Л.М. Иванникова. Современные технологии в работе с одаренными детьми
Дошкольное учреждение является той образовательной ступенью, которая закладывает фундамент развития личности. Детский сад находится в неустанном поиске обновления содержания образовательного процесса, усиления поиска форм и методов обучения с целью повышения эффективности как обучения, так и развития творческих способностей детей-дошкольников. Использование современных методик и технологий повышает творческий потенциал ребенка. И чем раньше начинается обучение, тем более высокий результат достигается.
Ребенок с раннего возраста должен находиться в среде развивающего обучения: наблюдать, сравнивать, искать решения, додумывать, придумывать, фантазировать, т.е. быть включенным в деятельности поиска и творчества. Разрешение противоречий и преодоление трудностей есть условие развития творческих, т.е. личностных качеств человека. И, на наш взгляд, проблему талантливости может решить использование в работе с детьми методов и приемов ОТМС — ТРИЗ — РТВ, методики Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления», метода проектов. Потенциал образовательных технологий огромен, ведь это стройная, отработанная система, своего рода алгоритм действий, способствующая достижению результата, прошедшая проверку временем.
Почему ТРИЗ?
МАДОУ № 40 г. Томска в течение многих лет занимается вопросами развития общей детской одаренности через использование теории решения изобретательских задач.
МАДОУ № 40 г. Томска в течение многих лет занимается вопросами развития общей детской одаренности через использование теории решения изобретательских задач.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Поэтому важной особенностью считаю применение методов и приемов ТРИЗ-РТВ в процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром.
Основная задача использования ТРИЗ-РТВ технологии в дошкольном возрасте — это привить ребенку радость творческих открытий, а с этой задачей может справиться только воспитатель-творец. Для этого важно самому воспитателю как бы видеть мир «глазами ребенка» . А также для этого необходимо организовать проведение занятий таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей, а не носили «академический» характер, быть готовыми использовать «тризовский» подход и в повседневном взаимодействии с детьми, уметь самостоятельно подмечать и стремиться разрешать противоречия, уметь системно воспринимать и анализировать ситуации, уметь генерировать различные варианты решения задач.
В результате обучения у детей возникает положительное отношение к занятиям, возрастают познавательная активность и интерес; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, фантазированию; речь становится более образной и логичной, знания по ТРИЗ начинают «работать» на других занятиях и в повседневном общении.
Еще один немаловажный аспект: творческие задания не содержат «правильных», заранее известных ответов, результатов. Каждое задание может содержать лишь примерные варианты решений. Основная задача взрослых — научить ребенка мыслить и отстаивать правомерность собственной точки зрения, сформировать у него позицию «Я могу!».
У детей дошкольного возраста мышление носит наглядно-действенный характер, весь процесс обучения строится и проводится с применением дидактических игр. Методика проведения игр обычная, соответствующая методическим рекомендациям для детей данного дошкольного возраста.
Методы и приемы ТРИЗ, используемые мной в работе с дошкольниками:
• Метод маленьких человечков.
• Морфологический анализ.
• Системный оператор.
• Приемы фантазирования.
• Метод фокальных объектов.
• Кольца Луллия.
• Эмпатия.
• Решение противоречий.
• Мозговой штурм.
• Морфологический анализ.
• Системный оператор.
• Приемы фантазирования.
• Метод фокальных объектов.
• Кольца Луллия.
• Эмпатия.
• Решение противоречий.
• Мозговой штурм.
Упражнения ТРИЗ очень эффективны в формировании востребованных в современной действительности качеств дошкольника. Предлагаю обратиться к цитате из сборника «Творческие задания "Золотого ключика"», опубликованного более 10 лет назад: «Мы вступаем в стремительно меняющийся мир. Поэтому педагогику лихорадит закономерно — и, заметим, не только в России. И острее проблемы у тех педагогов, которые инерционно мыслят, прочно находятся в усвоенных образовательных традициях и стереотипах.
Какие задачи учит решать современная школа? Какие задачи ставит перед молодым человеком жизнь? Даже без всякого анализа мы интуитивно чувствуем, что это совершенно разного типа задачи.
Очевидна новая проблема педагогов: как научить детей жить в динамичном, быстро изменяющемся мире? Основные составляющие этого умения: понимать новые реалии, быстро ориентироваться, самообучаться, принимать самостоятельные решения, быстро справляться с массой постоянно «сваливающихся» задач».
Данная проблема уже в то время были актуальна. И как созвучна она нашему времени. Уже тогда, введя использование «тризовских» упражнений в систему работы педагогов нашего детского сада, мы пришли к выводу, что наши воспитанники становятся более самостоятельными в суждениях и поступках, с легкостью находят решения в проблемных ситуациях. Нам очень интересно было мнение школьных учителей, начинающих работать с нашими выпускниками. Далеко не всем учителям нравились активные, самостоятельно мыслящие ребята, что конечно же огорчало воспитателей. Но в правильности выбранной технологии никто, к счастью, не засомневался. Современные образовательные реформы, которые коснулись и системы дошкольного образования, укрепили нас в верности выбранного пути и в том, что ТРИЗ является универсальной технологией развивающего обучения. Мной разработана Копилка упражнений ТРИЗ, способствующих развитию целевых ориентиров в развитии личности дошкольника. Например, в развитии такого качества, как любознательность, эффективно применение таких упражнений: «Да-нетка», «Завод игрушек», «Сказка наоборот », « Угадай, кто спрятался », «Лабиринт». Для развития способности к принятию собственных решений целесообразно использовать упражнения «Что делать?», задачи на противоречия, «Хорошо — плохо» и т.д.
