Христофорова А.С. Опыт работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования
Тема одаренных и талантливых детей одна из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии.
Поддержка креативных, одаренных детей является основой воспитания талантливой молодежи — будущей национальной и профессиональной элиты общества. Правительство Российской Федерации в подготовленном проекте «Развитие образования на 2013-2020 годы» в параграфе 2.4 «Выявление и поддержка одаренных детей» отразило конкурсное финансирование региональных программ для одаренных детей, предполагающее поддержку 30 проектов стоимостью по 250 млн рублей. 3 апреля 2012 г. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным утверждена Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
Поддержка креативных, одаренных детей является основой воспитания талантливой молодежи — будущей национальной и профессиональной элиты общества. Правительство Российской Федерации в подготовленном проекте «Развитие образования на 2013-2020 годы» в параграфе 2.4 «Выявление и поддержка одаренных детей» отразило конкурсное финансирование региональных программ для одаренных детей, предполагающее поддержку 30 проектов стоимостью по 250 млн рублей. 3 апреля 2012 г. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным утверждена Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
Главной целью вышеназванного федерального проекта является обеспечение благоприятных условий для создания единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.
Безусловно, тенденции развития современного общества и системы образования актуализировали проблему работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования.
Важной составляющей системы работы с одаренными детьми является осуществление мониторинга развития личности. Цель работы в данном направлении следует связывать с задачей обучения, воспитания, психолого-педагогической поддержки одаренных детей, в целом — с обеспечением условий для раскрытия, развития и реализации их способностей.
В ЦРТДиЮ г. Славянска-на-Кубани педагогами воплощается идея создания среды успеха для выявления и развития личностного потенциала и творческих способностей одаренных детей, оказание им педагогической поддержки в осмыслении, проектировании и самореализации в соответствии со способностями их жизненной стратегии, ориентированной на успешную деятельность в контексте современной среды и современной культуры.
В выборе подходов к осуществлению работы с одаренными детьми наша принципиальная позиция в том, что мы не отбираем одаренных детей, а принимаем всех детей и работаем с ними в контексте деятельностной парадигмы. Сущность ее в том, что одаренность проявляется в деятельности и оценивается по результатам — успех в деятельности. Главным принципом нашей работы с одаренными детьми является принцип создания условий и предоставления возможностей для предметной творческой деятельности.
Диагностика одаренности осуществляется по значимому результату этой деятельности: если ребенок с интересом включается в деятельность, начинает достигать последовательных успехов — значит, он является одаренным. В рассмотрении концепций одаренности мы не исключили понятие «креативность» или «творческая одаренность», так как специфика учреждения дополнительного образования нацеливает на развитие творческого потенциала ребенка.
Цель исследования: изучение методик диагностики уровня сформированности одаренности, создание программы и оценка ее эффективности по формированию креативности подростков.
Объект исследования: творческие способности воспитанников.
Предмет исследования: диагностика и формирование одаренности.
Гипотеза. Обобщение опыта методов оценивания одаренности позволит создать программу и выбрать технологию оценивания и формирования показателя «одаренность».
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы диагностики творческого потенциала ребенка в психолого-педагогической литературе.
2. Составить набор опросников и тестов, характеризующих различные аспекты одаренности.
3. Разработать и внедрить программу по формированию креативности.
4. Проверить эффективность программы по формированию креативности.
Общей теоретико-методологической основой исследования является дидактический метод познания, теория обучения, идеи гуманизации образования, личностно-ориентированный подход в педагогике, системный подход к исследованию образовательных процессов.
Теоретическую основу исследования составляют концепции одаренности, креативности (Дж. Гилфорд, Дж. Рензулли, Л. Термен, Д.Б. Богоявленская, Л. Лейтес, A.M. Матюшкин, М. Воллах и Н. Коган, Р. Стернберг и др.); теории интеграции образования (О.С. Гребенюк, А.Я. Данилюк, М.В. Кларин, Ю.С. Тюнников и др.); концепция деятельного подхода к проблеме усвоения знаний (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн); концепция личностно-ориентированного обучения (В.И. Данильчук, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); теория развивающего обучения (В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков и др.).
Методами исследования являются: методы теоретических исследований (изучение психолого-педагогической литературы, анализ, проектирование); методы эмпирического исследования (систематические и периодические наблюдения, беседа, анализ и обобщение опыта работы учреждений дополнительного образования, беседа, тестирование); математический метод обработки экспериментальных данных.
Перечисленные методы были выбраны с учетом их необходимости и достаточности для решения поставленных исследовательских задач.
