Бакаева О.Н. Изучение одаренности детей старшего дошкольного возраста методом экспертных оценок
Психолого-педагогической науке известны различные диагностические методики для определения уровня интеллектуального развития индивида, выявления особенностей его интеллекта и измерения интеллектуальных функций (А. Бине, Д. Векслер, Л А. Венгер, Р. Кеттелл, Г.И. Россо-лимо, А. Симон, Р. Торндайк и др.).
В данной статье хотим представить результаты выявления одаренных детей старшего дошкольного возраста методом экспертных оценок. В педагогике и психологии область применения научной экспертизы весьма обширна. «Экспертиза — слово латинского происхождения, означающее исследование, разрешение при помощи сведущих людей какого-либо вопроса, требующего специальных знаний» [2, с. 8]. Согласно данному определению, в качестве эксперта выступает сведущее лицо, приглашаемое в спорных или трудных случаях для экспертизы.
Экспертный метод — это комплекс логических и математических процедур, направленных на получение информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и принятия компетентного решения [2, с. 13]. Его суть состоит в проведении экспертами анализа проблемы с качественной и количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов индивидуальных экспертных оценок. Он позволяет анализировать сложные психолого-педагогические процессы, явления или ситуации, которые характеризуются в основном качественными, неформализуемыми признаками (что затрудняет их анализ и оценку).
Метод экспертных оценок имеет логически взаимосвязанные этапы: начальный, основной и завершающий. Начальный этап (организация экспертизы) включает в себя: определение цели и задач экспертизы, постановку проблемы; определение меры ответственности, прав и полномочий рабочей группы экспертов; установление сроков проведения экспертизы; подбор экспертов, формирование экспертных групп (при необходимости определение их компетентности). Основной этап экспертизы связан со сбором данных, проведением исследовательской работы и экспертной оценкой, анализом имеющегося материала. Для экспертизы чаще всего требуется разработка анкет, опросников, тестов, контрольно-диагностических заданий. Завершающий этап — опрос экспертов (индивидуальный или групповой; личный, очный или заочный; устный или письменный), оформление документа (отчет, справка, рецензия и т.д.), принятие экспертного заключения.
В качестве экспертов в нашем исследовании выступали работники муниципальных дошкольных образовательных учреждений № 25 и 32 г. Ельца Липецкой области. Для воспитателей была разработана анкета, включающая 35 вопросов (см. приложение). Некоторые из них заимствованы из анкет для родителей (методика М. Перрот и И.П. Ищенко). Все вопросы мы объединили в пять групп.
Первую группу составили вопросы, имеющие целью узнать мнение воспитателей о сформированное™ у старших дошкольников физической активности. Под физической активностью мы понимаем непосредственное участие детей в различных видах физической культуры: 1) овладение культурно-гигиеническими навыками (прием пищи, пользование столовыми приборами, салфеткой, уход за своим телом, соблюдение порядка в помещении, ношение одежды и содержание ее в чистоте); 2) овладение двигательными навыками и умениями (построение и перестроение, выполнение разнообразных видов движений, общеразвивающие и спортивные упражнения); 3) развитие физических качеств (ловкость, смелость, выносливость) [1, с. 42].
Дошкольным работникам было предложено ответить на следующие вопросы: какова физическая активность детей; в каких видах физической активности они преуспевают (отстают); хорошо ли развита у них моторная координация; в каком возрасте дети научились лазать, плавать, кататься на коньках, велосипеде и т.д.
Работники дошкольных учреждений отметили наличие физической активности (культурно-гигиенических навыков и двигательных умений) у 18,1% детей. Для них характерны, с одной стороны, правильная координация движений, и с другой — проявление активности в выполнении предложенных заданий, интереса к физической культуре и желания заниматься ею. Этим детям нравится играть с мелкими предметами и игрушками, развивающими мускулатуру.
