Щербатых Л.Н. Учимся организовывать и проводить вчера на иностранном языке с лингвистически одаренными школьниками в системе дополнительного иноязычного образования

 
За последние десять лет преподавание иностранных языков (ИЯ) в нашей стране претерпело изменения, небывалые по масштабам и динамике развития. Основными характеристиками современного обучения ИЯ сегодня являются:
•   ориентация на коммуникативные цели обучения;
•   формирование коммуникативной компетенции в единстве с воспитанием уважения к культурным традициям разных народов;
•   насыщенность учебного процесса страноведческим и культурологическим материалом.
 
За короткий промежуток времени мы наблюдаем переход от обучения языку как средству абстрактного «межнационального общения» к такому виду обучения, которое ориентировано на конкретную цель — «диалог культур», что, в свою очередь, способствует формированию у школьников системы поведенческих норм, которые основаны на идеалах терпимости, ненасилия, уважения к правам человека — гуманистическими ценностями личности.
 
Важно отметить, что в системе современного иноязычного школьного образования большое внимание уделяется обучению лингвистически одаренных школьников, что связано с созданием условий, обеспечивающих выявление и развитие лингвистически одаренных учащихся, реализацией их потенциальных возможностей и социальной защиты. Этому способствовала федеральная программа «Одаренные дети» как составная часть президентской программы «Дети России».
 
К числу лингвистически одаренных школьников можно отнести детей, проявляющих следующие способности: повышенную познавательную активность к теории, практике и истории языка; устойчивую мотивацию к познанию ИЯ; быстрый процесс мышления; креативность в выборе способов коммуникации на ИЯ.
   
Автор под лингвистической одаренностью понимает совокупность академических и специальных иноязычных способностей, представляющих собой индивидуально-психологические особенности личности учащегося, обеспечивающие в конечном счете эффективность усвоения ИЯ как учебного предмета и успешность в овладении коммуникативными иноязычными компетенциями [5].
 
Обучение лингвистически одаренных школьников предполагает использование различных видов индивидуализированного и дифференцированного обучения ИЯ.
 
В настоящее время среди многочисленных подходов к проблеме обучения лингвистически одаренных школьников большое распространение получили три основных направления:
•    изучение ИЯ в системе общеобразовательных школ (обучение по специальному учебному плану, обучение по специальным программам, факультативные занятия, дифференциация обучения);
•    в системе дополнительного образования (обучение индивидуальное или в малых группах, работа по исследовательским и творческим проектам; очно-заочные школы; каникулярные сборы; творческие лаборатории; система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад и др.);
•    в системе специализированных гимназий.
 
Анализ педагогической литературы и образовательной практики показывает, что сегодня у учителей ИЯ имеется достаточный опыт в обучении лингвистически одаренных школьников в рамках классно-урочной системы, но многие вопросы, связанные с организацией внеклассной работы с целью формирования у них коммуникативных компетенций, являются актуальными.
 
Сегодня стало очевидным, что внеклассная работа, а также система учреждений дополнительного образования могут удовлетворять запросы одаренных детей и их родителей. В зарубежных странах имеется положительный опыт работы с лингвистически одаренными школьниками в рамках дополнительного образования, например, работ центров каникул для детей, говорящих на разных языках. Самые известные среди них — летние центры кани кул при Кейдм ьюрской международной школе в Великобритании и международный центр каникул французской ассоциации ALREP.
 
Учреждения дополнительного образования, которые сделали за последнее время большой « прорыв » в своем развитии, на сегодняшний день имеют значительную базу для обучения лингвистически одаренных учащихся, имеющих языковые способности и желающих изучать учебный материал на ИЯ на более высоком уровне.
 
Очевидным является тот факт, что в последнее десятилетие система дополнительного иноязычного образования (ДИО) из «дополнения» к основному обучению ИЯ, каким являлись его предшествующие  варианты — система внеклассной и внешкольной работы, — стала выполнять ведущую функцию в формировании «образовательной индивидуальности» лингвистически одаренного школьника.
 
Обучение ИЯ лингвистически одаренных школьников — процесс сложный, комплексный, системный, сущность которого раскрывается через цели и задачи, гуманитарное содержание, методы изучения ИЯ в урочное время и в системе ДИО. На дополнительных языковых занятиях происходит поэтапное овладение одаренными школьниками социальными ценностями, что обогащает их внутренний мир и способствует развитию их гуманитарной культуры. Рефлексивное восприятие объекта познания, освоение через призму собственного опыта ценностных установок успешно сочетается с обменом переживаниями, мыслями, с взаимовлиянием на результат постижения и ценностные отношения.
 
