Р.И. Боровикова. Окно в мир совершенства и гармонии. Г. и Л. Шляга
В выставочных залах Союза художников демонстрируют свои работы мэтры новосибирской керамики, члены Союза художников России Геннадий и Людмила Шляга.
В экспозиции представлено около 40 работ, среди которых преобладают настенные пласты, предназначенные для украшения интерьеров, к которым художники на протяжении последних лет обращаются особенно часто.
Выставка наглядно демонстрирует, что творчество этого тандема мастеров сегодня находится на взлете. Они работают много, интересно и, что немаловажно в искусстве, творят свободно и раскованно. Подобная ситуация, вполне естественно, является результатом всего предшествующего пути: художники работают в Новосибирске с 1975 года, за это время много в чем преуспев и многое попробовав. В их творчестве были и утилитарная керамика, и поиски необычных, замысловатых форм, и использование большого количества лепных деталей как дополнение к формам сосудов, и сюжетные композиции в росписях, словом, бесконечное число поисковых вариантов, вариантов видения мира.
Сейчас наступила пора расцвета авторов, период взлета, "сбора камней", ранее заботливо оставленных на только им известных местах. Это время, когда крайние точки и выплески эмоций исчезли, поистерлись от времени и отпали за ненадобностью, а на смену им пришла спокойная зрелость, уверенность в своих силах, высокий профессионализм и мастерство как результат труда и поисков.
В керамике одним из самых важных элементов для художника является чувство глины, понимание специфики материала, его секретов и границ возможностей, а также овладение технологией, причем не теоретическое, а практическое. Все это в полной мере демонстрирует выставка, которая вполне может служить наглядным пособием для тех, кто только начинает приобщаться к этому виду искусства.
Лаконизм и простота форм пластов, а это, как правило, квадраты, создает ощущение гармонии, покоя, тактичного вхождения в окружающий мир и как результат возникает ощущение органичности, естественности работ, когда они воспринимаются как некое подобие природных образований.
В дополнение к керамической части как элемент классики, музейности, напоминания о картине в интерьере к пластам добавляется рама, которая создает для них границу, "одежду", обыгрывая принцип "свое" и "чужое", выделяя работы как остров, особый мир совершенства и красоты. Этой же цели создания идеального, необычного, более праздничного и торжественного мира служит изобразительная часть пластов. Самым значимым здесь становится не сюжет, а цвет: активный, яркий, с большим количеством золота, но гармоничный в основе своей, что достигается равновесием теплых оранжевых, желтых, золотистых в тон глины тонов и холодных серо-голубых в различных сочетаниях.
Чередование цветовых пятен различных форм и размеров создает впечатление драгоценного декора, мерцающего наподобие смальты в мозаиках, что хорошо ложится на простые геометрические формы пластов. Чаще всего сюжетом изображения становится один крупный предмет, который является объектом пристального внимания авторов. При этом они активно используют фактуру, поверхность пласта, то выходящую вовне, то сходящую на нет, вводя элемент динамики, движения самого изображения.
Благодаря контрастам светлых и темных цветовых пятен пласты вызывают ассоциации с витражами, воспринимаются как окна, открытые в мир. Но, благодаря Геннадию и Людмиле Шляга, в них виден мир совершенный, счастливый, праздничный и это вполне соответствует названию выставки - "Равноденствие", означающему уравновешенность и покой.
Это окна, в которые хочется смотреть долго и не отрываясь, видеть в них все новые и новые "картинки": мартовских котов, которые стоят в ночном дозоре, сидящую на берегу русалочку, причудливо мерцающие в космическом пространстве бабочки-маски, кораблик с белыми парусами, а иногда и более прозаическую сценку "Ужина эгоиста" с котом в качестве главного персонажа. При этом использование эффекта мерцающей поверхности цветовых элементов привносит в изображение элементы призрачности и таинственности.
Мир, созданный художниками, причудлив, изыскан и демонстрирует великолепный вкус его творцов. Авторы представляют свои творения с удовольствием, любуясь ими. Такое же наслаждение получает и зритель, созерцающий эти работы, который становится участником процесса творчества.