Во вторую группу объединены вопросы, имеющие целью получить информацию о наличии у старших дошкольников практических умений в области математики («сосчитывание» денег, определение времени, запоминание телефонных номеров), письма (переписывание, чтение), изобразительной деятельности (раскрашивание рисунков) и возрастном периоде овладения ими.
Воспитатели акцентировали внимание на наличии у 17,2% испытуемых умений выполнения арифметических действий и овладения ими навыками чтения, письма и счета в возрасте, не достигшем 5-7 лет. Эти дети привлекаются воспитателями для чтения художественных произведений в своих и младших группах детского сада, они участвуют в чтении художественных произведений и в работе над ними, а также в организации театрализованных представлений и игр-драматизаций.
Третью группу составили вопросы, направленные на изучение мнения экспертов о речевой активности дошкольников: в каком возрасте дети научились говорить, каков их словарный запас, используют ли они в речи сложные синтаксические конструкции, употребляют ли окказиональную лексику (собственные, необычные слова), придумывают ли истории, загадки, как часто задают вопросы с вопросительными словами «почему», «зачем» и «отчего»?
Под речевой активностью в настоящей работе понимается наличие достаточного словарного запаса, умение грамотно строить предложения, умение общаться со сверстниками, взрослыми, эмоциональная окраска речи [1, с. 43]. Воспитатели отметили по данным признакам речевую активность у 17,2% детей. Оказалось, что у них любимое занятие — чтение. Речь этих ребят отличается от речи сверстников наличием сложных предложений, эмоциональной насыщенностью. Они с легкостью и удовольствием отгадывают и придумывают загадки, без особого труда составляют рассказы по картинкам, при этом стилистически правильно излагают мысли, их рассказы лаконичны, имеют логическую завершенность. Как правило, они быстро заучивают стихотворения, любят читать и декламировать стихи.
Четвертая группа вопросов имела целью получить от воспитателей информацию о том, владеют ли дети знанием об окружающем мире, могут ли принимать самостоятельное решение в неожиданных ситуациях. Воспитателям были предложены следующие вопросы: могут ли дети ответить на вопросы типа: «Зачем человеку солнце, воздух, ветер, тепло и т.д.?», «Откуда появились те или иные предметы, люди?», «Как ведут себя дети, оказавшись в новых, неожиданных для них ситуациях: заблудившись в лесу, встретив страшного зверя, отстав от поезда, оказавшись одним на незнакомой улице и т.д.?»; умеют ли наблюдать за предметами и явлениями окружающего мира, испытают ли необходимость после просмотра кино-, видеофильмов выяснять причины каких-то фактов, явлений, склонны ли к серьезным размышлениям, проявляют ли интерес к событиям и явлениям, происходящим в мире и волнующим все человечество (демонстрации, забастовки, экономические кризисы, войны).
Ответы воспитателей свидетельствуют о том, что 13,57.. детей интересуются политической жизнью страны, их волнуют события, происходящие в России и за рубежом (безработица, кризисы, нищета, голод и т.д.), они пытаются дать объяснение тем или иным явлениям окружающей действительности. Некоторым детям известна тайна деторождения, они знают о назначении вещей (одежды, обуви, письменных принадлежностей, книг и т.д.), имеют то или иное представление о технологии производства предметов первой необходимости, у них вызывают интерес явления природы.
В последнюю, пятую, группу были включены вопросы, имеющие целью выяснить, умеют ли дети объективно оценивать собственные действия, поступки сверстников и окружающих взрослых. Данная группа включала следующие вопросы: «Способны ли дети воспринимать критику по отношению к самим себе, по отношению к другим?», «Доступны ли для них чувства других людей?», «Видят ли они недостатки в поведении детей и взрослых?», «Умеют ли общаться?», «Развито ли у них воображение, чувство справедливости?», «Проявляют ли они лидерские способности?».
