Новинки педагогической литературы. Управление образованием. 2013-2014

 
Поташник Марк Максимович, Соложнин Анатолий Валентинович
Управление образованием на муниципальном уровне. Методическое пособие
Научно-методическое, практикоориентированное пособие для руководителей и работников муниципальных Управлений образования, заместителей Глав администраций городов (районов) по социальным вопросам, в котором рассмотрены организация, функционирование и развитие муниципальной образовательной системы, а также нормативно-правовые основы и методы управления этой системой.
Для директоров школ и их заместителей пособие раскрывает обязанности муниципальных органов управления образованием перед образовательными учреждениями, способы их взаимодействия и сотрудничества.
 
 
Ольга Даутова, Ольга Крылова, Галина Матина, Елена Пивчук
Управление введением ФГОС основного общего образования
В книге рассматриваются различные аспекты управления введением ФГОС основного общего образования. Она содержит практические рекомендации по разработке основной образовательной программы, модели управления качеством образования, организации методической работы, "дорожной карты" обеспечения условий введения ФГОС ООО.
Методическое пособие выполнено коллективом ученых СПб АППО. Оно адресовано администраторам школ, коллективам единомышленников, всем тем, кто заинтересован в эффективных изменениях управления школой в процессе решения основных задач введения ФГОС ООО.
 
Елена Болотова
Документационное обеспечение управления образовательным учреждением
В учебном издании рассматриваются теоретические вопросы документационного обеспечения управления образовательным учреждением: понятие, свойства, функции документа; классификация документов; способы и средства документирования; практические рекомендации по оформлению документов образовательного учреждения. Освещены вопросы организации работы с документами на основе нормативных правовых актов. В приложениях содержатся образцы документов и бланков, необходимые при изучении данного курса, а также материалы для самоподготовки по вопросам документационного обеспечения управления образовательным учреждением.
 
Алексей Перевозный
Дидактические основы дифференциации школьного образования
Дифференциация в школьном образовании представлена как закономерное явление, имеющее свои сущностные характеристики, закономерности, функции, принципы проведения. Раскрыты педагогико-антропологические предпосылки дифференциации, ее теоретические и прикладные проблемы, актуальные на современном этапе (основания, конструирование содержания образования, организационно-педагогическая работа школы, пути осуществления в учебном процессе). Показано, как дифференциация развивалась в истории школьного образования; отражено ее состояние в наши дни.
Адресуется широкому кругу читателей: учителям, руководителям образовательных учреждений, методистам, преподавателям педагогических дисциплин высших учебных заведений и институтов развития образования, научным работникам. Может быть полезна студентам при подготовке к семинарским занятиям, написании рефератов, курсовых и дипломных работ, а также магистрантам и аспирантам.
 
Татьяна Трунцева
Аттестация педагогов. Проектирование программы саморазвития. 1-11 классы
Пособие призвано оказать методическую помощь учителю, испытывающему неуверенность и определенные трудности при обобщении своего педагогического опыта в рамках прохождения аттестации. Теоретические, практические и справочные материалы: образцы нормативных документов, алгоритмы обобщения педагогического опыта в форме методико-педагогического эссе, модели и анализ уроков, отражающих содержание системно-деятельностного подхода в образовании, технологические карты уроков рефлексии, развивающего контроля, общеметодической направленности, "открытия" нового знания - станут необходимым подспорьем студентам педагогических вузов, учителям и методистам. Пособие поможет организовать каждому свой индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в учебной, самообразовательной и профессиональной деятельности, составить индивидуальную программу саморазвития с перспективой организовать подобную работу со своими учениками.

Ольга Даутова, Ольга Крылова
Как разработать образовательную программу основной школы
Материалы практикума направлены на помощь в разработке основной образовательной программы в условиях новых ФГОС. Практикум разработан как проектировочный семинар для педагогов и раскрывает наиболее важные вопросы ООП, содержит опыт работы образовательных учреждений.