ДИО является одним из эффективных средств решения многих задач, стоящих перед учителем ИЯ: повышение мотивации изучения ИЯ, активизация учебных умений и навыков, расширение базового уровня знаний учащихся о культуре иноязычных стран. Общение вне урока во время подготовки какого-либо мероприятия предполагает более близкое общение с учениками, являясь тем самым важным воспитательным моментом. Ребята с удовольствием принимают участие во внеклассных мероприятиях, проявляя свою активность, любознательность, непосредственность, а учителю ИЯ внеурочное общение позволяет лучше понять и раскрыть личность каждого ребенка, его таланты. Важность ДИО приобретает еще большую значимость, когда речь идет о лингвистически одаренных школьниках.
 
Из психологии известно, что в основе одаренности лежат три взаимосвязанных параметра: особые способы к познанию окружающей действительности, опережающее психическое развитие и особые физиологические данные. Лингвистически одаренные учащиеся способны выполнять несколько видов деятельности одновременно, имеют хорошую кратковременную и долговременную память, способны быстро оформить свои мысли вербально. В сфере психического и социального развития такие школьники характеризуются обостренным чувством справедливости, высокими требованиями к себе и окружающим людям, хорошо развитым чувством юмора.
 
Одаренные школьники отличаются высоким энергетическим уровнем, стремлением доводить начатые дела до конца. Кроме многих положительных качеств, одаренные учащиеся наделены честолюбием, зазнайством, стремлением учиться и выступать «напоказ», но воспитательные мероприятия в системе ДИО, как раз наоборот, могут помочь им реализовать все эти качества.
 
Как показывает опыт автора статьи, при изучении ИЯ лингвистически одаренные учащиеся способны достаточно быстро схватывать прослушанный  материал,  понимать главное содержание аутентичного текста, общаться с носителями языка. Лингвистически одаренные школьники могут быстро оформить свои мысли с помощью средств иноязычной речи без каких-либо ошибок. У них всегда достаточно много идей, они стараются вводить новые элементы в собственную иноязычную речь по аналогии с уже известным. Учащиеся с повышенной мотивацией читают литературу на изучаемом языке, стараются перевести и понять содержание прочитанного без помощи словаря. Многие методисты в области иноязычного образования отмечают, что лингвистически одаренные школьники любят писать на ИЯ, часто увлекаются изучением других иностранных языков. Такие учащиеся характеризуются положительной интерференцией со стороны родного языка, поэтому они хорошо «начитаны» и грамотны [5].
 
Активная работа учителя ИЯ в условиях ДИО является необходимым условием для успешного развития лингвистически одаренных школьников, для расширения и углубления знаний по предмету « иностранный язык », развития умений и совершенствования навыков коммуникативной деятельности, раскрытия творческих способностей таких талантливых детей. Именно благодаря ДИО осуществляется воспитание подрастающего поколения средствами ИЯ. Учитель получает возможность установить более тесный контакт со школьниками, что снимает многие трудности в общении, помогает активизировать коммуникативную и творческую деятельность лингвистически одаренных учащихся. Такой подход обеспечивает успех, который дает одаренному школьнику возможность самоутвердиться. Успех, самоутверждение, поощрение достижений являются необходимыми условиями для дальнейшей мотивации лингвистически одаренных учащихся к обучению ИЯ.
 
В условиях ДИО учитель ИЯ, так же как и на уроке, стремится к достижению следующих целей:
•   развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих (речевая, языковая, социокультурная/ межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная);
•   развитие личности лингвистически одаренных школьников посредством реализации воспитательного потенциала ИЯ;
•   формирование у учащихся потребности изучения ИЯ и овладение им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом миро в условиях глобализации на основе осознания важности изучения ИЯ и родного языка как средства общения в со-временном мире;
•   формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств граждан и на, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного и доброжелательного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры;
•   развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами ИЯ;
•   осознание необходимости вести здоровый образ жизни путем информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья.
 
Организация и проведение вечеров, как отмечается в программах по ИЯ, является одним из главных видов деятельности учителя ИЯ в системе ДИО.  Но чтобы вечера на ИЯ действительно нашли должное место в учебно-воспитательном процессе ДИО, учителю ИЯ необходимо в первую очередь осознать необходимость данного вида деятельности в достижении поставленной цели.
 
