Экштут С. За детство счастливое наше. Женская школа сталинской эпохи в фотографиях Александра Устинова

 
 
 
Сегодня мы с песней весёлой
Под знаменем красным войдём
В просторную новую школу,
В наш светлый и радостный дом.
Мы дети заводов и пашен
И наша дорога ясна.
За детствй счастливое наше
Спасибо, Родная Страна!
У карт и у досок мы станем,
Вбежим мы в сверкающий зал.
Мы учимся так, чтобы Сталин
«Отлично, ребята!» сказал.
 
Виктор Гусев «Песня советских школьников».
1937.

16 июля 1943 года, в разгар Великой Отечественной войны, постановлением Совнаркома СССР в стране было введено раздельное обучение мальчиков и девочек. Раздельное обучение предписывалось осуществить во всех неполных средних и средних общеобразовательных школах, расположенных в областных, краевых центрах, столичных центрах союзных и автономных республик и в крупных промышленных городах. Для практической реализации этого постановления было отведено всего-навсего полтора месяца. Уже с 1 сентября 1943-го предлагалось организовать в этих городах отдельные мужские и женские школы.

Исследователь А. В. Пыжиков отмечает: «В общей сложности реформирование школьной отрасли проводилось в 81 городе Советского Союза. Большинство из них были расположены на территории РСФСР, и только 10 городов находились в других союзных советских республиках. В 1943/1944 учебном году в 71 городе РСФСР были сформированы 1372 средних и 683 семилетних мужских и женских школы. Их общее количество составило 2055. Поскольку шла война и к июлю-августу 1943 года Украина, Белоруссия, Прибалтика и западные области РСФСР находились в оккупации, то предполагалось, что по мере освобождения этих территорий в расположенных там крупных населённых пунктах тоже будет постепенно введено раздельное обучение в школах. Кроме этого, органы советской власти тех городов, которые не вошли в список, прилагавшийся к постановлению Совнаркома СССР от 16 июля 1943 года, при желании и наличии возможностей также могли обратиться с ходатайством в правительство своей союзной республики об открытии мужских и женских учебных заведений и получить разрешение»2.

Таким образом, первые советские школы с раздельным обучением были созданы на территории РСФСР. Инструкция Наркомата просвещения РСФСР, который в эти годы возглавлял известный советский дипломат и государственный деятель Владимир Петрович Потёмкин (1874-1946), подробно разъясняла, что каждая мужская или женская школа обязана иметь не только отдельное учебное здание, но и всё необходимое военно-учебное, спортивное и лабораторное оборудование. Наркомпрос, выражаясь языком наших дней, предпринял настойчивую попытку создать элитную среднюю школу, отличную от обычной совместной советской школы.
 
Выразительная деталь: директором мужской школы в обязательном порядке должен был быть мужчина, а женской — женщина. Подбору педагогических кадров для школ с раздельным обучением уделялось особое внимание: туда стремились направить самых лучших педагогов. Именно на базе мужских средних школ в 1948 году стали создаваться первые спецшколы с углублённым изучением иностранных языков. Наркомпрос сознательно стремился уподобить вновь организуемые школы с раздельным обучением дореволюционной классической гимназии, считавшейся элитным средним общеобразовательным учебным заведением по сравнению с дореволюционным реальным училищем. Нарком умер уже в 1946 году и не успел увидеть плоды реализации идеи раздельного обучения. От имени школьников в те годы едко шутили: «Старик Потёмкин нас заметил и, в гроб сходя, разъединил».

Как и у всякой радикальной идеи, у идеи раздельного обучения были свои плюсы и свои минусы, были свои сторонники и свои противники. Как отмечает Пыжиков, «объективно уровень успеваемости учащихся в школах с раздельным обучением был несколько выше, чем в совместных. По данным Министерства просвещения РСФСР, в 1952/1953 учебном году экзамены на аттестат зрелости по всем школам сдали в среднем 93,8% учащихся, но при этом по мужским школам — 97,6%, а по женским — 97,4%. Количество учащихся, получивших медали, составляло в 1953 г. в мужских школах 11,6%, в женских — 10,5%, в то время как в школах совместного обучения лишь 4,4%»3.

