Итоги первой районной олимпиады по русскому языку для... учителей



В соответствии с планом совместной работы РОО и ЦФГРО, на основании  приказа районного отдела образования № 24 от 31 марта 2009 года 17 апреля  2009 года прошла Первая районная предметная  олимпиада по русскому языку для учителей   русского языка и литературы.

Цель олимпиады: создание  условий для выявления и поддержки профессионального мастерства учителей русского языка Центрального района, дальнейшего совершенствования работы по реализации актуальных задач современной модели образования в области лингвистических, языковых, коммуникативных компетенций.

В конкурсе приняли участие 8 педагогов из 6 образовательных учреждений Центрального   района:  МБОУ «Гимназия № 13», МБОУ «Экономический лицей»,  МБОУ СОШ №№  4,   54,   156, «Перспектива». 
Не приняли участие педагоги из МБОУ  «Гимназия № 1», МБОУ СОШ №№ 12, 29, 99, «Диалог».

Участникам было предложено 16 заданий, из которых  12 заданий были  связаны с различными аспектами   языкознания (задания 1-12), два задания носили методический характер (задания 13 и 14), и два задания касались  основ психологии и основных понятий современной педагогики (задания 15 и 16).
Жюри отмечает, что у участников не вызвали особых затруднений задания по стилистике, грамматике, орфографии, пунктуации, на определение значений многозначного слова,  на знание русских пословиц, т.е. на задания,  касающиеся  лингвистических, языковых компетенций, большинство участников дали полные правильные ответы.

Вместе с тем, вызвало затруднение у участников  задание на подбор синонимического  выражения известного фразеологизма «блудный сын». Не всем участникам удалось  в полном объёме справиться с заданиями на  постановку ударения, объяснить  допустимость нескольких вариантов с объяснением стилистических и смысловых различий между вариантами,  задание № 12, рассчитанное на знание исключений из второго склонения, оказалось для участников также сложным.

Анализируя ответы на задания методического характера, жюри отмечает, что участники в недостаточной мере  владеют информационными компетентностями в области  работы с содержанием  текста, что требует от педагога современная модель образования.
Так, например, только  один участник  смог дать полный правильный ответ на задание № 13, касающееся методики работы с заданным текстом (определение видов сжатия текста, требующих  умений обобщать информацию текста, упрощать её, находить исключения в тексте по смыслу и по заданию). Также вызвали затруднения ответы на задание № 14, касающееся  типов аргументов, которые можно использовать при написании сочинения.

По мнению жюри, владение педагогами данными методическими приёмами  является важным условием для успешной  подготовки выпускников к итоговой аттестации, в том числе и в новой форме (ЕГЭ).
К сожалению, обнаружилось, что педагоги испытывают затруднения в области психолого-педагогических знаний, слабо различают признаки  типов темпераментов. Из максимально возможных 9 баллов, лучший результат был оценён только в 5,5 балла.

Только  часть участников знакомы с  современной педагогической терминологией, касающейся  понятий: «когнитивная деятельность», «коммуникативные компетенции», «проблемно-познавательные задачи», «развивающее обучение», «ценностные ориентации».

По окончанию выполнения олимпиадных заданий участникам  было предложено ответить  на ряд вопросов  «Анкеты участника». 
По результатам  ответов  жюри выяснило, что большинство вопросов  показались участникам интересными. В то же время  вопросы №№ 6, 9, 12 большинству участников показались трудными. Это задания, касающиеся   заимствованной лексики, знания устаревших названий денежных единиц, знания слов, которые в одном из  падежей,  не подчиняются падежной парадигме («в забытьи; на острие»).

Большинство участников отметили, что участие в олимпиаде позволило актуализировать собственные знания,  провести  анализ собственных профессиональных затруднений, почувствовать ответственность за качество  преподавания предмета. Участники  отметили целесообразным организацию  дистантной формы проведения олимпиады, позволяющей работать в удобном временном режиме, использовать справочные источники информации, привлекать большее число участников.

Конкурс способствовал активизации творческого потенциала,  выявлению  талантливых педагогов, обладающих наиболее высоким уровнем лингвистических, языковых, коммуникативных компетенций.
Жюри рекомендует:
  1. Учителям русского языка регулярно  повышать свою профессиональную компетентность через самообразование, посещение  семинаров школьного, районного уровней, практикумов, круглых столов, взаимопосещение уроков  коллег, регулярное прохождение курсовой подготовки.
  2. Учителям активно участвовать в работе  школьных и районных методических объединений, творческих групп, в районных научно-практических конференциях, педагогических чтениях.
  3. При подготовке мероприятий по обобщению и презентации  положительного педагогического опыта в форме мастер-классов, творческих отчётов необходимо  проводить   тщательную  подготовку аналитических и диагностических материалов на системной  основе.
  4. Подготовительную работу к презентации своего опыта работы  педагогам необходимо соотносить с основными тенденциями и направлениями развития современной модели образования.
  5. Заместителям руководителей по УВР, НМР, руководителям  предметных методических объединений, кафедр при организации работы необходимо больше внимания уделять психолого-педагогическому просвещению и образованию учителей-предметников, ознакомлению с современными тенденциями развития современного образования, своевременно знакомить педагогов с отраслевыми нормативными документами.

 
ИТОГИ ОЛИМПИАДЫ

I место – Зайкова Марина Владимировна, учитель русского языка и       литературы  высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия  № 13».
 
Призёры:
II место – Муромцева Юлия Александровна, учитель русского языка и  литературы  высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 4;
III место – Кутасевич Евгения Вячеславовна, учитель русского   языка и   литературы  первой  квалификационной категории МБОУ СОШ № 4;
III место – Фомичёва Ирина Петровна, учитель русского языка и   литературы  первой  квалификационной категории МБОУ СОШ № 156.
 
 
Лауреаты, награждённые поощрительными дипломами:
Гуляева Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы  МБОУ «Гимназия  № 13»;
Проворова Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы  МБОУ СОШ № 54;
Беляева Марина Ивановна,  учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ СОШ «Перспектива»;
Косачёва Наталья Валерьевна,   учитель русского языка и  литературы первой квалификационной категории МБОУ ЭКЛ.
 
Информацию подготовила  Т.П. Комаристова, методист высшей квалификационной категории ЦФ ГЦРО
 
 
 

[06.05.2009]