Р.И. Боровикова. Русское искусство XVI-XX веков. Обзорная экскурсия по экспозиции Новосибирской картинной галереи

 
 
Фотоэкскурсия по залам НГКГ
 
 
Введение
Данное методическое пособие предназначено обзорной экскурсии, являющейся первым знакомством с экспозицией Новосибирской картинной галереи. Экскурсия рассчитана на взрослых посетителей, а также на учащихся старших классов школ и лицеев, студентов ССУЗов и ВУЗов.

Цели обзорной экскурсии:

  • познакомить посетителей с лучшими произведениями из постоянной экспозиции данного периода;
  • дать представление об особенностях коллекции;
  • показать основные тенденции развития изобразительного искусства ХVI-XX вв. на примере произведений из коллекции галереи, изменения, происходящие в художественной культуре периода;
  • дать представление об эволюции основных жанров и выразительных возможностей живописи;
  • на фоне рассказа о наиболее значимых произведениях, дать навыки восприятия изобразительного искусства, понимания специфики образного языка живописи, не навязывая зрителям собственные оценки, а давая пример для размышления.
Общие методические рекомендации по проведению экскурсии
Основой экскурсии являются непосредственно сами живописи, а рассказ экскурсовода должен быть только лишь дополнением к ним, он должен активизировать художественное восприятие, но не заменять его. Поэтому при работе с группой основной акцент должен быть сделан не на информацию, не на запоминание имен, сюжетов, терминов, а на формирование эмоционального отклика, на понимание произведения.
При рассмотрении конкретной работы экскурсовод должен уметь через это произведение показать особенности творчества художника и той эпохи, в которую он жил.
Одна из важных задач экскурсии - умение экскурсовода видеть и чувствовать произведения, способность их истолковать и донести свое видение и понимание до зрителя.
Основной метод экскурсии - иллюстративно-объяснительный. В его рамках главным приемом является анализ. Возможно применение следующих форм анализа:
  • всесторонний анализ: применяется для рассказа о ключевых произведениях. В этих случаях подробно излагается история создания произведения, его особенности и дается анализ выразительных средств, использованных автором. В обзорной экскурсии этот вид анализа практически не используется;
  • частичный анализ - это исследование одной или нескольких принципиально важных сторон художественного образа, с рассказом о наиболее значимых в данном случае выразительных средствах / колорит, светотень, пространство и т.д./;
  • сравнительный анализ строится на сопоставлении двух или нескольких произведений, которые могут быть либо близкими по стилистике, либо контрастными.
Анализируя несколько произведений одного автора или творчество мастеров одного направления можно использовать комплексный показ произведений, когда группа работ характеризуется целостно, как пример искусства определенного стилистического направления либо исторического периода.
Кроме анализа в экскурсии возможно использование таких приемов, как беседа, работа с проблемными вопросами, создание поисковых ситуаций. Два последних особенно результативны при работе со студентами.

В обзорной экскурсии не ставится задача глубокого раскрытия материала, его изложение должно иметь целью возникновение интереса к дальнейшему общению с искусством. Следствие этого - преобладание частичного и сравнительного анализа.

Экскурсия должна строиться как неразрывное целое, где переходы от одного произведения к другому должны оформляться в виде так называемых "связок", позволяющих объединить изложение материала основываясь на внутренней логике развития художественного процесса.

Речь экскурсовода должна быть грамотной, литературной, эмоциональной, простой и доступной по содержанию. Все термины в структуру экскурсии вводятся с предварительными пояснениями, причем пояснения эти должны излагаться не в официальной, а в разговорной форме.
При показе картины необходимо сообщать фамилию и имя художника, название картины и дату ее создания, в сюжетных, мифологических и исторических произведениях, а также в иконе давать изложение сюжета, в портрете - сведения о модели.
Говоря непосредственно о самом художнике, следует акцентировать внимание на его роли в истории искусства, на период творчества мастера, в который создано анализируемое произведение, на характеристику стилистического направления, с которым оно связано. Анализ конкретного произведения должен быть вплетен в общую линию развития художественного процесса.
Основой экскурсии являются произведения, входящие в экскурсионный ряд. В отдельных случаях в зависимости от состава группы и ее интересов, экскурсионный ряд может незначительно изменяться.

Вводная часть
Начинается с рассказа об истории Новосибирской картинной галереи и особенностях ее собрания Справка. Галерея открыта в декабре 1958 года. Идея о ее создании возникла в 1945 году. Коллекция галереи насчитывает более 9 тысяч экспонатов и включает живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное и народное искусство. В собрании представлено преимущественно русское искусство, но также имеется иконопись центральной России, Урала и Сибири, западноевропейское искусство, античные слепки, искусство XX века. Почти все эти разделы представлены в постоянной экспозиции галереи. Обзорная экскурсия знакомит с живописью ХVI-начала XX века в хронологической последовательности и представляет все этапы развития изобразительного искусства этого времени. Кроме того, она включает монографический раздел, посвященный творчеству Н.К. Рериха.

Далее кратко характеризуется здание, в котором располагается галерея. 
Справка. Здание построено в 1926 году новосибирским архитектором А.Д. Крячковым в конструктивистском стиле. Часть здания по Красному проспекту является памятником архитектуры. Затем кратко излагается история формирования коллекции, источники поступления произведений, указывается на роль в первоначальном сложении фондов галереи старейших музеев России (Павловск, ГРМ, ГТГ), находившихся в годы войны в эвакуации в Новосибирске.
 
Вводная часть экскурсии своей задачей ставит создание установки на восприятие, возникновение контакта экскурсовода с группой.

Экскурсионный ряд. Иконопись Древней Руси
Дается краткая характеристика основных особенностей данного этапа развития русского изобразительного искусства.
Необходимо определить хронологические рамки периода, указать на связь с Византией и преемственность от нее многих элементов, отметить культовый характер искусства, работу по -образцам, дать представление об иконографических типах. Охарактеризовать технологические особенности и специфику изобразительной системы иконописи (обратная перспектива, плоскостность и т.д.). Отметить образные различия, существующие в византийской и российской иконописи, разницу в отношении к святым.
Следует упомянуть о различных аспектах отношения к иконописи: возможности рассмотрения иконы как священного предмета, объекта молитвы в церковной традиции и художественного памятника в искусствознании. Дать представление о трансформации византийских образов на российской почве, о переплетении церковной традиции с элементами язычества, отметить имперсональность древнерусского искусства.

Чудо Дмитрия Солунского. Московская школа. XVI век
Отметить существование в русской иконописи различных художественных центров, основные из них - Новгород и Москва. Обозначить время расцвета иконописи - эпоху А. Рублева, указать на связь его творчества с объединительными тенденциями. Выделить основные черты творчества А. Рублева: гармония, цельность, поэтичность, особенности колорита, ритмики и композиционных решений на примере "Троицы". Нравственный смысл его творчества. Обретение московской иконописью собственного художественного облика, начиная со времен А. Рублева, продолжение его традиций в XVI веке. Определить элементы живописной системы А. Рублева в данной иконе в колорите, линейности, характере образа. Нравственный смысл сюжета - причина популярности данного образа

Богоматерь на престоле. Московская школа. XVI век
Отметить большую популярность образа Богоматери на Руси по сравнению с Византией, упомянуть о многочисленности иконографических типов изображения Богоматери и множестве сюжетов, посвященных ее жизни и деяниям, назвать несколько, сказать о роли "Владимирской богоматери" в развитии русского иконописания.
При анализе иконы необходимо отметить в ней ориентацию более на византийскую систему, нежели на традиции Рублева, что проявляется в эмоциональной сдержанности, колорите, пропорциях, плотности цветовой гаммы. Выделить в иконе черты искусства XVI века: усложненность ритмики, декоративность линейного рисунка, любовь к детализации. Спокойное, мягкое выражение лица как доминанта характера образа.

Богоматерь, Архангел Михаил. Части деисусного чина складного иконостаса. Конец XVI-начало XVII века. Показываются комплексно. Краткие сведения об истории сложения иконостаса на Руси, его происхождении от византийского варианта, особенности иконостаса в России. Сложение иконостаса в эпоху А. Рублева. Назначение иконостаса в храме. Структура деисусного чина, его смысловое значение. Роль складных иконостасов в Сибири. Образные особенности икон деисусного чина, присутствующие в данных работах, несмотря на размер: ритмика, расположение фигур, вытянутость пропорций, торжественность характера.

