Итоги августовской конференции педагогов района
Итоги проведения районной научно-практической конференции педагогических работников
«Пути развития муниципальной системы образования Центрального района Новосибирска
в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
Август 2009 года
В рамках научно-практической конференции педагогических работников Центрального
района была организована работа 21 секции для руководителей ОУ, учителей-предметников,
педагогов дополнительного образования, специалистов социально-психологической
службы, школьных библиотекарей, педагогов дошкольного образования.
В секционной работе приняли участие 462 педагога из 12 общеобразовательных, 19 дошкольных образовательных учреждений, 4-х учреждений дополнительного образования Центрального района.
Кроме педагогов и руководителей в работе секций активное участие приняли представители педагогической науки, учёные из НГПУ, НИПКиПРО, ГЦРО, специалисты городских и областных библиотек, представители издательства «Просвещение», специалисты городского Центра мониторинга (ГЦМО), ОблЦИТ, представители детских общественных организаций города Новосибирска, начальник отдела администрации Центрального района, гости из ИПК города Новокузнецка.
Концепция современной модели образования неоднократно подчёркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, что и было подчёркнуто участниками НПК в процессе работы в предметных секциях.
Работа предметных секций была организована как в традиционной форме, так и в форме круглых столов:
- учителя общественных дисциплин работали по теме: «Реализация компетентностного похода при изучении истории и обществознания» в рамках обеспечения реализации современной модели образования;
- социальные педагоги обсуждали проблемы организации системы социально-педагогической поддержки детей и подростков в общеобразовательных учреждениях;
- педагоги дополнительного образования вели диалог по теме обеспечения «Психолого-педагогических условий совершенствования учебно-воспитательного процесса в системе дополнительного образования детей и молодёжи».
На секциях были представлены доклады, наиболее актуальные для учителей-предметников в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Большую ценность представляли доклады и выступления учёных, представителей науки, которые носили в основном методологический характер, отражали концептуальные подходы к реализации основных направлений развития современной модели образования в той или иной научной или образовательной области.
В своих выступлениях они сделали акцент на практическую направленность обучения, подчёркивая роль опыта, умений применять знания в различных ситуациях, что более соответствует условиям рыночной экономики, обратили внимание на необходимость формирования не только предметных, но и надпредметных компетенций, способствующих социальной адаптации школьников, готовности к профессиональной деятельности.
Ромащенко С.А., к.ф.н., осветила возможные концептуальные подходы к литературному
образованию школьников на современном этапе, которое предполагает освоение
навыков анализа художественного текста, владение литературоведческими терминами,
осмысление нравственных аспектов на примере поступков литературных героев.
Таранова М.В., к.п.н., разъяснила новые тенденции развития математического образования
в РФ.
Влияние компетентностного подхода на повышение качества подготовки будущих специалистов обсуждали учителя химии при научной поддержке Качаловой Г.С., к.х.н.
Перспективы развития естественнонаучного образования школьников обсуждали учителя биологии и экологии со старшим преподавателем НИПКиПРО Чернухиной И.В.
Влияние компетентностного подхода на повышение качества подготовки будущих специалистов обсуждали учителя химии при научной поддержке Качаловой Г.С., к.х.н.
Перспективы развития естественнонаучного образования школьников обсуждали учителя биологии и экологии со старшим преподавателем НИПКиПРО Чернухиной И.В.
Учителя истории и обществознания рассматривали проблемы и тенденции развития
школьного исторического образования и теоретические основы компетентностного подхода
в образовании совместно с к.п.н. Жафяровой М.Н., методистом ЦФГЦРО Комаристовой
Т.П.
Учителей информатики интересовали проблемы и перспективы развития информатизации образования Новосибирской области, с которыми познакомила зам. директора ОблЦИТ Ким. Н.А.
Д.м.н. Рабиновичем В.С. были даны рекомендации учителям физической культуры по проблемам социально-биологического и медико-педагогического мониторинга физического развития школьников.
Педагоги-психологи обсуждали пути развития муниципальной системы образования г. Новосибирска, с сообщением о которых выступила к.п.н. Жафярова М.Н.
Социальные педагоги совместно с Ромм Т.А., д.п.н., делились опытом организации
социально-педагогической поддержки детей и подростков в школах.
Школьные библиотекари организовали творческую встречу с работниками Областной библиотеки им. М. Горького, которые уделили большое внимание подготовке к предстоящему празднованию 70-летия Центрального района. Представители издательства «Просвещение» сделали обзор издаваемых учебников издательства «Просвещение».
На секции учителей начальных классов Молоковой А.В., доцентом кафедры начального образования НИПКиПРО, были обозначены проблемы информатизации образовательного процесса в контексте стандартов второго поколения. Методист ЦФГЦРО Колесникова Т.В. в своём сообщении осветила проблемы и перспективы начального образования Центрального района в рамках национальной образовательной инициативы.
