А. ЛАЗЕБНИКОВА, Е. РУТКОВСКАЯ. ЕГЭ по обществознанию: задания к фрагменту текста
Задания для работы с текстами, содержащими социальную информацию, занимают на едином государственном экзамене по обществознанию довольно значительное место. Оно во многом определяется высоким «весом» данного типа заданий в итоговой оценке, выставляемой за экзаменационную работу в целом. За отличный ответ выпускник (и абитуриент) может получить десять баллов.
Характеристика текстов
Характеристика текстов
Тексты, включенные в экзаменационную работу, различаются по следующим основаниям:
1. По содержанию.
Тексты, включенные в экзаменационную работу, относятся ко всем основным содержательным линиям школьного курса обществознания: общество, человек, познание, духовная сфера, экономическая сфера, социальная сфера, политическая сфера, правовая сфера. Содержательно они связаны с базовыми науками, основы которых представлены в курсе: философией, социологией, социальной психологией, политологией, культурологией, экономикой, правоведением.
2. По видам.
Наиболее широко в экзаменационных работах представлены тексты следующих видов:
• научные тексты, фрагменты из классических, основополагающих произведений соответствующих наук или научных направлений (И. А. Ильин, М. Вебер, В.И. Вернадский, П.А. Сорокин, А. Смит,К.Д. Ушин-ский, Ф.А.Хайек и др.);
• научные тексты, отражающие современные представления об актуальных социальных проблемах (фрагменты из монографий, научных статей современных авторов по философии, социологии, экономике, правоведению, социальной психологии, культурологии, другим базовым наукам);
• научно-популярные тексты;
• тексты, созданные в учебных целях (фрагменты из учебных пособий для студентов, специалистов, в обобщенном виде знакомящих с современным уровнем научных представлений);
• нормативные тексты (фрагменты из правовых документов: кодексов, законов, указов и постановлений);
• политические тексты (фрагменты из программ политических партий, общественно-политических движений);
• публицистические тексты;
• информационные тексты;
• тексты, содержащие статистические материалы, и др.
3. По объему и составу.
По общему правилу объем экзаменационных текстов не должен превышать 250-300 слов. Бывают исключения, вызванные необходимостью предложить экзаменующимся законченный фрагмент, содержащий всю нужную для успешного выполнения заданий информацию, поэтому объем текста может быть несколько большим или несколько меньшим. Подавляющее большинство текстов представляют собой относительно целостный фрагмент из одного сочинения. Рассмотрим примеры.
По общему правилу объем экзаменационных текстов не должен превышать 250-300 слов. Бывают исключения, вызванные необходимостью предложить экзаменующимся законченный фрагмент, содержащий всю нужную для успешного выполнения заданий информацию, поэтому объем текста может быть несколько большим или несколько меньшим. Подавляющее большинство текстов представляют собой относительно целостный фрагмент из одного сочинения. Рассмотрим примеры.
Пример 1
Принадлежность к группе
В социальной психологии под группой понимаются двое или более индивидов, имеющих общие цели и устойчивые отношения, а также в определенной степени взаимозависимых друг от друга и воспринимающих себя как часть этой группы...
На одном конце шкалы находятся группы, состоящие из людей, которые работают вместе в течение многих лет. Очевидно, что они удовлетворяют всем условиям определения. На другом конце находятся люди, имеющие лишь кратковременные взаимоотношения друг с другом...
Люди объединяются в социальные группы по разным причинам. Прежде всего группы помогают удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности. Это трудно различимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной изоляции! Поначалу вы не возражали бы против этого, но в конце концов почувствовали бы себя ужасно одинокими.
Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны выполнить задачи, с которыми одному человеку не справиться... Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны...
Наконец, групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности, которая становится частью «Я-концепции». И чем больше число престижных групп с ограниченным доступом, к которым человек смог присоединиться, тем больше укрепляется его «Я-концепция».
(Р. Бэрон)
Принадлежность к группе
В социальной психологии под группой понимаются двое или более индивидов, имеющих общие цели и устойчивые отношения, а также в определенной степени взаимозависимых друг от друга и воспринимающих себя как часть этой группы...