Ольга Даутова, Елена Иваньшина, Ольга Ивашедкина, Татьяна Казачкова, Ольга Крылова, Ирина Муштавинская
Современные педагогические технологии. Основная школа
Методическое пособие содержит описание ведущих технологий, позволяющих педагогу конструировать занятия и уроки с целью достижения образовательных результатов в соответствии с ФГОС основного общего образования. Особенность данного пособия заключается в том, что в нем впервые описывается соотношение технологии и новых образовательных результатов в формате универсальных учебных действий (УУД).
 
Светлана Баныкина, Евгений Степанов
Конфликты в современной школе. Изучение и управление
В настоящей книге представлены аналитические материалы социологического мониторинга, проведенного в 2001-2005 гг. в образовательных учреждениях Московской области, основной целью которого было выявление уровня конфликтогенности школьного социума, а также его зависимости от условий жизнедеятельности и состояния жизненных ориентации участников учебно-воспитательного процесса. Полученные результаты позволили также оценить качество конфликтологического образования в школах Московской области и его востребованность в обществе.
Данное исследование внесло большой практический вклад в осуществление основных направлений "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.", нацеленной на формирование эффективных механизмов устойчивого развития системы образования в нашей стране.

Л. Колычева
Методика оценки уровня квалификации педагогических работников
В пособии даются ответы на следующие вопросы: что является предметом оценки (самооценки) в процессе аттестации педагогических работников? Как проводится оценка? Что является основанием для принятия решения о соответствии педагогом занимаемой должности и требованиям первой и высшей квалификационных категорий? Какие рекомендации могут быть даны педагогу на основании результатов аттестации?
Методика адресована экспертам аттестационных служб, руководителям образовательных организаций, руководителям региональных и муниципальных органов системы образования. Также она будет полезной педагогам, заинтересованным в собственном профессиональном развитии.
 
Ольга Крылова, Ирина Муштавинская
Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО. Методическое пособие
В пособии описаны подходы к проектированию современного урока. Авторы показывают, как спланировать современный урок и как его проанализировать. Цель пособия - дать конкретные примеры организации современного урока в соответствии с идеями ФГОС, поэтому в книгу включены описания методических разработок и технологических карт уроков.
 
Л. Димитрова, Валентина Двуреченская
Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях
Учебное пособие содержит современный материал по организации деятельности среднего медицинского работника, основанный на действующих нормативно-инструктивных документах. Пособие включает 18 глав теоретического материала по основным видам деятельности специалиста со средним медицинским образованием, работающего в медицинском кабинете образовательного учреждения. Блок самоконтроля содержит вопросы, тестовые задания, ситуационную задачу и эталоны ответов.
 
Игорь Вальдман, Сергей Косарецкий, Татьяна Мерцалова
Публичный доклад школы
В пособии представлены практические рекомендации по подготовке, презентации и использованию в деятельности школы публичного доклада. Даны ответы на вопросы: кто является целевой аудиторией доклада? Как формируется рабочая группа по подготовке доклада и каковы особенности сбора и обработки информации? Какие основные трудности возникают при подготовке доклада и как их можно избежать? Как использовать доклад в практике управления образовательным учреждением?
 
Евгения Романова
Организация профориентационной работы в школе
В методическом пособии представлен опыт организации и планирования профориентационной деятельности различных участников образовательного процесса. Подробно охарактеризована профориентационная работа с учащимися, включающая организацию диагностики и самодиагностики профессионально важных личностных качеств, встреч с представителями профессий и экскурсий с целью профориентации. Приводятся примеры профессиограмм некоторых популярных профессий. Методическое пособие подготовлено по результатам научно-практической деятельности Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета.
 
