Нурбалина Г.К. Практические советы родителям одаренных детей
Г.К. Нурбалина, психолог КГУ «Школа-интернат для одаренных детей «Озат»», г.
Костанай, Республика Казахстан
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Гении не падают с неба,
они должны иметь возможность образоваться и развиться.
А. Бебель
Воспитание детей — сложная задача, а если в семье растут одаренные дети, то трудности
родителей удваиваются. Здесь нужен особый подход и особые действия, которые не
будут усугубляться ошибками и сложностями во взаимопонимании.
Одаренные дети — это особенные дети, которые глубже чувствуют, имеют свое мнение и опережают своих ровесников по уровню интеллекта. Вам, наверное, кажется, что если ребенок развивается с опережением в интеллектуальном плане, то у него не должно быть проблем и трудностей в учебе или в отношениях с другими детьми. Однако в реальности такие дети имеют большие сложности и в собственной семье, и в школе [7].
Поведение родителей и других членов семьи очень важно, когда обнаруживается одаренность ребенка. Конечно, все родители одаренных детей испытывают гордость и радость, но потом эти чувства сменяются озабоченностью и тревогой. Занятия своего чада не по возрасту настораживают родителей. Поэтому первое, что должен усвоить каждый родитель одаренного ребенка, — это то, что нельзя выказывать свои страхи и сомнения ребенку и доводить до его сознания тот факт, что его деятельность «ненормальна» и чрезмерна. Также плохо для ребенка, если в семье все только и делают, что восхищаются им и его способностями [3].
Какие советы по воспитанию ребенка могут стать полезными в этом случае?
Распознать одаренность. Главным советом по воспитанию является способность распознать, является ли ваш ребенок на самом деле необычайно одаренным. В дополнение к этому совету по воспитанию относится совет для выявления определенных признаков. Ваш ребенок может быть одаренным, если он способен завершить работу намного быстрее, чем его сверстники. Он может быть также способен читать и понимать вещи, которые не предназначены для его возраста. Ваш одаренный ребенок также может проявлять особые способности в художестве или других отраслях. Прежде всего, важно, как поведут себя родители и другие старшие члены семьи, когда обнаружится необычность ребенка. Часто наряду с радостью и гордостью такой ребенок вызывает и озабоченность, даже тревогу, поскольку пристрастие к умственной работе производит у родителей впечатление чрезмерности. Иногда родители, с которыми ничего подобного не происходило, опасливо присматриваются к такой увлеченности, к занятиям не по возрасту [2].
Попросить о помощи. Это необязательно должен быть совет по воспитанию, следующий за распознанием одаренности. Однако он может быть полезными советом для тех родителей, которые не уверены, как поступить, или у кого есть одаренные дети, с которыми сложно справиться эмоционально. Предлагаемый совет по воспитанию заключается в том, чтобы вашего ребенка протестировали профессионалы.
Вы также можете обратиться за специальной поддержкой к школьным консультантам или попросить у них особых рекомендаций, которые могут помочь вашему ребенку.
Безоговорочная любовь. Возможно, одним из ключевых советов по воспитанию является необходимость убедиться в том, что ваш одаренный ребенок растет привыкшим к безусловной любви и принятию. Вы должны общаться со своим ребенком хорошо и объяснять ему, что вы любите его таким, какой он есть, а не за то, что он хорошо учится в школе или прекрасно выполняет все задания.
Знание реальности. Следующим к совету по безусловной любви является совет по воспитанию, который заключается в том, что ваш ребенок должен знать, что не всегда все может быть идеально. Это очень важный совет по воспитанию, так как одаренные дети могут с легкостью разочароваться, по мере того как они будут взрослеть, если что-то будет получаться не так, как они этого хотят.
Не перегружайте его. В то время как хорошим советом по воспитанию является предложение различных образовательных опытов, очень важно не перегрузить ребенка этим.
Вы могли записать своего ребенка на уроки виолончели, на плавание, на уроки продвинутой математики, читальные группы и множество других занятий. Однако по наблюдениям за детьми можно сказать, что реализовать себя в полной мере он сможет лишь погрузившись в какую-либо определенную область, а не хватаясь за все подряд.
Не превозносите. Воспитание одаренных детей требует большой тактики. Развитие тщеславия в ребенке не принесет ему пользу при общении со сверстниками. Ранние умственные способности ребенка подразумевают, что он ждет и одобрения, и восхищения от взрослых. Можно ввести некий запрет на разговоры о таланте ребенка, но все ошибаются, и кто-то может не сдержаться и проявить свой восторг. Ребенок это непременно заметит. Если же родители вообще не ценят таланты ребенка, то он и это поймет и осознает, тем более если его одаренность в той или иной сфере взрослыми расценивается как странность.
