Лунная кошка, ритмы там-тамов и улыбающийся тигр

 
 
Способ познать мир
 
 
Удивительно, но детским рисунком более всего восхищаются профессиональные художники. Возможно, это происходит оттого, что художник, пройдя непростой путь к созданию своей картины, может лучше других оценить степень свободы мысли и чувств, лёгкость игры цветом и формами, возникающими в ребенке спонтанно, и получающимися в результате такими совершенными! Истории известны не только имена отдельных художников, но и целые художественные направления, концепция которых уходит корнями в детское изобразительное творчество.

Почти все маленькие дети много и охотно рисуют. А к подростковому возрасту увлекающихся рисованием остаётся, к сожалению, в три раза меньше. Такова статистика. Аня Горбач, автор представленных на выставке работ, приятное исключение. Она любит рисовать, хочет рисовать и, похоже, это для неё такое же естественное состояние, как дышать.

Всем известно, что нет неталантливых детей, есть невнимательные родители. Ведь именно благодаря вниманию и заботе близких людей дети раскрываются и проявляют свои таланты, добиваясь порой значительных успехов. Мама Ани, Елена, прилагает много усилий, чтобы её дочь всегда ощущала поддержку, чтобы в дальнейшем она состоялась в этой жизни. Может в этом одна из причин успешности юной художницы?

Без фантазии нет творчества. Воображение не ограничено рамками логики и поэтому допускает любые, самые невероятные представления о вещах и явлениях. Кроме того, одна из важнейших задач художника – разрушать стереотипы! В природе, к примеру, не существует Красного коня или лихо катающихся на лыжах Снеговиков… Их нарисовала Аня, показала на своей выставке «Калейдоскоп», пригласив, таким образом, нас, зрителей, выйти за пределы скучных серых буден, стать участниками необычных событий.

Аня занимается в изостудии «Зазеркалье» у педагога Виктории Мордвинцевой. Студия известна своей нацеленностью на развитие у детей определённых качеств, крайне необходимых художнику, – непосредственность, яркость восприятия окружающей действительности, эмоциональная образность мышления, богатство воображения, оригинальность. Все эти качества автор нынешней выставки демонстрирует в своих работах.

Меня, например, удивляет, как Аня изобретательно выстраивает свои композиции. Они простые или сложные, в зависимости от поставленной задачи, но всегда довольно точные. Чтобы как можно ярче, эффектнее рассказать свою историю (нарисовать картину) Аня использует весь арсенал композиционных средств. С помощью слов люди традиционно выражают свои мысли. Художник тоже выстраивает свой рассказ, только при помощи цвета, тона, контрастов, ритмов, выразительных форм. Композиция «Собачки и Красный конь», на мой взгляд, довольно сложная. Самое активное цветовое пятно в работе – Красный конь, от него зритель начинает путешествие в картину. На первый взгляд, Конь единственный главный герой в этой композиции. Но Аня усложняет ситуацию, – вводит ещё одного, не менее значительного персонажа, – синего пса. К нему тянется желтая лапка, в его сторону направлены любопытные носы-треугольники. Кроме того, все персонажи на картине находятся в общении, только этому синему псу не дали слово, у него здесь, похоже, особая роль… Яркие контрастные цвета упакованы в жесткие угловатые формы. Эти формы носятся по замкнутому кругу, и в какой-то момент покажется, что отчетливо слышен лай ворчливой дворовой собаки, которому тоже, как этому движению по кругу, нет конца!

Художнику, даже такому юному, как Аня, свойственно стремление выйти за границы себя, выйти за границы данного мира, превзойти себя вчерашнего. Аня осваивает новые материалы, пробует свои силы в новых техниках и видах искусства. На выставке в этом смысле настоящий калейдоскоп: живопись, графика, витражи, инсталляции, даже мультфильмы! Активное экспериментирование с различными материалами позволяет находить все более разнообразные средства изобразительной выразительности.
На Аниных картинах есть звери и птицы всех мастей, снеговики, встречаются ангелы – существа неземные, одухотворённые. Профессиональные художники вводят в свои работы образы, напоминающие ангелов, стремясь к особой романтической атмосфере. «Ангел-Сталкер» Аня нарисовала под впечатлением от фильма Андрея Арсеньевича Тарковского. Заметьте, довольно сложная для восприятия глубокая философская вещь. Даже для взрослого человека!

Ещё хочется отметить в работах Ани целостность в передаче настроения, чувственность изображения. Аня как бы находится в среде, которую передает, хорошо знает то, что изображает и любит.

Труд художника, вопреки существующим представлениям, нелёгкий. Необходимо много знать, иметь определённые черты характера – силу духа, упорство. Чтобы изображать трёхмерное пространство на плоскости потребуются специальные знания и умения. Всё перечисленное Аня преодолеет, разовьёт и успешно освоит. Выставка «Калейдоскоп» – яркая, радостная, необычная и Аня, несомненно, талантливый человек. Но даже при наличии таланта вовсе необязательно ожидать, что в дальнейшем ребёнок непременно должен стать профессиональным  художником. Правильнее будет пожелать юной художнице Анне Горбач наиболее полной реализации своего творческого потенциала в любой деятельности, какая бы не заинтересовала её в дальнейшем.

Гораздо важнее научиться видеть и понимать прекрасное, уметь выразить свои мысли и переживания. Ведь искусство не только радует нас с позиций эстетики, оно приобщает нас к одному из самых сложных искусств, которым необходимо овладеть каждому, –  полнее и ярче чувствовать, быть наблюдательным и больше замечать, глубже познавать этот чудесный окружающий нас мир.
 
 
Елена Бертолло
художник, член СХ России,
преподаватель высшей категории НГХУ, г. Новосибирск

 

[15.10.2010]