Михаил Рогожин
Общее образование. Школа, гимназия, лицей. Юридический справочник директора, учителя, учащегося
В справочнике представлены основные нормативные акты по вопросам общего образования, в том числе вступающий в действие с 1 сентября 2013 г. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Центральное место в справочнике отводится нормативным актам, регламентирующим наиболее существенные вопросы повседневной деятельности школ, гимназий, лицеев, - от организации приема в них учащихся до особенностей осуществления проверок Рособрнадзором. Большое внимание уделено вопросам всестороннего обеспечения учебного процесса: кадрового, медицинского, социального, информационного и т.п.
Учащиеся и их законные представители (родители и лица, их заменяющие) также почерпнут в справочнике немало полезной информации, в том числе о своих насущных правах в сфере общего образования, основных требованиях, которым должна соответствовать образовательная деятельность школы, гимназии, лицея, и многом другом.

Ирина Муштавинская
Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. Учебно-методическое пособие
В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта значительно возрастает роль и значение современных образовательных технологий. Они различаются по декларируемым задачам, по организации процесса обучения, одни в большей степени направлены на развитие творческого мышления, другие на развитие коммуникативных способностей, но цели и конечный результат эффективных технологий можно в самом общем виде описать так: формирование метапредметных умений, направленных на развитие способности к самообразованию.
Технология развития критического мышления, созданная западными учеными и адаптированная к российской школе, во многом стала предвестником изменений, пришедших в нашу школу с новыми стандартами, Этим объясняется ее востребованность и популярность в школе сегодня.
В книге автор описывает современную педагогическую технологию развития критического мышления. Цель данной образовательной технологии - развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни:
- принимать взвешенные решения,
- работать с информацией,
- анализировать различные стороны явлений. И др.
Задача данного пособия - рассказать читателям о данной технологии, раскрыть ее потенциал в плане становления нового типа обучения, соответствующего идеям ФГОС.

Алексей Перевозный
Дидактические основы дифференциации школьного образования
Дифференциация в школьном образовании представлена как закономерное явление, имеющее свои сущностные характеристики, закономерности, функции, принципы проведения. Раскрыты педагогико-антропологические предпосылки дифференциации, ее теоретические и прикладные проблемы, актуальные на современном этапе (основания, конструирование содержания образования, организационно-педагогическая работа школы, пути осуществления в учебном процессе). Показано, как дифференциация развивалась в истории школьного образования; отражено ее состояние в наши дни.
Адресуется широкому кругу читателей: учителям, руководителям образовательных учреждений, методистам, преподавателям педагогических дисциплин высших учебных заведений и институтов развития образования, научным работникам. Может быть полезна студентам при подготовке к семинарским занятиям, написании рефератов, курсовых и дипломных работ, а также магистрантам и аспирантам.
 
Роза Чуракова
Десять базовых признаков эффективного управления. Реализация стандарта второго поколения
В пособии на основе существующей нормативно-правовой базы, регионального опыта и экспертных опенок специалистов в сфере образования сформулированы базовые признаки эффективного управления введением ФГОС в общеобразовательном учреждении.
Каждый из признаков описан через задачи реализации и критерии оценки эффективности, что позволяет не только осуществлять оптимальные управленческие действия в практической деятельности, но и рассматривать успешность их применения.
Раскрываются особенности управленческих решений по проектированию основных образовательных программ, отбору содержания образования, использованию педагогических технологий, организации методической работы и подготовки педагогических кадров к аттестации с учетом современных требований.
 
Татьяна Василенко
ФГОС второго поколения. Словарь терминов
Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования требует повышения уровня профессиональной компетентности педагогов.
м В пособии представлены термины, используемые при работе с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования. Дано сжатое разъяснение их смыслового значения. Пособие предназначено администрации школ, учителям начальных классов, методистам, а также студентам педагогических вузов.
 
Ирина Животовская, Наталия Лапина
Актуальные проблемы Европы. №2, 2013. Модернизация образования в европейских странах
На примере Европы рассматриваются основные направления модернизации образования, являющейся важным фактором повышения конкурентоспособности экономики и инновационного развития. Особое внимание уделяется вопросам совершенствования системы подготовки квалифицированных специалистов, активизации связей университетов и бизнеса, роли высшей школы в формировании инновационных систем и научно-производственных кластеров.
 