Работники дошкольных учреждений отметили, что 16,2% детей чувствительны к социальной несправедливости и критично относятся к поступкам и действиям сверстников и взрослых, при этом бурно реагируют на замечания и критику в свой адрес. Им присуще чувство сопереживания другим людям, они испытывают радость за успехи сверстников. Мальчики указанной группы отличаются стремлением делать окружающим что-то приятное, они часто делают девочкам комплименты.
Наибольший интерес для нас представлял вопрос о количественной оценке одаренных людей. 12,4% детей, т.е. 22 из 177 исследуемых, являются, по мнению воспитателей, одаренными.
Результаты анкеты были подтверждены беседой с воспитателями с целью уточнения ответов на ряд вопросов. Немаловажным для нас было выяснить, на основе каких критериев воспитатели выделили 12,4% одаренных детей. В ходе бесед выяснилось, что под интеллектуальной одаренностью работники дошкольных учреждений пои и ма ют способность детей быстро овладевать предложенным на занятиях материалом. Одаренными они считают детей, которые рано (к концу 1-го года жизни) начали говорить, проявили большой интерес к учебной деятельности, особенно к занятиям по развитию речи и по математике, которые активны, дисциплинированны, любознательны. Как утверждают воспитатели, эти дети являются лидерами в группе сверстников, обладают хорошими организаторскими способностями.
По мнению экспертов, каждый одаренный ребенок обладает индивидуальными особенностями, но вместе с тем обнаруживаются и их общие черты: всесторонность интересов, любознательность, наблюдательность и увлеченность любимым делом, развитое мышление, исключительная память, умение правильно излагать мысли, богатство словарного запаса, интерес к математическим задачам и к письму, стремление к самостоятельному чтению; авторитет среди сверстников, желание помочь окружающим, инициативность и ответственность. Эти дети проявляют большой интерес к деятельности, которая требует тонкой и точной моторики, им свойственна увлеченность подвижными и спортивными играми (бег, прыжки, метание, катание на велосипеде, коньках, плавание).
Для одаренных детей характерны двигательная активность, развитая познавательная сфера (речь, память, внимание, мышление, творчество, воображение), быстрое и прочное овладение знаниями и учебными навыками, проявления личностных особенностей.
Двигательная активность. Одаренные дети с первых дней жизни имеют высокий энергетический потенциал, поэтому они спят меньше, чем обычные дети, реже устают, и им требуется меньше времени на отдых, нежели другим детям. Между тем, составляя психолого-педагогические характеристики одаренных детей, мы убедились в том, что их физическое развитие может быть весьма разнообразным . Иногда у них возникают проблемы, связанные с отставанием в физическом развитии.
Развитие речи. Одаренные дети характеризуются ранним развитием речевых навыков: они начинают говорить раньше, чем их сверстники, имеют большой словарный запас, используют в речи более сложные по структуре и семантике слова и грамматические конструкции. Их речь развернута, содержит оригинальные сравнения. Одаренные дети, как правило, не испытывают трудностей при рассказывании и пересказывании каких-либо событий, историй, сказок. Им нравится беседовать со взрослыми и детьми. Имея достаточно богатый словарный запас, они употребляют в речи окказионализмы (собственные, придуманные им самим слова).
Развитие памяти. Одаренным детям свойственна хорошая память, они запоминают услышанное и прочитанное без специального заучивания, часто до мельчайших подробностей, без особого труда запоминают символы, слова, буквы, цифры, удерживают в памяти большой объем информации по истории, биологии, естествознанию.
Развитие внимания. Для одаренных детей характерна повышенная концентрация внимания: они способны сосредоточивать и удерживать внимание на каком-то одном предмете в течение длительного времени, что обычно несвойственно маленьким детям. Одаренные дети легко переключаются от одного объекта на другой и могут воспринимать одновременно и параллельно два источника информации.