Страшный суд. Новгородская школа. XVI век
Необходимо определить черты иконописи XVI века: усложненность сюжетики, жанризмы, бытовые подробности /с примерами из данной иконы/, отметив при этом композиционную стройность. Анализ иконы можно строить, основываясь на сюжете, характеризуя параллельно с этим выразительные средства, уделяя особое внимание композиции, ритмике, колориту. Отметить особый интерес к данной теме в эпоху Ивана Грозного. Определить стилистические изменения в этот период по сравнению с эпохой А. Рублева: сухость, каллиграфичность, изящество и др. На примере этой работы можно дать сравнительную характеристику московской и новгородской традиций в иконописи, упомянув разницу в цветовых решениях: звучность красок, любовь к киновари, зеленым тонам, фольклорную основу новгородской иконописи, особенности отношения к образам святых

Успение. Конец XVI - начало XVII века. Покров. XVII век. Строгановская школа
Обе иконы показываются комплексно, возможен вариант и более обстоятельного знакомства с одной из них, на вторую только указывая как на сходный образец.
Рассказ о так называемой "Строгановской школе" конца XVI -начала XVII века, мастера которой работали по заказам членов знатного купеческого рода Строгановых сопровождается показом двух икон. Начать рассказ необходимо со знакомства с сюжетами, отметив обращение к эпизодам, связанным с жизнью Богоматери. Далее обратить внимание на то, что Строгановы были не только заказчиками первоклассных по качеству произведений, но и имели собственные иконописные и золотошвейные мастерские. Подчеркнуть принципиальные изменения характера иконописи, так как до сих пор существовали только государевы и патриаршие мастера. Указать на особенности икон этой школы, например, такие как небольшие размеры, особенности пропорционирования, детализацию, обилие золота, изысканность колорита, мелкое письмо, усложненность и многофигурность композиций, полихромность. Сделать вывод о том, что строгоновская школа иконописи - это искусство иконной миниатюры с доминантой эстетического начала, интереса к красоте форм, а не к размышлению о жизни. Икона рассчитана на любование. В этой школе из икон уходит монументальность, появляется изощренность языка.

Святитель Николай Можайский с житием. Кострома. Конец XVII - начало XVIII века.
Указать на распространенность в XVI - XVII веках житийных икон как результат стилистических и идейных изменений. Отметить популярность образа святителя Николая в иконописи, множество функций, которые ему приписываются, отметив некоторые из них (спасение на водах, покровительство ряду городов, в т.ч. Можайску и Новосибирску-Новониколаевску и помощь в бедности и нужде), за что он и получил прозвание Чудотворец.
Методические pекомендации. Отметить особенности композиционного решения житийных икон (средник и клейма), специфику изображения в каждой из частей. Сделать акцент на отсутствии привычного канона повествовательности, более светском характере клейм. Далее проанализировать конкретно одно или несколько изображений в клеймах, обратив внимание на решение композиции, цветовую гамму, характерную для Костромы, особенности пространственного построения. Сравнить изображения в клеймах и среднике.

Спас Нерукотворный, XVIII век.
Отметить окончание средневекового периода развития искусства в XVII веке и подчеркнуть особенности иконописания в XVIII веке, появление в нем светских черт, в частности, объема, телесности, элементов прямой перспективы, обращение к светотени. Переходность этого этапа, его двойственный характер. Следующим этапом движения к светскому искусству на Руси станет парсуна. Рассказать о сюжете и о связи данной иконы с вышеобозначенными тенденциями, конкретно их проанализировав.
 

 
Экскурсионный ряд. Иконопись Урала и Сибири
Указать на более позднее появление иконописи в регионе, возникновение первых мастерских в 30-х годах XVII века, наиболее активное развитие собственного иконописания в XIX веке. Отсутствие единого стиля, разнообразие манер и традиций в связи с переселенческим характером освоения земель Сибири и Урала. Близость иконописи к народным традициям, вольное обращение с канонами. Усиление утилитарного значения иконописи в Сибири по сравнению с центральной Россией, отсюда преобладание изображения святых. Отсутствие многофигурных изображений, упрощение иконографии и технологии, отсутствие ковчега, небольшие размеры

Никола Чудотворец. Вторая половина XVII - начало XVIII века. Богоматерь Ченстоховская - Умягчение злых сердец. Начало XIX века.
Изложение вышеназванных особенностей сибирской иконы идет на фоне комплексного показа икон "Никола Чудотворец" второй половины XVII-начала XVIII века и "Богоматерь Ченстоховская - Умягчение злых сердец" начала XIX века. При рассказе о Николае Чудотворце акцентировать внимание на местных чертах, лаконизме изобразительной манеры, жесткости контуров. Богоматерь Ченстоховская интерпретируется как пример тесной связи с деревянной резьбой и использования этих традиций в иконописи. На ее примере можно вести рассказ об иконографическом типе, имеющем польские корни. Своеобразие выразительности этих икон.

Невьянская школа иконописи (Урал)
Справка. Невьянск - город на севере Урала, где был построен Невьянский завод. Иконописный центр существовал с конца XVIII по сороковые годы XIX века. Работа шла на заказ, отсюда, как правило, наличие патронов заказчиков, их покровителей на полях. Знакомство с данной школой строится на комплексном показе икон "Богоматерь Знамение с избранными святыми" начала XIX века и "Архангел Михаил Воевода с ангелом-хранителем и святыми на полях" первой половины XIX века.
После пояснения сюжетной основы икон дается характеристика стилистических особенностей невьянской иконы: сочные яркие цвета, золотой фон, золотой асист, приземистые фигуры, большие головы, округлые лики, сложные сюжеты, так как учитывались больше вкусы заказчика, нежели иконописные традиции.

Иконопись Сузуна
Отметить, что это один из основных центров иконописания в нашей области, а также самый старый промышленный район. В середине XVIII века здесь был открыт серебро- и медеплавильный завод, а также монетный двор. Иконописание возникло здесь в последней четверти XVIII века. Стилистические особенности иконописи Сузуна: тесная связь с народным искусством, отразившаяся в выборе святых, сюжетах, орнаментации, плоскостности, использовании локальных цветовых пятен. Хотя иконопись искусство имперсональное, в этом центре известны имена некоторых мастеров, например писавшего преимущественно образы Богоматери Мастера Богородиц, а также иконописца И.В. Крестьяникова.

Иконопись Колывани
Колывань - крупный торговый центр региона, где была иконописная мастерская , она была небольшой и существовала недолго. Особенностью мастеров Колывани было использование привычной для России иконографии, сочетание иконных традиций с приемами академической живописи. От крестьянских вкусов колыванские мастера восприняли обилие орнаментики, стилизацию изображения. Все эти черты показать на примере иконы "Симеон Верхотурский", Вторая половина XIX века
Справка. Дворянин Симеон Верхотурский избрал путь добровольной нищеты, вел бродячую жизнь, занимаясь шитьем шуб и рыбной ловлей, зарабатывая себе лишь на пропитание.
Рассказать о появлении во второй половине XVII века местных святых, в том числе и Симеона Верхотурского. В основе его культа лежит предание. Существует два иконографических типа его изображения. Один из них - фигура на фоне пейзажа с храмом, рядом со святым - удочка с ведром.
Необходимо отметить простонародный характер одежды святого, а также обильную орнаментику фона, появление прямой перспективы, реалистический характер пейзажа, наличие объема, пространства, обратную перспективу в изображении храма.

И.В. Крестьяников. 1858-1941. Николай Чудотворец. Не датирована
Сначала дается краткая характеристика творчества мастера: последний иконописец в Сузуне, часто писал образы Богоматери, Николая Чудотворца и Спаса. Наиболее характерен для него Николай Чудотворец.
Затем на примере данной иконы проводится анализ основных особенностей изобразительной системы мастера: пластичность рисунка рук и лиц, декоративность колорита, использование локальных пятен, графичность изображения, тонкость ритмики. Отмечается преобладание поясных изображений, простота иконографического типа, черный фон, стилизованность цветочного орнамента, плоскостность.
Далее анализируется творчество других мастеров этого центра, которое дается, комплексно с использованием метода сравнительного анализа на фоне икон по выбору экскурсовода.

Огненное восхождение пророка Ильи. Не датирована.
Чудо Георгия о змие. Вторая половина XIX века. Обе иконы показываются комплексно
В иконе "Огненное восхождение пророка Ильи" необходимо обратить внимание на трансформацию облика пророка в русской традиции, изменение его функций, на истолкование сюжета, близкое крестьянскому мышлению, на связь языческого и богословского толкований. Важно не упустить из внимания отсутствие ковчега, который заменяется полосой цвета, интенсивности колорита, близости композиционного решения житийным иконам, доминирования линейной основы.
Рассматривая "Чудо Георгия о змие" нужно сказать о популярности данного образа, что связано с особенностями российской истории, изобилующей войнами, а также на более профессиональный уровень исполнения иконы, ее близость к традиционным решениям, утонченность изобразительного языка, точный рисунок, тип орнамента, близкий народному искусству, развернутый сюжет.
 