Чтобы уменьшить ваши родительские тревоги и помочь вам черпать радость в воспитании своих одаренных детей, необходимо знать особенности одаренного ребенка [4].
Особенности одаренных детей
В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
1. Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся еще в раннем возрасте.
2. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки. Они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
3. Для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникающему вокруг них.
4. Одаренные дети очень любопытны и не терпят ограничений своей исследовательской деятельности. В них очень сильно стремление к познанию, к поиску новой информации. Они буквально забрасывают взрослых вопросами. Именно способность задавать вопросы и видеть проблему там, где другие ничего особенного не замечают, — важнейшая характеристика одаренности.
5. Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им достаточно четко излагать свои мысли. Для обозначения понятий и воображаемых событий могут придумывать свои слова.
6. Они с удовольствием занимаются сложными задачами и сопротивляются предоставлению готового ответа, стремятся сделать то, что им пока не по силам. Большинство одаренных детей отличаются живым воображением и богатой фантазией. Им присуще чувство юмора, они любят смешные несоответствия, игру слов.
7. Способность к прогнозированию проявляется в умении представить возможные последствия действий. Уже в раннем возрасте такие дети прослеживают причинно-следственные связи и делают соответствующие выводы.
8. Одаренным детям часто свойственна оригинальность мышления — способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от принятых стандартов. Гибкость мышления проявляется в способности находить альтернативные способы решения проблем, быстро менять направление поиска решения. Обычно одаренные дети обладают хорошей памятью, «впитывают как губка» огромный поток информации. Обнаруживают необычную для своего возраста способность надолго концентрировать внимание, полностью погружаясь в задачу, и упорство в достижении цели в интересующих их видах деятельности [1].
И еще некоторые рекомендации, способные оказать вам помощь.
Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:
• уверенность, базирующуюся на сознании самоценности;
• понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
• интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
• уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопережива-нию, терпению и душевному мужеству;
• привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственностьза свои поступки;
• умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов, рас, социо-экономических и образовательных уровней.
Родители создадут прекрасные условия для развития этих качеств, если собственным поведением продемонстрируют, что они:
• ценят то, что хотят привить ребенку в моральном, социальном или интеллектуальном плане;
• опираются на собственные силы и позволяют ребенку самому искать выход из сложившейся ситуации, решать каждую задачу, которая ему под силу, даже если сами могут сделать все быстрее и лучше;
• практически не оказывают давления на ребенка в его школьных делах, но всегда готовы прийти на помощь в случае необходимости или предоставить дополнительную информацию в сфере, к которой ребенок проявляет интерес [6].
Уважаемые родители! Для успеха и благополучия ребенка необходимы ваша любовь и поддержка:
1. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
2. Оценивайте уровень развития ребенка.
3. Избегайте длинных объяснений или бесед.
4. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одаренности.
5. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
И в заключение...
Главное — дайте понять ребенку, что его любят и ценят за то, какой он есть, а
не за какой-то особый талант.
Цените в своих детях такие хорошие свойства, как щедрость, готовность помочь, терпение, ответственность, надежность, целенаправленность, чувство юмора. И тогда в вашем ребенке раскроются все таланты, которые со временем принесут свои плоды [5].
Цените в своих детях такие хорошие свойства, как щедрость, готовность помочь, терпение, ответственность, надежность, целенаправленность, чувство юмора. И тогда в вашем ребенке раскроются все таланты, которые со временем принесут свои плоды [5].
Список литературы
1. Богоявленская Д.Б. Природа детской одаренности // Одаренный ребенок. 2002.
№ 1. С. 6-13.
2. Карабанова OA. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учеб. пос. М.: Гардарики,2004.
3. Кулемзина А.В. Детская одаренность: психолого-педагогическое исследование. Новосибирск; Томск, 1999.
4. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб., 2002.
5. Рычкова В.В. Проблемы воспитания одаренных детей в семье // Молодой ученый. 2011. № 10. Т. 2. С.181-184.
6. http://trudno-deti.ru/metody-vospitaniya/vospitanie-odaryonnyx-detej-v-seme/.
7. http://www.prodetey.ru/695-slozhnosti-v-vospitanii-odarennykh-detei.
2. Карабанова OA. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учеб. пос. М.: Гардарики,2004.
3. Кулемзина А.В. Детская одаренность: психолого-педагогическое исследование. Новосибирск; Томск, 1999.
4. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб., 2002.
5. Рычкова В.В. Проблемы воспитания одаренных детей в семье // Молодой ученый. 2011. № 10. Т. 2. С.181-184.
6. http://trudno-deti.ru/metody-vospitaniya/vospitanie-odaryonnyx-detej-v-seme/.
7. http://www.prodetey.ru/695-slozhnosti-v-vospitanii-odarennykh-detei.
"Одаренный ребенок". - 2013 . - № 4 . - С. 120-125.