Р.И. Боровикова. Николай Грицюк: эпоха в искусстве Новосибирска

 


Имя Николая Грицюка сегодня стало знаковым в художественной жизни Новосибирска. Являясь своеобразной живописной визитной карточкой города, в любых разговорах по поводу искусства где-нибудь в иных местах обычно вспоминается именно оно. Подошел очередной юбилей мастера, в нынешнем году ему исполнилось бы восемьдесят. Четверть века, прошедшая с того времени как художника не стало, еще раз подтвердила почти непреложную для российского искусства истину о том, что подлинное признание приходит к творцам только после смерти, когда время как истинный судья все расставляет по своим местам и каждому в итоге достается заслуженное.
 
Ныне работы мастера вполне справедливо считаются классикой изобразительного искусства Сибири, его авторитет общепризнан, он по праву занимает одно из высших в художественной иерархии Сибири мест. Хотя и при жизни Н. Грицюк не относился к числу закрытых или запрещенных живописцев; признание у него было, в художественных кругах он всегда был бесспорным лидером. Его мастерская в середине прошлого века являясь местом, где добирались, общались, беседовали, спорили о жизни, творчестве, искусстве она была питательной почвой для художников и ценителей изобразительного искусства. Годы, прошедшие без художника, благодаря его работам, не отдалили нас от мастера, а, скорее, наоборот, сблизили. Когда смотришь акварельные листы Н. Грицюка, создается впечатление, что со временем они становятся все более близкими, постоянно изменяясь, работы контактируют с мыслями и настроением зрителя, каждый раз предстают перед нами обновленными. Подобное возможно потому, что слишком велика сила эмоционального потенциала, вложенного в листы мастера. Но это только одна сторона. Представляется, что мы только сейчас приближаемся к осмыслению сути творчества художника и начинаем понимать истинность многих его высказываний, догоняя его в бесконечном пути познания не только искусства, но и жизни. Ведь настоящий мастер, как ему и положено по статусу, всегда идет впереди, пролагая свой собственный путь, значительно опережая не только своих современников, но и время, в котором ему выпало жить.

Нельзя не заметить, как на протяжении последних десятилетий менялась атмосфера выставок Н. Грицюка. В годы застоя показы новых работ мастера были глотком живительного воздуха, позволявшим не потерять интереса к искусству в атмосфере идеологических стандартов. После смерти художника юбилейные экспозиции стали долгожданными и радостными встречами единомышленников, а его имя - своеобразным паролем для всех ценителей живописи. Но в любом случае выставки эти были эпицентром художественной жизни, ее значимыми вехами. Художник мощно и сильно прорывался сквозь устоявшиеся и привычные границы художественного мышления своего времени. Его работы давали острое чувство "иного", другой жизни, приносили радость и наслаждение для глаза и эмоций от цвета и формы. Ныне, в совершенно ином окружении работы художника утратили полемический оттенок, нисколько не потеряв при этом силы эмоционального воздействия. При этом на первый план вышли элементы художественные, уровень профессионального мастерства: безошибочность композиционных решений, чувство цвета, поразительные, удивляющие своей точностью и вместе с тем неожиданностью, цветовые контрасты, которые, несмотря на активность и интенсивность каждого цвета, соединяются воедино, многообразие конфигураций и очертаний, игра формами, когда художник как подлинный творец по-своему переиначивает то, что он видит вокруг, изменяя его пластически, подвижная и текучая линейная орнаментика, непрерывно демонстрирующая превращения и переходы вещества краски из одного образования в другое. Для живописцев работы Н. Грицюка - своеобразная художественная энциклопедия, неиссякаемый кладезь познания мира и творческого вдохновения.

Важный момент, отличающий почти все, за исключением самых ранних, пятидесятых годов, работы Н. Грицюка - их многослойность, наполненность различными смыслами. Именно поэтому они вызывают отклик почти у всех людей, хотя амплитуда оценок здесь очень широка: от восхищения до отрицания. При этом в любом случае каждый при желании может найти в них нечто близкое, открывая одну или несколько граней из множества возможных. Импульсивность, раскованность и безудержная фантазия в работах мастера соединены с глубиной мышления, потому зритель, общаясь с ними, получает полную свободу для воображения, сопереживания и размышления, ему не навязывается нечто раз и навсегда данное. В этом, пожалуй, заключена разгадка секрета привлекательности работ художника. То, что он хотел донести до нас почти непереводимо на язык слов, но оно может быть прочувствовано на уровне подсознательных, эмоциональных импульсов. При этом автор нередко дает нам подсказки, чтобы мы, оттолкнувшись от реальных и узнаваемых фрагментов реального мира, смогли оказаться в ином измерении. Потому элементы конкретные, натурные в таком жанре работ художника как "фантазии", являющихся абстрактными изображениями, легко уживаются с вымышленными и придуманными. При этом энергия и напор воздействия работ завораживает и увлекает зрителя и он, подчиняясь воле автора, отправляется в непредсказуемое и сулящее множество открытий путешествие.

При всей самобытности личности и творчества Н. Грицюка его становление и творческий путь, по крайней мере, в своем начале, достаточно типичны для его поколения. Обучение в Московском текстильном институте на факультете декоративного оформления тканей предопределило интерес к абстрактным, неизобразительным мотивам в позднем, конца 60-70-х годов, творчестве. Но начинал свою деятельность художник в середине пятидесятых годов как мастер городского пейзажа, характерного для искусства того времени, что было связано с массовой застройкой и обновлением городов во времена хрущевской оттепели. Ранние его акварели, особенно виды Новосибирска, вполне вписываются в привычные рамки тех лет. Но уже с первых листов виден особый почерк Н. Грицюка. Он вносит в жанр пейзажа декоративность, многоголосие цвета, уделяет особенное внимание ракурсам и выбору точки зрения. Художник бесконечно варьирует мотивы, при этом никогда не повторяется. Мастер нашел в этом жанре собственный, отличный от других путь, когда конкретный мотив служит лишь поводом для создания цветоритмической композиции.