Одним из наиболее обсуждаемых вопросов на конференции был вопрос, касавшийся
проблем обеспечения качества образования школьников, одним из показателей которого
является итоговая аттестация выпускников основной и средней школ. Большая часть
предметных секций провели анализ результатов итоговой аттестации в новой форме
выпускников 9 - 11 классов образовательных учреждений Центрального района.
При анализе результатов ЕГЭ и ГИА учителя предметов гуманитарного цикла обратили внимание участников конференции на формирование у учащихся навыков написания творческих работ и развитие у них креативных навыков продуктивной деятельности, так как задания, вызвавшие наибольшее количество затруднений, касались навыков написания эссе, где требовалось от выпускников аргументированно доказать правильность своего суждения.
Экспертами ГИА и ЕГЭ было обращено внимание педагогов на проблемы, связанные с недостаточным освоением школьниками навыков работы с учебными, художественными, публицистическими текстами, приёмами их анализа и обработки. Выяснилось, что выпускники имеют недостаточные навыки работы по атрибутированию документов, обобщению, систематизации и структурированию содержания предложенных текстов, аргументации своих утверждений, (докл. Приходько М.А., учитель СОШ «Диалог», Вейгандт М.Э., учитель гим. № 1).
Учителя истории и обществознания, экономики высказали проблемы, связанные с тревожной тенденцией нарастания несоответствия между материалом рекомендованных Министерством образования и науки учебников и проверочных заданий ГИА и ЕГЭ, а также возрастающим количеством и углублённым уровнем заданий по экономике за курс по обществознанию, где вопросы экономики освещаются только обзорно. В школьном курсе по обществознанию кроме экономики также слабо представлен материал по праву, что требует для обеспечения качества образования по предмету и успешной сдачи итоговой аттестации дополнительных занятий по этим направлениям в любой форме (факультативов, элективных курсов и т.п.).
Учителя общественных дисциплин просят включить в проект резолюции просьбу об
организации повышения квалификации учителей общественных дисциплин по экономике
на базе ГЦРО, НИПКиПРО или других вузов.
Учителя истории и обществознания спланировали работу творческой группы по созданию методических рекомендаций по формированию информационных компетенций на 2009-2010 уч. год.
Учителя истории и обществознания спланировали работу творческой группы по созданию методических рекомендаций по формированию информационных компетенций на 2009-2010 уч. год.
Учителя предметов естественнонаучного направления уделили внимание рассмотрению вопросов поддержки и развития детской одарённости.
Педагоги поделились опытом оценивания учебных достижений с позиции компетентностного подхода (химия № 54). Большой интерес у учителей вызвало выступление учителя физики Шовкопляс И.В., МЭЛ, о возможностях программного обеспечения для интерактивной доски.
Кроме того, учителя выразили обеспокоенность гораздо более высоким уровнем заданий в предстоящей итоговой аттестации по математике, физике, при условии, что в большинстве ОУ района практически нет профильного либо углублённого изучения курса физики. Учителя физики вынуждены рекомендовать выпускникам не выбирать физику для сдачи итоговой аттестации в новой форме, либо просить администрацию ОУ решить вопрос о возможности организации дополнительных занятий со школьниками для подготовки к ЕГЭ.
Учителя Центрального района в своих выступлениях и докладах уделили большое внимание проблемам формирования у них предметных и универсальных компетенций, навыков исследовательской деятельности, как в урочное, так и во внеурочное время.
Педагоги СОШ № 156 делились опытом использования УМК образовательной системы «2100» по русскому языку и литературе, истории на этапе обеспечения преемственности между начальной и основной школами. Коллеги положительно оценили дидактические принципы данной образовательной системы. Дидактические подходы и практический опыт по формированию универсальных учебных действий у школьников (компетенций), опыт оценки качества знаний в соответствии с современными подходами в образовании позволили школе № 156 получить статус «Школа – методический центр».
Как отмечают участники районных предметных секций и круглы столов, учителя активно применяют в учебном процессе современные методы интерактивного обучения, методы информационно-коммуникационных технологий. Опытом в этом направлении делились педагоги: Томкевич О.Б., Бондаренко Е.С., учителя МЭЛ, Грибоедова Н.Г., учитель СОШ № 12 и другие.
Большое внимание педагогами Центрального района было уделено проблемам освоения и внедрения здоровьесберегающих педагогических технологий. Учителя поделились опытом чередования видов деятельности, формирования высокой мотивации к получению знаний с применением интерактивных (игровых, конкурсных, проектных, исследовательских) методов обучения с опорой на личный опыт школьников (Архипова Н.В., гим. № 13).
