О.Г. Панченко, Е.О. Федоровская. Исследовательская деятельность как условие раскрытия личностных смыслов одаренной личности
Опираясь на исследования последних лет, мы понимаем, что развитие одаренной личности зависит от ряда факторов культурной детерминации. Глобальная динамика социальных преобразований, высокая социальная мобильность интенсивная коммуникативность заставляют постоянно переосмысливать меняющуюся реальность, преодолевая ситуацию неопределенности и дискомфорта. Исследовательское поведение является необходимым условием в развитии потенциала инновационной личности, так как оно напрямую связано со смыслообразовательными процессами.
Высшей формой познавательной активности и исследовательского поведения является научное познание. Именно поэтому введение в современное школьное образование проектно-исследовательской технологии является эффективным для решения задач воспитания одаренной личности. Данная статья посвящена проблеме развития и трансформации пространства личностных смыслов в исследовательской деятельности. Целью данной статьи является анализ воздействия исследовательской деятельности учителя и учащегося на процессы переосмысления (смыслоообразования, смыслопорождения, смыслоизменения, смысло-творчества) как в области открытия знания для себя, так и в области самостроительства иерархии личностных смыслов. Этот процесс связан с проблемой самоопределения и постоянного творческого обновления видения собственной жизни.
Высшей формой познавательной активности и исследовательского поведения является научное познание. Именно поэтому введение в современное школьное образование проектно-исследовательской технологии является эффективным для решения задач воспитания одаренной личности. Данная статья посвящена проблеме развития и трансформации пространства личностных смыслов в исследовательской деятельности. Целью данной статьи является анализ воздействия исследовательской деятельности учителя и учащегося на процессы переосмысления (смыслоообразования, смыслопорождения, смыслоизменения, смысло-творчества) как в области открытия знания для себя, так и в области самостроительства иерархии личностных смыслов. Этот процесс связан с проблемой самоопределения и постоянного творческого обновления видения собственной жизни.
Стремительное развитие компьютерных технологий, приближающаяся революция в области нано- и биотехнологий, расширение коммуникации вызвали серьезный культурный сдвиг, повлекший за собой потребность пересмотреть содержание, методику и формы современного образования. В силу нарастающей неопределенности и усложнения социокультурной среды в обществе возник запрос на инновационную личность, способную к исследовательской деятельности и непрерывному созданию нового. В современной социологии возникло понятие инновационной деятельности. Инновационная деятельность может пониматься как метадея-тельность, изменяющая рутинные компоненты репродуктивных видов деятельности. Главная функция инновационной деятельности — изменение, развитие способов, механизмов их функционирования во всех видах деятельности. При этом и сам человек может стать объектом своей деятельности. Эта деятельность может быть направлена как на преобразование внешнего мира, способов взаимодействия с ним, так и на внутренний мир, на способы взаимодействия с самим собой. Тогда предметом его взаимодействия становятся личностные: мотивы, смыслы, ценности, цели, нравственные позиции. Именно поэтому автор современного учебного пособия «Введение в социологию инно-ватики» Ю.А. Карпова усиливает это определение инновационной деятельности, считая, что это «метадеятелъностъ, направленная на преобразование всего комплекса личностных средств субъекта, которые обеспечивают не только адаптацию к быстро меняющейся социальной и профессиональной реальности, но и возможность воздействовать на нее» [2, с. 24].
Исследовательская работа школьников требует освоения исследовательской культуры, которая реализуется через следующие этапы: ориентировка (выделение предметной области и ее границ), проблематизация (выявление проблемы, конкретного вопроса, не имеющего в настоящий момент ответа, постановка цели исследования), определение средств (подбор методов и методик, ограничение пространства, выбор принципа отбора материалов), планирование (формулировка последовательных задач), сбор эмпирического материала (постановка и проведение экспериментов, первичная систематизация данных), анализ (обобщение, сравнение, анализ, интерпретация), рефлексия (соотнесение собственных выводов с выводами других исследователей) [7]. В исследовательской деятельности формируются не отдельные учебные действия и компетенции, ацелокупная способность личности к познанию и созиданию.
Однако исследовательская деятельность учащихся (ИДУ) только тогда становится творческим процессом, когда учитель и ученик организуют творческое взаимодействие по поиску решения (или понимания) неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей и происходит смысловое уточнение картины мира.
