Ордина И.П. Модель формрования позитивной Я-концепции одаренных школьников
Современная социокультурная ситуация в России задает новые ориентиры в сфере образовании и определяет необходимость организации системы психолого-педагогического сопровождения и поддержки индивидуальности самоопределяющейся личности в образовательном пространстве школы. Это находит отражение в содержании Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, реализация которых предполагает учет индивидуальных особенностей школьников, стимулирование саморазвития, совершенствование способностей, формирование позитивной «Я-концепции».
Проведенный нами анализ современных опытно-экспериментальных исследований «Я-концепции» позволяет констатировать, что ее негативный характер выступает серьезной психологической проблемой развития интеллектуального и творческого потенциала одаренных школьников. Сенситивным периодом для формирования «Я-концепции» личности выступает старший школьный возраст [2,6].
«Я-концепция» одаренных старшеклассников характеризуется как более противоречивая, дисгармоничная по сравнению со сверстниками: несформированность личностной рефлексии, низкий уровень самопонимания, самоуважения, самопринятия, сложности волевой регуляции поведения. Имея неадекватно завышенное стремление к совершенству, одаренный старшеклассник испытывает ощущение неудовлетворенности и неполноценности, преувеличивает свои недостатки, склонен к самообвинению, что усугубляется юношеским максимализмом [2, 5, 6].
Под позитивной «Я-концепцией» одаренного старшеклассника мы понимаем динамическую совокупность когнитивных, эмоционально-оценочных и конативных представлений личности о себе, способствующих активизации личностного и профессионального самоопределения, реализации интеллектуального и творческого потенциала.
В ходе проведенного анализа было установлено, что формирование позитивной «Я-концепции» одаренного старшеклассника целесообразнее осуществлять с позиций психологического моделирования [4, 6].
При создании модели позитивной «Я-концепции» одаренных старшеклассников использовались следующие положения моделирования в психологии. Модель (лат. modulus — мера, образец) понимается как система объектов, в определенных условиях воспроизводящая свойства и характеристики оригинала. Построение и реализация модели позволяют экспериментально верифицировать полноту теоретических представлений с позиции их работоспособности и обоснованности в практической деятельности [3]. Моделирование в нашем исследовании позволяет представить содержание позитивной «Я-концепции» личности одаренного старшеклассника. На основе модели базируется организация эмпирического исследования для выявления особенностей «Я-концепции» одаренных старшеклассников, опытно-экспериментальная работа по ее формированию.
Основные этапы моделирования: постановка цели, построение модели, проверка модели на достоверность (адекватность), применение и обновление модели. Цель моделирования: создать целостное представление о содержании позитивной «Я-концепции» одаренных старшеклассников для организации психолого-педагогического взаимодействия по ее формированию.
В процессе построения модели мы опирались на теоретико-методологические подходы: положения системного подхода (П.К. Анохин, В.А. Барабанщиков, В.А. Ганзен, Б.Ф. Ломов и др.), теорию познания, теорию трехкомпонентного строения «Я-концепции» (Р. Берне, У. Джемс, Н.И. Сарджвеладзе и др.), концепции уровневого развития самосознания (И.С. Кон, В.В. Столин, И.И. Чеснокова и др.).
Системный подход позволяет представить модель позитивной «Я-концепции» одаренных старшеклассников как единое организованное целое, совокупность взаимодействующих компонентов, наделенных определенными свойствами. Изменяя отдельные компоненты системы, можно вносить изменения в систему в целом. Целенаправленное психолого-педагогическое воздействие на компоненты «Я-концепции», приведет к соответствующему изменению «Я-концепции» в целом.
Обоснованием уровневого строения обсуждаемой модели выступает теория познания. В целостную структуру научного познания включены два взаимосвязанных уровня: эмпирический (опирается на данные эксперимента) и теоретический (направлен на всестороннее познание объективной реальности в ее существующих связях и отношениях). Эмпирическое ставит перед теоретическим новые задачи, а последнее направляет эмпирическое [4]. Эти методологические позиции позволяют обозначить три уровня в обсуждаемой модели: стихийно-эмпирический (отражает негативные характеристики «Я-концепции» одаренного старшеклассника); эмпирический (предполагает сформированность отдельных элементов позитивной «Я-концепции» одаренного старшеклассника); теоретический предполагает высокий уровень сформированности позитивной «Я-концепции» после реализации опытно-экспериментальной программы [5]. Более высокий уровень позитивной «Я-концепции» одаренных старшеклассников формируется на базе и при условии сформированности предыдущего уровня, и вышестоящий уровень управляет нижележащим. Стихийно-эмпирический и эмпирический уровни в этой иерархии продолжают развиваться, сохранять свою значимость и относительную автономию [2].
