Е.А. Румбешта, А.С. Бычкова. Качественное образование как основа развития способностей и одаренности учащихся

 
Современное общество интенсивно изменяется, поэтому требует от человека способности быстро адаптироваться в различных сферах, быть компетентным в своей деятельности, развивать и использовать творческий потенциал. Такое развитие личности должно происходить непрерывно и начинаться в школе. Для хорошего старта ученику необходимо качественное школьное образование, закладывающее основы деятельности, поведения, мышления и способствующее развитию способностей человека, его успешной профессиональной подготовке.

Все, что касается определения и структуры понятия «качественное образование», не имеет четко ограниченных рамок. Это связано с тем, что в динамично развивающейся общественной среде постоянно происходит смена приоритетов, появляются новые сферы деятельности.

Существует довольно много определений, раскрывающих смысл и суть качественного образования. Определение, даваемое на сайте «Федеральный государственный образовательный стандарт» [1]: «качество образования — это комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению (различного возраста, пола, физического и психического состояния) системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства». Качественное образование должно давать возможность каждому индивиду продолжить образование в соответствии с его интересами.

А. И. Адамский дает следующее определение: качество образования — это уровень успешности, социализации гражданина, а также уровень условий освоения им образовательной программы школы (образовательного учреждения). А результаты, обеспечивающие высокий уровень качества, — это академические знания, социальные компетентности и социальный опыт, приобретенный учащимся в ходе освоения образовательной программы школы (образовательного учреждения) [2].

Качество образования — это соответствие получаемого обучающимся образования определенному стандарту, установленному государством (Федеральному государственному образовательному стандарту, федеральным государственным требованиям). Качество образования составляют: качество целей, качество условий, качество образовательного процесса и качество конечных результатов.

В.А. Болотов понимает качество образования как интегральную характеристику системы образования, отражающую степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям [3].

И.А. Вальдман [4] в работе «Ключевые аспекты качества образования: уроки международного опыта» отмечает, что качество образования разными общественными группами расценивается и определяется по-разному:
• для учащихся качество может быть определено в терминах оценок, привлекательности содержания учебных предметов и обучения или полезности школьного образования для получения работы;
• для родителей качество может быть определено в терминах сохранения определенных ценностей, вклада в семейные традиции, гарантий трудовой занятости;
• для школы качество связано с успехом ее выпускников, с тем, может ли учащийся перейти на следующую ступень обучения, или с результатами, показанными учениками при проведении национальных экзаменов и тестов;
• для местного сообщества качество может быть определено в терминах поддержки ценностей местной общины, рейтинга школы в национальных экзаменах или числа выпускников, хорошо образованных и подготовленных;
• для страны качество, как правило, связано с формированием национального согласия вокруг некоторой политической философии или религии, сохранением или переосмыслением национальной истории, достижением конкурентоспособности в глобальной экономике;
• на международном уровне качество рассматривается как возможность обеспечения мирного сосуществования и формирования сопричастности к мировому сообществу.

Этот же автор, отмечая многообразие факторов, влияющих на качество образования, группирует их по трем областям: образовательные результаты, организация образовательного процесса и система оценки качества образования.

Образовательные результаты включают в себя:
1. Знания — основные когнитивные результаты, которые должны достигаться всеми учащимися (включая грамотность чтения, письма, счета и знания основ учебных предметов).
2. Ценности — солидарность, тендерное равенство, толерантность, взаимопонимание, уважение к правам человека, неприятие насилия, ценность человеческой жизни, чувство собственного достоинства.
3. Навыки и компетентности — владение навыками решать проблемы, организовывать эксперимент, работать в команде, жить и взаимодействовать с другими, умение учиться.
4. Поведение — готовность применять на практике то, что было изучено.

В организации образовательного процесса автор отмечает необходимость формирования системы обучения, которая предполагает использование «рамочных стандартов». Эти стандарты дают свободу школе в формулировании образовательных результатов с учетом возможностей учащихся, местной специфики и потребностей. При этом И.А. Вальдман отмечает, что содержание образования в соответствии с новыми стандартами ориентировано на самостоятельное изучение окружающей действительности и использование в этом плане исследовательского подхода [4].

Получение качественного образования возможно при условии, что деятельность педагога и учащегося происходит согласованно, с учетом требования к результатам образования (метапредметным, предметным, личностным).