Развитие мышления. Мышление большинства одаренных детей старшего дошкольного возраста представляет собой сложную интеллектуальную систему операций, характерных для уровня абстрактного мышления (Ваня К. разгадывает кроссворды, оперирует сложными для его возраста определениями). Одаренные дети проявляют интерес к головоломкам и загадкам, могут сами придумывать их; замечают логические ошибки у других детей; проявляют чувство юмора.
Развитие творчества и воображения. Одаренным детям свойственно развитое воображение, проявляющееся в творчестве, игре, при выполнении повседневных заданий.
Овладение знаниями и учебными навыками. Одаренные дети любознательны, они испытывают потребность в познании и способны быстро усваивать и перерабатывать информацию. Как правило, им свойственен устойчивый интерес к учебной деятельности. Родители часто не знают, что делать с этой жаждой знаний. Многие одаренные дети самостоятельно или с небольшой помощью взрослых начинают читать, чтение становится любимым занятием. Помимо чтения, одаренные дети проявляют интерес к математическим действиям и письму.
Познавательная мотивация. Для одаренных детей характерно преобладание познавательной мотивации. Они поглощаются интересной работой, причем предпочитают достаточно трудные и долгосрочные задания легким и быстро выполняемым, часто выбирают непосильно сложные для себя задания, не боясь неудач. Они проявляют избирательность в выборе игр. Одаренные дети критичны по отношению к самим себе, поэтому способны признавать свои ошибки и стремятся к их исправлению. Им хочется переделать некачественно выполненную работу и добиться более высоких результатов, даже если взрослые отговаривают их это делать. Одаренные дети умеют и любят состязаться с другими детьми, особенно эта черта выражена у мальчиков, которые часто играют в подвижные и спортивные игры.
Общение. Одаренным детям свойственна особая манера общения со взрослыми и сверстниками. Они наделены повышенной чувствительностью к ситуации и способны оценить настроение окружающих, поэтому реагируют не только на речевые воздействия партнера по общению, но и на его невербальное поведение (мимику, жесты, взгляд, тон речи). Такие дети могут выражать негативное отношение к взрослым, часто замечая ошибки в их поведении, и очень критичны в выборе партнера.
Личностные особенности. Для одаренных детей характерны следующие: нетерпимость и порывистость, неумение управлять своими чувствами и эмоциями; уязвимость и ранимость, подверженность различным страхам (страх смерти, потеря родителей, одиночества); чувство справедливости; способность к эмпатическому пониманию близких людей и всех живых существ (жалость, сострадание, стремление помочь слабому и беззащитному); ответственность; вера в добро, красоту и справедливость.
Проведенное исследование с помощью экспертных оценок воспитателей дошкольных образовательных учреждений позволило выявить группу одаренных детей старшего дошкольного возраста. Наблюдения за деятельностью детей, беседы с родителями, воспитателями и детьми позволили раскрыть особенности одаренных дошкольников и показать их отличие от других сверстников в следующих сферах: академические достижения, двигательная и интеллектуальная сферы, лидерство, творчество, общение. Считаем, что метод экспертных оценок можно использовать как отдельный метод исследования детской одаренности или в качестве вспомогательного, включенного в комплекс взаимодополняющих диагностических методик.
Список литературы
1. Бакаева О.Н. Формирование интеллектуальных умений у одаренных детей старшего дошкольного возраста. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007.
2. Крулехт М.В., Тельнюк И.В. Экспертные оценки в образовании. М.: Изд. центр "ACADEMIA", 2002.
Приложение
ВОПРОСЫ АНКЕТЫ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
1. Фамилия, имя, отчество. В каком дошкольном воспитательном учреждении Вы работаете? В какой возрастной группе?
2. Сколько детей в Вашей группе? Какова их физическая активность?
3. В каких видах физической активности Ваши дети преуспевают (отстают?)
4. В каком возрасте ваши дети научились:
2. Сколько детей в Вашей группе? Какова их физическая активность?
