Итоги проведения школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников

 
Итоги проведения школьного и муниципального этапов  Всероссийской олимпиады школьников образовательных учреждений Центрального  района    в 2009 году
 
 
На основании приказа № 1111-од от 29.10 2009 г. Главного управления образования мэрии,  приказа отдела образования администрации Центрального района № 66 от 24.09.09,  в соответствии с Положением о школьном этапе всероссийской олимпиады среди  школьников 5-11 классов образовательных учреждений Центрального района в период сбыл проведён школьный этап Олимпиады .

Всего в школьном  этапе олимпиады приняли участие 8974 школьника из 11 ОУ района (в том числе из НОУ «Начало»). Среди них стали победителями школьного этапа 583 школьника и призёрами – 990, всего победителями и призёрами – 1573 участника.

Наибольшее количество школьников приняло участие в школьном этапе из гим . № 1 - 2293 школьника. Из них победителями  и призёрами стали 480 школьников.
В СОШ № 4 приняло участие - 1248 школьников, стали победителями и призёрами – 205 школьников.
В СОШ № 12 – 1023 школьника победителями и призёрами 157 участников.
Всего школьники Центрального района  приняли участие в 21 олимпиаде по 24 предметам.

Наибольшее количество участников было на олимпиадах:
 
По русскому языку – 1090
Математике -  889
Английскому языку -821
Литературе – 795
Истории – 722

Наименьшее количество школьников   приняло участие по:
Астрономии - 12
Французскому языку – 28
Экономике – 61
Что говорит  о специфике и особенностях профильного обучения в  ОУ Центрального района.
Принципиально изменился формат Всероссийской олимпиады. Результаты регионального и заключительного этапов теперь приравнены к результатам ЕГЭ. В связи с чем пакет документов по организации олимпиады, отчётности  по итогам стал более объёмным, строгим  и сложным.

Для  обеспечения успешной организации и проведения  олимпиады  для ответственных организаторов школьного этапа  были проведены два больших совещания-консультации, где  были изучены  нормативные  и регламентирующие документы, даны разъяснения по особенностям организации и проведения олимпиады, регулярно проводились индивидуальные консультации.

Ответственные за организацию школьного этапа по Центральному  району в целом справились достаточно успешно и в установленные сроки.
Были соблюдены все регламентирующие процедуры, обеспечены дежурство учителей, присутствие ассистентов, медицинского персонала, вовремя размножены олимпиадные задания. Школьникам обеспечены  все необходимые условия для участия во Всероссийской олимпиаде.
В этом учебном году Центральному району было поручено разработать задания по технологии для мальчиков и девочек, а также по экономике. К разработке заданий были привлечены руководители предметных РМО и учителя-предметники: Горбунова Н.Т. (гим. № 1),  Никитина Н.Г (СОШ № 4), Климов С.В. (СОШ № 4), Матвеева О.А. (ЭКЛ). Силами ЦФГЦРО  были проведены ряд консультаций для разработчиков. Своевременно были подготовлены и направлены в другие районы методические письма с рекомендациями по проведению олимпиад школьного этапа, а также пакеты с заданиями и ключами. В адрес разработчиков не было получено ни одного замечания (а учителя из Ленинского (№ 132) и Железнодорожного  районов) поблагодарили составителей заданий. Считаем, что с поручением Главного управления образования мэрии по подготовке заданий  педагоги  Центрального района справились успешно.
 
Вместе с тем, учителя-предметники столкнулись с рядом проблем, связанных с некачественной подготовкой заданий. По отдельным предметам были допущены  редакционные ошибки, фактические ошибки, присутствовали ошибки в ключах, нечёткие картинки в заданиях по отдельным предметам, иногда встречалась путаница в подсчёте максимального балла. Всё это организаторам и учителям приходилось устранять по ходу проведения олимпиады.
 
Организаторы школьного этапа столкнулись с рядом серьёзных проблем и внутри образовательного учреждения. Так как олимпиады проходили в очень сжатые сроки и все рассылки документов проводились по электронной почте, вызывал затруднение тот факт, что не все ответственные организаторы  из числа  заместителей  директоров имеют свободный доступ к электронной почте, не все своевременно присутствовали на организационных совещаниях. Также  осложняло работу недостаточное владение организаторами олимпиад навыками работы в программе Excel, в которой шла вся отчётная документация.  Кроме того, техника часто выходила из строя в силу отсутствия лицензированных антивирусных программ в местах организации и проведения олимпиады.
 
