклетов, проспектов, информирование о работе ОУ и органов управления образованием через средства массовой информации. Примером социального партнёрства ЦФГЦРО и учреждений города (НГПУ, библиотеки им. А.М.Горького, Центрального ботанического сада СО РАН, ХЭШИ «Весна», других) служат совместные электронные учебники, электронная библиотека педагога: (не читать, только на экране).
Электронная библиотека педагога «Особо охраняемые природные территории Новосибирской области. Памятники природы регионального значения» (Совместный проект ЦФГЦРО и департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды НСО). Этот последний проект был отмечен Малой золотой медалью Международной Сибирской ярмарки «УЧСИБ» в марте 2009 года.
Происходящие перемены в образовании приводят к повышению роли школьных библиотек. От уровня библиотечно-информационного обслуживания обучающихся во многом зависит достижение нового качества образования. Увеличивающийся объём информации, глобальные электронные сети требуют способности к компетентным оценкам, отбору и целенаправленному использованию многообразных средств информации. Формула «знаю, что» должна быть дополнена не только функциональной формулой «знаю, как», но прежде всего – формулой «знаю, где». Учитывая эти тенденции, методической службой в октябре проведён практический семинар для школьных библиотекарей района, на котором каждому участнику был вручён комплект из 20 электронных информационно-методических пособий и библиотек, разработанных в ЦФ ГЦРО, и информационный каталог к ним.
В настоящее время готовятся к рассылке в школьные библиотеки методические рекомендации по организации оценки и учёта информационных ресурсов ОУ с использованием автоматизированной информационно-библиотечной системы МАРК, разработанные головным Центром учебного книгоиздания России.
На наш взгляд, взаимно обогащает сотрудничество с образовательными учреждениями подшефных школ Коченёвского района. Вы, конечно, помните методический поезд в образовательные учреждения (средние школы сёл «Поварёнка» и «Федосиха») подшефных районов. ЦФГЦРО передал в подарок для педагогов и руководителей полный авторский комплект электронной библиотеки педагога, рекламные буклеты, проспекты, избранные журналы «ИМиДЖ» для практического использования.
Проблемы, с которыми мы с вами постоянно или периодически сталкиваемся:
1. На современном этапе мы стремимся преодолеть некоторую инерционность в определении целей методической службы. Однако, приверженность к линейно – функциональной организационной структуре управления ориентирует на решение преимущественно краткосрочных задач тактического характера, загруженность текущими делами лишает возможности опережающего видения роли методической службы в развитии педагогических ресурсов образовательных учреждений, что снижает инновационный потенциал системы методической работы. Захлёстывает и создаёт напряжение неплановая отчётность, информационные справки в вышестоящие органы управления.
2. Конкурсное движение развивается недостаточно, особенно профессиональный конкурс «Учитель года».
3. Эффективность «кадровой недели» слаба. Зачастую информация о планируемом участии педагогов ОУ в том или другом конкурсе, мероприятии на следующий год не совпадает с реальностью.
4. Требует совершенствования перспективное планирование и работа научно – методических советов в ОУ, предметных кафедр. Недостаточно открыто научных и экспериментальных площадок, эффективность их невысока по обобщению и представлению опережающего опыта. Так, в городе всего осуществляют эксперимент 44 учреждения, из них 6 образовательных учреждений Центрального района, доля 13,6 % от всего количества, к тому же в МЭЛ, гимназиях № 1, 13, Ш.-С.№ 60 эксперимент должен быть завершён в 2009 году. Сетевые экспериментальные площадки объединяют 134 школы города. Доля Центрального района - 4,5 % (всего 6 ОУ): МЭЛ - 3 направления, № 54 -2 направления, №№13, 12, 4, 156 – 1 направление.
Говоря о непростом, но перспективном будущем учреждений образования Центрального
района, мы должны чётко представлять, насколько усложняются методические задачи.
Для решения их есть два вида ресурсов: первый – это интеллектуальный ресурс,
и для того, чтобы он был значительным, нужна модернизация учителя, и второй –
организационный, а для этого должна быть модернизация директора школы.