Маргарита Гуслова
Инновационные педагогические технологии
В учебном пособии рассматриваются сущность современных инновационных педагогических технологий, их классификация. Дается характеристика наиболее известных современных образовательных технологий: личностно ориентированных, развивающего обучения, альтернативных.
Учебное пособие может быть использовано при изучении дисциплины ОП.01 "Педагогика" в соответствии с ФГОС СПО для всех специальностей укрупненной группы 050000 "Образование и педагогика".
 

Завьялова Н.А.
CD-ROM. Заместители директора в школе. Практика управления. Справочники
Настоящее электронное пособие "Заместители директора в школе" серии "ФГОС. Управление образовательным процессом" предназначено в помощь заместителям руководителя образовательного учреждения по организации научно-методической и учебно-воспитательной работы. Основу диска составляют справочные материалы, необходимые в ежедневной работе завуча.
Компакт-диск знакомит с документацией, необходимой для работы с педагогическим коллективом, учащимися, родителями.
Для администрации школ будет весьма полезен представленный на примере деятельности различных образовательных учреждений опыт использования теоретических основ при создании системы взаимодействия педагогов и учащихся.
Подробно рассматривается деятельность методического совета, методической службы, методического объединения, описаны принципы организации педагогических совещаний; предлагаются основные аспекты планирования и аналитического сопровождения методического направления деятельности администрации школы, различные формы документации и оформления итогов работы.
 
Макарова Л.П.
Аттестация. Комплексная оценка деятельности педагога: организационные формы, управленческие механизмы
В рамках аттестации определяются уровень квалификации, результаты трудовой деятельности, деловые и личностные качества педагогических работников.
Пособие знакомит с организационными формами, управленческим механизмом и рекомендациями по сопровождению педагогов в аттестационный период, по оценке их профессиональных компетентностей в условиях новой системы оплаты труда.
Адресовано руководителям и педагогам, методистам, специалистам органов управления образовательными учреждениями.

Пашкевич А.В.
CD-ROM. Мониторинг профессиональной компетентности педагога ОУ. ФГОС
Электронное пособие "Мониторинг профессиональной компетентности педагога ОУ" серии "Программно-диагностический комплекс" создано с целью организации системы управления качеством в образовательных учреждениях. Программный продукт
- предназначен для внесения данных о педагогах и специалистах ОУ;
- содержит структурированный материал для оценки профессиональной компетентности учителей и качества образования;
- позволяет автоматически формировать карты результативности, делать качественный и количественный анализ образовательного процесса.
Эффективное функционирование школы предполагает проведение диагностики качества профессиональной деятельности и совершенствование условий для достижения ее высокой результативности. Предлагаемая программа разработана как инструмент для организации современной системы мониторинга и предназначена администраторам и педагогам ОУ.
В содержание включены:
- уровневая характеристика профессиональной компетентности учителя;
- схемы анализа уроков, проведенных с использованием современных образовательных технологий;
- оценивание уровня реализации педагогического проекта, презентации опыта работы по реализации педагогической технологии и другие.
Оценки всех критериев соответствуют требованиям ФГОС. Программа легко адаптируется под запросы и особенности конкретного образовательного учреждения.
 
Матяш Наталья Викторовна
Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования
В пособии изложены основные теоретические и методические подходы к рассмотрению проектной технологии обучения школьников: категориальный аппарат, принципы, содержание, формы, методы обучения. Раскрыто современное понимание проектного метода обучения школьников, его психологической сущности и междисциплинарного характера использования в образовательном процессе, представлены общие приемы активизации мыслительной деятельности школьников в процессе учебного проектирования, показана возрастная динамика становления проектной деятельности школьников.
Для студентов учреждений высшего профессионального образования (бакалавриат и магистратура), учителей школ, психологов образования, аспирантов.
 