Как пишет в своей статье В.И. Слободчиков: «Первым и главным смыслом такой работы является ориентационная карта некоторого фрагмента действительности, в которой я хочу действовать или которую хочу понять. Вторым смыслом ИДУ является личное самоопределение в этой карте действительности, определение места своей самости в открывшемся фрагменте действительного мира. И третий смысл — это выбор или построение собственного действия в этой действительности, действия самореализации. Поэтому "освоение исследовательской культуры — это не только и не столько познание мне противостоящей Природы, сколько освоение себя"» [8, с. 22]. Это процесс субъективации, «...авторизация собственной самости, которая до этой работы предстояла мне лишь в моих темных хотениях, немотивированных желаниях, а часто в капризах. Именно в этом главный смысл освоения культуры исследовательской деятельности — в просвещении, выделении и проявлении собственной самости — кто я? зачем я? куда я?» [8, с. 23].
Смыслы порождаются и изменяются в деятельности, в которой только и реализуются реальные жизненные отношения субъекта. Это положение является общим для исследования смысла с позиций деятельностного подхода (Д.А. Леонтьев, 1999) [4]. При этом источником смыслов вещей выступает действующий субъект.
Исследовательская деятельность является в широком смысле познавательной. Это значит, она не имеет четко обозначенных границ. Движение познания развивается свободно. Есть только объект и нет четких границ, ограничивающих его познание. Подлинное развитие исследовательской деятельности и есть процесс творчества, он лежит в его основе. Осуществление исследовательской деятельности порождает исследователя. Исследовательская деятельность — это экспансия на новые информационные территории. Выражается она в мотивационной готовности и интеллектуальной способности к познанию реальности путем практического взаимодействия с ней, самостоятельной постановке разнообразных исследовательских целей, изобретению новых способов и средств их достижения, получению разнобразных, в том числе неожиданных, непрогнозировавшихся результатов исследования и их использования для дальнейшего познания.
Через исследование мы входим в пространство личностных смыслов, как особую внутреннюю среду, которую можно понимать как фильтр, через который личность воспринимает мир. Исследовательская и про-ектная деятельность чрезвычайно важна для второго «рождения человека» — для становления его личности. Именно поэтому в дальнейшем мы будем использовать смысловой конструкт «пространство личностных смыслов ». И это пространство имеет не только горизонтальную и вертикальную, но и многомерные семантические категориальные оси, которые дифференцируются во времени. В современной психологии эти психосемантические структуры называются мотивационно-категориальные системы личности.
Таким образом, сама сущность исследовательской деятельности вводит нас в пространство личных смыслов. Само понятие «исследовательская деятельность» может пониматься как смыслотворческая деятельность.
Существенным переосмыслением круга проблем порождения смыслов стала концепция смысловой природы личности, предложенная В.В. Налимовым («Спонтанность сознания», 1989) [6]. Открытый миру человек, его сознание постоянно перерабатывает и порождает смыслы благодаря непрекращающемуся диалогу, порождаемому многообразием вариантов вероятностно задаваемых расщепленностей. Число смыслов бесконечно, число комбинаций из них также бесконечно. Каждая комбинация смыслов есть новый смысл. Число комбинаций смыслов образует множество большей мощности, чем исходное множество смыслов. Но смыслы, удовлетворяющие красоте, образуют множество существенно меньшее. Но поскольку число элементов во множестве смыслов бесконечно, число элементов-смыслов, удовлетворяющих красоте, также бесконечно. Смыслы не рождаются изолированными, они устремляются потоком. В потоке они интерферируют между собой, подавляя одни и выделяя другие. Интерференционная картина смыслов вырисовывает суммарный образ объекта, который воспринимается сознанием как нечто целое.
Сознание, закрытое миру, перестает порождать смыслы или очень их искажает. Исследовательская деятельность создает условие открытости, которое необходимо для динамического взаимодействия человека с изменяющимся миром «текучих вещей», ибо и значение многих вещей претерпевает изменения во времени. В закрытом сознании исчезает новизна, а значит, творческое мышление засыпает. Исследование создает условия для возникновения спонтанности, которая, не подчиняясь причинно-следственным связям, принимает участие в эволюции смыслов, являясь основной движущей силой в бессознательном слое предмышления, за которым следует слой выполнения логических операций.
Понятие спонтанности выводит нас на проблему озарения в процессе научного и художественного познания. Проблема озарения является сложнейшей в природе творческого мышления, и на ее примере можно отчетливо увидеть работу принципа совместного действия психического и материального. Интуитивный скачок, преодолевая сопротивление консервативной преграды в виде познавательно-психологического барьера, знаменует победу бессознательного над стереотипом старых структур. Согласно взглядам М.Б. Кедрова, в творческом мышлении всегда есть барьер, который надо преодолеть, но нужен некий трамплин [3]. И тогда сложная динамическая система смыслов порождает непредвиденный инсайт.
Следует отметить, что исследование может удовлетворить жажду новизны детей и подростков. Неутоленная жажда рождает сильное страдание, которое сменяется радостью озарения, когда желанная новизна фиксируется возбужденным сознанием. Вслед за пиком короткого счастья наступает полоса успокоения и происходит медленная ассимиляция мозгом новых структур и новых смыслов.