Неиссякаемый дар импровизации позволял художнику создавать неповторимые, то лирические, то философские, то драматические "портреты" городов, будь то Новосибирск или Переславль-Залесский, Москва или Ленинград, Таллинн или Гурзуф. При этом для творчества Н. Грицюка характерно умение почувствовать и передать особый дух каждого города, тот самый "гений места", который доступен только внимательному и заинтересованному взгляду. Говоря конкретнее, в каждой из серий есть свой нерв, особое состояние, важная черта, точно воплощенная выразительными средствами. В Петербурге - это влажная, туманная атмосфера, растворяющая очертания зданий, создающая особую атмосферу, в Новосибирске - старые домики и новые, высотные дома, Обь, Красный проспект, в Таллинне - остроконечные крыши, определяющие силуэт города, в Переславле-Залесском - соборы, в Крыму - весенняя, пробуждающаяся природа в серии 1963 года, в поздних крымских работах - море и цветы, в Кузбассе - праздничный фейерверк огней расплавленного металла, голубовато-серая дымка, придающая домнам романтическое звучание.

Как и большинство пейзажистов, Н. Грицюк воплощал свои размышления в сериях работ, посвященных одному городу. Это давало ему возможность последовательно проходить определенные стадии в освоении реальных мотивов, постепенно вживаясь в них и все, более отходя от точного повторения того, что он видел перед собой. В самом начале освоения какого-либо места обычно возникали вполне конкретные, узнаваемые натурные зарисовки, затем наступало время обобщения, преображения видимого. В конце пути, как его результат возникают неизобразительные, абстрактные образы, только отдаленно напоминающие реальность, их автор называет "композициями". Именно данный метод работы не позволяет отнести работы Н. Грицюка к чистой абстракции, поскольку в них по большей части присутствуют, порой едва заметные, натурные элементы, однако сильно измененные. В таких работах обычно присутствует ассоциативный подтекст, который оставляет для зрителя свободу интерпретации изображенного, ведь действительность была для художника основой свободного полета эмоций и фантазии, объектом игры, в результате которой нам преподносится мир, увиденный с иной точки зрения, а потому неожиданный и изменчивый.

В русле подобного отношения к конкретным мотивам лежит нетрадиционная технология исполнения работ, характерная для Н. Грицюка. Эмоционально напряженные, дробные, звенящие листы с их многообразием состояний и сложностью цвета создают впечатление, что перед нами живопись. Вместе с тем большинство произведений пятидесятых-начала шестидесятых годов - это акварели. Позднее, стремясь максимально точно передавать свои переживания, художник расширяет диапазон используемых материалов, употребляя гуашь, темперу, фломастер, масло, иногда коллаж, т.е. аппликацию, причем на листе бумаги это причудливо соединяется, иногда в одном листе можно встретить все эти материалы. Художник создает на бумаге преображенную реальность, лепит ее пластически и потому границы различных материалов для него не существуют.

Н. Грицюк принадлежал к числу живописцев глубоко, напряженно и остро размышлявших о современном ему мире. Жизнь человека в городской среде, ее мозаичность и противоречивость - вот тот аспект, который более всего привлекал художника. Город в его работах - это живой, постоянно изменяющийся организм, что очень верно, по сути. Обращаясь к наследию мастера в нынешней ситуации мы особенно ценим у него умение в образах истинного, высокого искусства воплощать сложности и противоречия эпохи. Но, кроме этого, он учит нас нестандартно смотреть на мир, уходить от привычных, накатанных путей, от однозначных решений, как в искусстве, так и в жизни.

Что можно почитать о Николае Грицюке:
Боровикова Р. Николай Грицюк. Буклет. Новосибирск.1992
Боровикова Р. Николай Грицюк. Имя из легенды/ Земля Сибирь. 1992. №  5-6. С. 72-75
Боровикова Р. Неизведанные миры Николая Грицюка./ Художественная галерея "Модерн". Арт-обозрение. №  3. 2002. Январь. С. 6 - 7. Здесь же: Грицюк В. Просвещение. С. 8 - 9. Муратов П. Восхождение. С. 10-16.
Ибрагимова З. Николай Грицюк (Попытка биографии)./Дарование. 1997. № 4. С. 28-32.
Манин В. Николай Грицюк. М.: Советский художник. 1973
Николай Грицюк. Каталог выставки. Автор вступления статьи П. Муратов. М., 1977
Николай Грицюк. Человек и художник. Составитель В. Э. Грицюк. Новосибирское книжное издательство. 1987.
Фоняков И. Утверждение жизни (О Н. Грицюке). - "Сиб. огни", 1973. - №  6, с. 159-164.
Манин В. Николай Грицюк (Очерк творчества новосиб. худож.) - М., "Сов. художник", 1973. - 144 с.
Лапшин В. Два художника видят Москву. (Выставка в Москве новосиб худож. Н. Грицюка "Моя Москва" и Ю. Пименова "Новые кварталы", Апрель, 1967./ "Москва", 1967, №  7, с. 188-189., 2 л. цвет. илл.
Каганов З. Художник и город. (Выставка Н.Д. Грицюка. Акварели 1962-1966 гг.) - "Вечерний Новосибирск", 1966, 13 апреля.
Николай Грицюк: Человек и художник: (Сборник / Сост.В.Э. Грицюк). - Новосибирск: Кн.изд-во, 1987. - 166 с.