Попытаемся обозначить, как говорят в науке, точки бифуркации, т.е. возможные точки роста, а уже каждый руководитель решит, что и в каком порядке отобрать для содержания методической работы в обозримом будущем.
Попытаемся обозначить, как говорят в науке, точки бифуркации, т.е. возможные точки роста, а уже каждый руководитель решит, что и в каком порядке отобрать для содержания методической работы в обозримом будущем.
Каковы пути развития муниципальной методической службы, на наш взгляд?
Первоочередные меры по развитию образовательных учреждений в условиях кризиса.
1. Иметь антикризисный план.
2. Освоение современных технологий. Внедрение многоканального финансирования.
3. Градация расходов по первоочередной значимости на обновление методической базы.
4. Отказ от несвойственных функций.
5. Проектная деятельность как основа стратегии и тактики развития образовательных учреждений.
6. Имиджевая деятельность учреждения как основа привлечения образовательных потребительских услуг.
7. Участие в профессиональных конкурсах на всех уровнях как элемент внешнего аудита (оценки) качества образовательных услуг.
8. Создание системы корпоративных действий: форма, стиль, атрибутика (флаг, гимн)
1. Иметь антикризисный план.
2. Освоение современных технологий. Внедрение многоканального финансирования.
3. Градация расходов по первоочередной значимости на обновление методической базы.
4. Отказ от несвойственных функций.
5. Проектная деятельность как основа стратегии и тактики развития образовательных учреждений.
6. Имиджевая деятельность учреждения как основа привлечения образовательных потребительских услуг.
7. Участие в профессиональных конкурсах на всех уровнях как элемент внешнего аудита (оценки) качества образовательных услуг.
8. Создание системы корпоративных действий: форма, стиль, атрибутика (флаг, гимн)
Пути развития методической службы ЦФГЦРО и ОУ района
1. Построение её деятельности на принципах сетевой организации.
2. Определение связи методической службы и маркетинга (изучение спроса на образовательные услуги).
3. Создание многуровневой системы опережающего повышения педагогического мастерства. Новые требования к муниципальной методической службе определяют и новые требования к уровню квалификации работников методической службы. Сегодня методист выполняет новые функции: функции эксперта, менеджера, консультанта. Мы понимаем, что полифункциональность позволяет не только качественно выполнять работу, но и совершенствовать её. Все методисты прошли курсы повышения квалификации в центре «Эгида», ГЦРО, НИПК и ПРО, НГПУ. Благодаря инициативе ЦФГЦРО, поддержке администрации Центрального района в лице А.В.Ершова, Г.А.Таймасовой, ГЦРО - О.Н.Щербаненко, финансовому решению начальника департамента по информатизации и связи мэрии В.Е. Шибанова обеспечено переоборудование ЦФГЦРО новой современной техникой. Создан перспективный план взаимодействия ЦФГЦРО и ООАЦР по повышению информационной культуры педагогических работников, повышению качества учебно – воспитательного процесса.
4. Совершенствование работы методической службы, осуществление перехода из режима констатирующей деятельности в опережающий режим, из режима репродуктивной педагогики в интерактивный режим.
Необходима более чёткая плановая работа заместителей директоров по НМР и УВР ОУ в зоне ответственности: отслеживать подготовку к конкурсам, нести ответственность за результаты и качество: будь то аттестация, курсовая переподготовка, Сибирская ярмарка или другое.
6. Выработка вариантов моделей диссеминации опыта, выявленного конкурсами разного уровня, с учётом условий их применения в других условиях и другими учреждениями.
2. Определение связи методической службы и маркетинга (изучение спроса на образовательные услуги).