На качественное образование школьников рассчитан современный образовательный стандарт.
Наиболее востребованными метапредметными результатами профильной школы из предъявленных в новом стандарте для развития разного рода способностей учащихся являются:
— умение самостоятельно определять цели и составлять планы в различных сферах деятельности, осознавая приоритетные и второстепенные задачи; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельность с учетом предварительного планирования; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;
— умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по СД, учитывать позиции другого (совместное целеполагание и планирование общих способов работы на основе прогнозирования, контроль и коррекция хода результатов СД), эффективно разрешать конфликты;
— владение навыками исследовательской и проектной деятельности (определение целей и задач, планирование проведения исследования, формулирование гипотез и плана их проверки: осуществление наблюдений и экспериментов, использование количественных и качественных методов обработки и анализа полученных данных; построение доказательств в отношении выдвинутых гипотез и формулирование выводов; представление результатов исследования в заданном формате, составление текста отчета и презентации с использованием информационных и коммуникативных технологий);
— готовность и способность к информационной деятельности (поиск информации и самостоятельный отбор источников информации в соответствии с поставленными целями и задачами; умение систематизировать информацию по заданным признакам, критически оценивать и интерпретировать информацию; умение хранить, защищать, передавать и обрабатывать информацию, переводить визуальную информацию в вербальную, знаковую систему и наоборот; умение включать внешкольную информацию в процесс общего базового образования).

Таким образом, изменения, происходящие в современной российской школе, направлены на оказание поддержки в развитии учащихся, достижение результатов, востребованных как личностью, так и обществом в целом.
Формирование творческих способностей и инициативности в личностном плане еще в большей степени является приоритетным зарубежном образовании и оказывает влияние на определение результативности образования.

В Великобритании, стране с достаточно высоким уровнем образования, в настоящее время основными результатам образования являются следующие качества и умения школьников: креативность, использование ИКТ, моральное, духовное и культурное развитие, финансовые и предпринимательские сведения и способности, экологическое развитие.

Для старшей ступени общего образования там четко формулируются надпредметные результаты. Это:
1) функциональные умения: готовность применять знания по математике, языку и информационным компьютерным технологиям для решения реальных жизненных ситуаций, действуя самостоятельно и организованно;
2) личностные характеристики и учебные умения: планировать и проводить самостоятельное исследование, проявлять креативность в решении проблем и рефлексивность в обучении, работать в команде, организовывать свою деятельность в целом.

Общими для стран Европы показателями качественного образования учащихся являются:

1. Уровень сформированности учебных умений и навыков:
• знание и понимание предмета;
• умение решать задачи;
• использование знаний и умений по предмету в коммуникации, при передаче информации;
• применение знаний в более широком контексте (при решении принципиально новых, в том числе межпредметных задач);
• владение исследовательскими умениями и навыками;
• владение экспериментальными умениями и навыками.
2. Динамика личностных достижений:
• умение работать самостоятельно;
• умение работать в команде;
• умение организовывать свою деятельность;
• степень участия в образовательном процессе (активная работа на уроке, участие во внеурочной работе);
• инициативность;
• умение решать проблемы;
• креативность;
• умение рефлексировать;
• коммуникативные качества.
3. Ключевые (внепредметные) компетенции:
• познавательные;
• социальные;
• исследовательские;
• информационные.
4. Уровень воспитанности.
5. Уровень развития личности в психическом, социальном, биологическом аспектах.
6. Удовлетворенность образованием.

Таким образом, качественная образовательная подготовка учащихся является в настоящее время достаточно востребованной как в российской, так и в зарубежной школе и становится основой развития тех способностей, которые, несомненно, заложены в каждом ребенке.
 
 
Список литературы

1. ФГОС. Среднее (полное) общее образование / Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт». [Электронный ресурс].
2. Что такое качество образования? / Под ред. А.И. Адамского. М.: Эврика, 2009. 272 с.
3. Болотов В А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. №10. С. 27-36.
4. Вальдман И А. Ключевые аспекты качественного образования: уроки международного анализа / Сайт Института управления образованием РАО. [Электронный ресурс].

 

Е.А. Румбешта, доктор педагогических наук, профессор Томский ГПУ
 
А.С. Бычкова, преподаватель ТГПУ

«Одаренный ребенок» . – 2014 . - № 6 . – С. 6-10.