Власова М.В. Как увлечь ребенка занятиями музыкой
Музыка — высшее в мире искусство.
Л.H. Толстой
Л.H. Толстой
Музыкальное воспитание — основа музыкальной культуры народа, которое строится на органичном сочетании трех элементов: народной, классической, современной музыки. «Главной задачей массового музыкального воспитания в школе является не столько обучение само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего, на их нравственность» [2]. Искусство способно увлекать человека. Заинтересовать учащихся можно лишь глубокими мыслями и чувствами. На уроках у детей нужно развивать музыкальный вкус, в результате ребенок ощущает благотворное влияние музыки, обогащающее его духовную жизнь. Ученик должен понять и почувствовать, что искусство существует не ради забавы, а ради того, чтобы помочь ему стать настоящим человеком.
Задача учителя — показать, что назначение искусства не только в том, чтобы быть развлекательным творчеством, забавляющим человека, а прежде всего воспитывать и укреплять лучшие душевные качества людей. На уроках музыки ребенок учится думать.
Музыка воздействует на ученика комплексно. Музыкальный урок должен быть эмоциональным и осознанным, каждый элемент урока должен вызывать активное, заинтересованное отношение детей. В занятиях на инструменте важно соблюдать единство художественного и технического начала, так как работа над художественностью и техничностью произведения проводится одновременно.
Для музыкальных занятий, как и для других видов деятельности, характерна система усложнения. Для уроков музыки отличительной чертой является эмоциональность. Дети должны получать эстетическое удовольствие от занятий. Музыкальное воспитание осуществляется на основе строго выстроенной системы, определяющей следующие линии развития школьников:
— воспитание у ребенка интереса и любви к музыке;
— развитие потребности в общении с музыкой;
— воспитание эстетических чувств, нравственных качеств личности, мировоззрения и идеалов;
— обучение игре на аккордеоне;
— развитие музыкально-творческих способностей, восприятия, внимания.
Для педагога важно учитывать, что активно деятельная натура ребенка не терпит однообразия. Поэтому учитель должен чередовать виды деятельности. Необходимо, чтобы учебный процесс был гармоничен. Тогда сама форма обучения становится доступной эстетическим критериям, включает детей в разнообразную активную деятельность, удовлетворяет интересы и потребности.
Комплекс представлений, ведущий к возникновению художественного образа, динамичен. Представления о художественном образе порождают у учащихся музыкальное мышление. С разными образами у ученика возникают разные ассоциации. Накопление музыкально-слуховых представлений происходит на базе музыкального опыта. Восприятие и наблюдение музыки могут привести к художественной оценке и повышению уровня вкуса. Музыка — искусство слуховых впечатлений, значит, ее наблюдение ведет к обострению слуховых впечатлений и обогащению жизненного опыта. Наблюдение за музыкальными явлениями привело бы к осознанному освоению процесса музыкального движения и происходящих в нем изменений. Для развития увлеченности учитель должен подбирать также произведения, которые были бы доступны школьникам, обладали художественным уровнем, эмоциональной привлекательностью.
Музыка, которую слушает человек, очень сильно влияет на настроение и внутренний мир человека. Так, например, при прослушивании тяжелого рока в человеке рождается агрессия, тогда как музыка Баха располагает к высоким духовным размышлениям, поэтому очень важно, какую музыку будет слушать человек с детства.
Окружающий мир выступает перед человеком не в виде событий и явлений, а как взаимодействие разных элементов, предметов и объектов между собою. Одни явления и предметы становятся более увлекательными для человека, к другим он безразличен. Избирательная направленность человека на предметы и явления окружающего мира выражается в интересе. Под влиянием прошлого опыта и накопленных знаний, под влиянием жизненных целей или просто в соответствии с внешними стимулами из окружающего мира человек выделяет лишь некоторые явления, события и предметы, интересующие его. Интерес присутствует в каждом акте психической деятельности. Приобретая действенный характер, оказывая свое влияние на процесс деятельности, он может стать склонностью к определенным видам занятий. Бывают маленькие интересы и большие, к маленьким интересам относится любопытство, а к большим — любознательность.
