Целищева И.И., Румянцева И.Б. Современные подходы к развитию познавательных способностей дошкольников

 
Проблема развития познавательных способностей ребенка актуальна в свете нового Федерального государственного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО). В этом стандарте среди пяти образовательных областей выделена область «Познавательное развитие», а в качестве основной стратегии дошкольного образования рассматривается развитие познавательных способностей в процессе познавательной деятельности ребенка. Познавательные способности ребенка дошкольного возраста проявляются: 1) в высокой степени познавательной мотивации (в желании познать, исследовать, изучить окружающий мир, себя и других людей); 2) в продуктивных познавательных действиях, направленных на получение качественного результата в процессе познавательной деятельности.

С особенностями познавательной деятельности детей дошкольного возраста связаны исследования А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова, Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, Дж. Брунера и др. В их работах отмечается, что познать — значит изменить реальность для того, чтобы понять, как определенное состояние возникло. Познание — это система изменений, которые становятся все более и более адекватными реальности. Познание имеет целью вскрыть сущность явлений внешнего мира, закономерности его развития. Познавательная деятельность — понятие широкое.
 
В качестве основных структурных компонентов познавательной деятельности ученые выделяют анализ, синтез, моделирование, обобщение, сравнение и классификацию, аналогию, действия в уме, логичные рассуждения и т.д. Дж. Брунер рассматривает развитие познавательной деятельности ребенка как своеобразное «повышение его мастерства» в добывании и использовании знаний. Такое «повышение мастерства» может происходить в разных частных видах познавательной деятельности: в сфере перцептивного узнавания, при поиске информации, в процессе классификации и т.д.
Развитие познавательной деятельности осуществляется путем становления трех основных ее методов: предметных действий, образов восприятий и представлений, символов. Эти средства познания действительно последовательно возникают в соответствующих возрастах. «Наслаивание» каждого нового метода на предыдущий метод выражает генеральную линию развития познавательной деятельности дошкольников.

Окружающий мир — это основной объект познавательных интересов и познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Математические методы и приемы, а также математические знания и представления являются, с одной стороны, средством познания окружающего мира, а с другой — обобщенным результатом исследования его сущности и закономерностей развития. Понимание этой интегративной взаимосвязи позволило нам разработать и внедрить в практику работы дошкольных образовательных учреждений Ивановской области программу «Математика вокруг нас» [1—6]. В настоящее время педагогические советы дошкольных образовательных организаций включают ее в общеобразовательную программу и как часть, формируемую участниками образовательного процесса. Отслеживание результатов внедрения этой программы позволяет отметить, что она обеспечивает формирование познавательного интереса и познавательных действий ребенка. Наши многолетние исследования показали, что это результат применения интегрированного подхода к организации математического и природно-экологического развития ребенка.

Согласно принципу интеграции, развитие познавательных способностей детей осуществляется не только в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности по математике, но и при организации других видов детской деятельности: экскурсий на природе, наблюдения в живом уголке и на детской площадке, интегрированных дидактических игр, чтения художественной литературы о природе и др. В ходе такой деятельности дети приобщаются к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, развивается их игровая деятельность. Возможности такой интеграции показаны в серии пособий «Математика вокруг нас» для всех возрастных групп [9-13]. В них представлено содержание интегрированной образовательной деятельности детей для всех возрастных групп по темам: « Фрукты и ягоды », « Овощи », «Комнатные растения», «Рыбы», «Декоративные птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы », «Разноцветный мир вокруг нас: мир бабочек и жуков». Они могут быть включены в тематические планы (пример тематического плана представлен в таблице). Материал основных тем представлен в списке литературы.
 