Смысловая структура личности обладает динамичностью и способностью к саморазвитию. В ней появляются деформации, которые формируют векторы напряженности, направленные на преодоление этих деформаций. Переход от исходной структуры к завершающей обусловлен инсайтом — озарением. Как только озарение свершилось, напряженность исчезает. Новая смысловая связь разрешает противоречие, свойственная исходной структуре. Такая ситуация может быть названа эмоционально-смысловым взрывом [3].
Следует отметить, что дети видят смысловые оттенки окружающих объектов, невидимых им во всех их многочисленных связях. У детей линейные смысловые окна в мир формируются очень медленно. Это значит, что у них пока нет шаблонного мышления, стереотипного восприятия. Смысловая динамическая система чувствительна к малым колебаниям на входе в пространство личностных смыслов. Исследование, приводящее к акту познания, вызывает так называемый «эффект бабочки». Этот термин пришел из естественных наук и обозначает свойство некоторых хаотичных систем. Незначительное влияние на систему может иметь большие и непредсказуемые эффекты где-нибудь в другом месте и в другое время. Эта научая метафора связана с высказыванием метеоролога Э. Лоренца о том, что бабочка, машущая крыльями в Пекине, при определенных обстоятельствах может повлиять на погоду, которая через несколько дней установится на Западе США. Итак, взмах крыла бабочки где-нибудь в Сингапуре может запросто стать причиной возникновения мощного торнадо в Северной Каролине [1]. Почему именно незначительности и приводят, в конце концов, к непредсказуемым поворотам и глобальным ошибкам. Говоря научно, конечный результат сильно зависит от исходных данных и условий. Для детей характерно видеть мир многослойно, со всеми оттенками и многочисленными связями. Можно сказать, что у детей линейные смысловые окна в мир формируются очень медленно. А вот нелинейные смысловые конструкции несут информацию отсутствия подобия по масштабам, сильную чувствительность к возмущениям.
Для исследовательской деятельности это можно интерпретировать следующим образом. Открытие нового личностного смысла может привести к изменению всей архитектоники смыслового пространства личности, переместить приоритеты жизненных целей. В. Налимов считает, что новая мыслительная структура запечатлевается в материальных структурах мозга. Разрешение противоречия, послужившее толчком для эволюции смыслов, рождает новые созвездия нервных центров и новые доминанты. Поэтому мысль человека в новой ситуации концентрируется уже на других понятиях и связях, от которых вновь расходятся лучи поиска новых истин. Необходимость распаковывания новых смыслов и требует больших усилий, концентрации психической энергии. При этом доминирующий очаг возбуждения в коре больших полушарий мозга распространяет мощные волны электрических импульсов, и все только с одной целью — удовлетворить периодические всплески жажды новизны. Неутоленная рождает сильное страдание, которое сменяется радостью озарения, когда желанная новизна фиксируется возбужденным сознанием. Вслед за пиком короткого счастья наступает полоса успокоения и происходит медленная ассимиляция мозгом новых структур и новых смыслов [6].
Таким примером может послужить открытие И.П. Павловым условных рефлексов во время его исследования регуляции пищеварения. Отныне условные рефлексы станут главной темой его исследований, на основе их изучения он разработает в холодном и голодном Петербурге теорию темпераментов на основе свойств нервной системы. Герберт Уэллс посетит его в это время и будет потрясен его жизнестойкостью. О нем он напишет: «Это звезда, которая освещает мир, проливая свет на еще неизведанные пути». Так в личной судьбе ученого открытие смысла процессов работы нервной системы переплелось с системой личностных смыслов, что вызывает решающее направление самоопределения. И если все это так, то неожиданную ясность обретает индивидуальная жизнь, устремленная к поиску смыслов. Этот поиск становится смыслом жизни. Раскрывая смыслы мира, человек расширяет и гармонизирует смысловую ткань собственной личности, трансцендируя, выходя за ее пределы.
Таким образом, построение процесса обучения на технологии исследовательской деятельности, которая является природосообразной для развивающегося ребенка, позволяет развивать смысловую основу личности. Параллельно с формированием исследовательских компетенций возникает импульс к саморазвитию, самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке.
Список литературы
О.Г. Панченко, кандидат философских наук, профессор кафедры педагогики и психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Москва
Е.О. Федоровская, кандидат биологических наук, психолог, доцент кафедры психологии СУГТИ, заместитель председателя МАН «Интеллект будущего» по научно-методической работе, г. Обнинск
«Одаренный ребенок» . – 2014 . - № 1 . – С. 10-16.