Утегенова Б.М. Научно-педагогическое сопровождение инновационных процессов в школе для одаренных детей

 
 
Б.М. Утегенова, к.п.н., доцент, зав. кафедрой педагогики
Костанайского ГПИ, Республика Казахстан
 

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ШКОЛЕ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
 
 
Актуализация инновационных процессов в школах для одаренных детей связана с успешностью и эффективностью педагогического процесса и ее направленности на конечный результат — освоение интеллектуальной общей культуры, овладение компетенциями в различных сферах познания, которое в значительной мере зависит от интересов и потребностей одаренных учащихся.

В современном отечественном образовании интерес к одаренным детям обрел четкий системный характер. На государственном уровне решены вопросы открытия и функционирования специализированных школ для одаренных детей (ШОД). Так, в каждом областном центре Республики Казахстан действуют такие школы с интернатным типом. И это объективно обусловлено: будущее страны, ее благосостояние зависит от интеллектуальной элиты государства.

В психолого-педагогическом аспекте проблема детской одаренности является весьма популярной и актуальной темой для исследования. Для чего нужно изучать феномен детской одаренности? Прежде всего, создание психолого-педагогических условий для развития одаренных детей, чтобы в будущем они могли реализоваться в профессиональной деятельности и сделать прорывные открытия в различных сферах науки и производства (Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, А.Н. Матюшкин и др.).

Несомненно, что одаренный ребенок требует целенаправленного сопровождения со стороны родителей, педагогов, школы. Организация психолого-педагогического сопровождения одаренных детей является, по мнению исследователей (Л.И. Ларионовой, М.Н. Акимовой, М.М. Безруких, М.Р. Битяновой, М.И. Буянова, Н.П. Вайзман и др.) важным условием развития потенциальных способностей одаренных детей.

Как   построить   сопровождение инновационных процессов в школах со специализированным и углубленным обучением детей? Научное консультирование и сопровождение инновационных процессов в школе строится с учетом образовательных потребностей данного учреждения. В широком смысле образовательные  потребности   — это испытываемая личностью внутренняя необходимость в постоянном приобретении знаний о мире, обществе, себе самом, о способах их созидательного преобразования. В результате удовлетворения этой потребности происходит переход на качественно новый виток развития личности. Носителями образовательных потребностей являются дети, их родители, педагоги и гражданское общество. Ясно, что цель у всех субъектов общая: полное раскрытие потенциальных возможностей учащихся, их личностных качеств, обеспечивающие успешность и самодостаточность в жизни. Основной формой учета запросов и потребностей субъектов является творческая деятельность и общение учащегося и педагога в рамках инновационной исследовательско-проектной работы, которое осуществляется в ходе инновационного развития школы и должно иметь определенное научно-методическое сопровождение.

В   качестве   консультанта   в научном    сопровождении    школ для одаренных детей приобретен определенный опыт, включающий собственно консультирование педагогов школ, экспертное консультирование, модерирование отдельных видов методической работы в школе, участие в организации и проведении методических семинаров, конференций, педагогических советов. Исходя из понимания того, что школа является гуманитарной средой для учащегося с особыми повышенными   познавательными и творческими потребностями, в научном сопровождении и консультировании главным смыслом является не только формирование определенной системы ценностей и усвоение заданных извне образцов, но и развитие умения конструировать свой внутренний мир на основе ориентации в мире культуры, ценностей, теорий, правил и, оставаясь неповторимым, сосуществовать с другими людьми, быть способным к совместному решению проблем самого разного направления.

Определимся с осмыслением особого места школ ы для одаренных детей. Прежде всего, это школа:
• гуманистическая, ориентированная на личность и развитие его духовно-нравственной сферы;
• личностно-ориентированная, обеспечивающая самоопределение и педагогическую поддержку индивидуальности одаренного учащегося;
• аксиологическая, характеризующаяся целостным и устойчивым саморазвитием всех субъектов образовательного процесса;
• культуротворческая и культуросообразная, т.е. интегрированная в национальную и мировую культуру, создающую условия для развития творческого потенциала каждого ученика и педагога;
• саморазвивающая, т.е. инновационная, когда инновационный поиск становится проявлением высокоэффективной педагогической деятельности, адаптированной к индивидуальному потенциалу учителей, которые благодаря участию в новаторстве индивидуальным образом ассимилируют достижения науки и внедряют современные образовательные технологии;
• вариативная, предоставляющая более совершенный в количественном и качественном отношении спектр возможностей для реализации индивидуальных образовательных траекторий, для удовлетворения интересов, склонностей и способностей учащихся, с учетом психофизиологических особенностей, здоровья, возрастных этапов их развития.