Основной и ведущей задачей преподавании ИЯ в условиях ДИО является реализация коммуникативной цели, которая определяет весь учебно-воспитательный процесс по предмету «иностранный язык».
 
Проявить свою коммуникативную активность лингвистически одаренный школьник способен: а) в общении, так как в любом коммуникативном акте действуют по меньшей мере два человека; б) в какой-либо деятельности, так как не бывает ни беспредметного общения, ни беспредметной деятельности. Отсюда следует, что деятельность лингвистически одаренных школьников по овладению ИЯ необходимо включать в деятельность иноязычного общения. Вечер на ИЯ — это социально организованная, управляемая форма культурного иноязычного общения лингвистически одаренных школьников.
 
Естественно, как специально организованная, управляемая форма свободного иноязычного общения лингвистически одаренных учащихся, она дает возможность учителю обеспечить способным учащимся общение на ИЯ по конкретному поводу за рамками урока. Именно поэтому вечер на ИЯ является одним из важнейших видов внеклассных мероприятий в системе ДИО.
 
Учителю необходимо осознать, что вечер в педагогическом плане — это не только развлекательное мероприятие, но, прежде всего, еще одна ступенька, ведущая к достижению конкретной учебно-воспитательной работы, связанной с предметом «иностранныйязык». Проводимое мероприятие может вводить лингвистически одаренных учащихся в какую-то учебную тему (проблему), или с помощью чего можно подводить итоги работы над темой (проблемой), или серией учебных тем (проблем), обращая внимание лингвистически одаренных учащихся на определенные нравственные, гуманные, этические, эстетические и другие проблемы, развивая их мышление, расширяя их общий кругозор, формируя тем самым их гуманитарную культуру.
 
А для того чтобы вечера на ИЯ были таковыми, учитель должен помнить следующее:
1. Являясь одной из форм иноязычного общения, любой вечер должен выполнять такие функции, как коммуникативная, познавательная, объединяющая, информационная и рекреативная, а также способствовать дифференциации личностного поведения. Однако ведущей функцией вечеров, проводимых на родном языке, является коммуникативная. Все остальные функции должны реализовываться только через нее. В противном случае проведение вечера на ИЯ не имеет смысла.
2. По своему содержанию вечера, проводимые на ИЯ, должны быть тематическими, так как именно тематические вечера, сюжет которых строится вокруг определенной темы (а тема определяется с учетом интересов лингвистически одаренных учащихся и интересов самого учебного предмета), предлагают совершенно конкретный повод для общения на ИЯ и обеспечивают в определенной степени реализацию коммуникативной функции.
По форме тематические вечера могут быть разнообразными: вечер-конкурс, вечер-встреча, вечер-портрет, вечер-хроника, вечер-митинг, вечер-ритуал, вечер-рапорт (ответ), смешанный тип вечера, который соединяет в себе свойства разных типов вечеров и др. Названия тематических вечеров следует подбирать более точно, например: вечер, посвященный В. Шекспиру; вечер-встреча, посвященный известным американским писателям (актерам) XX-XXI вв., и т.д. Выбор формы вечера определяется тем, насколько эффективно она позволяет раскрыть тему и решить практические и воспитательные задачи, которые поставлены перед ними.
3. Процесс организации и проведения вечера на ИЯ можно подразделить на следующие четыре этапа:
 
I  этап — ориентационный. Он в значительной мере определяет быть или не быть вечеру. Основная его задача — ориентация лингвистически одаренных учащихся на вечер.
IIэтап — организационный. Задача этого этапа — обеспечить проведение вечера на ИЯ на должном уровне.
III     этап — этап реализации всей проделанной работы, т.е. проведение вечера на ИЯ.
IV      этап — этап подведения итогов всей деятельности лингвистически одаренных учащихся на этапе подготовки и проведения вечера.
 
Каждый этап организации и проведения вечера на ИЯ характеризуется определенными действиями со стороны учителя ИЯ, выполнение которых предполагает осуществление целого ряда операций.
Учитель ИЯ, работающий в системе ДИО с лингвистически одаренными школьниками, должен владеть следующими действиями и операциями:
 