Любопытство — характерная черта, подчиняющая другие законы психики. Любопытство ребенка — это стремление к новизне, пронизывающее всю его жизнь, позволяющее расширить его представление о мире, раздвинуть его рамки. Оно похоже на «бенгальский огонь», который ярко вспыхивает и так же быстро гаснет, скользит по поверхности явлений, требуя все новых и новых ощущений. С другой стороны, любопытство становится стержнем всей человеческой личности, основным жизненным интересом. Со временем, конечно, любопытство не исчезает, но на его поле деятельности появляется другой тип интереса — любознательность.
Для любознательных людей свойственна работа мысли, глубокий анализ явлении действительности. Любознательность начинается с догадки, основанной на анализе обстоятельств, событий, явлений. Таким образом, путь к истине всегда лежит через анализ, поэтому любознательные люди всегда в работе, а любопытный человек является пассивным объектом внешнего воздействия.
Через интерес устанавливается связь человека с объективным миром. Предмет интереса почерпнут человеком из действительности. СЛ. Рубинштейн отмечал, что «интерес всегда принимает характер двустороннего отношения. Если меня интересует какой-нибудь предмет, это означает, что этот предмет для меня интересен». Гельвеций говорил, что «на земле интерес есть великий волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета».
Основными стимулами к проявлению интереса к музыке у детей младшего школьного возраста являются: личностное значение, игра, оценочная деятельность, новизна, организация учебного поиска со стороны педагога, стимул успеха на сцене, соревнование, стимул занимательности, сопоставление, опора на жизненный опыт, опора на имеющиеся представления и знание музыкальной культуры, мотив.
Личностное значение выражается у детей в каких-либо определенных предметах и явлениях окружающего мира. То есть то, что интересно и занимательно ребенку, он будет быстрее воспринимать. С другой стороны, свое личностное значение он будет испытывать к тем взрослым и педагогу, которые отнесутся с уважением к его личности.
Взрослым следует помнить о том, что основным видом деятельности ребенка является игра, которая рассматривается нами как средство воспитания объективной фантазии. В процессе «фантазия — творчество» игра выполняет функцию тренировки, идет накопление энергии для собственного творчества. По мнению Л.С. Выготского, именно через игру пролегает путь к культуре. Игра для младшего школьника — средство организации и облегчения учебной и трудовой деятельности, она вносит элемент эмоциональности и дает возможность ребенку отдохнуть от напряжения и увлечься процессом обучения.
Стимул оценок также влияет на школьника. Оценка, поставленная педагогом, может вызвать у ученика различные эмоции. Поэтому учитель должен крайне осторожно ставить оценки, с учетом личности ученика, ибо они являются результатом его усилий. Ведь почему ученики-двоечники не любят какой-либо предмет? Потому что у них может утвердиться сознание, что они ничего не умеют и ни на что не способны. В таком случае, как правило, они бросают этим делом заниматься, впоследствии разочаровываются в жизни. Таким детям педагог должен акцентировать внимание на их маленькие победы.
Стимул новизны предполагает наличие на уроке всегда чего-то нового: увлеченности, игровой ситуации, неожиданности какого-либо момента на уроке. Репертуар должен быть не только интересным, но доступным и удобным для школьника. Удобство репертуара заключается в его воспроизведении на сцене. И если он труден для ученика или, наоборот, легок и неинтересен, то на сцене учащийся будет чувствовать себя некомфортно, у него тогда активность на занятиях спадет и внимание будет рассеянно. Таким образом, успех на сцене является еще одним стимулом к развитию интереса. Однако его можно достичь при выполнении следующих условий: ясном осознании произведений, звучащих на сцене; ощущении надежности своих знаний, умений, навыков; ясном понимании истоков своих неудач.