Личностно-ориентированное направление деятельности в научно-методическом сопровождении ШОД состоит в развитии профессиональной компетентности педагога посредством обеспечения перехода к непрерывному процессу повышения квалификации; приведения форм и содержания методической работы в соответствие с индивидуальными запросами и возможностями педагогов, а также потребностями образовательного учреждения; психолого-педагогического и научно-методического сопровождения и поддержки развития профессиональной компетентности педагогов с учетом специфических особенностей школы.
Экспертное консультирование — глубинное и личностно-ориентированное, так как в центре его внимания находится человек как личность, человек в сущностных своих проявлениях. В процессе научно-методического   сопровождения педагогов школ, ведущих инновационный поиск, организующих   опытно-экспериментальную работу в направлении поддержки одаренных детей, главным смыслом экспертного консультирования становится помощь в понимании того, что же реально осуществлено в этом направлении с точки зрения научного консультирования и каковы перспективы его дальнейшего развития. Такая содержательная обратная связь помогает всем участникам опытно-экспериментальной работы действовать слаженно, с четкой ориентацией на конечный результат, осознанно и осмысленно, на основании ясного понимания не только реальных достижений, но и имеющихся проблем и путей их решения. Актуальность научно-методического сопровождения продиктована осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие инновационных процессов в школе для одаренных детей, совершенствование подготовки педагогов-исследователей, развитие их профессиональной компетентности через оптимизацию и совершенствование имеющихся знаний, умений, профессионально-ценностных ориентации педагога в соответствии с требованиями, предъявляемыми на современном уровне развития системы отечественного образования.

Экспертное консультирование предполагает работу по анализу и оказанию консультационной помощи по коррекции программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений.

Участие научного консультанта в работе педагогических советов школы, организации научных семинаров для педагогов по различным актуальным проблемам педагогической науки и практик также является составной частью сопровождения.

При построении технологии сопровождения инновационных процессов на всех уровнях необходимо базироваться на теоретическом обосновании модели системы деятельности научно-методической службы по сопровождению инновационного развития школ, которая актуальна для выстраивания инновационной образовательной политики, особенно в ШОД.

Научно-методическое сопровождение инновационных процессов в ШОД представляет собой деятельность по обеспечению условий реализации инновационных задач элитарного образования, организации взаимодействия субъектов образовательного процесса в инновационной деятельности и оказании помощи детям в раскрытии таланта, интеллектуальных и иных способностей на основе углубленного изучения школьных предметов, расширения вариативного блока дисциплин, организации оптимальной системы дополнительного образования и опережающий на высоком уровне сложности темп обучения таких детей.

Каковы критерии эффективности научного сопровождения?
Из опыта работы научного консультанта ШОД можно выделить следующие критерии, по которым можно вывести индикаторы профессионального развития педагога:
• мотивационный: личная заинтересованность в участии инновационной деятельности школы, различные виды стимулирования профессионального роста и карьеры педагогов, занимающихся инновационной работой и имеющих успехи своих учащихся в олимпиадах, НИР, научных проектах и т.д.;
• деятельностный: развитие исследовательской компетентности педагогов, активное использование современных технологий обучения, переход на диалоговую форму обучения, создание условий для развития одаренного ребенка, создание ситуации успеха в познавательной деятельности учащихся, осознание собственных достижений за счет инновационных форм и методов педагогической деятельности;
• оценочно-рефлексивный: рост позитивных изменений в педагогической деятельности учителей, результативность в различного рода рейтингах, участие и достижения учащихся в научных конкурсах и олимпиадах.
 
Технология научно-методического сопровождения инновационных процессов в школе для одаренных детей — это комплексная совместная деятельность педвуза, управления образованием, методической службы и субъектов образовательного процесса ШОД, осуществляемая как совокупность последовательных этапов:
• диагностического, направленного на диагностику проблем инновационного развития школы и формулировку актуальных проблем их развития, разработку критериев и показателей эффективности научно-методического сопровождения;
• мотивационного, организующего мотивирование педагогических коллективов и педагогов к инновационной деятельности с одаренными учащимися, определяющего направления деятельности развития ШОД, прогнозирующего результаты;
• проектировочного, обеспечивающего развитие профессиональной компетентности учителя в единой структуре инновационного развития, разработку содержания деятельности научно-методического сопровождения инновационного развития школы для одаренных детей, деятельностного этапа, направленного на реализацию индивидуального научно-методического сопровождения педагогов в их инновационном развитии, вовлечение всех субъектов образовательного процесса в инновационное изменение с целью повышения качества образования и повышения конкурентоспособности одаренного выпускника;
• рефлексивного, позволяющего сопоставить полученные результаты научно-методического сопровождения инновационного развития ШОД с ранее запланированными;
• прогностического, ориентированного на оценку возможности дальнейшего развития и саморазвития школы и определение направления дальнейшего инновационного процесса.

В результате научного сопровождения в образовательном процессе школы целью будет обеспечение воспитания активной, образованной и нацеленной на успех личности, владеющей умениями учиться и жить в современном мире, создание условий для развития критического и творческого мышления у школьников на основе деятельностного подхода, способных ориентироваться в информационных потоках; реализация системного подхода в работе со способными и одаренными детьми как одного из условий формирования интеллектуального потенциала нации.

Список литературы
 
1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002.
2. Ефремова О.И. Модель тьюторской поддержки учащихся // Воспитание школьников. 2010. № 1. С.21-26.
3. Концепция выявления, развития, поддержки одаренных детей в Республике Казахстан: Информ.-метод, сб. № 3. Алматы: РНПЦ «Дарын», 1999.
  
 
"Одаренный ребенок" . - 2013 . - № 4 . - С. 17-22.