 
Программа обучения детей дошкольного возраста И.И. Целищевой, И.Б. Румянцевой «Математика вокруг нас» ставит своей целью формирование познавательной мотивации и познавательных действий у детей дошкольного возраста, формирование целостных представлений об окружающем мире. Эта цель достигается через интеграцию содержания и метапредметности математической образовательной деятельности с природно-экологическим направлением, которая реализуется как взаимопроникновение этих двух направлений, обеспечивающее целостность «предтеории». Интеграция выполняет две функции: 1) обеспечивает достижение метауровня как надстройки предметного уровня; 2) обеспечивает изучение математики как средства познания и описания окружающего мира (предметный уровень). Знакомство ребенка с такой теорией и выполнение интегрированных заданий требует более сложных действий и более глубокого участия в познавательной деятельности, что в итоге является и посредством этого становится эффективным средством развития познавательных способностей. Качество развития познавательных способностей и целостных представлений об окружающем мире у детей обеспечивается целенаправленным развитием следующих новообразований в их личности и деятельности.

Во-первых, дети овладевают предметным моделированием как важной основой, обеспечивающей переход в умственном развитии ребенка от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному. Элементарное моделирование начинается во второй младшей группе, когда ребенок заменяет объекты окружающей действительности геометрическими фигурами (яблоко — кругом, морковь — треугольником, сливу — овалом и т.д.), и наоборот — геометрическим фигурам ставит в соответствие объекты окружающей действительности. Это элементарное кодирование и декодирование информации. Дети старшего дошкольного возраста овладевают умением создавать целостную модель в форме рисунка рассматриваемой ситуации. В частности, такая деятельность организуется при решении простых арифметических задач.
 
Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются начала теоретического мышления. Психологи В.В. Рубцов, А.А. Марголис, М.В. Телегин обосновали типологию мировоззренческих представлений детей, которая отражает динамику развития обобщенных представлений ребенка под влиянием специально организованной образовательной деятельности [8]. Интегрированная образовательная деятельность выстроена на одновременном развитии в ней предметного и надпредметного уровней. Освоение предметного уровня сопровождается активизацией механизмов понимания и развития этих механизмов. И в то же время в этих механизмах проявляются предметный и метапредметный уровни.

Во-вторых, у детей поэтапно и целенаправленно развивается творческое мышление. Особое внимание уделяется гибкости мышления. Дети учатся составлять различные неупорядоченные (компот из фруктов, салат из овощей и т.д.) и упорядоченные (бусы, башенка из кубиков и т.д.) наборы, а в старшем дошкольном возрасте определять и число таких наборов. Они овладевают методами выполнения комбинаторных заданий поэтапно. Каждый из этапов опирается на закономерности развития гибкости мыслительной деятельности детей и логику изучения комбинаторики [7].

Интегрированное обучение предполагает овладение, а затем использование детьми действий моделирования и комбинаторных действий для описания понятий, связанных с живой и неживой природой (окружающим миром). В этом проявляется метапредметная сторона интеграции, когда средства одного раздела программы позволяют выделять теоретические положения или способы действий, соответствующие другому разделу программы, и наоборот.
 
 
 
 
 
В-третьих, благодаря организации интегрированной образовательной деятельности на основе взаимосвязи математического содержания с жизнью ребенка как эффективном средстве мотивации воспитывается стойкий интерес к познавательной деятельности, к изучению окружающего мира. Для ребенка дошкольного возраста применимость получаемых математических представлений вызывает дополнительный интерес к учебно-познавательной деятельности. Поэтому целенаправленно организуются в игровой форме ситуации, с которыми он встречается или встретится позднее на практике (составить меню для кролика, накрыть стол к приходу гостей, разбить грядку в огороде, разместить животных в сарае и т.д.).

В-четвертых, развитие речи и коммуникативных способностей обеспечивается диалоговой формой работы воспитателя в ходе коллективной исследовательской деятельности. Начиная с младшей группы, у детей формируется умение общаться с другими детьми и взрослым, умение высказывать свою точку зрения и обосновывать ее.
 
 
 

Таким образом, основными целями раздела «Математика вокруг нас» являются:
• развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста;
• формирование интереса к природно-экологическим и математическим знаниям и представлениям;
• развитие сенсорных и интеллектуальных процессов;
• развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение, моделирование);
• развитие вариативного и творческого мышления через решение комбинаторных задач;
• развитие творческого воображения, фантазии, инициативы;
• развитие речи, умения аргументировать свои предположения, высказывания;
• привитие любви к окружающей действительности, формирование желания сделать ее лучше;
• формирование умения работать в парах, группах и самостоятельно;
• привитие навыков контроля и самоконтроля.