Экскурсионный ряд. Искусство XVIII века
Дается краткая характеристика эпохи, отмечается ее переломный характер: переход от культового к светскому искусству, от средневекового к нововременному, европеизация художественной культуры России. Изменение принципиальных установок отношения к личности: человек ценится не по родовитости, а по "заслугам личностным" перед государством. Эволюция живописного языка: появление станковой картины, прямой перспективы, светотени, объема, передача фактуры и т.д. Сложение разветвленной жанровой системы. Источники сложения нового искусства в России: средневековая русская традиция (парсуна, Оружейная палата), "россика", пенсионерство, покупка произведений западноевропейской живописи. Роль Петра I в преобразованиях,

Неизвестный художник XVIII века. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Не датирован.
Л. Каравакк (?) Портрет императора Петра II. Не датирован
Оба портрета показываются комплексно как пример данного жанра в искусстве второй четверти-середины XVIII века.  
Определить особенности портретов этого времени: преобладание линии парадных изображений, их связь с парсуной, особенно в изображении одежд, а также наличие традиций французского репрезентативного портрета. Парсуна как соединительное звено между старой и новой линией портрета. Отметить особенности русского восприятия западных уроков, их взаимодействие, а не просто переделка образцов.
В "Портрете Елизаветы Петровны" обратить внимание на стилистическую двойственность: прописанность украшений, одежды и одутловатость, неумелую работу с объемом лица. В "Портрете Петра II" эти черты повторяются. На примере последнего возможен разговор о бытовании "россики" в искусстве первой половины XVIII века. Справка. Луи Каравакк - марселец, приехал в Россию в 1716 году. Им создана галерея портретов царской семьи. В своем творчестве соединял схематичность абриса фигур и решения костюма с реализмом лица. В ранних портретах был близок рококо, с его мягким рисунком и тонким, нарядным колоритом. В 30-40-е годы XVIII века элегантность уходит, уступая место парсунности. Эти черты и необходимо отметить в нашей работе. Изменение стиля Каравакка происходило под воздействием русского искусства, в частности, цветовой гаммы иконы и ее линейного характера.

В.Я. Родчев. 1768-1803. Аполлон, повелевающий сатирам привязать Марсия к дереву. 1788
Рассказать о расцвете искусств в правление Елизаветы Петровны, возникновении Академии художеств (1757)-первого высшего художественного учебного заведения в России, позднее получившей наименование Академии трех знатнейших художеств. Классицизм - как стилистическая основа художественной доктрины Академии. Система жанров классицизма, главенство исторической живописи. Система обучения в Академии художеств, пенсионерство второй половины XVIII века, его принципиально иная роль по сравнению с петровской эпохой. Общая характеристика классицизма, его изобразительной системы: логика, упорядоченность, "исправление" действительности, идея служения Отечеству, античная, историческая и библейская сюжетика. Воплощение идей просветительства в классицизме.
Дать характеристику творческого пути художника: выпускник Академии художеств, ученик П.И. Соколова - одного из талантливейших исторических живописцев, пенсионерская поездка в Рим, с 1800 года - академик, последователь классицизма, работа в области исторической живописи и портрета, немногочисленность созданных произведений.
Данная картина - типичный пример академической "программы" для выпускников Академии. Отметить черты классицизма в данной картине: конфликт светлого, "аполлонического" начала с темными, "дионисийскими" природными стихиями, трехплановость пространства, скульптурность фигур, геометризм композиции, классицистическое решение колорита от темного к светлому, идеальность образного строя.

Д.Г Левицкий. 1735-1822. Портрет Екатерины II. Законодательницы в храме богини Правосудия. 1783
Распространение идеалов просветительства во второй половине XVIII века, проникновение их в живопись. Идеал классицизма - служение Отечеству, причастность к судьбам Родины, его воплощение в портрете. Краткая характеристика творчества Д.Г. Левицкого: преобладание парадного портрета, мастер, запечатлевший век Екатерины. Особенности портретов художника: наблюдательность, в соответствии с концепцией парадного портрета условность поз, щегольство в костюмах, нарочитость движений, поворотов, при этом сохранение характеристики человека, точная передача фактуры вещей, отсутствие лести, умение говорить "истину с улыбкой".
Характеристика 1780-х годов в творчестве мастера: время наибольшей славы, блеск живописи, спокойное, отстраненное отношение к модели, некоторое однообразие улыбок и жестов, традиционность композиций. Роль изображений Екатерины П в творчестве художника, неоднократность портретирования императрицы. Три варианта нашего портрета, близкий им экземпляр из ГТГ, их различия и общие черты.
Программа портрета. Система аллегорий как отражение представлений об идеальном монархе, первом гражданине своего Отечества. Отсутствие работы с натуры. Классицистическая образная система: аллегоризм, большой формат, композиция, жест, изображение фактуры тканей, многоплановость, антикизирующий характер и скульптурность пластики, уравновешенность цветовых отношений. Отклики на этот портрет. Роль Д. Левицкого в развитии русского портрета, создание репрезентативного портрета общеевропейского уровня.

П.С. Дрождин (?) 1745-1805. Портрет княгини Е.Р. Дашковой (?) 1770-е годы
Краткая характеристика творчества мастера: его можно отнести к числу "малых мастеров" (О.С. Евангулова, А.А. Карев), неплодовитый художник, прожил недолгую жизнь, пристальное внимание к модели, наличие собственного отношения к ней, нарядный гармоничный колорит.
После рассказа о творчестве удобно; перейти к разговору о камерном портрете и его отличиях от парадного портрета. При анализе данной работы удачным будет сопоставление с портретом Д.Г. Левицкого.
Далее остановиться на главных характеристиках данного портрета: отношение к модели, интерес к ее индивидуальности, погрудное изображение, основное внимание к лицу, при этом подчеркнув личностный аспект данного типа портретирования.

В.Л. Боровиковский. 1757-1825. Портрет вице-канцлера князя А.Б. Куракина. Около 1800
Характеристика В.Л. Боровиковского как одного из триады великих портретистов XVIII века, представителя художественной культуры рубежа ХУШ-Х1Х веков, в творчестве которого соседствуют различные варианты портретов. Сентиментализм женских образов художника, разнообразие характеристик мужских образов, наличие парадных портретов. Мастерство изображения костюма и окружения в портретах В. Боровиковского, изысканность цветовой гаммы.
Начать разговор с определения особенностей парадных портретов художника, их строгости и объективности в сравнении с женскими образами. Далее необходимо отметить, что наша работа - погрудный вариант портрета А.Б. Куракина, находящегося в ГТГ /1801-1802/. Возможно, это один из маленьких грудных двух портретов, о которых писал управляющий делами А.Б. Куракина в Петербурге. Затем привести некоторые данные из биографии модели, отметить элементы парадного портрета даже в поясном изображении, указать на роль костюма в характеристике героя, обратить внимание на колорит и живописное мастерство, высокомерие, импозантность, хитрость и лукавую улыбку - особенности индивидуальной характеристики героя, несмотря на парадность изображения, что является свидетельством высокого уровня развития портрета на этом этапе. Появление в портретах рубежа ХУШ-Х1Х веков у Боровиковского черт классицизма: строгость, скульптурность пластики, плотность колорита, статичность ритмики, их наличие в данной работе.

В.Г. Василевский. Портрет А.П. Татищева. 1801
Методические указания. Рассказать о развитии линии провинциального портрета на протяжении XVIII века, его связях с парсуной и традициями иконописи. Работа в области портрета мастеров-самоучек, иногда крепостных. Из их ряда - Василий Григорьевич Василевский - "калужского архиерейского дома певчий". Особенности изобразительной системы провинциальных портретов, деление на "личное" и "доличное", объемность лиц, застылостъ фигур, тщательность детализации, отсутствие пространственноеT, интенсивность колористического решения. Отметить художественные особенности данного портрета, в частности, чередование света и теней, плоскостность, роль орнамента, элементы парсуны.
Справка. Алексей Прокопьевич Татищев был майором в отставке, изображен в возрасте 80 лет, в мундире пехотного майора.
 

Экскурсионный ряд. Искусство первой половины XIX века
Краткая характеристика первой половины века как эпохи, когда в изобразительном искусстве появляются новые стилистические направления, сменяющие друг друга и соседствующие друг с другом: классицизм, романтизм, реализм. Подъем национального самосознания после победы над Наполеоном, понимание противоестественности крепостного права, взлет духовной жизни, появление кружков, журналов, интерес к литературе. Стилевое и жанровое многообразие художественной культуры, расширение жанрового диапазона. Главенство, начиная с 1830-х годов, живописи.

К.П. Брюллов. 1799-1852. Итальянка. Не датирована
К.П. Брюллов - центральная фигура в искусстве первой половины XIX века, глава русской академической школы, наличие в его искусстве элементов романтизма ("Последний день Помпеи")
Краткая характеристика творческого пути: учеба в Академии художеств, с 1822 года - пенсионерская поездка в Италию за счет Общества поощрения художников. Работа в Италии: портреты, жанровые сцены.
Интерес к идиллической, праздничной Италии. "Итальянское утро" (1824) как олицетворение времени дня, успех картины, преподнесение ее в дар Александру I. Характерное для романтизма сопоставление человека и природы, идеализация модели, черты классицизма в фигуре. Работа "Итальянский полдень" (1827) - продолжение темы, иной характер работы, идея зенита, расцвета жизни. Нарушение академических канонов красоты, сдержанное отношение к работе у публики.
"Итальянка" - один из вариантов таких сцен, образец итальянизирующего жанра, работа из цикла жанровых картин с простонародными типами. Отметить пленерность, этюдность работы, созерцательность, необычность эмоционального состояния, уверенность композиции, крепкий рисунок, эффекты освещения.