Научные представления Р. Бернса, У. Джемса, Н.И. Сарджвеладзе и др. позволили определить в предлагаемой модели три взаимосвязанных компонента: когнитивный, эмоционально-оценочный и конативный. Когнитивный компонент включает систему знаний о себе, способность личности к самонаблюдению и самовосприятию, стремление узнать и понять себя, личностную рефлексию. Эмоционально-оценочный компонент отражает обусловленное и безусловное позитивное отношение к себе, уверенность в собственных силах. Конативный компонент содержит способность к сознательной и адекватной регуляции своего поведения и деятельности, способность детерминировать успехи и неудачи собственными усилиями [1, 6] (см. табл.).
В структуре модели содержание компонентов изменяется в зависимости от уровня: стихийно-эмпирического, эмпирического, теоретического. Накопление количественных характеристик процесса развития переходит на определенном уровне в новое качественное состояние. Стихийно-эмпирический уровень включает элементы, задающие негативное направление развития «Я-концепции» личности (самообвинение, социальный страх, внешний локус контроля) и преимущественно элементы когнитивного компонента позитивной «Я-концепции»: система представлений личности о себе, знание своих особенностей, возможностей.
Условные обозначения: первая цифра обозначает условный порядковый номер элементов; вторая цифра — принадлежность к уровню формирования (1 — стихийно-эмпирический; 2 — эмпирический; 3 — теоретический); третья цифра — принадлежность к компоненту (1 — когнитивный, эмоционально-оценочный, конативный). Когнитивный компонент: 1 — персональное «Я-внимание»; 2 — общественное «Я-внимание»; 3 — самоинтерес; 4 — эгоцентрическая направленность; 5 — самопонимание. Эмоционально-оценочный компонент: 6 — самообвинение; 7 — социальный страх; 8 — ожидание позитивного отношения окружающих, 9 — самопринятие; 10 — аутосимпатия; 11 — самоуважение; 12 — глобальное самоотношение; 13 — уверенность в себе; 14 — поддержка себя. Конативный компонент: 15 — внешний локус контроля; 16 — настойчивость; 17 — самообладание, 18 — общая волевая регуляция поведения; 19 — самопоследовательность; 20 — внутренний локус контроля. Символу «Т» соответствует вектор перехода элемента на более высокий уровень модели.
Эти элементы формируются в процессе социализации и к старшему школьному возрасту достигают заметного уровня выраженности. У одаренных старшеклассников названные элементы «Я-концепции» слабо сформированы: отсутствие самоинтереса, позитивного внимания к своей личности, непонимание или негативная интерпретация собственных мотивов, поступков, ориентация на мнение окружающих и ожидание от них отрицательных оценок [5].
Эмпирический уровень предполагает развитие элементов эмоционально-оценочного компонента: знание человека о самом себе вызывают отношение и оценку. Отношение может быть обусловленным реальными достижениями личности (самоуважение) и безусловным, предполагающим позитивную оценку себя независимо от успехов или неудач (аутосимпатия, самопринятие).
Теоретический уровень в нашей модели выступает высшим уровнем в процессе формирования позитивной «Я-концепции» одаренного старшеклассника по составу, качеству и своеобразию элементов. Переход на этот уровень у одаренных школьников возможен в ходе целевого психолого-педагогического взаимодействия по формированию позитивной «Я-концепции» личности.
Представим поуровневую характеристику содержания модели формирования позитивной «Я-концепции» одаренных старшеклассников. Стихийно-эмпирический уровень отражает в содержании когнитивного компонента такие показатели, как персональное и общественное «Я-внимание», самоинтерес. «Я-внимание» предполагает внимание человека к себе, своим психическим состояниям, процессам и действиям. Самоинтерес — характеристика, отражающая меру близости к себе, степень интереса к собственным мыслям и чувствам. Эмоционально-оценочный компонент представлен самообвинением, социальным страхом, ожиданием положительного отношения от окружающих. Самообвинение — это совокупность негативных эмоциональных реакций личности на себя, вынесение самоприговоров, готовность поставить себе в вину собственные неудачи и недостатки. Социальный страх отражает переживания, связанные с отношением к человеку окружающих людей и проявляющиеся в таких эмоциях, как застенчивость, смущение. Ожидание положительного отношения от окружающих предполагает безусловное и обусловленное позитивное расположение со стороны других людей. Конативный компонент включает внешний (экстернальный) локус контроля, который раскрывается как стремление человека приписывать причины собственных неудач и успехов действию внешних сил (жизненным обстоятельствам, другим людям) [2, 6].