Школьники будут стремиться к успеху на сцене, если педагог или коллектив педагогов устраивали бы им разного рода соревнования, предполагающие концерт или конкурс. К сожалению, такие конкурсы и концерты проводятся очень редко. Поэтому детям остается только учить программу зачетов и экзаменов, что не вызывает у них особого энтузиазма. Напротив, если педагог в своем классе сам проводит так называемые музыкальные салоны, на которых дети могут демонстрировать собственные музыкальные иллюстрации к литературным произведениям, картинам великих художников, тогда учащимся действительно станет интересно. Они смогут использовать свою фантазию. А на концерте или конкурсе школьники будут стараться обыграть своих соперников, что ведет к росту их способностей. Именно поэтому уроки музыки должны быть занимательными. Педагог, таким образом, будет постоянно вызывать эмоциональные отклики у детей, так как, если их не будет, ученики будут плохо осваивать материал. При этом учитель должен постоянно нагружать учащихся заданиями, главным образом творческими. Пробуждая в учениках творческую фантазию, а также сравнивая музыкальные образы с образами литературных произведений, живописи, природы, педагог учит их сопоставлению. Сопоставление по своей сути означает сравнение, но не по принципу «хуже — лучше», а как «также хорошо, но по-другому». Таким образом, учитель заставляет школьников думать самостоятельно, извлекая из их подсознания образы, хорошо им знакомые, т.е. обращаться к их жизненному опыту.
Опора на жизненный опыт часто становится стимулом к интересу. Но опыт жизненных впечатлений у ребенка маленький, а как передать свой опыт ребенку? Часто бывает так, что родители беседуют с ребенком, что-то рассказывают ему, а потом жалуются, что у него, как говорится, «в одно ухо влетело, а из другого вылетело». Это происходит в том случае, если у ребенка нет интереса к тому, о чем ему рассказывают, или интереса к знаниям вообще, т.е. когда отсутствуют познавательные интересы. Познавательные интересы детей очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми он осаждает родителей с трех-четырех лет. Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях. Развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям.
Первое направление — постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями в различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность школьника.
Второе направление — постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.
Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы, родители должны знать, чем интересуется их ребенок. И только после этого оказывать влияние на формирование его интересов.
Заинтересованность у учеников появляется в течение учебно-воспитательного процесса, причем тогда, когда педагог сам совершенствуется. Во многих случаях педагог передает и свое отношение к предмету, к миру в целом. Следовательно, учитель выступает посредником в системе «ученик — учитель — предмет». В своей педагогической деятельности учитель должен обладать дидактическими и коммуникативными способностями. Дидактические способности заключаются в умении передавать учащимся накопленные знания. Особенностью хорошего педагога является то, что он может преподавать один и тот же материал по-разному, учитывая индивидуальные и психологические особенности ученика, находить собственные слабые стороны и уметь представить изучаемый предмет с точки зрения ученика. Учитель-художник не идет на уступки. Его художественные принципы гибки, но на каждом этапе определенны. Менять ему приходится лишь способы их изложения.
Коммуникативные способности включают в себя сопереживание духовному миру ученика, умение тонко чувствовать настроение ученика в данный момент. К этим способностям относится также искренность, эмоциональность, выразительные жесты и мимика. А. Дистервег сформулировал основополагающие принципы, которых должен придерживаться, на мой взгляд, учитель:
— изучи предмет, который тебе предстоит излагать, преподавать;
— готовься к каждому уроку;
— записывай замечания, наблюдения во время своего преподавания;
— изучай другие руководства, посвященные предмету;
— старайся быть планомерным в процессе преподавания.