К.П. Брюллов. Апостол Павел. 1837
Сказать о неоднократном обращении художника к религиозной тематике. Позднее, в 1840-е годы он делает росписи купола Исаакиевского собора. Данная работа, возможно, создана для лютеранской церкви Петра и Павла в Петербурге, построенной по проекту брата художника А.П. Брюллова. Обратить внимание зрителей на черты классицизма в данной работе: локальность цвета, уверенность и точность пластики, холодноватость образного решения, условность жеста.

М.Н. Воробьев. 1787-1855. Залив в Байях. 1844-1845. 
Неизвестный художник первой половины XIX века. Вид Ариччи близ Рима. Вторая четверть - середина XIX века
Обе работы показываются комплексно как варианты итальянизирующего пейзажа. Отметить появление в первой половине XIX века интереса к пейзажу как самостоятельному жанру в рамках продолжения традиций сентиментализма конца XVIII века. Развитие идеального, "сочиненного" пейзажа.
Классицистический характер работ этого времени, где природа облагорожена и эстетизирована, а красота пропущена сквозь разум. Далее дать характеристику творчества М.Н. Воробьева - художника, соединившего схематизм классицистического пейзажа с условно романтическими тенденциями, в частности, световыми эффектами. Продолжение традиций М.Н. Воробьева И.К. Айвазовским, его учеником. Далее анализируются основные выразительные средства, использованные в данном пейзаже: торжественность, величественность вида, покой и умиротворенность, конструктивность композиции, использование руины, по центру панорамность, трехплановость, идея бесконечности дали, стаффажность фигур, трактовка воздуха как окрашенного света. Романтическая игра светом, силуэтами изображенных фигур, условность романтизма у М. Воробьева.
В работе "Вид Ариччи близ Рима" отметить совпадения с предыдущей, указав на то, что он представляет собой более натурный вариант классицистического пейзажа, о чем свидетельствует легкое нарушение симметрии, чередование света и тени. При этом основные приемы классицизма сохраняются.
Для подготовленных групп возможно сравнительная характеристика двух работ либо анализ выразительных особенностей одного и другого пейзажей последовательно.
 
В.А. Тропинин. 1776-1857. Портрет князя А.С. Долгорукого. 1830
Рассказать о необычности судьбы художника (крепостной, не окончил Академию художеств по вине хозяина), отметить черты московской школы живописи в его творчестве, работу преимущественно в области портрета.
Отметить основные черты портретов В.А. Тропинина: камерность, интерес к конкретному моменту в жизни модели, простоту, безыскуственность, искренность образов, естественность, ясность и уравновешенность композиций. Немаловажен особый характер его персонажей с их московской домовитостью, общительностью, дружелюбным отношением к зрителю. Значение окружения и одежды, которые характеризует героев, рассказывают об их привычках и характерах. Домашний стиль жизни героев портретов В.А. Тропинина, их уход в 1830-е годы в частную жизнь, причины этого явления. Создание линии жанрового портрета в творчестве данного мастера как результат интереса к окружению. 1820-30-е годы - время расцвета в творчестве художника.
Переходя к конкретной работе дать историческую справку о модели, близости его к окружению А.С. Пушкина. Далее следует обратить внимание на особенности образной характеристики: непринужденность и спокойствие поведения героя, отсутствие пафоса, роль среды в его характеристике (журнал, сигара, кресло), "домашний" характер костюма, а также на тональное единство, точную передачу фактуры тканей, мягкость светотеневой проработки изображения. В качестве дополнения можно кратко познакомить зрителей с "Мужским портретом" (1850) и провести сравнительную характеристику эмоционального и душевного состояния героев, отметив иное колористическое решение, богатство тональных оттенков, что свидетельствует о чуткости художника к своим моделям.
 
И.К. Айвазовский. 1817-1900. Корабль на мели. 1872
Дать краткую характеристику творчества художника, охарактеризовав его как ученика М.Н. Воробьева, побывавшего в Италии и развивавшего линию пейзажа, соединяющего черты классицизма и романтизма с преобладанием романтических элементов. Кроме этого, важно напомнить, что И.К. Айвазовский - создатель марины и художник одной темы, писавший только виды моря. С 1849 года он жил в Феодосии. Отметить долгий творческий путь художника: с 1840-х годов до конца XIX века. Методические рекомендации. На конкретной работе из собрания галереи необходимо проанализировать сочетание черт классицизма и романтизма. К первым относятся система работы художника над пейзажем /контурные рисунки на натуре и работа над холстом по памяти в мастерской/, сочетание "природного" и "сочиненного", улучшенного, театральность, эффектность работ, наличие стаффажных фигур. С другой стороны, все это органично соединено с элементами романтизма: изображением морской стихии, нередко разбушевавшейся, цветовыми и световыми контрасты, виртуозностью письма. Работа по воображению благодаря хорошей зрительной памяти и наблюдательности. Уникальность феномена И.К. Айвазовского в истории искусства.
 

Экскурсионный ряд. Искусство второй половины XIX века
 
Краткая характеристика искусства этого периода. Господство в это время такого стилистического направления как реализм.
Напомнить о том, что идейной программой для русских художников этого времени стала диссертация Н.Г. Чернышевского "Эстетические отношения искусства к действительности" (1855), в частности, такие его высказывания как "Воспроизведение жизни - общий характеристический признак искусства, составляющий сущность его". Возможны и иные варианты взаимоотношений искусства и действительности: "Часто произведения искусства имеют и другое значение - объяснение жизни", а также "приговора о явлениях жизни". Доминирование в искусстве этого периода литературы и влияние литературы на живопись. Изменение жанровой структуры в искусстве второй половины XIX века. Перенесение центра тяжести на жанровую живопись, большое значение портрета и пейзажа, изменение роли исторической живописи. Изменение тематики изобразительного искусства, выход общественных проблем в художественную сферу. Преобладание национальной российской сюжетики, и особенно "больных" вопросов российской жизни.

Далее сказать о наличии трех основных хронологических этапов в истории изобразительного искусства данного периода.
Первый этап -1860-е годы. "Бунт 14-ти" в Петербурге, создание "Артели художников", сущность протеста, влияние идей Н.Г. Чернышевского. В творчестве преобладание обличения, оценочный аспект, ключевые позиции занимает бытовой жанр, умение увидеть драму жизни в обыденном частном эпизоде.
Второй этап - 1870-е годы. Организация Товарищества передвижных художественных выставок (1870-1923). Новаторство этой организации, объединение воедино эстетической программы, творческой деятельности и организации выставок. Своеобразное "хождение в народ" в духе времени. В творчестве лидирует портрет, позволяющий осуществлять поиски положительного героя, а также пейзаж в самых различных вариантах.
Третий этап - 1880-е годы. Движение искусства от прямого и непосредственного отражения ситуаций современной жизни к опосредованным формам, в частности, преобладание исторической живописи, через осмысление истории подаются современные проблемы (В.И. Суриков, И.Е. Репин). Отметить основные особенности живописного языка передвижников: главенство рисунка, второстепенная роль цвета, композиции создают подобие сценической площадки с действующими лицами, но при этом герои эти взяты из настоящей жизни.
 
Г. Мясоедов. 1835-1911. Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе. 1876
Показать автора как художника, в полной мере отразившего идеи передвижников. Г.Г. Мясоедов - один из членов-учредителей Товарищества, непосредственный инициатор его создания, им была предложена идея организации передвижных выставок. Отметить этапы творчества художника.. 1860-е годы - преимущественное обращение к историческим сюжетам, 1870-е годы - преобладание жанровой картины. Дать справку о причине выбора художником такой темы (конкурсная работа в связи с окончанием Академии). Была приурочена к 250-летию изгнания польско-литовских интервентов из пределов России. Неоднократное обращение к данному сюжету, наша работа - повторение картины, находящейся в Музее А.С. Пушкина в г. Пушкине. Далее следует остановиться на особенностях передвижнической изобразительной системы в области исторической картины указав, в частности, на достаточно сильное влияние академической традиции, компромиссность художественной структуры работы, где идет приспособление приемов академизма к передвижнической системе. Отсюда некоторая потеря качества при приобретениях в области тематики. Трансформация исторического сюжета в русле передвижничества, сведение исторической картины на уровень жанра, историко-героический аспект меняется на историко-бытовой, черты этих превращений в нашей работе: истолкование сюжета, характеристика действующих лиц, замена "события" на "стародавнее происшествие", психологизм, характерность, индивидуальность образов, их простонародность. Черты академизма в данной работе: светотень, пластическое решение фигур, композиционное построение. Влияние на историческую картину передвижников голландской жанровой живописи на примере данного произведения.
 