О методе «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно
Мы выбрали методику английского ученого «Шесть шляп мышления» . Убедились в ее уникальности и простоте. Э. де Боно считает, что научить детей думать — это, возможно, самое главное, что мы можем сделать для детей. Когда дети вырастут, будут жить в сложном мире, знаний, образования и профессиональных умений им будет недостаточно. Они должны будут обдумывать вопросы и принимать решения на деловом, профессиональном уровне и в личных отношениях. Это потребует от них больших умственных усилий. Э. де Боно говорит: чтобы стать хорошим мыслителем, необязательно быть гением.
Мы понимали, что использование методики «Шесть шляп мышления» позволит воспитателям легко перейти на личностно-ориентированную модель обучения, видеть в ребенке полноправного партнера в педагогическом процессе, основанном на принципе сотрудничества. Также использование методики позволяет создать игровую, творческую атмосферу, формируя тем самым важные черты личности ребенка.
Эдвард де Боно — известный специалист в области психологии творческого мышления. Это тот самый человек, который изобрел термин «нестандартное мышление». Чтобы научить решать эффективно творческие задачи, Э.д. Боно предлагает не пытаться сделать все сразу, а выполнять по одному мыслительному действию за один раз. И в своей методике он использует шляпы.
Почему именно шляпы?
Э. де Боно подчеркивает, что головной убор — это то, что указывает на социальную роль, которую играет в данный момент человек. Важно то, что шляпу можно легко надеть, снять, сменить, она не является чем-то фундаментальным. Очень важно, чтобы каждый мыслитель умел менять роли: надевать шляпы и снимать их. Ценность метода шести шляп состоит именно в попытке заставить детей использовать все шесть режимов мышления. Боно отмечает: «Все шесть шляп представляют ценные типы мышления. Считать, что одна шляпа хуже других, — значит сводить полезность системы на нет».
Шесть цветов, шесть шляп
Метод «Шесть шляп мышления» делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.
Красная шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствие. Не требуется давать обоснование чувствами. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
Желтая шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?
Черная шляпа. Осторожность. Оценка. Правда ли это? В чем недостатки?
Зеленая шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения.
Белая шляпа. Информация. Какой мы обладаем информацией?
Синяя шляпа. Что мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Метод «Шесть шляп мышления» делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.
Красная шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствие. Не требуется давать обоснование чувствами. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
Желтая шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?
Черная шляпа. Осторожность. Оценка. Правда ли это? В чем недостатки?
Зеленая шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения.
Белая шляпа. Информация. Какой мы обладаем информацией?
Синяя шляпа. Что мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Чтобы использовать шесть шляп мышления с детьми дошкольного возраста:
1. Задавайте детям вопросы, использующие «язык шляп» (на начальном этапе). Это послужит введением к словарю шляп (достоинства, недостатки, факты, новые идеи и т.д.). Позже, когда будет происходить непосредственно обучение, слова и фразы, связанные с этим методом, будут им знакомы.
1. Задавайте детям вопросы, использующие «язык шляп» (на начальном этапе). Это послужит введением к словарю шляп (достоинства, недостатки, факты, новые идеи и т.д.). Позже, когда будет происходить непосредственно обучение, слова и фразы, связанные с этим методом, будут им знакомы.
Примеры «шляпных» вопросов:
«Как вам понравилась наша экскурсия?» (красная шляпа);
«Сообщите мне некоторые факты из жизни птиц весной? » (белая шляпа);
«Перечислите достоинства в умении читать?» (желтая шляпа);
«Кто предложит идеи, каким образом можно использовать старинный сундук в наше время?» (зеленая шляпа) и т.п.
2. Научите детей отличать вопросы от утверждений. Удобнее всего это делать на занятиях, посвященных рассматриванию картин, когда ответом на вопрос «Что изображено на картине?» является утверждение.
3. Записывайте ответы детей на больших листах ватмана, используя фломастер того цвета, который соответствует задаваемому вопросу. Например, использовать синий фломастер для составления схемы, показывающей последовательность выполнения работы по оригами. Это поможет детям начать ассоциировать синий цвет с организацией, планом.
«Как вам понравилась наша экскурсия?» (красная шляпа);
«Сообщите мне некоторые факты из жизни птиц весной? » (белая шляпа);
«Перечислите достоинства в умении читать?» (желтая шляпа);
«Кто предложит идеи, каким образом можно использовать старинный сундук в наше время?» (зеленая шляпа) и т.п.
2. Научите детей отличать вопросы от утверждений. Удобнее всего это делать на занятиях, посвященных рассматриванию картин, когда ответом на вопрос «Что изображено на картине?» является утверждение.
3. Записывайте ответы детей на больших листах ватмана, используя фломастер того цвета, который соответствует задаваемому вопросу. Например, использовать синий фломастер для составления схемы, показывающей последовательность выполнения работы по оригами. Это поможет детям начать ассоциировать синий цвет с организацией, планом.
Этот метод можно использовать для умственной работы в самых разных областях и на самых разных уровнях. Каждая шляпа задает определенный образ мышления. Это метод ролевой игры. Надевая шляпу определенного цвета, человек играет определенную роль, которая ей соответствует, смотрит на проблему с определенной точки зрения. Метод шести шляп позволяет детям думать более богато и всесторонне. Если мы просто попросим детей подумать о чем-либо, часто они приходят в растерянность. Но если их приглашают исследовать предмет, используя схему шести шляп, широта их восприятия быстро возрастает.
Целенаправленная работа по использованию современных технологий в образовательном процессе, несомненно, оказывает влияние на уровень развития детей (качество освоения общеобразовательной программы — 100 %). Мои воспитанники являются постоянными участниками всероссийских, региональных, городских интеллектуально-творческих конкурсов и фестивалей, занимают призовые места.
Л.М. Иванникова, воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 40», г. Томск
«Одаренный ребенок» . – 2014 . - № 1 . – С. 50-54.