Достоверность результатов исследования обеспечена логикой исследования и последовательной реализацией исходных методологических позиций: отбором методов исследования, адекватных теории педагогического проектирования; построением и проведением педагогического эксперимента, адекватного предмету, объекту и задачам исследования.
Научная новизна исследования заключается в разработке структуры аспектов, характеризующих одаренность, и в том, что предпринята попытка разработки программы по формированию и оценке креативности воспитанников.
Практической значимостью данной работы является разработка и практическая апробация программы по формированию одаренности, обобщение опыта диагностики одаренности, проведение мониторинга оценки одаренности и формирования креативности; предложены рекомендации по эффективному психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей.
Организация, база и этапы исследования. Исследование проводилось на базе Центра развития творчества детей и юношества г. Славянска-на-Кубани, в период с сентября 2012 г. и планируется его окончание на май по 2015 г.
Всего (на данном этапе) в исследовании приняли участие 81 ребенок в возрасте от 12 до 17 лет и 4 педагога дополнительного образования.
Исследование планируется проводить в три этапа.
На первом этапе (с сентября 2012 г.) разработан и внедрен в образовательный процесс инновационный проект «Формирование креативного мышления детей в системе дополнительного образования».
В соответствии с планом проекта реализуются следующие мероприятия:
• Разработка системы реализации процесса формирования креативного мышления воспитанников в системе дополнительного образования детей.
• Подбор диагностического инструментария выявления креативного мышления, способностей и интересов детей.
• Внедрение в рабочие программы учебной деятельности методики, направленные на развитие креативности.
• Анализ активных методов развития креативного мышления воспитанников ЦРТДиЮ.
• Участие в конференциях по проблемам развития детской одаренности.
• Проведение общеметодологического семинара по проблемам
социально-педагогического сопровождения одаренных детей.
• Написание и печать статей, методических разработок по формированию одаренности.
• Разработка системы реализации процесса формирования креативного мышления воспитанников в системе дополнительного образования детей.
• Подбор диагностического инструментария выявления креативного мышления, способностей и интересов детей.
• Внедрение в рабочие программы учебной деятельности методики, направленные на развитие креативности.
• Анализ активных методов развития креативного мышления воспитанников ЦРТДиЮ.
• Участие в конференциях по проблемам развития детской одаренности.
• Проведение общеметодологического семинара по проблемам
социально-педагогического сопровождения одаренных детей.
• Написание и печать статей, методических разработок по формированию одаренности.
На втором этапе (с сентября 2013 г.) уточняется проблема исследования, определяется ее актуальность, идет анализ психолого-педагогическая литературы, собирался фактический материал, уточняется цель, предмет, гипотеза исследования.
Ведется разработка и внедрение в образовательный процесс тренинговых занятий по формированию и психолого-педагогическому сопровождению креативных ребят.
На базе 4 объединений (81 воспитанник) было проведено исследование креативности на основе теста Вильямса (опросник для педагогов, тест креативности для воспитанников), результаты данного исследования прошли математическую обработку на линейной шкале. Измерение креативности подростков осуществлялось в рамках теории латентных переменных на основе модели Раша. При анализе полученных показателей выяснилось, что такие индикаторные переменные, как «оригинальность» и «разработанность», в ответах педагогов и воспитанников не коррелируют. Это в очередной раз доказывает, что выявление креативности в образовательной среде не должно нести субъективной оценки.
Существенными недостатками многих способов оценки креативности являются субъективность весов экспертов и нелинейность шкалы. Подвергая результаты исследования математической обработке на линейной шкале, мы получаем объективные данные, а также рассмотренные индикаторные переменные можно корректировать и таким образом уточнять смысл понятия «креативность». Наиболее полно на русском языке эта теория представлена в работе[7].
На основании результатов обследования создан банк данных «Одаренные дети», куда вошли все участники эксперимента. В данный банк собираются все результаты исследования каждого ребенка, и можно проследить динамику развития воспитанника. Для повышения самооценки детей каждый педагог со своими воспитанниками, которые участвуют в эксперименте, ведут портфолио, в которые входят следующие разделы:
• Титульный лист.
• Общая информация о воспитаннике.
• Интересы.
• Официальные документы (дипломы, грамоты, сертификаты, свидетельства, благодарности).
• Моя творческая работа (фотографии, проекты, статьи и т.д.).
• Коллектор (содержит, как правило, материалы, авторство которых не принадлежит ученику).
• Отзывы и рекомендации.
• Результаты мониторинга.
• Самоанализ воспитанника. С помощью портфолио можно определить индивидуальные образовательные маршруты, личностный рост воспитанника, способствовать активному участию ребенка в процессе его обучения и воспитания, сформировать ключевые компетенции, необходимые человеку для успеха.