И.М. Прянишников. 1840-1894. Погорелые. 1871
Ведущая роль жанровой живописи в творчестве передвижников. Дать краткую характеристику автора как одного из лидеров передвижничества, одного из зачинателей жанровой живописи 1860-х годов, социальная направленность его произведений.
Отметить, что данная работа вместе с холстом "Порожняки" /1872/ экспонировалась на 1 Передвижной выставке. Далее акцентировать внимание на особенностях изображения действительности в картине "Погорелые", это - умение видеть в обыденном эпизоде "акт жизненной драмы", появление конкретного современного "героя", выход на первый план гражданской и нравственной позиции художника, обращение к жизни крестьянства, олицетворяющего весь народ в России того времени, изображение события как естественно происходящего перед глазами зрителя действия, обращение к такой разновидности жанровой картины как картина-новелла, особенности композиционного расположения фигур /фронтальность, контакт со зрителем/, роль пейзажа в создании художественного образа, приглушенность цветовой гаммы

А.Г. Саврасов. 1830-1897. Перед грозой. Не датирована
Рассказать о роли пейзажа в творчестве передвижников, о взлете пейзажа в русском искусстве на рубеже 1860-1870-х годов. Изменение сюжетики, обращение к национальным мотивам, открытие новых видов, расширение диапазона изобразительных мотивов, умение раскрыть внутреннее богатства внешне простого фрагмента природы. Главная тема в пейзаже передвижников - среднерусская природа. Усиление роли пейзажа, приведшее к его гегемонии в искусстве рубежа Х1Х-ХХ веков.
Обозначив основную линию развития пейзажной живописи в искусстве второй половины XIX века на основе вышесказанного, конкретную характеристику пейзажного творчества передвижников следует строить на сравнительном анализе. Обращаясь к творчеству А.Г. Саврасова, рассказать о нем как основоположнике русского национального пейзажа, представителе московской школы пейзажной живописи, одном из ведущих преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества, возглавлявшем в нем пейзажный класс, акцентируя то, что А.Г. Саврасов является мастером лирического пейзажа. Далее следует в работе "Перед грозой" отметить характерные черты лирического пейзажа в понимании А.Г. Саврасова: созвучие жизни человека и природы вокруг него, ощущение включенности зрителя в изображение, пространственность как отражение бескрайних российских дачей, тонкое чувство настроения природы. Подчеркнуть умение передать состояние души человека через эмоциональное осмысление природного мотива. Связь лирического направления в пейзаже с особенностями среднерусской природы. Новаторство изобразительной системы художника: натурность, пространственные вехи, предметы, придающие пейзажу ощущение обжитости, связывающие его с миром человека, монохромность колорита, нюансировка цветовых сочетаний, особенности подхода к композиции и пространству, тонкость ритмичных соотношений, точка зрения сверху, несмотря на кажущуюся естественность композиционного решения.

Ф.А. Васильев. 1850-1873. Дубы. Конец 1860-х-начало 1870-х годов
Охарактеризовать своеобразие творческого и жизненного пути художника. Продолжатель традиции А.Т. Саврасова, приверженность реалистическому видению, академическая построенность его пейзажей. Поиск возвышенного начала как связь с романтизмом. Сочетание "поэзии при натуральности исполнения" /И.Н. Крамской/ в пейзажах-картинах мастера.
Определить историческое место Ф.А. Васильева в истории пейзажной живописи, находящееся между А.Г. Саврасовым и И.И. Шишкиным. При всех реминисценциях классицизма и романтизма работа шла первоначально над этюдами /свидетельство тому - "Дубы"/, то есть имеет место реалистическая, натурная основа творчества. Главная особенность его пейзажей - поэтичность восприятия природы, последняя воспринимается как нечто непостижимое человеком до конца. Особенности композиционного решения холстов Ф.А. Васильева: роль неба, использование по центру основного мотива изображения, отсутствие первого плана, значение пространства, тональный колорит, интерес к проблемам освещения.

И.И. Шишкин, 1832-1898. Сосновый лес. 1888
Отметить иное по сравнению с А.Г. Саврасовым и Ф.А. Васильевым восприятие природы И.И. Шишкиным. Обобщенность, монументальность образов И. Шишкина, познавательно-натуралистический, естественнонаучный ракурс видения, объективный характер отношения к явлениям природы, тщательность детализации
Определить особенности данной работы как характерного произведения мастера в 1880-е годы - пору зрелости. Отметить типичность изображенного мотива /хвойный лес, ясный солнечный летний день, скорее полдень, зенит дня/, при этом здесь нет отступлений от натуры. Тяготение к монументальности, впечатление могущества, силы, величия при небольших размерах холста. Статичность, суховатость природы, ощущение остановленного мгновения. Поиски постоянного, извечного, классицистические черты пейзажа: планы, пропорции земли и неба, большое количество коричневых тонов, панорамность, аналитический характер изображения, господство рисунка и светотени над цветом, доминанта общего впечатления над оттенками настроений. При этом простота, естественность мотивов, наличие взволнованного, эмоционального отношения к природе, живое, светлое небо, пленерность, прозрачные теплые тени, что придает художественному мировоззрению И.И. Шишкина черты своеобразия.

А.И. Куинджи. 1842-1910. Лунная ночь. Не датирована.
Отметить особых характер пейзажей А.И. Куинджи, мастера, стоящего несколько особняком, его творчество можно отнести к линии неоромантического пейзажа 1880-х годов. Господство в его работах природной стихии, ее возвышенность, незначительность человека перед величием природы. Иллюзорно-панорамная передача видев. "Декоративный натурализм" /А. Эфрос/ творчества художника.
Начать с информации о том, что наша работа является репликой, одним из повторений знаменитой картины художника "Ночь на Днепре" /1882/, имевшей сенсационный успех у публики. Анализируя художественные особенности показываемого пейзажа необходимо обратить внимание на театральность и нарочитость мотива, его отодвинутость, отдаленность от зрителя, интерес к эффектам освещения, высокую точку зрения, панорамность, особенности светотеневой и живописной моделировки, фосфоресцирующий свет, иллюзорность, отсутствие световоздушной среды. Обозначить особенности метода художника: элементы фантазии, базирующиеся на реалистической изобразительной системе, сближение станковой картины с театрально-декорационным искусством. Рационально сконструированный характер образа, его сочиненность и созерцательность.

В.Г. Перов. 1834-1882. Мужской портрет. Конец 1870-х годов
Художник из поколения шестидесятников, их лидер. 1860-е годы - работа в жанровой картине, 1870-е годы - перемещение центра интересов передвижников, и В.Г. Перова в том числе, к поиску положительного героя в изобразительном искусстве. Обращение В.Г. Перова к портрету. Работа над образами Ф.М. Достоевского /1872/, А.Н. Островского (1871).
Дать общую характеристику портретной концепции В.Г. Перова, указать связи и отличия его произведений от подхода к человеку у И.Н. Крамского и Н.Н. Ге. В.Г. Перов как основоположник психологического портрета в русской живописи. Передача своеобразия человека, не только внешнего, но и внутреннего, господство личности, а не творческой концепции художника - важная черта искусства этого времени, отсюда непритязательность, простота композиций, тональная живопись, глухая, темная гамма, яркая освещенность лица, взгляд, направленный на зрителя, тщательность письма, нейтральный фон без антуража, скупость деталей, не мешающих главному - своеобразию характера. Наблюдательность художника, типичность его образов, общественное осмысление личности.

В.М. Васнецов. 1848-1926. В раздумье. Около 1880
Кратко охарактеризовать эпоху 1880-х годов - как время наивысшего расцвета передвижнического реализма, заострить внимание на творчестве трех ведущих художников этого времени - В.И. Сурикова, И.Е. Репина, В.М. Васнецова, указать на их близость по глубине анализа и осмысления действительности, по концепции, положенной в основу видения мира, при этом каждый работал в своей сфере.
Обозначить историческое место художника в русской живописи, определить своеобразие понимания им истории. Позитивный, идеальный характер видения событий. Обращение к данной теме в 1880-1890-е годы. Особенности стилистической концепции художника: соединение сказочной и фольклорной сюжетики с осязательностью, натурностью изображения. Концепция картины как визуального эквивалента образов фольклора, роль пейзажей в картинах художника, его доминирование в образном решении.
Обратить внимание на сходство сюжета нашего холста с картиной "Витязь на распутье" /1882/. Отличие нашей работы от законченного произведения: менее иллюстративна, более эмоциональна. Передача настроения через пейзаж, контрасты колорита, преобладание художественной компоненты над стилизацией, чего нет в законченных картинах. В.И. Суриков. 1848-1916. Минусинский татарин. 1909;
Девушка-казачка. 1913. Обе работы показываются комплексно.

В.И. Суриков как мастер исторической картины. Его творчество - завершающий этап в процессе развития исторической картины в европейском искусстве. Особенности отношения к истории у В.И. Сурикова: выбор сюжетов с узловыми моментами русской истории, где сталкивается старое и новое, роль народа в его концепции исторической живописи.
Особенности биографии художника: связь с национальными корнями. Интерес к этническим типам, особенности видения человека в портретных работах.
Рассказ о данных портретах строится на сравнительной характеристике через призму общей концепции портретного творчества В.И. Сурикова, более акцентируя внимание на "Девушке-казачке", как характерном произведении мастера. Портреты В.И. Сурикова 1900-х годов - вершина живописных и психологических исканий художника. Особенности колорита В.И. Сурикова, сочетающего декоративность с тональной живописью, что нужно показать непосредственно на работах, лепка формы с помощью градаций цвета. Разные эмоциональные характеристики данных изображений: открытость, доброжелательность и глубинность, стихийность.
Справка. Возможно, что в "Девушке-казачке" изображена подруга дочерей художника Евгения Пемова, которую В.И. Суриков писал неоднократно. Так известна акварель 1912 года, предшествующая работе.