Эмпирический уровень представлен: личностной рефлексией (когнитивный компонент), самопринятием, аутосимпатией (эмоционально-оценочный компонент), общей волевой регуляцией поведения, включающей настойчивость, самообладание (конативный компонент). Личностная рефлексия предполагает способность осознать и анализировать свои мысли, чувства, поступки, отношения, ценности личности, возможности их изменения, систему межличностных отношений с другими людьми, склонности к формированию субъектных качеств. Самопринятие выражается в непосредственном эмоциональном отношении к себе, не зависящем от каких-либо конкретных черт личности. Ауто-симпатия — это обобщенное позитивное чувство, объединяющее самопринятие, доверие к себе, расположение. Самоуважение понимается как согласованность реального и идеального «Я» [6]. Волевая саморегуляция поведения заключается в способности сознательно направлять своими побуждениями, состояниями, действиями и постепенно трансформируется в саморегуляцию деятельности. Настойчивость характеризует силу намерений человека, стремление доводить начатое дело до завершения, способность преодолевать преграды на пути к намеченной цели, работоспособность. Самообладание предполагает произвольный контроль эмоциональных реакций и состояний, готовность к восприятию нового [3].
Теоретический уровень как высший уровень формирования позитивной «Я-концепции» выступает наиболее содержательным и представлен: самопониманием (когнитивный компонент); самоуважением, глобальным самоотношением, уверенностью в себе (эмоционально-оценочный компонент); самопоследовательностью, внутренним локусом контроля (конативный компонент).
Самопонимание — это способность человека наблюдать и объяснять свои настоящие, прошлые и будущие мотивы и поступки, устанавливать причинно-следственные и временные связи в собственном поведении и деятельности. Глобальное самоотношение — это наиболее обобщенный уровень отношения к себе, отражающий интегральное чувство за или против собственного «Я». Уверенность в себе — это свойство личности, основанное на позитивной оценке собственных навыков и способностей. Поддержка себя предполагает стремление поддерживать самоуважение на относительно постоянном высоком уровне, умение блокировать антипатию к себе, препятствовать самообвинению. Самопоследовательность предполагает, что основным источником активности и продуктивности деятельности, собственной личности выступает сам человек [2]. Внутренний (интернальный) локус контроля — качество, характеризующее склонность индивида объяснять причинность и ответственность за результаты собственной деятельности и поведения своим усилиям и способностям [3].
Таким образом, разработанная нами модель позитивной «Я-концепции» личности одаренного старшеклассника позволяет определить направление и компоненты для организации эмпирического исследования особенностей «Я-концепции» одаренного старшего школьника (характера взаимосвязей, факторной структуры), уточнить критерии перехода на более высокий уровень развития, спланировать содержание психолого-педагогического взаимодействия по формированию позитивной «Я-концепции» одаренных старшеклассников.
Список литературы
1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2002.
2. Бодалев А А. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин. СПб.: Речь, 2000.
3. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003.
4. Долгова В.И. Готовность к инновационной деятельности в образовании. М.: КДУ, 2009.
5. Долгова В.И. Формирование позитивной Я-концепции старших школьников / В.И. Долгова, И.П. Ор-дина // Вестн. Орлов, гос. уни-та. 2012. № 4. С.63-65.
6. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.
2. Бодалев А А. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин. СПб.: Речь, 2000.
3. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003.
4. Долгова В.И. Готовность к инновационной деятельности в образовании. М.: КДУ, 2009.
5. Долгова В.И. Формирование позитивной Я-концепции старших школьников / В.И. Долгова, И.П. Ор-дина // Вестн. Орлов, гос. уни-та. 2012. № 4. С.63-65.
6. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.
И.П. Ордина, к.псих. н., доцент ФГБОУ ВПО Челябинский ГПУ
«Одаренный ребенок» . – 2013 . - № 6 . – С. 23-29.