На одном конце шкалы находятся группы, состоящие из людей, которые работают вместе в течение многих лет. Очевидно, что они удовлетворяют всем условиям определения. На другом конце находятся люди, имеющие лишь кратковременные взаимоотношения друг с другом...
Люди объединяются в социальные группы по разным причинам. Прежде всего группы помогают удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности. Это трудно различимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной изоляции! Поначалу вы не возражали бы против этого, но в конце концов почувствовали бы себя ужасно одинокими.
Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны выполнить задачи, с которыми одному человеку не справиться... Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны...
Наконец, групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности, которая становится частью «Я-концепции». И чем больше число престижных групп с ограниченным доступом, к которым человек смог присоединиться, тем больше укрепляется его «Я-концепция».
(Р. Бэрон)
Комментарий
Даже беглое знакомство с текстом позволяет безошибочно определить, что по содержанию он относится к социальной психологии (эта отрасль научного знания названа в первом же предложении). Что касается видовой принадлежности, то, скорее всего, это текст, созданный в учебных целях: в нем в обобщенном виде изложены современные представления о социальных группах.
Пример 2
О роли средств массовой информации
СМИ — в первую очередь общенациональные каналы — в очень большой степени приобрели возможность осуществлять право, силу и волю над другими, став серьезным механизмом господствования и тем самым — орудием повышенной опасности. В силу того что люди бывают злы или глупы, все, что эффективно, — то и опасно... Особенность клеветы и софизмов в том, что они являются процессами неравновесными. Спустить камень под гору — не то же, что его поднять. Сжечь дом — не то же, что его снова отстроить. Опровергнуть ложь и уличить софиста в подтасовках — дело, в принципе, неизмеримо более трудозатрат-ное, чем солгать или передернуть. Но телевидение, как язык, практически не приспособлено для выражения мысли, превышающей очень невысокий порог сложности или длительности, то есть к обыкновенным трудностям, сопряженным с доказыванием того, что некто не есть верблюд, прибавляются дополнительные, по большей части, неодолимые трудности по донесению до телеаудитории доказательства, сколь угодно верного, но требующего внимания и понимания. Телезритель — в отличие от читателя — является устройством с принципиально более низким уровнем быстродействия и объемом оперативной памяти, поэтому грузить в него сколь-нибудь сложную и объемную программу невозможно. Сообщение передачи «Третий глаз» об изобретении философского камня будет принято с живейшим интересом — ответная лекция о периодической системе элементов будет воспринята как жалкое и неумелое оправдание.
(М.Ю. Соколов)
О роли средств массовой информации
СМИ — в первую очередь общенациональные каналы — в очень большой степени приобрели возможность осуществлять право, силу и волю над другими, став серьезным механизмом господствования и тем самым — орудием повышенной опасности. В силу того что люди бывают злы или глупы, все, что эффективно, — то и опасно... Особенность клеветы и софизмов в том, что они являются процессами неравновесными. Спустить камень под гору — не то же, что его поднять. Сжечь дом — не то же, что его снова отстроить. Опровергнуть ложь и уличить софиста в подтасовках — дело, в принципе, неизмеримо более трудозатрат-ное, чем солгать или передернуть. Но телевидение, как язык, практически не приспособлено для выражения мысли, превышающей очень невысокий порог сложности или длительности, то есть к обыкновенным трудностям, сопряженным с доказыванием того, что некто не есть верблюд, прибавляются дополнительные, по большей части, неодолимые трудности по донесению до телеаудитории доказательства, сколь угодно верного, но требующего внимания и понимания. Телезритель — в отличие от читателя — является устройством с принципиально более низким уровнем быстродействия и объемом оперативной памяти, поэтому грузить в него сколь-нибудь сложную и объемную программу невозможно. Сообщение передачи «Третий глаз» об изобретении философского камня будет принято с живейшим интересом — ответная лекция о периодической системе элементов будет воспринята как жалкое и неумелое оправдание.
