Новинки педагогической литературы. Руководителю школы

 
CD-ROM. Классный руководитель в современной школе. Самый классный классный. ФГОС
Электронное пособие "Классный руководитель в современной школе" серии "ФГОС. Воспитательные системы" поможет найти ответ на вопрос о том, каким в наше время должен быть классный руководитель.
Материалы диска систематизированы по разделам.
В разделе "Информационно-методическое обеспечение" содержится документационная база и теоретические материалы, которые определяют сферу деятельности классного руководителя, раскрывают цели, задачи и функции классного руководителя в современной школе. Методические рекомендации опытных педагогов позволят грамотно организовать деятельность классного руководителя, а оценить эффективность этой деятельности помогут представленные в разделе критерии оценки.
Раздел "Конкурс профессионального мастерства "Самый классный классный"" содержит разработки педагогов - участников одноименного конкурса. В разделе представлен опыт работы по военно-патриотическому воспитанию школьников, приведены сценарии классных часов, дополненные презентациями, аудио- и видеофайлами.
Раздел "Методические разработки классных руководителей (из опыта работы)" содержит программы воспитательной работы, диагностические материалы и сценарии внеклассных мероприятий.
Пособие предназначено заместителям директора по воспитательной работе, руководителям методических объединений классных руководителей, классным руководителям и организаторам внеклассной работы.
 
 
CD-ROM. Новый закон "Об образовании в РФ". Информационно-правовое сопровождение руководителя образовательной организации. ФГОС
Предложены комментарии к новому Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации" - нормативно-правовой основе реформы отечественного образования.
Представлены анализ структуры образовательного законодательства, механизмы реализации права на образование, новые стандарты управления системой образования, особенности ведения образовательной деятельности.
Адресовано руководителям ОУ, государственным служащим, осуществляющим профессиональную деятельность в сфере образования.
 
 
Современное управление школой. Практикум для директора
Витвар О.И.
Книга представляет собой сборник практических упражнений, конкретных ситуаций и деловых игр для формирования профессиональных умений и профессионально-личностных качеств руководителей образования. По каждому разделу включен необходимый теоретический минимум с конкретными примерами для выполнения практических работ.
В книге также предусмотрены задания и методические указания, основанные на анализе конкретных обучающих ситуаций. Рассматриваются актуальные вопросы делового администрирования, методы управления, разработки рациональных управленческих решений и их оценки, прогнозирования и экспертизы развития школы, технологии групповой работы, кадрового обеспечения, стратегии привлечения финансовых средств.
 

Общее образование: школа, гимназия, лицей. Юридический справочник директора, учителя, учащегося
Рогожин М.Ю.
В справочнике представлены основные нормативные акты по вопросам общего образования, в том числе вступающий в действие с 1 сентября 2013 г. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Центральное место в справочнике отводится нормативным актам, регламентирующим наиболее существенные вопросы повседневной деятельности школ, гимназий, лицеев, - от организации приема в них учащихся до особенностей осуществления проверок Рособрнадзором. Большое внимание уделено вопросам всестороннего обеспечения учебного процесса: кадрового, медицинского, социального, информационного и т.п.
Учащиеся и их законные представители (родители и лица, их заменяющие) также почерпнут в справочнике немало полезной информации, в том числе о своих насущных правах в сфере общего образования, основных требованиях, которым должна соответствовать образовательная деятельность школы, гимназии, лицея, и многом другом.
Книга предназначена для руководителей и специалистов организаций общего образования, юристов, членов общественных организаций, социальных работников - организаторов молодежи, лиц, обучающихся и повышающих квалификацию по профессии (специальности) "Педагогическое (психолого-педагогическое) образование", "Менеджмент в общеобразовательной деятельности", "Информационные технологии в общеобразовательной деятельности", а также для всех интересующихся вопросами общего образования и общеобразовательной деятельности.
 
 
CD-ROM. Заместители директора в школе. Практика управления. Справочники
Завьялова Н.А.
Настоящее электронное пособие "Заместители директора в школе" серии "ФГОС. Управление образовательным процессом" предназначено в помощь заместителям руководителя образовательного учреждения по организации научно-методической и учебно-воспитательной работы. Основу диска составляют справочные материалы, необходимые в ежедневной работе завуча.
Компакт-диск знакомит с документацией, необходимой для работы с педагогическим коллективом, учащимися, родителями.
Для администрации школ будет весьма полезен представленный на примере деятельности различных образовательных учреждений опыт использования теоретических основ при создании системы взаимодействия педагогов и учащихся.
Подробно рассматривается деятельность методического совета, методической службы, методического объединения, описаны принципы организации педагогических совещаний; предлагаются основные аспекты планирования и аналитического сопровождения методического направления деятельности администрации школы, различные формы документации и оформления итогов работы.