И.Е. Репин. 1844-1930. Портрет графа Д.М. Сольского. Этюд к картине "Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения". 1901-1903
Творчество И.Е. Репина как вершина русского реализма и передвижничества. Универсализм и энциклопедичность его художественного гения. Ведущие жанры художника - картина и портрет, их изменения на протяжении жизненного пути. Начать разговор с конкретных фактов, связанных с созданием этого заказного полотна: размеры холста, последняя большая картина, созданная мастером, система работы над картиной. Создание этюдов к картине вместе с учениками - Б.М. Кустодиевым и И.С. Куликовым. Своеобразие жанра этой картины: соединение признаков картины исторической (конкретность события, наличие элементов сюжета, хотя и слабо выраженных, большие размеры, идея, положенная в основу изображения)с портретным подходом (большое число натурных этюдов). Промежуточность жанровой структуры как специфическая черта искусства конца Х1Х-начала XX веков.
Отметить более высокий с художественной точки зрения уровень выполнения этюдов и официозность, перечислительность, малую выразительность самой картины. Охарактеризовать особенности метода портретирования у И.Е. Репина. "Диалектика души", "динамический психологизм" (Д. Сарабьянов) портретов И.Е. Репина. Сложность трактовки характера человека, соответствие внутреннего состояния и внешнего движения. "Апология конкретного человеческого факта" (Д. Сарабьянов). Далее изложить специфические особенности этюдов И.Е. Репина к "Заседанию Государственного Совета" как нового метода портретирования: эскизное письмо, выделение одной, наиболее характерной черты модели, отсюда острота, почти гротескность образа.
Несмотря на этюдность, это полноценные портреты с точной характеристикой. Самодовлеющая живописность этюдов. Привлекает в них не столько характеристика сановников, сколько яркость, свежесть колорита, мастерство рисунка и композиции, свободная манера, гибкий, разнообразный динамичный мазок, светоносность, пленерность фона, отсутствие темных теней, материальность фактуры тканей, живопись alla prima. Этюды к "Заседанию Государственного Совета" как свидетельство интереса художника к импрессионизму.
 

Экскурсионный ряд. Искусство конца XIX - начала XX века
Начало нового исторического этапа в 1890-х годах. Переломность, присутствующая во всех сферах жизни, в том числе и художественной. Творческий кризис передвижничества, изживание схемы аналитического реализма. Высокий уровень концентрации художественных явлений в этот временной период. Смена художественного метода: отказ от повествования, создание собственных, индивидуальных концепций видения мира, ведущая роль языка, выразительных средств. Столкновение мировоззрений и вкусов. Множественность путей развития, их скрытая полемика. Приоритет эстетических ценностей над гражданскими и нравственными. Характеристика "серебряного века" Д.С. Лихачевым.
Изложение материала этого периода строится на анализе творчества представленных в экспозиции объединений: Союза русских художников и Мира искусства.

Союз русских художников. 1903-1923
Дать общую характеристику деятельности этого выставочного объединения. Отсутствие единой программы, продолжение традиций передвижничества в измененном облике. Преобладание живописи, вхождение в состав преимущественно москвичей. Союз русских художников как выражение тенденций пейзажизации русской живописи рубежа веков. Пейзаж - главенствующий жанр, его проникновение в другие жанры.
Пейзажный подход - как основополагающий в творчестве "союзников". Стирание граней картины и натурного этюда. Формирование в творчестве "союзников" русского варианта импрессионизма. Непосредственность и свежесть восприятия натуры, изменение соотношения природного и художественного. Развитие традиции лирического пейзажа. Господство в пейзажах "живописной темы". Потеря значения сюжета как реакция на сюжетность передвижников.

К.И. Горбатов. 1876-после 1930. Псков. Кремль. 1911
Художник, близкий к традициям передвижников, экспонент Товарищества передвижных художественных выставок. Писал преимущественно Новгородский и Псковский кремли. Обратить внимание на интерес к русской истории в начале XX века /А.П. Рябушкин, А.М. Васнецов, Н.К. Рерих/. Проникновение пейзажа в картину, жанровая двойственность холста. Человек как составная часть природного мира. Естественность пейзажа, наполненность его движением. Особенности их изобразительной системы: размеры, высокая точка зрения, энергичный ракурс, монументальность как результат стремления к картине, но этюдность в характере живописи. Сочетание пленерности и декоративизма, господство пространства над сюжетикой.

П.И. Петровичев. 1874-1947. Зима. Солнечный день. Не датирована
П.И. Петровичев - характерный художник "Союза". Работа в области пейзажа. Продолжение линии лирического пейзажа. Особенности пейзажей П.И. Петровичева, выражающие пейзажную концепцию "союзников": работа с натуры, но при этом переосмысление, одухотворение природы, интерес к переходным состояниям, к освещению, динамизм композиций, высокая точка зрения, отсутствие равновесия, асимметрия, многоцветье колорита, контрастные сочетания, эмоциональная открытость цвета, пастозность живописи, переплетение признаков картины и этюда, приобретение этюдом картинной выразительности, законченности. Воздух, свет - основные предметы интереса художника, их индивидуальная интерпретация. Импровизационный характер изображения.

С.Ю. Жуковский. 1873-1944. Осень. 1918
Показать своеобразие интерпретации этим художником пейзажной концепции. Серия интерьерных работ С.Ю. Жуковского, любование уходящей, усадебной Россией, близость к настроениям А.П. Чехова. Господство элегического настроения. Синтез жанров в работе как свидетельство перемен в художественной системе. Лирическое переживание природы, очеловеченность интерьеров. Природа - камертон настроения холста, пейзажизация интерьера, нарушение чистоты жанра. Интерес к переходным состояниям природы. Специфика изобразительной системы: естественность, идущая от передвижников, фрагментарность, характерная рубежу веков, пространственность, тонкость цветовых отношений в сочетании с локальными цветовыми пятнами, пленерность. Новые черты: обостренная эмоциональность.

К.А. Коровин. 1861-1939. Париж ночью. 1938
Охарактеризовать художника как центральную фигуру в русском импрессионизме. Входил в объединения "Союз русских художников" и "Мир искусства". Большая близость для мастера концепции "союзников".
Отметить на примере его творчества своеобразие русского импрессионизма. Этюдность как фактор, помогающий освободиться от сюжетного мышления, сиюминутность состояния натуры, высокий горизонт, экспрессивность мазка. В отличие от классического импрессионизма не любил писать город, писал его только за границей, это был Париж. Преобладание в творчестве К.А. Коровина натюрмортов и природных мотивов, зрелищное начало работ.
Охарактеризовать специфику видения Парижа художником в цикле "Парижские огни", их эволюцию от дневных пейзажей конца 1890-х годов до шедевров, изображающих ночной и вечерний Париж 1900-х годов. Наша работа - поздний вариант той же темы. Отсутствие видов ночного Парижа у французов. Театральность мотива у К. Коровина. Обратить внимание на фрагментарность композиции, точку зрения резко сверху, динамику мазка, отсутствие контуров предметов, когда остаются только огни, темперамент наложенных мазков, вибрацию, декоративизм работы.

Объединение "Мир искусства". 1898-1904
Определить общую направленность творчества художников этого объединения, их эстетическую программу: воспитание художественного вкуса, западничество, интерпретация искусства прошлых эпох, ретроспективизм, историзм, романтизация прошлого, литературность живописи. Интерес к русскому XVIII веку, XVII веку во Франции. Специфика выразительных средств мастеров этого объединения: графизм, линейность, декоративное понимание цвета. Историзация жанровой живописи. Создание собственной концепции иллюстрирования

А.Я. Головин. 1863-1930. Цыганка. Около 1910
А.Я. Головин как член "Мира искусства", участвовавший почти во всех выставках "Мира искусства", творчески близкий их взглядам. Преобладание в творчестве художника театрально-декорационной живописи.
Его концепция реформы театральной декорации, понимание ее как произведения искусства, а не просто заполнения сценического пространства. Театрализация живописи у А.Я. Головина. Работа над портретами параллельно с театральными постановками. Создание формы театрализованного портрета. Концепция портретирования художника: тяготение к большой форме, элементы сценичности, игры, отвлечение от реальности, игра в жизнь на холсте, костюмированность, слияние театрально-декорационного и станкового искусства. Роль окружения, жестов, поз героев, "режиссура" портретов.
Начать с характеристики серии театрализованных портретов художника, объединенных под названием "Испанки" /1906- 19 10гг./, это примерно 16 произведений. Они связаны с работой художника над оперой Ж. Бизе "Кармен". Интерес к Испании в 1910-е годы. /К.А. Коровин, М.А. Врубель/. Основная группа работ этой серии создана в 1906-1908 гг. Модели - портнихи, вышивальщицы, гладильщицы. Трансформация натуры в портретах, сохранение индивидуальных черт, но стилизация моделей под -"испанский" типаж.
Поиски красоты и гармонии, цельности как противодействие индивидуализму бытия. Наша "Цыганка" примыкает к этой серии. Отметить в ней картинность, костюмированность, индивидуальность характеристики, взгляд, устремленный на зрителя, грусть и усталость, тревожность настроения, отсутствие собственно испанских черт характера, использование темперы как черты мирискусников, недописанность фона как элемент театрально-декорационной живописи, утонченную декоративность, близость к декоративному панно.