(М.Ю. Соколов)
Комментарий
И в данном случае отнести текст к публицистическим едва ли окажется непосильной задачей. Ясно выраженная субъективная позиция автора, охарактеризованная ярко и красочно; использование образно-эмоциональных характеристик; вынесение и высказывание оценок описанному явлению — таковы его характерные особенности.
Характеристика заданий
К каждому тексту предлагаются четыре задания.
К тексту «Принадлежность к группе» (пример 1) были предложены следующие вопросы и задания:
1. Назовите признаки социальной группы, указанные в тексте.
2. Выделите указанные автором причины объединения людей в группы. Назовите три причины.
3. Проанализируйте с точки зрения наличия или отсутствия основных признаков социальной группы такую группу, как пассажиры одного авиарейса. Конкретизируйте один из своих выводов.
4. Как вы понимаете выдвинутое автором положение о роли группы в формировании «Я-концепции»? Ответьте на этот вопрос, используя свои знания из курса обществоведения.
К тексту «Принадлежность к группе» (пример 1) были предложены следующие вопросы и задания:
1. Назовите признаки социальной группы, указанные в тексте.
2. Выделите указанные автором причины объединения людей в группы. Назовите три причины.
3. Проанализируйте с точки зрения наличия или отсутствия основных признаков социальной группы такую группу, как пассажиры одного авиарейса. Конкретизируйте один из своих выводов.
4. Как вы понимаете выдвинутое автором положение о роли группы в формировании «Я-концепции»? Ответьте на этот вопрос, используя свои знания из курса обществоведения.
Комментарий
Первые два задания ориентируют на поиск необходимой информации в тексте. Задание 3 проверяет очень важное умение — применять полученные знания к анализу социальной действительности. Последнее задание выявляет умение интерпретировать положения, выводы с опорой на полученные знания.
Попытаемся последовательно выполнить эти задания, обращая внимание на умения, необходимые для успешной работы.
Внимательно читая текст, не так уж трудно указать признаки социальной группы, названные автором. Они перечислены им в определении понятия «социальная группа», которым начинается фрагмент: наличие общей цели; наличие установившихся взаимоотношений; взаимозависимость людей друг от друга; осознание людьми принадлежности к одной группе. Четыре признака названы, достаточно записать, как того требует задание, любые три.
Перед нами типичное задание репродуктивного (воспроизводящего) характера. Оно позволяет проверить, понимает ли читатель содержание текста и насколько точно может воспроизвести полученную информацию. От него требуется ряд умений: воспринимать информацию, владеть соответствующей обществоведческой терминологией, вычленять признаки понятий.
Второе задание, в сущности, обладает теми же характеристиками. Причины объединения людей в группы автором названы. По его мнению, объединяясь в группы, люди удовлетворяют свои потребности в социальной принадлежности; находят дополнительные средства для достижения ряда целей; обеспечивают себя необходимой информацией; повышают самооценку. И вновь из четырех причин можно выписать любые три. Кроме перечисленных выше умений, потребуется и такое, как осознанно определять функциональные связи между социальными явлениями (в данном случае — на уровне воспроизведения информации о них).
Третье задание даже при поверхностном знакомстве с ним выглядит значительно более сложным. Вчитаемся в формулировку, чтобы четко выделить компоненты будущего ответа. От экзаменуемого требуется:
1) проанализировать такую группу, как пассажиры одного авиарейса, с точки зрения наличия или отсутствия признаков социальной группы;
2) конкретизировать один из выводов, то есть вывод из сравнительного анализа социальной группы и группы пассажиров
одного авиарейса наполнить конкретным содержанием (приведя пример, скажем, или рассмотрев их в конкретной ситуации).
Вернемся к признакам социальной группы, которые нами установлены, и посмотрим, применимы ли они к пассажирам авиарейса.
Общность целей? Отчасти, да, этот признак присутствует. Конкретизируем вывод: например, пассажиры объединены общим стремлением благополучно добраться до места назначения.