Педагоги дополнительного образования Центрального района уделили большое внимание проблемам здоровьесбережения в образовательном процессе через личностно-ориентированное обучение, интеллектуальные игры, обучение игре на музыкальных инструментах (Виноградова Л.М., педагог ХЭШИ «Весна», Гаан Н.К., педагог ХЭШИ «Весна»).
Одним из наиболее актуальных направлений по формированию у школьников универсальных учебных действий, как отметили учителя, является системный подход в подготовке школьников к участию в научно-исследовательской и поисковой деятельности.
Учителя начальных классов активно включились в подготовку младших школьников к участию в проектной и экспериментальной деятельности. В районном и городском фестивалях творческих проектов «Моё первое исследование» младшие школьники добились положительных результатов.
Однако учителя иностранных языков высказали мнение о необходимости пересмотреть критерии оценивания исследовательских работ младших школьников, адаптируя их к возрастным возможностям школьников, которые еще недостаточно свободно владеют устной и письменно речью, чтобы писать и защищать творческую работу на иностранном языке.
Учителя истории отметили, что формируя навыки исследовательской деятельности у школьников, начиная с начальной школы, есть необходимость соблюдать преемственность и в 5-8 классах. И выступили с предложением провести районную НПК для учащихся основной школы по истории и обществознанию.
Большое внимание в секционной работе учителя уделили вопросам отбора содержания по каждому учебному предмету, отражающему проблемы современного общества, детского сообщества, современное состояние мировой и отечественной науки, техники, практической инженерии и соответствующего задачам социально-экономического развития России.
Педагоги отметили важность и своевременность публикации проекта «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» на основе национальных культурно-исторических, духовно-нравственных ценностей. Большой интерес вызвало выступление Сычёвой Н.А., учителя гимназии № 1, по формированию коммуникативных компетенций во внеклассной работе по истории. На примере проведения интеллектуально-поисковой игры были показаны возможности изучения школьниками истории родного края, в том числе города Новосибирска, в интерактивной форме. Учителями истории было внесено предложение о проведении районного исторического праздника, посвящённого 65-летию Победы.
Как положительный опыт учителя ОО «Искусство» оценили практику привлечения школьников к участию в различных творческих проектах, в том числе в фестивале «Я – автор», где воспитанники учителя СОШ № 54 Заикиной Т. Г. проявляют и реализуют свои способности, участвуя в различных номинациях («Поэзия», «Проза», «Художественное творчество» и др.).Детские работы печатают в сборниках стихов, в журналах, в различных изданиях.
Библиотекари ОУ Центрального района внесли предложение в резолюцию конференции вопрос о создании Новосибирского филиала Российской Школьной Библиотечной Ассоциации (РШБА) с целью более успешной реализации «Концепции развития библиотек общеобразовательных учреждений РФ до 2015 года».
Учителя географии, обсуждая проблемы и перспективы развития стандартизации содержания образования, рассматривали образовательные и методические возможности предложенных УМК по предмету, изданных в соответствии со стандартами второго поколения. Педагоги обратили внимание на очень высокую цену комплекта (более 700 рублей), что является большой финансовой нагрузкой как на учителя, так и на ученика.
В целях создания условий по сохранению и развитию здоровья учащихся учителя физической культуры вышли с инициативой провести в новом учебном году районный смотр-конкурс на лучшую постановку спортивно-массовой и оздоровительной работы в ОУ района.
Учителя начальных классов предложили коллегам к использованию апробированные образовательные программы ФГОС второго поколения, рекомендовали распространение положительного и передового педагогического опыта через мастер-классы. Учителями, участвовавшими в эксперименте, представлены результаты апробации ФГОС второго поколения и выявлены его позитивные стороны, также сделаны методические рекомендации по их усовершенствованию.
Педагоги ДОУ обсуждали проблемы современной образовательной политики в дошкольном образовании, а также расширения сети групп кратковременного пребывания детей раннего возраста на основе имеющегося опыта в районе, что является на сегодняшний день инновационным опытом и соответствует тенденциям развития современной модели образования.
Руководители ОУ и заместители руководителей большое внимание уделили вопросам использования программ и УМК, мониторинга образовательного пространства, оценке качества деятельности педагогических работников в условиях обновления школьного образования.
Заместители руководителей ОУ по ВР секционную работу провели в форме деловой игры по теме «Гражданско-патриотическое воспитание в современном образовании».
Большинство выступлений касалось механизмов и инструментов обновления школьного образования в условиях реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и сопровождалось качественными мультимедийными презентациями.
Секции учителей-предметников в рамках районной научно-практической конференции педагогических работников Центрального района прошли очень эффективно, стимулировали педагогов на реализацию основных задач современного образования, воспитания школьников в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, повышение методической грамотности и профессиональной компетентности педагогов, осваивая предъявленный положительный опыт коллег.
Т.П. Комаристова, методист высшей квалификационной категории ЦФ ГЦРО, г. Новосибирск
[11.09.2009]