Восприятие у школьника складывается из его собственных ожиданий от данного объекта, в данном случае музыкального произведения. Учитель должен найти такой стиль руководства, при котором у учеников выработается правильное восприятие музыки в целом. При правильном восприятии ученик может оценить по достоинству классическую музыку и отказаться от низкопробного псевдоискусства. Для развития навыков музыкального восприятия рекомендуется определить на слух стилевое направление, подобрать к музыке какие-либо произведения литературы и живописи; при исполнении произведений на аккордеоне предложить сыграть их как бы в оркестровом варианте, подбирать по слуху песни.
В процессе музыкального восприятия расширяется круг знаний учащихся о жанре, стиле, форме. Развивать музыкальное восприятие — это, значит, научить слушать музыку и понимать, о чем композитор говорит в музыке. Восприятие необходимо развивать, так как неподготовленный слушатель может воспринимать только «поверхностный» слой произведения. На последующих этапах ученик может слышать отдельные фрагменты произведения, и только потом учащийся может охватить все произведение в целом.
На основе музыкального восприятия формируется музыкальное мышление. Для формирования музыкального мышления главную роль играет звуковая реальность, т.е. музыкальное искусство. Когда музыкальное мышление сформировано, человек получает в конечном счете знание о самом себе, о своей душе. В этом есть особая психология музыкального мышления. На формирование музыкального мышления влияют два фактора — музыкальное произведение и практическая музыкальная деятельность, которые определяют в конечном счете основные черты музыкального мышления личности.
Формирование музыкального мышления у человека необходимо воспитывать с детства, так как младший школьный возраст — наиболее подходящий период для начала педагогического руководства над музыкальным мышлением. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности мышления и восприятия каждого ученика. Первоклассникам свойственна положительная установка на музыкальную коммуникацию. Они хорошо различают элементы музыкального языка, но уровень владения системой значений достаточно низкий.
Для формирования полноценной личности музыканта, наряду с музыкальным воспитанием, необходимо музыкальное образование. В процессе самообразования школьник учится сам воспитывать себя. Кроме того, процесс самообразования — это поиск и усвоение учеником знаний в определенной, интересующей его области, в частности музыки. Развитие человека — это процесс становления и формирования его личности под влиянием внешних и внутренних факторов.
В становлении личности человека большую роль играет и самовоспитание, под которым понимается и целеустремленная работа человека над формированием у себя желаемых черт характера. Даже если ребенок не склонен быть хорошим музыкантом, все равно ему необходимо музыкальное образование для полноценного развития личности, особенно в младшем школьном возрасте. Музыкальное самовоспитание предопределяет не только формирование у школьника желаемых черт характера, но и желание удовлетворить свои духовные потребности через слушание музыки по радио, телевидению, в кино и театре. Музыкальное самообразование — это поиск, усвоение и пополнение музыкальных знаний ученика. Современная педагогика и психология требуют, чтобы ученик не только обучал и воспитывал себя определенными поступками, но и ясно осознавал их цель.
Когда ребенок реализует свое «Я», его личность становится активной, но активность ученика проявляется тогда, когда активен педагог. В зависимости от интереса к учебной деятельности зависит успешность обучения. «Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знаниям и к учению». Когда дети занимаются с охотой, то «дело идет несравненно легче и успешнее, чем при занятиях по необходимости, из-под палки». К.Д. Ушинский писал, что «учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которого он далеко не уйдет».
Остановимся на формах и методах работы, способствующих развитию у детей младшего школьного возраста интереса к музыке. Метод обучения рассматривается нами как система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Он характеризуется двумя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения знаний и умений; определяет характер взаимодействия субъектов обучения.
Каждый метод обучения призван отразить специфику проявления в нем этих признаков, а совокупность методов должна обеспечить достижение всех целей воспитывающего обучения. Методы обучения — категория историческая, они изменяются с изменением целей и содержания образования. Исследования педагогов и психологов показали, что усвоение знаний и способов деятельности происходит на трех уровнях:
— осознанного восприятия и запоминания, которое внешне проявляется в очном и близком к оригиналу воспроизведении учебного материала;
— на уровне применения знаний и способов деятельности по образу или в сходной ситуации;
— на уровне творческого применения знаний и способов деятельности.