Также на данном этапе были разработаны методические рекомендации по созданию условий эффективного психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в условиях воспитательной среды ЦРТДиЮ.
В ходе изучения теоретического и апробированного на практике исследовательского материала мы можем выявить некоторые индикативные показатели, которые отражают качество работы педагога с одаренными детьми.
Мы выяснили, что взаимодействие педагога с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть не директивным.
Также мы выяснили, что если педагог верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы, то он может стать наставником для одаренного ребенка и помочь ему уже с верой в собственные силы.
В ходе проведенного нами исследования было установлено, что работа педагога будет эффективна, если он будет разрабатывать гибкие, индивидуализированные программы для каждого ребенка или хотя бы делать акцент на качества, свойственные конкретному ребенку в общей программе.
Создавая теплую, эмоционально безопасную атмосферу в кабинете, педагог способствует развитию здоровой психики у ребенка, так как поступление в объединение может сопровождаться различными стрессами.
Педагогу следует предоставлять учащимся обратную связь; использовать различные стратегии обучения; уважать личность воспитанников; способствовать формированию положительной самооценки учащегося; уважать его ценности; поощрять творчество и работу воображения; стимулировать развитие умственных процессов высшего уровня; проявлять уважение к индивидуальности ребенка.
Необходима специальная подготовка педагогов для одаренных детей, что значительно повышает качество работы.
При условиях работы с одаренными детьми если педагоги гораздо больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям, то они провоцируют учащихся выходить за пределы первоначальных ответов, гораздо чаще пытаться понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке. Тем самым это способствует не только эффективному развитию воспитанников, но и личности, компетенции самого педагога.
При условиях работы с одаренными детьми если педагоги гораздо больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям, то они провоцируют учащихся выходить за пределы первоначальных ответов, гораздо чаще пытаться понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке. Тем самым это способствует не только эффективному развитию воспитанников, но и личности, компетенции самого педагога.
Такое поведение приводит к тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и меньше зависят от педагога, т.е. получается, что усвоение учебного материала происходит на более высоком, осознанном уровне, что непременно является эффективной работой педагога.
Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Даже внешне, казалось бы, неблагоприятные условия развития оказываются в большей или меньшей степени безразличны для развития способностей, а вот особенно важные для их развития характеристики, прежде всего повышенное внимание родителей, имеются в полном (иногда даже преувеличенном) объеме. Как бы ни рассматривалась роль и вес природно обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы, учреждений дополнительного образования) на развитие личности одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается весьма значительным.
Большое значение для понимания особенностей одаренного ребенка и характера его становления имеет анализ его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Эти взаимоотношения, являясь следствием необычности самого ребенка, в значительной мере определяют историю его жизни и тем самым формируют его личность.
Сверстники относятся к одаренным детям по-разному, в зависимости от характера их одаренности и степени нестандартности ее проявлений. Часто многие одаренные дети пользуются большой популярностью в коллективе сверстников. В особенности это относится к детям с повышенными физическими возможностями и, естественно, к детям-лидерам. Гораздо сложнее ситуация с интеллектуальной одаренностью, у которых ярко выражен творческий потенциал. Некоторые особенности их личности вызывают у педагогов негодование, связанное с их представлением об этих детях как об отъявленных индивидуалистах. Именно поэтому понимание особенностей личности одаренного ребенка, особенно проявляющего творческие возможности, является необходимым условием успешной работы педагога с одаренными детьми.
Все вышеперечисленное является показателями эффективной работы педагога по обеспечению качественного сопровождения одаренных детей в воспитательном и педагогическом процессе. Данные предположения были выявлены из анализа и проведенной работы по нашей теме и проблеме исследования.
Третий этап (с сентября 2014 г. по май 2015 г.) будет посвящен организации и сбору данных по формирующему эксперименту. Оценка эффективности программы по формированию креативности. Обобщение опыта, литературное оформление работы.
Список литературы
1. Бискер Л.М. Программа «Одаренные дети» // Завуч. 2001. № 4. С. 39-45.
2. Завельский ЮЖ. Концепция работы гимназии с одаренными детьми // Там же. 2000. № 1. С.107-116.
3. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей. Ярославль: Академия развития, 2004.
4. Петросян Л.Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования лицея // Дополнительное образование детей. 2001. № 24. С.37-39.
5. Подласый И.П. Педагогика. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003.
6. Савельева ЕА. О художественных способностях детей // Завуч. 2000. №6. С. 132-137.
7. Abbott D.H. Self-efficacy for creative thinking. Paper to be presented at the American Educational Research Association annual conference. Denver, CO, 2010.
"Одаренный ребенок" . - 2014 . - № 2 . - С. 88-94.