Наличие установившихся взаимоотношений? Едва ли этот признак применим ко всем пассажирам, но часть из них может находиться в сложившихся взаимоотношениях (например, в самолете летит группа экскурсантов — учащихся 11 класса одной школы).
Взаимозависимость людей друг от друга, их взаимодействие? Эти признаки могут присутствовать. Например, если кто-то из пассажиров встал в проходе, другие не смогут пройти (отношения взаимозависимости). Пассажиры могут взаимодействовать друг с другом (скажем, мужчина помогает женщине с ребенком донести сумку, занять удобное место и т.п.). Однако эти отношения не имеют устойчивого характера и прекращаются с завершением полета и получением багажа.
Осознание людьми принадлежности к одной группе? Ответ будет отрицательным (если, конечно, не принимать в расчет особые ситуации, которые могут возникнуть в экстремальных случаях).
В последнем задании выпускник должен изложить свое понимание довольно сложного утверждения автора о том, что принадлежность к группе оказывает влияние на формирование «Я-концепции». Между тем о том, что такое «Я-концеп-ция», в тексте не сказано ни слова. Предполагается, что выпускник продемонстрирует знание данного понятия, относящегося к другой содержательной линии курса («Человек»), и, используя его, покажет, какую роль принадлежность к группе (социальные факторы) играет в формировании представлений человека о самом себе (собственно, совокупность этих представлений и определяется понятием «Я-кон-цепция»). «Связкой» между тестом и понятием «Я-концепция» может стать употребленный автором термин «самооценка», которая является составной частью «Я-концепции». Дальнейшие размышления не кажутся слишком сложными: входя в престижную для себя группу, человек переносит ее значимость на себя: в результате вхождение в престижную для индивида группу повышает его самооценку; высокая самооценка становится одним из элементов его «Я-концепции».
В последнем задании выпускник должен изложить свое понимание довольно сложного утверждения автора о том, что принадлежность к группе оказывает влияние на формирование «Я-концепции». Между тем о том, что такое «Я-концеп-ция», в тексте не сказано ни слова. Предполагается, что выпускник продемонстрирует знание данного понятия, относящегося к другой содержательной линии курса («Человек»), и, используя его, покажет, какую роль принадлежность к группе (социальные факторы) играет в формировании представлений человека о самом себе (собственно, совокупность этих представлений и определяется понятием «Я-кон-цепция»). «Связкой» между тестом и понятием «Я-концепция» может стать употребленный автором термин «самооценка», которая является составной частью «Я-концепции». Дальнейшие размышления не кажутся слишком сложными: входя в престижную для себя группу, человек переносит ее значимость на себя: в результате вхождение в престижную для индивида группу повышает его самооценку; высокая самооценка становится одним из элементов его «Я-концепции».
Выпускник, таким образом, должен суметь связать теоретические положения, содержащиеся в тексте, с теоретическими положениями, изученным в курсе, то есть с контекстными знаниями.
Комплекс заданий по работе с фрагментом текста характеризуется рядом черт:
1. В последовательности предъявления на экзамене вопросов и заданий к тексту имеется определенная логика.
Первое задание в большинстве случаев предполагает, что выпускник понимает (осознанно воспринимает) текст и умеет точно воспроизвести ту информацию, которая в нем содержится.
Второе задание, также репродуктивное по характеру, нередко ставит более сложные задачи: преобразование информации, ее первичная интерпретация, выявление ключевых положений. О привлечении знаний курса, выражении собственной точки зрения на данном этапе речь не идет.
Третье и четвертое задания выходят за пределы той информации, которую в готовом или преобразованном виде можно обнаружить в тексте. Они устанавливают связи между терминами, понятиями, теоретическими положениями, ведущими идеями, высказанными автором, с широким контекстом обществоведческого знания, освоенного учащимися при изучении школьного курса обществознания. Они не могут быть успешно выполнены без привлечения контекстного материала, актуализации собственных знаний и жизненного опыта. Адекватными уровню требований, предъявляемых к учащимся, выступают задания, предлагающие оценить позицию или аргументы автора текста, высказать собственное мнение, обосновать его с опорой на теоретические и фактические знания, собственные наблюдения и опыт деятельности.