Управление здоровьесберегающим образовательным пространством современной школы. ФГОС
Протопопова В.А.
В пособии представлены материалы, обеспечивающие нормативно-правовое регулирование, организационно-управленческую и методическую деятельность по созданию модели здоровьесберегающего образовательного пространства, опыт работы общеобразовательных учреждений в области сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса в условиях реализации требований ФГОС и во исполнение новых СанПиН.
Адресовано руководителям и педагогическим работникам ОУ, методистам и специалистам органов управления образованием.
В пособии представлены материалы, обеспечивающие нормативно-правовое регулирование, организационно-управленческую и методическую деятельность по созданию модели здоровьесберегающего образовательного пространства, опыт работы общеобразовательных учреждений в области сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса в условиях реализации требований ФГОС и во исполнение новых СанПиН.
Адресовано руководителям и педагогическим работникам ОУ, методистам и специалистам органов управления образованием.
 

ШЕСТЫЕ ВСЕРОССИЙСКИЕ ШАМОВСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
С. Г. Воровщиков
В сборнике содержатся статьи, представляющие перспективные направления научно-практических поисков для решения актуальных проблем современного образования. Авторы статей – вузовские преподаватели, руководители и педагоги образовательных организаций, сотрудники региональных и муниципальных управлений образования, являющиеся учениками, сторонниками и последовате-лями Т.И. Шамовой.
Сборник адресуется научно-педагогическим работникам, преподавателям и ме-тодистам учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров обра-зования, руководителям и учителям общеобразовательных организаций.

Управление дошкольным образованием
Чумичева Р.М.
Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «дошкольное образование», квалификации «бакалавр», «магистр»). В учебнике представлена теория и практика управления дошкольной образовательной организацией в современных социально-экономических условиях развития общества. Раскрываются вопросы становления у студентов педагогических и управленческих компетенций в сфере организации деятельности дошкольной образовательной организации; педагогической экспертизы оценки качества обучения и воспитания детей дошкольного возраста и деятельности педагогов и руководителей; использования информационных технологий в управлении дошкольной образовательной организацией. К каждому разделу предлагаются дискуссионные, тестовые, теоретико-познавательные, практикоориентированные, творческие задания, а также задания для контроля и самоконтроля качества освоенных студентами профессиональных компетенций.
Для студентов учреждений высшего образования. Может быть полезен руководителям и старшим воспитателям дошкольных образовательных организаций.
 
 
Ломов А.И.
Безопасность школы.    Компакт-диск содержит образцы более 170 документов: должностных инструкций, памяток, приказов, форм журналов, разработка которых может потребоваться администрации образовательного учреждения для обеспечения его деятельности. Материалы соответствуют новому Федеральному закону от 29.12.2012 № 273 - ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Каждый из образцов сопровождается методическими рекомендациями, которые позволят разработать свой вариант документа с учетом нормативных и иных требований. Кроме того, здесь содержится ряд Федеральных нормативных документов, на основе которых разрабатываются нормативные документы школы в области безопасности.


Должностные инструкции (в школе)
Материалы на диске соответствуют новому Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и предназначены для определения и распределения основных трудовых функций, прав и обязанностей всех категорий работников образовательных учреждений:
• заместителей директора;
• педагогических работников;
• инженерно-технического персонала;
• медицинского персонала;
• младшего обслуживающего персонал;
• членов комиссии по чрезвычайным ситуациям
Диск содержит:
• иерархическую структуру управления;
• рекомендации по оформлению должностных инструкций;
• удобную и простую систему поиска текста инструкций;
• 111 готовых должностных инструкций и авторские комментарии к ним;
• Федеральные нормативные документы, на основании которых эти инструкции были разработаны и которыми следует руководствоваться при их выполнении.
 