3. Создание многуровневой системы опережающего повышения педагогического мастерства. Новые требования к муниципальной методической службе определяют и новые требования к уровню квалификации работников методической службы. Сегодня методист выполняет новые функции: функции эксперта, менеджера, консультанта. Мы понимаем, что полифункциональность позволяет не только качественно выполнять работу, но и совершенствовать её. Все методисты прошли курсы повышения квалификации в центре «Эгида», ГЦРО, НИПК и ПРО, НГПУ. Благодаря инициативе ЦФГЦРО, поддержке администрации Центрального района в лице А.В.Ершова, Г.А.Таймасовой, ГЦРО - О.Н.Щербаненко, финансовому решению начальника департамента по информатизации и связи мэрии В.Е. Шибанова обеспечено переоборудование ЦФГЦРО новой современной техникой. Создан перспективный план взаимодействия ЦФГЦРО и ООАЦР по повышению информационной культуры педагогических работников, повышению качества учебно – воспитательного процесса.
4. Совершенствование работы методической службы, осуществление перехода из режима констатирующей деятельности в опережающий режим, из режима репродуктивной педагогики в интерактивный режим.
Необходима более чёткая плановая работа заместителей директоров по НМР и УВР ОУ в зоне ответственности: отслеживать подготовку к конкурсам, нести ответственность за результаты и качество: будь то аттестация, курсовая переподготовка, Сибирская ярмарка или другое.
6. Выработка вариантов моделей диссеминации опыта, выявленного конкурсами разного уровня, с учётом условий их применения в других условиях и другими учреждениями.
В целом, достаточно высокий уровень управленческой компетентности
отдела образования, руководителей школ Центрального района, методической службы,
согласованность действий между нами значительно снижают остроту возникающих проблем
и продвигают систему образования на новый современный уровень. Будем надеяться,
что определяющая роль и достойное место в общей образовательной системе нашего
района будет принадлежать методической службе.
Завершая выступление, хочется отметить, что небольшой коллектив методистов Центрального филиала работает слаженно, одной командой. Устранена текучесть кадров, принят методист по дошкольному образованию. Позвольте поблагодарить при всех Алейникову Ольгу Александровну, почётного работника общего образования РФ, Комаристову Татьяну Петровну, Чернову Нину Николаевну, Колесникову Татьяну Викторовну, трудом которых пополняется позитивный опыт учреждений Центрального района.
Решение Совета ООАЦР 24 марта 2009 года
1. Принять к сведению доклад А.Г.Старцевой «О роли методической службы в
развитии районной системы образования» и одобрить опыт работы ЦФГЦРО.
2. Обсудить на педагогических советах пути совершенствования методической
службы образовательного учреждения.
3. Провести районную Методическую неделю в октябре 2009 года. По итогам проведения
недели поручить ЦФГЦРО подготовить обобщённый анализ.
4. Практиковать внедрение новых профессиональных конкурсов, новых форм проведения
методических мероприятий (например, районный фестиваль чтецов, конкурс предметных
сайтов, теле- видеоконференции по управленческим проблемам и др.). Уделить внимание
в каждом образовательном учреждении отбору по высоким профессиональным качествам
кандидатов на участие в городском конкурсе «Учитель года».
5. Практиковать выходы в образовательные учреждения района в межаттестационный период с целью осуществления мониторинга за качеством учебно- воспитательного процесса и оказания своевременной методической помощи.
6. Откорректировать программы развития образовательных учреждений на новый учебный год и на ближайшую перспективу.
5. Практиковать выходы в образовательные учреждения района в межаттестационный период с целью осуществления мониторинга за качеством учебно- воспитательного процесса и оказания своевременной методической помощи.
6. Откорректировать программы развития образовательных учреждений на новый учебный год и на ближайшую перспективу.
7. Спланировать участие педагогических работников ОУ в профессиональных конкурсах,
проектах, грантах различного уровня в новом учебном году.
8. Устранить недостатки в формировании и ведении сайтов образовательных учреждений.
ЦФГЦРО в сентябре 2009 года провести районный конкурс сайтов образовательных учреждений.
9. Принять к сведению информацию о работе городских экспериментальных площадок
образовательных учреждений района и одобрить опыт работы (Экономический лицей,
гимназия № 1, Школа – сад № 60 «Сибирский лучик», СОШ «Перспектива»).
[28.03.2009]