А.Н.Бенуа. 1870-1960. Версаль. Парк. 1905
Центральная фигура в объединении, их идейный вдохновитель. Многосторонность творческих проявлений мастера: живописец, график-станковист, иллюстратор, театральный художник, автор либретто, теоретик и историк искусства, художественный критик. Далее следует отметить значение А.Н. Бенуа как создателя жанра исторического пейзажа, его интерес к различным историческим эпохам, и в частности, к Версалю эпохи Людовика XIV. Реконструкция XVII века в цикле версальских пейзажей, соединение современных впечатлений с реминисценциями французского классицизма XVII века.
Дать общую характеристику первой версальской серии А.Н. Бенуа "Последние прогулки короля" /1896-1898/, ее жанровой ориентации /сочетание пейзажа и жанра/, постепенное количественное нарастание элементов пейзажа, ассоциативные связи между природой и историческими действующими лицами. Специфика второй версальской серии /1905-1906/, к которой относится наша работа. Первая серия основывалась на книжном знании истории /мемуарах, дневниках/, вторая - результат работы на натуре. Наш пейзаж - натурный этюд. Поиск ракурсов и необычных точек зрения, сдержанность колорита, его гармония.
Специфические особенности Версаля как регулярного французского парка, роль природной среды, ее рационализации, сочетание с водными элементами и скульптурой. Декорационный характер парковой среды и показ этого в пейзаже. Роль скульптуры в данном этюде. Появление во второй серии чистых пейзажей.


 
Экскурсионный ряд. Творчество Н.К. Рериха

Отметить характерность фигуры Н.К. Рериха для рубежа XIX и XX веков. Многогранность его личности: художник, этнограф, философ-космист, археолог, писатель, путешественник, общественный деятель.
Закончил юридический и историко-филологический факультеты Петербургского университета, затем учился в Академии художеств у А.И. Куинджи, совершенствовался в Париже в студии Ф. Кормона. С 1910 года возглавлял второй "Мир искусства", который являлся выставочным объединением без определенной программы. Близость Н.К. Рериха к традициям "Мира искусства" /ретроспективизм/, любовь к истории
Древней Руси, язычеству славян и скандинавов, искусству Индии, изучение археологии, работа в жанре исторического пейзажа. Интерес Н.К. Рериха к философии и эстетике русского символизма. Создание символических композиций на тему язычества славян на раннем этапе. Натурные этюды древнерусской архитектуры. Нарастание элементов условности и декоративности в художественном языке. Возникновение интереса к теме Востока.
Начать можно с общей характеристики коллекции работ Н.К. Рериха, имеющихся в собрании Новосибирской картинной галереи.
Справка. Коллекция состоит из 60 произведений, относящихся к последнему десятилетию жизни художника /1935-1946/. По устному завещанию мастера они должны были быть переданы в один из городов вблизи Алтая, что и сделал сын художника - Ю.Н. Рерих в 1960 году. Одновременно 350 работ Н.К. Рериха были подарены в ГРМ. Далее необходимо охарактеризовать жанровую и сюжетную специфику коллекции: в основном в ней представлены работы гималайского цикла, хотя есть и произведения, посвященные Тибету и Монголии. По жанрам - это преимущественно пейзажи и сюжетные картины. Обратить внимание на использование темперы, как влияние мирискусников.

Этюды (на выбор художника), Нанда - дэви. 1940
Обе работы показываются комплексно, рассказ о конкретной работе следует вести на фоне общей характеристики пейзажной концепции художника.
Отметить интерес автора к горным мотивам, натурный характер пейзажей, конкретность названий, наличие элементов стилизации. Влияние А.И. Куинджи на сложение изобразительной системы Н.К. Рериха.
Широкий диапазон использованных мотивов: изображение гор в разные часы дня, особый интерес к вершинам, силуэтность, точность и энергичность рисунка, неподвижность очертаний, плоскостно-декоративная трактовка формы. Интерес к изменчивости освещения и светотени - как основная выразительная характеристика в изобразительной системе художника. Композиционная и колористическая законченность при небольших размерах холста. Работа цветовым пятном. Использование цветных грунтов и темперы, дающей матовую фактуру и яркость, звучность тонов.

Маульбек. 1937
Отметить наличие разных типов пейзажа в творчестве Н.К. Рериха: натурного этюда и этюда по памяти, стилизованного пейзажа и пейзажа-картины. Примером последнего является данная работа. Внесение глубинного, философского смысла в пейзаж. Визуализация центральной идеи восточной философии - о совершенствовании человека, непрерывном восхождении вверх, воплощенной в образе монастыря.
Использование литературных и философских первоисточников в изобразительном искусстве - как выражение близости творчества Н.К. Рериха к концепции "Мира искусства" и символизму, их конкретная интерпретация в данной работе. Взаимоотношения сюжетной, содержательной и пейзажной частей

Сантана. Не датирована
Отметить философскую основу сюжета картины. Идея потока жизни, проходящего перед человеком как основополагающая в восточной, в частности, в буддийской философии. Идея нравственного восхождения как путь к достижению блага в восточном менталитете. Слияние мыслящего, созерцающего сознания и материального мира как один из постулатов буддизма. Символистская идея слияния жизни природы и жизни сознания. Поиски гармонии человека и природы в философской и художественной сферах картины.
Свободное, неканоническое толкование образа художником. Преобладание пейзажа.

Бэда-проповедник. 1945
Указать на литературный первоисточник картины - стихотворение Я. Полонского. Этический, нравственный характер образа. Вера в силу искусства, идея "пересоздания жизни" /А. Белый/. Иная грань бытия человека: на его взаимодействие с природой, а отзывчивость на духовные искания.
Роль идеи общественного назначения искусства, слова художника - как одна из основных в творчестве Н.К. Рериха. Расчет на интуитивное восприятие образа зрителем. Обобщенность, лаконизм художественного языка картины, декоративность колорита, роль пейзажа в создании образа.

Настасья Микулична. Не датирована
Обратить внимание на соединение в работе элементов русского и восточного мировоззрения. Настасья Микулична - дочь Микулы Селяниновича, былинная русская богатырша. Отличие подхода к древней истории Руси у Н.К. Рериха и В.М. Васнецова. Олицетворение образа России, матери-Родины. Особенности композиционного и пространственного построения картины как выражение ее содержательной программы (точка зрения, колорит, ритмика).


Заключение
В заключение сделать выводы об особенностях развития русского искусства, начиная с XVI по начало XX века, его особом, по сравнению с логикой западноевропейского искусства, характере, отметив, в частности, большую сложность пути, смещенность исторических акцентов. Отметить специфику коллекции русского искусства в Новосибирской картинной галерее, особое значение в ней искусства конца Х1Х-начала XX веков, указав, что та часть произведений, которая связана с авангардной, нетрадиционной линией развития изобразительного искусства начала XX века, располагается на третьем этаже, в залах искусства XX века.

Список рекомендуемой литературы
Литература ко всем разделам

Алленов М.М., Евангулова О.С., Лифщиц О.И. Русское искусство Х- начала XX века. М., 1989
Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства, в 2т. М.,1967
Алпатов М.В. Этюды по истории искусства. Западноевропейское искусство. Русское и советское искусство. М.,1979
Волков Н.Н. Цвет живописи. М., 1965
Волков Н.Н. Композиция в живописи. М.,1977
Герчук Ю.Я. Язык и смысл изобразительного искусства. М.:РИО Мособлупрполиграфиздата, 1994
Головань К.Ф. Путеводитель по Новосибирской картинной галерее. Живопись ХУШ-ХХ вв. Рукопись
Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник. М: Высшая школа, 1994
История русского и советского искусства: Учебное пособие /Под ред. Д.В. Сарабьянова. М.: Высшая школа, 1979
Лясковская О.А. Пленэр в русской живописи XIX века. М., 1966
Очерки по истории русского портрета второй половины XIX века. /Под ред. М.Г. Машковцева. М.: Искусство, 1964
Петров В.Н. Очерки и исследования. Избранные статьи о русском искусстве ХVШ-ХХ веков. М.,1978
Сарабьянов Д.В. Образы века. М., 1967
Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. Опыт сравнительного исследования. М.: Сов. худ-к, 1980
Эфрос А. Два века русского искусства. М.: Иск-во. 1969