При проверке ответов участников  члены жюри обратили внимание на недочёты, которые допускают учащиеся: школьники не доводят рассуждения до логического завершения, недостаточно владеют  приёмами решения задач геометрического содержания, трудности вызвали задания по созданию  собственного правильно и логически организованного текста. Остаётся проблемой неверное понимание школьниками смысла задания, выявлена достаточно  низкая культура оформления олимпиадных работ, школьники слабо владеют навыками применения  учебных знаний в заданиях, описывающих жизненные ситуации.
 
В период с 23 по 28 ноября 2009 года победители и призёры школьного этапа приняли участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиаде.
В муниципальном этапе участвовали школьники из 10 ОУ Центрального  района.
Всего по городу Новосибирску  приняло участие 6325 школьников, из них 1923 школьника стали победителями и призёрами, что составляет 30.4 % от числа участников.
 
От Центрального района в муниципальном этапе приняло участие в соответствии с заявками от ОУ 786 школьников,  которые участвовали во всех (21) олимпиадах по 26 предметам. И по всем предметам школьники  Центрального района стали победителями и призёрами.

Всего победителями  и призёрами стали 376 школьников Центрального района, из них 29 победителей и 338 призёров, что составляет 47.8 % от числа участников (что является хорошим показателем). Гимназия № 1, ЭКЛ, СОШ№ 12, СОШ № 4 подготовили победителей по 16 предметам муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников.

Кроме того, самый высокий результат показали  участники по физике и по обществознанию – 100 % качественный показатель участия, т.е. все участники от Центрального района по данным предметам стали победителями и призёрами. Высокие результаты качества участия  показали школьники Центрального района по технологии (мальчики -  85.7 % и девочки - 83.3 %), по химии – 75 %, по математике – 73.5 %.
Наиболее низкие результаты у наших школьников по праву – 13.3 %, по экологии – 18.8 %, по географии – 20 %, физкультуре (девочки – 23.1 %), по литературе – 27.9 %, по экономике – 37.5 %. Что является показателем слабой организации подготовки школьников по данным предметам, некачественной проверки  ответов участников на школьном этапе.
Наиболее высокие результаты участия показали школьники  гимназии № 1 и СОШ № 54, СОШ «Диалог»  - 60 % качества участия.

Наибольшее количество участников на муниципальном этапе представила гимназия № 1 - 356 человек, из них 23 стали победителями и 203 призёрами, всего 243 учащихся,  что является самым высоким результатом  участия в муниципальном этапе Ввсероссийской олимпиады школьников.
Только школьники гимназии № 1   приняли участие практически во всех олимпиадах  (в 24 предметах) муниципального этапа, остальные образовательные учреждения  только по отдельным предметам.
 
Все ОУ района (кроме СОШ «Диалог») приняли на своих площадях  муниципальный этап Всероссийской олимпиады. Принимавшие  обеспечили все необходимые условия для проведения олимпиады: подготовили списки участников, пакеты заданий, обеспечили техническую поддержку, медицинское сопровождение и мн. др., что позволило организованно и в установленные сроки провести муниципальный этап Всероссийской олимпиады. И показать  достаточно высокие результаты.
 
Рекомендации.
Для обеспечения более качественной подготовки к участию во всероссийских олимпиадах необходимо:
- руководителям ОУ,  руководителям  МО ОУ и РМО провести подробный анализ  школьного и муниципального  этапов всероссийской олимпиады;
- разработать ряд мероприятий по обеспечению системной подготовки школьников к участию во всероссийской олимпиаде;
-  обеспечить более качественную проверку олимпиадных работ;
- руководителям ОУ  изыскать возможность обеспечить организаторов всероссийских олимпиад  точками выхода в Интернет, лицензионными антивирусными программами;
- руководителям ОУ  создать условия для повышения информационной грамотности   организаторов  всероссийской олимпиады, обеспечить прохождение ими соответствующей курсовой подготовки;
- шире  привлекать  к участию школьников  в олимпиадах по  информатике, химии, физике, ОБЖ и другим предметам, где  было небольшое количество участников.

Т.П. Комаристова, методист высшей квалификационной категории ЦФ ГЦРО, г. Новосибирск 
 
 
 

[23.12.2009]