Помазков В.В. Вариативные формы самостоятельной работы обучающихся как средство выявления и развития их способностей и уровня одаренности

 
При хорошей методике и не очень талантливый человек
может сделать много, а при плохом методе
даже гениальный человек будет работать впустую.

И. Павлов
 
 
Организация учебно-воспитательного процесса, способствующего повышению качества обучения, всегда была одной из главных задач системы образования. Степень успешности работы по данному направлению напрямую зависит от профессионального мастерства учителя, от его творческого потенциала и грамотного применения педагогических технологий, активизирующих познавательную деятельность школьников. Модернизация современной системы образования предусматривает переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), которые представляют собой не только научно обоснованную программу развития личности ребенка, но и уделяют серьезное внимание развитию профессионализма педагогов. Именно этот факт и не вызывает сомнения, что эффективность модернизации образования напрямую зависит от изменения профессионального мышления учителей, изменения их взглядов на ученика как на активного субъекта учебной деятельности, с учетом индивидуальных особенностей школьника.

Учет индивидуальных особенностей мыслительной деятельности каждого ученика, уровня его интеллектуального развития, направленность его интересов и склонностей на традиционных уроках в школе при достаточной наполняемости класса сделать нелегко. Именно здесь на помощь приходят активные формы и методы работы, которые помогут не только активизировать деятельность ученика, предоставят ему возможность проявить себя, но и позволят диагностировать личностные качества ученика, его коммуникативные способности и предметную направленность мышления. А как известно, направленность мышления предоставит возможность выявить, в какой области науки умственная деятельность ученика принесет ему наибольший успех.

Таким образом, проектирование современного урока в соответствии с ФГОС затрагивают деятельность педагогов как общеобразовательных учебных учреждений, так и преподавателей педагогики и методики преподавания предмета учреждений профессионального образования педагогических специальностей. Профессиональное мастерство данной категории работников заключается не только в умелом построении собственных учебных занятий в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов, но и в обучении студентов грамотному проектированию и проведению современного урока. Самыми сложными вопросами в проектировании и тем более в проведении уроков является использование продуктивных форм обучения.

Следует напомнить, что основной функцией репродуктивных методов (объяснительно-иллюстративное изложение, демонстрационные методы, самостоятельная работа с учебником, лабораторно-практический метод и др.) является обучающая, информационная, в то время как развивающая и воспитывающая функции в основном заложены в продуктивных методах обучения. Именно они являются средством интеллектуального и творческого развития и студентов, и школьников. Именно данные методы позволяют учитывать индивидуально-возрастные особенности школьников, степень обучаемости, уровень интеллектуального развития и предметную направленность мышления, К наиболее продуктивным методам обучения, которые соответствуют требованиям современного урока и новым федеральным образовательным стандартам, направленным на развитие интеллектуальных способностей школьников и позволяющим выявлять и развивать способности обучающихся, относятся:

1. Проблемное изложение материала в форме лекции проблемного характера или лекции пресс-конференции.
Данный метод позволяет развивать мышление школьников через различные формы:

• анализ возможных последствий при выдвижении гипотез, причин и неудач при решении проблемы;
• выход из конфликта или противоречия в конкретных ситуациях;
• установление логических связей между процессами и явлениями, выстраивание логики доказательства;
• выявление преднамеренно сделанной ошибки в рассуждении и др.

2. Диалогическое изложение или комплексный межпредметный урок, который проводят сразу несколько преподавателей. Проведение занятий подобного плана позволяет:
• одновременно услышать информацию в комплексе по двум и более дисциплинам;
• возможность сравнить различные точки зрения (от разных преподавателей) при решении одной проблемы;
• представить свою точку зрения на решение данной учебной задачи и грамотно аргументировать свои предположения и др.

3. Контрольное представление материала в форме лекции или заданий с ошибками. Данная форма работы с обучающимися на практике, где в представленном материале заложены преднамеренно сделанные ошибки, позволяет:
• развивать навыки учебно-исследовательской деятельности;
• формировать умения проводить экспертизу представленных материалов;
• развивать навыки оппонента, рецензента, проведения контрольных и мониторинговых мероприятий;
• проводить первые профессиональные пробы и др.