Иконопись Древней Руси
Азарова Ю. Русская икона. Урок-конференция для 11-х классов / Искусство. Приложение к газете "Первое сентября". 1999, декабрь. № 45. С.14-15
Алпатов М.В. Андрей Рублев. М.: Изобр. иск-во, 1972
Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М., 1974
Алпатов М.В. Феофан Грек. М., 1979
Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М.: Просвещение, 1993
Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб.: Аксиома, 1995
Бычков В. В. Духовно-эстетические основы русской иконы. М.: Ладомир, 1995
Гра Е.А. Иконопись сольвычегодских "иконных горниц" Строгановых / Музей - 4. М.,1983. С.43 -57
Демина Н.А. "Троица" Андрея Рублева. М.: Иск-во, 1963 Ю. Ильин М.А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. М., 1976
Искусство строгановских мастеров: Каталог выставки. М.: Сов. худ-к. 1991
Кураев А. Человек перед иконой. // Квинтэссенция: Философский альманах, 1991. М.: Политиздат, 1992. С.237-262
Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966
Лазарев В.Н. Новгородская иконопись. М.,1969
Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. М., 1980
Лазарев В.Н. Русская иконопись. От истоков до начала XVI века. М., 1973
Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М.; Л., 1970
Перевезенцев С.В. Русская религиозно-философская мысль Х-ХУП вв.: Основные идеи и тенденции развития. М.: Прометей, 1999
Плугин В.А. Мировоззрение Андрея Рублева: Некоторые проблемы. М.: 1994
Раушенбах Б.В. Пространственные построения в древнерусской живописи. М.: Наука, 1975
Трубецкой Е. Два мира в древнерусской иконописи. // Философия русского религиозного искусства. М.: Изд. группа "Прогресс" : "Культура" С.220-246
Филатов В.В. Краткий иконописный иллюстрированный словарь. М.: Просвещение, 1996

Иконопись Урала и Сибири
Введенский А. А. Дом Строгановых в ХУ1-ХУШ веках. М.,1963
Велижанина Н.Г. Народные иконы Новосибирской области из Новосибирской картинной галереи // Музей -
М., 1983. С.87-92
Велижанина Н.Г. У истоков сибирской иконописи //Культурно-бытовые процессы у русских Сибири. ХVШ- начало XX в. Новосибирск, 1985
Велижанина Н.Г. К истории иконописания в Западной Сибири //Традиционные обряды и искусство русского и коренных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1987. С. 125-141
Велижанина Н.Г. Святые Сибири. II Земля Сибирь. 1992. ??. С. 53-59
Велижанина Н.Г. Народные иконы Новосибирской области в Новосибирской картинной галереи // Дарование. 1997. ?? . С.26-30
Голынец Г.В. Невьянская иконописная школа второй половины ХУШ-Х1Х вв. и ее стилистические особенности. //Из истории художественной культуры Урала. Свердловск, 1988. С.31-44
Казаринова Н. Народные сибирские иконы. //Творчество. 1973. № 8 С. 15-16
Крючкова Т.А. Иркутские иконы.// Иркутский областной художественный музей: Каталог. М: 1991 Ю.
Пуцко В.Г. Житийная икона Симеона Верхотурского: древнерусская традиция и локальное агиографическое творчество. //Древнерусская традиция в культуре Урала. Челябинск, 1992. С.90- 97
Искусство XVIII века
Алексеева Т.В. В.Л. Боровиковский и русская культура на рубеже ХVШ-ХIХ вв. М., 1975
Гершензон-Чегодаева Н.М. Д.Г. Левицкий. М.,1964
Евангулова О.С. Русский портрет XVIII века и проблема "россики" // Искусство. 1986. № 12. С.56-61
Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII в. М.: Изд-во МГУ, 1987
Евангулова О.С., Карев А.А. Портретная живопись в России второй половины XVIII века. М., 1994
Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. М.: Высшая школа, 1999
Коваленская Н.Н. История русского искусства XVIII века. М., 1962
Коваленская Н.Н. Русский классицизм XVIII века. М.,1964
Краснобаев Б.И. Очерки русской культуры XVIII века. М.,1997
Лебедев А. О русском провинциальном портрете второй половины XVIII века//Искусство. 1982. ??. С.54-61
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства: конец XVIII - начало XIX в. СПб.,1994
Пигарев К. Русская литература и изобразительное искусство: ХVШ- первая половина XIX в.: Очерки.М.,1966
Рыбаков Б.А. Очерки русской культуры XVIII века. М.,1985 -o.,
Искусство первой половины XIX века
Амшинская А.В. В.А. Тропинин. М.,1970
Ацаркина Э.Н. К.П. Брюллов. Жизнь и творчество. М.,1963 3. Лясковская О. Карл Брюллов. М.;Л.,1940
Ракова М.М. Брюллов-портретист. М., 1955
Ракова М.М. Русское искусство первой половины XIX в. М.,1975
Искусство второй половины XIX века
Васильева-Шляпина Г. Женские портреты В.И. Сурикова //Енисей. 1987.??.С.64-71
Горина Т.М. Илларион Михайлович Прянишников. М.,1958
Дмитриева Н.А. Передвижники и импрессионисты //Из истории русского искусства второй половины Х1Х-начала XX века. М.: Иск- во, 1978. С.7-17
Лясковская О. Репин. М.: Иск-во, 1962
Лясковская О.А. В.Г. Перов: Особенности творческого пути. М., 1979
Мальцева Ф.С. А.К. Саврасов. Жизнь и творчество. М., 1977
Мальцева Ф.С. Федор Васильев. М.,1984
МанинВ.С. Куинджи. М.,1976
Машковцев Н.Г. В.И. Суриков. М.; Л.,1960
Моргунова-Рудницкая Н. Васнецов. М.: Иск-во, 1962
Новоуспенский Н. Саврасов. М.: Иск-во, 1969
Рогинская Ф.С. Товарищество передвижных художественных выставок. М: Иск-во, 1989
Сарабьянов Д. Народно-освободительные идеи русской живописи второй половины XIX века. М.,1955
Сарабьянов Д. Репин и русская живопись второй половины XIX века //Из истории русского искусства второй половины ХIХ - начала XX века. М.: Иск-во, 1978. с.7-17
Сарабьянов Д.В. История русского искусства второй половины XIX века. М.: Изд-во МГУ, 1989
Стернин Г. Русская художественная культура второй половины Х1Х-начала XX века. М.; 1984
Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России второй половины XIX века: 70-е-80-е годы. М.: Наука, 1997
Федоров-Давыдов А.А. Ф.А. Васильев. //Федоров-Давыдов А.А. Русское и советское искусство. Статьи и очерки. М.: Иск-во, 1975. С.224-242
Федоров-Давыдов А.А. О нашей пейзажной живописи. //Там же. С.457-470
Федоров-Давыдов А.А. Природа стиля //Там же. С. 126-183
Шувалова И. Г. Мясоедов. Л., 1971
Искусство конца ХIХ-начала XX века
Александр Бенуа размышляет... М.,1968
Год без прогулки вдоль Славянки. Интервью с Д.С. Лихачевым //Наше наследие. 1998. № 46. С.28-35
Горелов МИ. Станислав Юлианович Жуковский: Жизнь и творчество. М.,1982
Гофман И. Головин-портретист. Л.: Худ-к РСФСР, 1981
Гусарова А. Мир искусства. Л.,1972
Лапшин В. Союз русских художников. Л., 1974
Лапшина Н. Мир искусства: Очерки истории и творческой практики. М.,1977
Лобанов В.М. Кануны: Из художественной жизни Москвы в предреволюционные годы. М.: Сов. худ-к., 1968
Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца Х1Х-начала XX века. М. 1991
Петров В.Н. Мир искусства. М., 1975
Луги развития русского искусства конца ХIХ - начала XX века. //Под ред. Н.И. Соколовой и В.В. Ванслова. М.,1972
Русская художественная культура конца ХIХ -начала XX века. XIX-начала XX века. Книга вторая. М.: Наука, 1969
Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца ХIХ -начала XX века: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1993
Стернин Г. Художественная жизнь России на рубеже XIX- XX веков. М.,1970
Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж конца ХIХ - начала XX века. Очерки. М.,1974
Эткинд М.А. А.Л. Бенуа. Л.; М., 1965
Творчество Н.К.Рериха

Беликов П., Князева В. Рерих. М.,1972
Велижанина Н.Г. Коллекция произведений Н.К. Рериха в Новосибирской картинной галерее. // Рериховские чтения. 1976 год. Новосибирск, 1976 С. 48-53
Князева В. Н.К. Рерих. Л.; М., 1968
Полякова Е.И. Николай Рерих. М.: Иск-во, 1985
Рерих Николай. Алтай-Гималаи. Путевой дневник. Рига: Виеда, 1992
Рериховские чтения. 1976 год. Новосибирск, 1976
Рериховские чтения. 1979 год. Новосибирск, 1980
Рериховские чтения. 1984 год. Новосибирск, 1985
Сарабьянов Д.В. К вопросу о символизме в русской живописи // Сарабьянов Д.В. Русская живопись. Пробуждение памяти. М: Искусствознание, 1998. С.210-228