Р.И. Боровикова. Праздник жизни. Живописные работы Нелли Пожарницкой
Тем, кого одолевает грусть и уныние в нынешнюю неторопливо разворачивающуюся весну, для того, чтобы добавить положительных эмоций и набраться жизненных сил, очень советую познакомиться с удивительно жизнерадостной по настроению выставкой, которая представляет более 100 живописных работ члена Союза художников России Нелли Пожарницкой.
Первое, что поражает в этой экспозиции - буйство цвета, вакханалия красок, их активность и праздничность, особенно впечатляющих на фоне полувесны-полузимы за окном. Когда окидываешь взглядом пространство залов, создается впечатление, что перед нами расстилается цветной ковер летнего луга с июльским разнотравьем и пышным цветением, ковер, поражающий множеством красок и оттенков, разнообразием форм и размеров, которые сливаются в единый мощный хор, исполняющий гимн природе. Это настроение праздника жизни, ее апофеоза и торжества, "цветущей сложности" мира вокруг- лейтмотив выставки.
Любовь автора сразу же и безраздельно отдана цветам. Куда ни посмотришь, всюду видишь цветы во всех возможных вариантах: большие и маленькие, пышный куст сирени и один цветок, скромный букет и сложный постановочный натюрморт на фоне пейзажа. Однако при внимательном рассмотрении становится явным круг предпочтений художника. Обычно она выбирает не пышные, торжественные растения, замкнутые в своем гордом одиночестве и избранности, хотя на выставке есть и такие примеры, а показывает зрителю бесконечную череду простых и непритязательных полевых цветов, от васильков и подсолнухов до огоньков и ландышей вкупе с пшеничными колосьями и белым шиповником. Автор прекрасно чувствует душу русской природы, ее особенности, "изюминку" и обладает достаточным мастерством, чтобы передать свое восхищение на холсте.
Особенно много на выставке картин с изображением сирени, которая стала одним из излюбленных "героев" Н. Пожарницкой. Таинственное лилово-фиолетовое мерцание пышных кистей, роскошно-изысканные, с оттенком аристократизма, резные контуры соцветий, глухой темный фон, контрастирующий с активностью ярких тонов самих растений - все это воспринимается как вариации на тему многообразия проявлений природы. Иногда для остроты автор сопоставляет прихотливость контуров пышных кистей сирени с их множеством цветков и точно выверенные контуры лепестков розы, находя в подобной противоположности воплощение той же идеи бесконечности природной среды.
На выставке представлена и одна из лучших, "классическая" работа художника - триптих "Сибирские хлеба и травы" (1990 - 1992). Тяготеющая к законченной, цельной и выстроенной картине, спокойная, размеренная и торжественная, она воспринимается как творческое кредо мастера, как итог размышлений над многочисленными холстами с натурными впечатлениями. В отличие от натюрмортов с их "бурлящей", подвижной поверхностью холста, выплескивающей эмоции наружу, триптих более спокоен и по фактуре и по колориту, в нем эпические, нейтральные бледно-охристые тона дополнены немногочисленными акцентами яркого цвета.
Кроме цветов, на выставке довольно много пейзажей, по характеру и настроению вполне созвучных натюрмортам. Природа, в основном летняя, и человек, его мир существуют здесь как неразрывное целое, в мире и гармонии. По настроению пейзажи менее чувственные и роскошные, чем натюрморты. Иногда художник выходит из привычного для нее восхищения и приподнятости и обращается к переходным состояниям природы. Пример тому работ "Ветер на Оби", сдержанная по настроению и тонкая по живописи.
Портреты Н. Пожарницкой немногочисленны и очень разные. Как правило, автор чутко относится к своим моделям, больше ориентируясь на индивидуа- льность героя холста, нежели на свое собственное видение. Тем более, что и пишет она обычно своих близких. Наиболее интересна из портретов серия этюдов с изображением детей, написанная в семидесятые годы, представляю- щая линию творчества живописца, которая не нашла своего продолжения, а жаль. В быстром наброске здесь хорошо выявлены характеры каждого из мальчиков.
На вернисаже, как это и принято, было сказано много теплых слов в адрес автора. Особенно приятно заметить, что это были не дежурные речи, а слова, сказанные от всего сердца. И в этом нет ничего удивительного, потому как работы Н. Пожарницкой дают сильный эмоциональный заряд тем, кто с ними соприкасается. Человек открытый, искренний, отзывчивый, светлый, она все это привносит в свое творчество, с интересом постигая мир вокруг себя и давая зрителю возможность делать то же самое вместе с ней, напоминая о том, что этот процесс бесконечен. Хочется пожелать автору сил и сохранения душевной щедрости на долгие годы.