Методы музыкального обучения можно рассматривать как способы организации и активизации учебной деятельности учащихся. Можно выделить три основных метода, которые направлены на решение проблемы заинтересованности школьников к занятиям музыкой.
Первый — метод музыкального обобщения, направленный на активизацию музыкального жизненного опыта учащихся. Его применение помогает ребятам убедиться в своей способности познать музыку.
Второй метод — «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному. Благодаря данному методу учитель имеет возможность устанавливать в самой практике занятий с учеником единство и непрерывность процесса овладения музыкальной культурой. Он помогает установить в сознании школьников целостное представление о музыкальном искусстве.
Третий метод носит название метода эмоциональной драматургии. Прежде всего, этот метод направлен на активизацию эмоционального отношения учеников к музыке.
Среди приемов, обеспечивающих осуществление этих методов, можно определить как общий для всех прием, основанный на принципе взаимодействия искусств, применяемый с целью активизации эмоционального восприятия изучаемого произведения.
Подбирая музыкальный репертуар, учитель должен учитывать, какая эмоциональная реакция будет у учеников. Таким образом, для ученика важен не каждый элемент в отдельности, а какие эмоции должна пробуждать совокупность этих элементов. Репертуар играет решающую роль в формировании музыкального вкуса и развития исполнительского мастерства музыкантов.
Все методы предопределяют наличие у детей разнообразных впечатлении, которые оставляют глубокий след во внутреннем мире ребенка, определяя направленность его личностных ориентации мотивов его поведения.
Впечатление — это не просто жизненный опыт, это опыт, в котором мир постигается с эмоциональной сутью. Однако одни впечатления не играют решающей роли в воспитании. К тому же на уроках не все может произвести впечатление на учеников. Именно поэтому учитель должен правильно подобрать яркий репертуар, чтобы хотя бы одна часть урока была насыщенной и богатой впечатлениями. Подбирая музыкальный репертуар, педагог должен предвидеть кульминацию урока. Значительное место на уроках специальности занимают вопросы о характере различных изучаемых произведений. Однако детям, особенно маленьким, вообще очень сложно дать свою оценку. Поэтому очень важна точность эмоциональной реакции в музыкальном обучении. Учитель приучает младших школьников к «цепкости» восприятия, умению вслушиваться в музыку. Тогда как следствие резко повышается активность и заинтересованность первоклассников.
Переходя к анализу музыкально-исполнительской деятельности учащихся, заметим, что творческие задатки детей будут зависеть от их заинтересованности. В системе музыкального воспитания исполнительская деятельность должна сочетаться с формированием музыкального восприятия.
На уроках необходимо создавать добрую, творческую, атмосферу, в которой ребенок может в полной мере проявить свои способности. Об исполняемых произведениях ученик должен знать все: в какое время жил композитор, какие произведения он написал, к какому жанру относится данное произведение, если это произведение народное — оно может быть связано с какими-то обрядами, праздниками или событиями, которые тоже необходимо знать. Великий русский писатель Л.Н. Толстой очень верно сказал: «Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно ». И если появится устойчивый интерес младшего школьника к занятиям и он будет поддерживаться учителем, то ребенок сможет гармонично развиваться и в будущем стать профессиональным исполнителем.
Список литературы
1. Теплов Б.М. ПСИХОЛОГИЯ музыкальных способностей. М., 1947.
2. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1984.
3. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция в музыкально-педагогической деятельности. М.:Владос, 2001.
М.В. ВЛАСОВА
заведующая отделом народных инструментов, преподаватель по классу аккордеона высшей к.к. Зареченской детской школы искусств Одинцовский р-он Московской области
«Одаренный ребенок» . – 2014 . - № 4 . – С. 140-149.