Поставленные цели достигаются постепенно в процессе приобщения детей к разным видам математической деятельности, в процессе овладения способами действий (наложения, приложения, счета, установления порядка между предметами в группе, установления взаимнооднозначного соответствия между предметами в различных группах, моделирования, соединения частей в целое, деления целого на части, сравнения длин непосредственно и с помощью условных мерок), знакомство со стандартными единицами измерения величин и др.

Занятия по математике проводятся в игровой форме. Герой всех занятий кукла Даша ставит перед детьми проблемы, эвристические задачи, решение которых педагог организует через практические виды деятельности, доступные ребенку (сравнение, преобразование, воссоздание, счет, измерение, вычисление, комбинирование, моделирование и др.)- Вместе с героиней дети совершают увлекательные путешествия в деревню, лес, на речку и т.д. В процессе деятельности необходимо вести с детьми активный диалог, предлагать им высказывать свои мнения и предположения. Такой подход позволяет ребенку постоянно находиться в состоянии первооткрывателя, позволяет ему поверить в свои силы и интеллектуальные возможности.
 
 
Список литературы

1. Большакова МД., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Окружающий мир и математика в жизни детей 5-7 лет (опыт подготовки ребенка к школе) // Начальное образование. 2010. № 3-6.
2. Большакова М.Д., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Подготовка детей 5-7 лет к школе: окружающий мир и математика // Там же. 2013. Т. 1. № 6 (59). С. 34-39.
3. Большакова М.Д., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Программа «Математика вокруг нас» // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.2008. № 5. С.41-52.
4. Большакова М.Д., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Решение задач математического и экологического раз-
вития детей на основе принципа интеграции // Там же. 2014. № 2. С. 28-33.
5. Большакова МД., Целищева ИЛ., Румянцева И.Б. Интеграция в математической подготовке ребенка к школе // Начальная школа. 2011. № 12. С.70-73.
6.БольшаковаМД.,ЦелищеваИЛ., Румянцева И.Б. Окружающий мир и математика в процессе подготовки ребенка к школе // Начальная школа плюс До и После. 2012. № 2. С. 48-53.
7. Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. Дошкольный и младший школьный возраст: Учеб.-метод, пос. СПб: Речь, 2007. 208 с.
8. Рубцов В.В. и др. Психологическое исследование генеза и развития житейских понятий в условиях учебного диалога (второй этап) // Психологическая наука и образование. 2008. № 2. С.61-68.
9. Целищева ИЛ., Большакова М Д. Методика обучения дошкольников математике при ознакомлении с окружающим миром: Интегрированные занятия. М.: Школьная Пресса, 2009. 192 с.
10. Целищева И.И., Румянцева И.Б. Математика вокруг нас: подготовительная группа ДОУ. М.: ИЛЕКСА, 2012. 138 с.
11. Целищева И.И., Румянцева И.Б. Математика вокруг нас: вторая младшая группа ДОУ. М.: ИЛЕКСА, 2008. 96 с.
12. Целищева И.И., Румянцева И.Б. Математика вокруг нас: старшая группа ДОУ. М.: ИЛЕКСА, 2008. 130 с.
13. Целищева И. И., Румянцева И.Б. Математика вокруг нас: средняя группа ДОУ. М.: ИЛЕКСА, 2008. 92 с.
 
 
И.И. Целищева, 
доцент кафедры математики, физики и методики обучения Шуйского филиала
ФГБОУ ВПО "Ивановский государственный университет"
 
И.Б.  Румянцева
кандидат психологических наук, доцент кафедры математики, физики и методики обучения
Шуйского филиала ФГБОУ ВПО "Ивановский государственный университет"

"Одаренный ребенок" . - 2014 . - № 4 . - С. 106-114.