 
Медиадидактика и современный урок. Технологические приемы
Георгий Аствацатуров
Пособие является продолжением предыдущей работы автора "Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приемы, фрагменты уроков" (Волгоград: Учитель, 2009). Вниманию педагогов предложено подробное описание приемов медиадидактики и способы их технической реализации. Автор представляет выполнение всех приемов в программе Microsoft PowerPoint, однако пособие будет полезно и тем, кто уже овладел программой Macromedia Flash.
Большинство представленных приемов рассчитано на использование их на интерактивной доске, что позволит воспользоваться ее преимуществами, создавать многомерные модели учебных эпизодов.
 
 
Как управлять в новых условиях?
Е. Фадеева
На страницах методического пособия раскрываются сущностные характеристики современных кластеров, что позволит разобраться с процессами объединения образовательных учреждений. Интерес для читателя представляет образовательная логистика.
В данном методическом пособии рассматриваются некоторые необходимые для инновационного развития образовательного учреждения социально-психологические ресурсы, которые можно активизировать в своей профессиональной деятельности, применив на практике в тот момент, когда к этому будете готовы и почувствуете потребность.   Методическое пособие адресовано широкому кругу читателей - руководителям вновь образованных образовательных комплексов и руководителям образовательных учреждений системы общего и среднего профессионального образования, их заместителям по учебно-воспитательной, научной, экспериментальной работе; методическим службам; преподавателям, педагогам-предметникам и педагогам системы дополнительного образования; педагогам-психологам, мастерам производственного обучения, социологам - всем тем, кому не безразлично будущее обучающихся в самом широком смысле этого слова. Методическое пособие адресовано тем педагогическим работникам, кто ищет ответы на вопросы о том, как добиться качественных результатов собственной профессиональной деятельности, как понять другого человека, как помочь одаренным, талантливым детям; как побудить молодое поколение к активной познавательной деятельности.
 

Мастерство учителя. Проверенные методики выдающихся преподавателей
"Учителями рождаются, а не становятся?" Дуг Лемов не согласен с этим высказыванием ("за каждым отличным учителем стоит тяжелый труд и внимание к деталям, а не данный при рождении дар", - говорит он), и у него есть серьезные аргументы: он посещал и просматривал на видео тысячи уроков самых высококлассных педагогов, всю жизнь преподававших в бесплатных государственных школах, где обычно учатся дети из довольно бедных семей, и стабильно поднимавших этих детей на высокий уровень. Затем он сформулировал набор из 49 конкретных и точных техник, которые определяют успех учителя и успеваемость его учеников. И что самое важное, не просто перечислил их в книге, а применял на протяжении пяти лет в своей компании Uncommon Schools - сети из 16 школ, расположенных в небогатых районах. Ученики Uncommon Schools демонстрируют более высокую успеваемость, чем представители других школ из более состоятельных районов.
Примеры техник, описываемых в книге:
- Техника №1. "Не отклоняться от ответа". Как добиться того, чтобы ученики давали правильные ответы каждый раз, а не смотрели на учителя пустым взглядом, пожимая плечами.
- Техника №35. "Сделайте это снова". Ученики не могут справиться с простым заданием? Повторяйте его снова все лучше и лучше, вплоть до совершенства. Это приведет к положительным последствиям.
- Техника №38. "Никаких предупреждений". Если вы сердитесь на своих учеников, обычно это означает, что вам стоит сердиться на себя. Эта техника поможет избежать неуместного поведения в классе.
5 принципов от Дуга Лемова, которые должен знать каждый учитель, чтобы быть успешным:
1. Простота недооценивается. Хорошо внедренная простая идея может принести серьезные результаты.
2. Вы знаете свой класс лучше всех. Хорошая техника - это та, которая хорошо работает в вашем классе.
3. Быть отличным учителем - очень тяжелая работа. Выдающиеся педагоги постоянно совершенствуются в своем ремесле и учатся новому. Неважно, насколько вы хороши, - всегда есть возможности для роста.
4. Каждый учитель должен много читать. Чтение - важнейший навык для учеников.
5. Преподавание - самая важная работа в мире. Она же и самая сложная.
С этой книгой вы сможете стать лучшим учителем. Техники, описанные в ней, можно применять сразу после прочтения, а упражнения в конце каждой главы помогут вдумчиво проанализировать материал и перспективы его использования в своей практике.
 