Отголоски этих давних споров о целесообразности создания школ с раздельным обучением мы можем отыскать не только в мемуарах современников, но и в художественной литературе. Например, генерал Серпилин, главный герой трилогии Константина Симонова «Живые и мёртвые», был убеждённым приверженцем идеи раздельного обучения. «Он сказал, что в школах, где будут учиться одни мальчики, установится более спартанский дух, в армию после войны начнёт приходить более закалённое для военной службы поколение»4. Действительно, если в мужских школах особое внимание уделяли физкультуре и начальной военной подготовке, то в женских школах — рукоделию и домоводству.

Советские школы с раздельным обучением существовали относительно недолго — всего лишь одно десятилетие и были ликвидированы через год после смерти Сталина, с 1 сентября 1954 года.

В архиве Александра Васильевича Устинова, замечательного советского фотографа и фотокорреспондента газеты «Правда», сохранились уникальные кадры, датированные 20 октября 1948 года и запечатлевшие учениц одной из лучших московских школ с раздельным обучением — женской школы № 29 имени А. С. Грибоедова. Директором этой школы была Екатерина Васильевна Мартьянова — кавалер двух орденов Ленина и прототип Вареньки, главной героини культового кинофильма тех лет «Сельская учительница» (1947), блистательно сыгранной Верой Марецкой5.
Мартьянова собрала в школе звёздный состав учителей, мастеров своего дела. В элитной школе преподавали латынь и логику. Родители стремились отдать своих девочек именно в эту школу!

Читатели «Родины» имеют редкую возможность посмотреть на то, как выглядела эта ушедшая натура — образцовая женская школа сталинской эпохи. Авторские негативы любезно предоставила для сканирования Нинель Александровна Устинова, дочь фотографа и выпускница женской школы № 29. Она же позволила нам сканировать датированные январём 1948-го негативы своего отца, запечатлевшие уроки в образцовом детском доме № 13 для девочек-сирот.
 

Примечания
 
1. Песни сталинских лет //http://Stalinism.ru/stihi-i-pesni-o-staline/pesni-stalinskih-let.html. Поэт Виктор Михайлович Гусев (1909-1944) был дважды удостоен Сталинской премии 2-й степени за киносценарии «Свинарка и пастух» и «В шесть часов вечера после войны». Для поэзии Гусева характерно сочетание гражданской патетики с лиризмом и юмором, разговорные ритмы и интонации.
2. Пыжиков А. В. Раздельное обучение в советской школе //httр://library.ru/portalus/modules/shkola/show_archives.php/subaction=showfull&id=1193232434& archive=1196815145&start_from=&ucat=&
3. Там же.
4. Симонов К. М. Последнее лето //
http://www.loveread.ee/read_book.php?id=18247&p=15
5. С 1902 года Мартьянова учительствовала в 2-классном училище на Режевском заводе (ныне город Реж в 70 километрах к северу от Екатеринбурга). Сразу после революции Мартьянова перебирается в Екатеринбург, где возглавляет экспериментальную школу. Об успехах этой школы узнал нарком Луначарский, и по его рекомендации Мартьянова переезжает в Москву, где около 30 лет руководит передовой школой № 29 (у неё учился Э. Рязанов и другие известные личности). В 1940-е годы Мартьянова избирается депутатом Верховного Совета СССР и консультирует самый известный фильм о школе середины XX века, прототипом главной героини которого была сама Екатерина Васильевна. Веру Марецкую даже гримировали «под Мартьянову».
 
 
Семён ЭШТУТ,  доктор философских наук

"Родина" . - 2014 . - № 3 . - С. 50-53.