Пашкевич А.В.
Основы проектирования педагогической технологии. Взаимосвязь теории и практики. Учебно-методическое пособие
В издании отражены теоретические аспекты основ проектирования инновационных педагогических технологий. Представлена практика проектирования авторских педагогических технологий, критериев выбора, алгоритм создания и пути проектирования новых педагогических технологий.

Климов А.А.
Модернизация российского образования: вызовы нового десятилетия
В книге авторы предлагают свой ответ на вопрос, что надо менять в образовании, чтобы оно могло более успешно отвечать на глобальные внешние вызовы инновационного развития экономики и общества.
Книга может быть полезна тем, кто размышляет о путях методах модернизации образования: руководителям органов управления образованием, образовательных учреждений, кадровых служб предприятий и корпораций.
 
 
 
Витвар О.И.
Современное управление школой: практикум для директора
Книга представляет собой сборник практических упражнений, конкретных ситуаций и деловых игр для формирования профессиональных умений и профессионально-личностных качеств руководителей образования. По каждому разделу включен необходимый теоретический минимум с конкретными примерами для выполнения практических работ.
В книге также предусмотрены задания и методические указания, основанные на анализе конкретных обучающих ситуаций. Рассматриваются актуальные вопросы делового администрирования, методы управления, разработки рациональных управленческих решений и их оценки, прогнозирования и экспертизы развития школы, технологии групповой работы, кадрового обеспечения, стратегии привлечения финансовых средств.
Адресована руководителям общеобразовательных организаций, их заместителям, руководителям и сотрудникам органов управления образованием, специалистам методических служб в сфере образования.

Генике Е.А.
Активные методы обучения: новый подход
В книге рассказывается о том, как меняются активные методы обучения (АМО) в условиях использования в учебном процессе инновационного оборудования (интерактивных досок, электронных учебников и т.д.). Автор описывает изменения организации и классного пространства, структуры урока и места АМО в образовательном процессе; рассматривает, какие АМО используются для решения различных учебных задач: обучения чтению и письму, организации классных дискуссий и др. Реализация АМО в учебном процессе варьируется в зависимости от содержания изучаемого материала, стиля обучения каждого школьника.
Адресовано руководителям общеобразовательных организаций, их заместителям (завучам), методистам, учителям.

Лебединцев В.Б., Горленко Н.М., Запятая О.В., Клепец Г.В.
Индивидуальные маршруты и программы как основа обучения в школе
Достижение личностных и метапредметных результатов общего образования, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), связано с существенными изменениями в организации учебного процесса: как обеспечить освоение планируемых результатов каждым учеником, как достичь высокой степени индивидуализации обучения в ситуации совместного пребывания обучающихся? Авторы представляют две институциональные системы, отличные от классно-урочной. В основе первой лежат коллективные учебные занятия, а в основе второй — индивидуальные учебные занятия. Отдельное внимание в книге уделено специфике рабочих программ курсов и программ формирования универсальных учебных действий.
Книга адресована учителям, руководителям общеобразовательных организаций (школ), их заместителям (завучам), ученым, преподавателям и студентам педагогических вузов и колледжей.

Вересов Н.Н.
Как устранить конфликт в коллективе или Формула противостояния. Книга для руководителя
Эта книга для тех руководителей школы, кто хочет овладеть эффективными средствами предотвращения и разрешения конфликтов в организации.
Автор не только подробно рассказывает, что такое конфликты в профессиональной сфере, но и помогает читателю освоить способы работы с конфликтом, начиная с его анализа и заканчивая возможными методиками его устранения. Непосредственно в управленческой работе директор может использовать уникальные авторские сценарии работы с конфликтами и инцидентами.
Адресована директорам школ, их заместителям (завучам), руководителям структурных подразделений, руководителям дошкольных образовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, психологам и всем, кто заинтересован в предотвращении и разрешении конфликтов.