3. В каких видах физической активности Ваши дети преуспевают (отстают?)
4. В каком возрасте ваши дети научились:
-
Вырезать картинки ножницами
-
Раскрашивать рисунки внутри контуров
-
Завязывать шнурки
-
Писать печатными буквами
-
Писать печатными буквами свое имя и другие слова
-
Переписывать или копировать рассказы, стихи
-
Читать и произносить свое имя по буквам
-
Читать отдельные слова
-
Читать самые простые детские книжки
-
Читать более трудные книжки «про себя»
-
Считать до 20
-
Выполнять действия сложения, вычитания в уме
-
Называть время
-
Считать деньги
-
Запоминать телефонные номера
5. Могут ли Ваши дети составить то или иное мнение о предметах, явлениях, слишком сложных для понимания в их возрасте? Приведите примеры.
6. Можно ли сказать, что Ваши дети очень восприимчивы, наблюдательны, быстро реагируют на все новое и неожиданное?
7. Пытаются ли дети с Вашей помощью выяснить причины и понять смысл происходящих событий?
8. Обладают ли дети достаточно большим словарным запасом?
9. Можно ли сказать, что Ваши дети приобретают знания достаточно легко и быстро?
10. Используют ли дети в своей речи сложные по структуре и семантике
слова, усложненные синтаксические конструкции?
11. Придумывают ли дети свои собственные необычные, иногда неправильные слова (окказионализмы)?
12. Придумывают ли дети разные истории, пишут ли стихи, песни? Насколько они необычны?
13. Рассказывая о чем-то, придерживаются ли дети выбранного сюжета, не теряют ли основной мысли?
14. Легко ли дети отгадывают загадки? Придумывают ли свои?
15. Проявляют ли дети любознательность к предметам, явлениям, событиям? Задают ли вопросы типа «почему?», «зачем?», «отчего?»?
16. Можно ли сказать, что Ваши дети обладают хорошей памятью?
17.Доводят ли дети начатое дело до конца?
18. Склонны ли дети к серьезным размышлениям? Интересуются ли они глобальными проблемами? Размышляют ли о жизни, о ее ценности и о чем-то другом, что волнует взрослых?
19.Воспринимают ли критику по отношению к себе? Относятся ли критически к своим сверстникам, к взрослым?
20.Понимают ли дети чувства других людей? Чувствительны ли они к социальной несправедливости?
21. Хотят ли дети понять, почему люди такие, какие они есть?
22. Есть ли у детей Вашей группы какие-то умственные или другие недостатки? Приведите примеры.
23. Как Вы считаете, хорошо ли у детей развита моторная координация?
24. Обладают ли дети ярким, богатым воображением?
25. Выступают ли они лидерами в играх?
26. Проявляется ли у детей стремление к аккуратности?
27. Присуще ли детям Вашей группы чувство справедливости? Как и в чем оно проявляется?
28. Каково отношение детей к другим детям, к взрослым? (хорошо, плохо, нормально)
29. Стремятся ли дети к занятиям любимым делом? Какое оно? Проявляют ли они интересы к этому (этим) занятию? В чем он выражается?
30. Всегда ли дети довольны результатами своих действий или стремятся их улучшить?
31. Характерна ли для детей скрытость? В чем она проявляется?
32. Могут ли дети оценивать последствия своих действий?
33. Стремятся ли дети к творчеству, изобретательности?
34. Считаете ли Вы кого-либо из детей Вашей группы одаренным? Почему?
35. Когда Ваши дети научились:
Лазать по гимнастической лестнице
Проходить по бревну, мостику
Бросать и ловить мяч
Плавать (держаться на воде)
Кататься на коньках
Кататься на велосипеде
О.Н. БАКАЕВА к.п.н., доцент кафедры дошкольной и коррекционной педагогики Елецкого ГУ им. А.И. Бунина
«Одаренный ребенок» . – 2013 . - № 5 . – С. 16-24.