I этап
Основными действиями этого этапа являются:
1.      Определение модели вечера.
2.     Ориентация лингвистически
одаренных учащихся на вечер.
Выполнение первого действия предполагает осуществление целого ряда операций:
а)     выбор примерной темы вечера на ИЯ (формулировка темы конкретизируется в дальнейшем с непосредственным участием самих школьников);
б)     конкретизация цели вечера;
в)     определение формы вечера;
г)     выявление уровня языковых знаний лингвистически одаренных учащихся, на которых будет рассчитан вечер.
Операциями, обеспечивающими выполнение второго действия, являются:
а)      создание у школьников настроения на вечер через урок ИЯ. С этой целью на уроке (серии уроков ИЯ) необходимо создавать ситуации, требующие переноса общения на ИЯ за рамки урока. Здесь можно использовать так называемый прием «недосказанности».
б)      организация агитационно-информационной работы. Для этой цели используются объявления-реклама, радиореклама, информация в стенгазете, информационный бюллетеньс «интригующими» фрагментами подготовки вечера на ИЯ.
 
II этап
Основными действиями, обеспечивающими этот этап, являются:
1.      Подбор и организация материала на ИЯ;
2.        Выявление материально-технических ресурсов, необходимых для вечера на ИЯ.
3.         Репетиционно-подготовительная работа с лингвистически
одаренными школьниками.
Выполнение первого действия обеспечивается следующими операциями:
а)     подбор и обработка материала;
б)     составление сценария вечера на ИЯ.
При подборе и обработке языкового материала учителю следует, учитывать, что каждый вечер на ИЯ должен:
1)   способствовать раскрытию пройденной темы;
2)   стремиться к достижению поставленных цели и задач;
3)   быть доступным для лингвистически одаренных школьников, но, с другой стороны, быть повышенной трудности;
4)   быть интересным для той возрастной группы, на которую рассчитан;
5)   пробуждать у лингвистически одаренных учащихся интерес к работе с научной литературой (художественной литературой) на ИЯ.
После того как собран и отработан необходимый языковой материал, его следует организовывать драматургически. Любой вечер на ИЯ состоит из взаимосвязанных частей. Для того чтобы эти части наилучшим образом раскрывали языковую тему и способствовали достижению поставленной цели, их необходимо рассматривать в определенной последовательности и взаимообусловленности. Как правило, композиция вечера на ИЯ включает в себя следующие элементы: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.
Основное назначение экспозиции — дать эмоциональный настрой зрительному восприятию.
Задачей же завязки является пустить действие в ход, дать первотолчок мыслям и чувствам аудитории, вызвать активное заинтересованное мотивированное отношение к тому, что будет происходить.
Развитие действия — главная композиционная часть вечера, где разворачиваются все основные события, которые и заставляют школьников сопереживать.
 
В кульминационный момент вечера сопереживание достигает наивысшего накала. Вечер на ИЯ можно даже завершить кульминационным моментом, без специальной развязки. Это даст возможность провести заинтересованный разговор на последующем уроке (уроках) ИЯ, дополнительных занятиях.
Сюжетная организация вечеров на ИЯ, как правило, должна принимать вопросно-ответный ход. В экспозиционной части вечера должен ставиться вопрос (проблема), а весь дальнейший ход вечера должен служить ответом на него. В ходе ответа на поставленный в экспозиционной части вопрос возникают новые вопросы, к ответам на которые привлекается вся аудитория. Такой сюжетный ход вечера обеспечивает его коммуникативную направленность.
После того как составлен сценарий, следует выявить материальные и технические ресурсы, необходимые для вечера. Это действие предполагает со стороны учителя ИЯ такие операции, как:
а)      определение места вечера (в зависимости от темы и сценария это может быть зал или класс, библиотека или музей и т.д.);
б)      определение подсобных материалов  (декоратииного  оформления) с учетом места проведения вечера на ИЯ.
И наконец, третье действие — репетиционно-подготовительная работа. Оно завершает организационный этап и предполагает осуществление следующих операций:
а)     распределение обязанностей и ролей;
б)        подготовка декоративно-вещественного оформления;
в)      организация и проведение репетиций.
 
Здесь следует помнить учителю ИЯ, что в процессе подготовки вечера на ИЯ и его дальнейшем проведении каждый лингвистически одаренный школьник должен выступить в наиболее выигрышной роли для него и для всего коллектива.
 
III этап
Главным действием этого этапа является проведение вечера на ИЯ.
Основными операциями, обеспечивающими успешное проведение, является:
а)     проверка наличия всех учащихся, обеспечивающих проведение вечера (в случае необходимости сделать соответствующие перестановки, внести возможные коррективы в ход вечера);
б)     открытие вечера (в интересной форме «перебросить мостик» от уроков ИЯ к вечеру, вызвав заинтересованное отношение к нему);
в)     наблюдение за ходом вечера, вмешательство в его ход в случае необходимости (например, в случае растерянности ведущих взять лидерство на себя, а затем передать его ведущим и выйти из общения);
г) закрытие вечера (в интересной форме «перебросить мостик» от вечера к последующим урокам, вызвав интерес к ним).
 