1. В последовательности предъявления на экзамене вопросов и заданий к тексту имеется определенная логика.
Первое задание в большинстве случаев предполагает, что выпускник понимает (осознанно воспринимает) текст и умеет точно воспроизвести ту информацию, которая в нем содержится.
Второе задание, также репродуктивное по характеру, нередко ставит более сложные задачи: преобразование информации, ее первичная интерпретация, выявление ключевых положений. О привлечении знаний курса, выражении собственной точки зрения на данном этапе речь не идет.
Третье и четвертое задания выходят за пределы той информации, которую в готовом или преобразованном виде можно обнаружить в тексте. Они устанавливают связи между терминами, понятиями, теоретическими положениями, ведущими идеями, высказанными автором, с широким контекстом обществоведческого знания, освоенного учащимися при изучении школьного курса обществознания. Они не могут быть успешно выполнены без привлечения контекстного материала, актуализации собственных знаний и жизненного опыта. Адекватными уровню требований, предъявляемых к учащимся, выступают задания, предлагающие оценить позицию или аргументы автора текста, высказать собственное мнение, обосновать его с опорой на теоретические и фактические знания, собственные наблюдения и опыт деятельности.
2. По характеру познавательной деятельности задания можно разделить на три группы:
1) направленные на осознанное восприятие и точное или близкое к тексту воспроизведение содержания текста (воспроизводящие, репродуктивные задания);
2) направленные на преобразующее воспроизведение содержания текста (преобразующие задания);
3) направленные на осуществление творческо-поисковой деятельности, в процессе которой достигается наиболее полное понимание текста (творческо-поисковые задания).
1) направленные на осознанное восприятие и точное или близкое к тексту воспроизведение содержания текста (воспроизводящие, репродуктивные задания);
2) направленные на преобразующее воспроизведение содержания текста (преобразующие задания);
3) направленные на осуществление творческо-поисковой деятельности, в процессе которой достигается наиболее полное понимание текста (творческо-поисковые задания).
3. Формы предъявления требований (содержание вопроса или задания) многообразны, однако выявляются некоторые типичные формулировки.
Для воспроизводящих (репродуктивных) заданий:
Каковы, на взгляд автора, признаки (особенности, черты, свойства, характеристики, условия возникновения...) изучаемого объекта?
Какие причины (последствия, взаимосвязи...) указывает автор?
Какие виды (формы, черты, признаки...) социального объекта упоминаются в тексте?
Что говорит автор о сущности (признаках, особенностях...) социального объекта? Для преобразующих заданий: В чем состоит основная идея фрагмента?
Каково мнение авторов по вопросу о сущности (роли, значении, перспективах, влиянии...) социального процесса; общее ли это мнение; какие различия в позициях авторов вы заметили?
Для творческо-поисковых заданий:
Назовите указанные в тексте (признаки, формы, отличия, особенности, черты...) и конкретизируйте (проиллюстрируйте примером) каждый (один) из них.
Опираясь на знания курса, назовите черты (признаки, особенности, функции...) объекта, не указанные автором.
Исходя из собственного жизненного опыта, объясните значение (смысл, сущность...) утверждений автора.
Дайте определение приведенных автором понятий (терминов).
Выразите свое отношение к мнению автора о роли (значении, функциях, характере, тенденциях, перспективах...) и обоснуйте его, используя знания из курса и собственный опыт.
Разделяете ли вы точку зрения автора по вопросу о сущности (причинах, условиях...)?
Отметим важное в практическом отношении обстоятельство. Задания, в которых выпускникам предлагается выразить свое отношение к проблеме и обосновать его, эксперты оценивают не с позиции совпадения точки зрения ученика с их собственной точкой зрения. Они принимают во внимание характер аргументации, корректность использования понятий и терминов, уместность приводимых примеров, точность и глубину понимания авторской позиции и др.
"История и обществознание дл школьников" . - 2014 . - № 2 . - С. 3-9.