4. Методы эвристического диалога и учебного исследования в форме практических заданий проблемного характера, эвристической беседы, дискуссии, самостоятельных творческих работ. Применение разнообразных форм активной самостоятельной работы учеников позволяет:
• увидеть проблемную ситуацию и проблему в решении учебной задачи;
• формировать умения выдвигать гипотезы (полигипотезы и моногипотезы);
• обосновывать и доказывать предположения (самостоятельно или коллективно, в зависимости от уровня обученности и обучаемости учеников и проблемности задания);
• грамотно представить доказательства и выводы, перспективы дальнейшего исследования;
• квалифицированно аргументировать свою точку зрения и ответить на поставленные вопросы;
• развивать прогностические умения и навыки проектной деятельности и др.

5. Организация совместной (коллективной) деятельности обучающихся в форме групповой работы на занятиях и проектной деятельности. Данные методы позволяют, прежде всего, развивать коммуникативные навыки* умения работать в группе, аргументировать и доказывать свою точку зрения бесконфликтными методами, быть лидером и вести за собой, уметь представить результаты работы группы, развивать организаторские навыки и личностные качества.

6. Использование в работе со школьниками проектных методов обучения способствует не только качественной систематизации учебного материала, но и способствует развитию творческого мышления, прогностических и исследовательских навыков. В связи с тем что проекты различаются, прежде всего, по содержательной специфике, они способствуют выявлению предметной направленности ума и начальному профессиональному определению, т.е. развивают компетентностные навыки.
 
Выделяя классификацию проектов по доминирующей деятельности (содержательная специфика проектов), в работе преподавателя необходимо использовать разнообразные виды проектной деятельности.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Палитра разнообразна — от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выход — публикации в СМИ, Интернете, информационные сообщения и т.д.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Выход — альманахи, театрализации, спортивные игры, видеофильмы, произведения искусства и т.д.

Ролевой проект. Разработка и реализация усложнены тем, что участники проекта берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.д. Результат остается открытым до самого окончания.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он предполагает обоснование актуальности проблемы, выдвижение гипотезы, проверка гипотезы и т.д. В данном проекте используются методы современной науки: эксперимент, моделирование, опрос и т.д.

Серьезное место в государственных документах по модернизации образования уделяется личности педагога, его профессионализму, умениям работать в современных условиях. Профессионализм педагога — это результат индивидуальной и целенаправленной работы над собой, постоянное повышение своего научно-методического потенциала. Именно поэтому на первый план выходит умение грамотно спроектировать урок, внеклассное развивающее занятие в соответствии с новыми требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Самое главное в педагогической профессии — не останавливаться в своем профессиональном развитии, только постоянное профессиональное самосовершенствование позволит эффективно решать задачи педагогики и ставить новые цели. Великий мудрец Шри Ауробиндо говорил: «Не верь в успех, если он представляется тебе совершенным; когда, преуспев, ты видишь, что многое еще предстоит сделать, радуйся и продолжай свой путь, ибо многотруден и долог путь к подлинному совершенству».
 
 
Список литературы
 
1. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе: Практико-ориентированная монография / Под.ред. Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова. Тюмень, 1994.
2. Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. пос. / В.Д. Шадриков, Н.П. Анисимова, Е.Н. Корнеева и др.; Под ред. В.Д. Шадрикова. М., 1990.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт / Под ред. Кезина Л.П., Кондакова A.M. М., 2010.
4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, A.M. Кондакова. М.: Просвещение, 2009.
5. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М., 1982.

 
В.В.  Помазков,  кандидат технических наук, доцент кафедры общей физики,
проректор по кадровому менеджменту и воспитательной работе
ФГБОУ ВПО «КГУ им. К.Э. Циолковского», г. Калуга

"Одаренный ребенок" . - 2014 . - № 1 . - С. 34-38.