IV этап
Известно, насколько важен момент объективной оценки деятельности одаренных учащихся. Это является стимулом для их дальнейшей работы. С этой целью можно провести обсуждение вечера на ряде последующих уроках ИЯ или на занятиях по ИЯ в ДИО, выпустить специальную радиогазету, стенгазету, бюллетень, посвященный прошедшему вечеру.
Волос схематично и сжато можно представить данную информацию в следующей таблице. Она еще раз напомнит учителю о действиях и операциях, которыми должен он владеть, чтобы уметь организовывать и проводить вечера на ИЯ с лингвистически одаренными школьниками.
 
Автор статьи разработал учебно-методическое пособие «Внеклассные мероприятия по английскому языку для лингвистически одаренных школьников», состоящее из 3 частей (для 2-4,5-9 и 10-11 -х классов) [1—3]. В него вошли разработки различных вечеров на ИЯ, конкурсов, викторин, сценарии праздников, посвященных национальным праздникам англоязычных стран, например: католическому Рождеству, Дню святого Валентина, Хэллоуину, Дню благодарения, которые позволяют систематизировать страноведческие знания лингвистически одаренных учащихся.
 
Многие представленные в пособии мероприятия на английском языке были апробированы на практике автором, а также студентами во время прохождения педагогических практик. Все сценарии были переработаны с учетом мнений учащихся и учителей ИЯ.
Применение различных заданий для школьников с различными способами восприятия способствует общему развитию одаренных школьников, расширению их кругозора, повышению интереса к изучению английского языка.
Представленные мероприятия на ИЯ в системе ДИО позволяют раскрыть творческие способности лингвистически одаренных школьников, применить полученные на уроках знания в новой нестандартной ситуации, познакомиться с культурами англоязычных стран [4].
 
При подготовке к мероприятию учитель ИЯ должен учитывать высокий интерес лингвистически одаренных школьников к информационным технологиям и игровой деятельности.
Данное пособие может быть использовано учителями ИЯ в разных вариантах, в зависимости от того, какие технические средства доступны учителю, и оно рассчитано на учащихся начального, среднего, старшего звена. Предполагается дополнительная предварительная подготовка школьников в виде бесед, чтения текстов, просмотра видеофильмов и т.д.
 
Необходимо отметить, что учитель ИЯ должен стараться организовать работу в системе ДИО так, чтобы способствовать развитию мыслительных способностей, дарований и склонностей лингвистически одаренных школьников, их пытливости и любознательности, высоких нравственных чувств. Очень часто учащиеся сами составляют сценарии праздников и вечеров, продумывают декорации и костюмы. Кроме того, учитель ИЯ может использовать соревновательные формы внеклассной работы, такие, как конкурсы, викторины, олимпиады, КВНы, игры на ИЯ.
 
Несомненно, велика роль дополнительного иноязычного образования в организации свободного времени лингвистически одаренных школьников: за рамками учебной деятельности продолжается духовное и гуманитарное их развитие, раскрываются потенциальные возможности учащихся, обнаруживаются особые свойства личности, что способствует формированию гуманитарной культуры школьников.
 
 
Список литературы
 
1.  Щербатых Л.Н. Внеклассные мероприятия по английскому языку для лингвистически одаренных школьников. Ч. I. 2-4 классы: Учеб.-метод. пос. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2013.
2.  Щербатых Л.Н. Внеклассные мероприятия по английскому языку для лингвистически одаренных школьников. Ч. П. 5-9 классы: Учеб.-метод. пос. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2013.
3.  Щербатых Л.Н. Внеклассные мероприятия по английскому языку для лингвистически одаренных школьников. Ч. III. 10-11 классы: Учеб.-метод, пос. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2013.
4.  Щербатых Л.Н. Роль внеклассной работы по иностранному языку в формировании гуманитарной культуры лингвистически одаренных школьников // Психология образования в поликультурном пространстве. 2013. Т. 1(№21). С. 110-116.
5.  Щербатых Л.Н. Феномен лингвистической одаренности школьников // Там же. 2012. Т. 2 (Мв 18). С. 132-137.
 
 
«Одаренный ребенок» . – 2013 . - № 5 . – С. 146-156.