 
Развитие профессиональной компетентности педагогов. Программы и конспекты занятий с педагогами
Марина Чумакова, Зоя Смирнова
Компетентность современного педагога - это владение профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее педагогическое развитие, использование приемов личностного самовыражения и саморазвития, средств противостояния профессиональным деформациям личности.
В данном пособии мы предлагаем программы и разработки групповых занятий с учителями, направленные на профилактику синдрома эмоционального "сгорания" у педагогов, на развитие их эмоциональной устойчивости и способности к индивидуальному самосохранению, умению организовывать свой труд рационально, без перегрузок и усталости.
Программы представляют собой набор упражнений и методик, выстроенных в целостную систему. Приложения к программам содержат обширный справочно-информационный материал по различным аспектам психологии, который можно использовать в работе на педагогических советах и методических объединениях.
 
 
Аттестация. Комплексная оценка деятельности педагога. Организационные формы, управленческие механизмы
Людмила Макарова, Элеонора Чернышева
В рамках аттестации определяются уровень квалификации, результаты трудовой деятельности, деловые и личностные качества педагогических работников.
Пособие знакомит с организационными формами, управленческим механизмом и рекомендациями по сопровождению педагогов в аттестационный период, по оценке их профессиональных компетентностей в условиях новой системы оплаты труда и введения ФГОС.

Организация конкурса "Учитель года". Нормативные документы, рекомендации, сценарии
Марина Горская, Ирина Норенко, Марина Тюмина, Андрей Бармин, Вероника Пташкина, Татьяна Монастырская
Учитывая острую актуальность сегодня в качественной подготовке педагогических кадров к реализации ФГОС, в пособии обобщен опыт организационно-методической деятельности, связанной с проведением конкурса профессионального мастерства "Учитель года", предложены нормативные документы, сценарные разработки конкурсных мероприятий (церемонии открытия и закрытия, визитные карточки участников), информация для обеспечения методического и психологического сопровождения конкурсантов (консультации и тренинги). Представленные материалы могут быть адаптированы к условиям конкретного учреждения.
 
 
Школьный самоаудит. Материалы по критериям и технологиям самообследования школы
Главная задача этой книги не столько показать критерии успешной работы школы, сколько способствовать оптимизации усилий по подготовке самопроверки школы и анализа полученных результатов. Понятно, что если попытаться скрупулезно собирать всю информацию по разнообразным видам работы образовательного учреждения, то на это уйдет практически все рабочее время администрации школы, поэтому мы постарались дать такие технологии и такие материалы, которые позволят сократить затраты управленческого труда, направленного на выполнение этой работы.
 
 
Самоаудит как основа управления методической деятельностью
В пособии рассматриваются все направления развития методической деятельности - одного из ведущих компонентов системы управления образовательным процессом как на уровне образовательного учреждения, так и на муниципальном и региональном уровнях. Автор раскрывает результаты самоудита, которые являются основой целеполагания, планирования, организации и диагностики методической деятельности (то есть всего управленческого цикла) в условиях выполнения ФГОС, что определяет структуру и содержание предложенных материалов практико-ориентированного характера.
 
 
Мониторинг качества учебного процесса. Принципы, анализ, планирование
Галина Попова, Галина Размерова, Инна Ремчукова
Для эффективного управления школой руководителям различного уровня необходимо знать, что является критериями её успешности или, наоборот, чем вызваны проблемы, и отслеживать динамику по этим критериям, анализируя результаты и корректируя управленческий стиль.
Основой учебного мониторинга являются уровни планируемых результатов обучения, а также процесс систематического слежения за учебным процессом, данные которого используются для его своевременной коррекции.
Данное пособие предлагает цикличную модель мониторинговых исследований образовательного процесса, представляющую алгоритм работы в системе: учитель - ученик - результат - результаты класса - анализ учителя - результаты по предмету в контексте общей проверки знаний - анализ работы учителя по разным параметрам - оказание методической помощи учителю - коррекция учебного процесса. Подобный подход организуется с целью получения объективной и достоверной информации о состоянии качества образования на любом уровне.
 
 
101 педагогическая идея. Как создать урок
Виктория Садкина
В пособии собраны интересные, оригинальные педагогические идеи и находки, которые помогут и молодому учителю сделать урок эффективным и нестандартным.
 
 
Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО. Методическое пособие
В пособии описаны подходы к проектированию современного урока. Авторы показывают, как спланировать современный урок и как его проанализировать. Цель пособия - дать конкретные примеры организации современного урока в соответствии с идеями ФГОС, поэтому в книгу включены описания методических разработок и технологических карт уроков.
Работа адресована преподавателям системы дополнительного профессионального образования и высшей школы, учителям, методистам, студентам педагогических вузов и колледжей, руководителям образовательных учреждений.