Зацепина М.Б. Музыкальные способности и детская одаренность
Музыка — это удивительное достижение человечества, которое отражает духовное богатство общества, самый яркий вид искусства, который затрагивает сокровенные чувства каждого жителя планеты Земля. От античности и до наших дней философия музыки, музыкальная эстетика, музыкальная психология и педагогика выработали множество концепций, теорий, идей, суждений, которые дают ответы на вопросы о сущности, смысле, красоте музыкального искусства, его влиянии на формирование культуры ребенка, воспитание личности дошкольника, юноши и взрослого человека. И чем младше ребенок, тем более он восприимчив к звукам окружающей среды (М. Догель, Н. Тарханов).
Проблематика одаренности в настоящее время находится в центре научного и общественного интереса. В отечественной и зарубежной психологии до середины XX в. одаренность трактовалась как интеллектуальная характеристика, в то время как современные авторы рассматривают ее как целостное, интеллектуально-личностное свойство человека. Как среди музыкантов, так л среди музыкальных психологов широко распространены различные представления, что следует понимать под музыкальной одаренностью в современных условиях и одновременно является одной из важнейших проблем в психологической и педагогической науке. Э.А. Сухачева в статье «Музыкальная одаренность как педагогический феномен» отмечает, что, несмотря на то что данный феномен изучается на протяжении многих веков, до сих пор нет общепринятого представления о природе одаренности, а также методах ее мониторинга.
Вообще в музыкально-педагогической практике под основными музыкальными способностями подразумеваются обычно следующие три: музыкальный слух, чувство ритма и музыкальная память. Б. Теплов в своей работе разделяет понятие музыкальный слух на понятие «звуко-высотныйслух» и «тембровыйслух». Так как в музыке основным носителем смысла является звуковысотное и ритмическое движение, а тембровый элемент имеет хотя и очень важное, но подчиненное значение, то в качестве основных музыкальных способностей, образующих ядро музыкальности, автор принимает те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и Ритмического движения. Таковыми являются музыкальный звуковысотный слух и чувство ритма.
В отечественной педагогической науке сложились предпосылки в области изучения музыкальных способностей и одаренности. Как среди музыкантов, так и среди музыкальных психологов широко распространены различные представления, что следует понимать под музыкальной одаренностью. Согласно одному из них, музыкальная одаренность — высшее и крайне идеализированное проявление музыкальных способностей. Иначе говоря, блестящий музыкальный слух, феноменальная память, пластичный и прекрасно скоординированный двигательный «аппарат», невероятная обучаемость и титаническая работоспособность являются показателями музыкальной одаренности.
Среди определений понятия «одаренный ребенок» наиболее точное, на наш взгляд, у А.И. Савенкова: «Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».
Музыкальная одаренность — это стремление к новым познавательным процессам через музыкальность (комплекс музыкальности) для осуществления музыкальных способностей. Как среди музыкантов, так и среди музыкальных психологов широко распространены различные представления, что следует понимать под музыкальной одаренностью. Согласно одному из них, музыкальная одаренность — высшее и крайне идеализированное проявление музыкальных способностей. Иначе говоря, блестящий музыкальный слух, феноменальная память, пластичный и прекрасно скоординированный двигательный «аппарат», невероятная обучаемость и титаническая работоспособность являются показателями музыкальной одаренности.
Статистика свидетельствует о том, что музыкально одаренные дети характеризуются некоторыми общими чертами. С самого раннего возраста они отличаются повышенным любопытством в отношении любых звучащих объектов, незнакомых тембров. В два-три года они хорошо различают все мелодии, часто уже к двум годам хорошо интонируют (некоторые дети начинают раньше петь, чем говорить). Узнав названия нот, интервалов, аккордов, быстро их запоминают: рано и свободно читают ноты с листа, причем воспроизведение нотного текста сразу отличается осмысленностью и выразительностью.
Музыкант-педагог, ученый Г.М. Цыпин понимает под музыкальностью способность, такое восприятие и видение мира, когда все впечатления от окружающей действительности у человека имеют тенденцию к переживанию в форме музыкальных образов.
Под музыкальностью мы понимаем компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью (любого ее вида), в отличие от всякой другой. Можно сказать, что музыкальность объединяет в себе комплекс музыкальных способностей, требуемых для осуществления музыкальной деятельности.
Подлинная одаренность проявляет себя через творческое мышление и творческие способности. Ни феноменальные способности, ни яркая и неповторимая индивидуальность сами по себе не определяют музыкальной одаренности, если ее обладатель не заявил о себе выдающимися творческими результатами.
СЛ. Рубинштейн, Б.М. Теплов отмечают, что музыкальная одаренность не сводится к сумме способностей, ее составляющих, а представляет новое качество, включающее, например, общие творческие способности личности. Ее невозможно понять без учета целого ряда психологических качеств более общего характера, относящихся к интеллектуальной, эмоциональной, характерологической сферам.
Б.М. Теплов в структуре музыкальной одаренности видел такие общие свойства психики, как эмоциональная восприимчивость и реактивность по отношению к воздействию музыки; богатство и активность слухового воображения; умение с большей силой сосредоточиться на предмете музыкальной деятельности.
Несомненно одно — проявление музыкальной одаренности, соотношение способностей и одаренности неповторимо индивидуальны, но они также в значительной степени зависят от возраста — как по «форме», так и по «содержанию». В каком-то смысле можно сказать, что у каждого возраста своя одаренность. Иначе говоря, одаренность в детском возрасте обнаруживает себя, прежде всего, выдающимися музыкальными способностями, в юношеском — обращает на себя внимание индивидуальностью музыкального самопроявления. Творческая одаренность выявляется наиболее отчетливо на подходе к периоду музыкальной зрелости.
Музыкальность выражается в особой восприимчивости человека к музыкальному произведению и повышенной впечатлительности от него. Основным признаком музыкальности крупнейший отечественный исследователь проблемы музыкальных способностей Б.М. Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, т.е. способность ее переживания. Наряду с этой способностью, по мнению ученого, признаком музыкальности становится способность дифференцированного восприятия музыкальной ткани, позволяющая определить ее предметно и содержательно, т.е. музыкальный слух (ладовое чувство и способность к слуховому представлению мелодии) и чувство ритма.
Важно отметить развитие певческих способностей в детском возрасте. Пение, вокальное искусство — это эмоционально-образное раскрытие содержания музыки средствами певческого голоса. По определению Н.А. Ветлугиной: «Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений».
Существует мнение, что не все люди наделены музыкальным слухом и поэтому есть категория людей, которые не могут петь. Профессор Б.М. Теплов полагает, что раннее проявление музыкальных способностей у ребенка зависит не только от его задатков, но и от степени музыкальности той среды, в которой он проводит свои первые годы. У многих детей музыкальные способности начинают развиваться под влиянием системы педагогической работы с ними.
На практике наличие музыкального слуха определяется умением точно воспроизводить голосом мелодию или отдельные звуки музыкального инструмента. Но часто люди не воспроизводят мелодию голосом не потому, что лишены слуха и голоса, а потому, что не умеют управлять своим голосом.
Пение является самым доступным видом музыкальной деятельности и поэтому занимает ведущее место в системе музыкального воспитания детей дошкольного возраста. В.А. Сухомлинский утверждал, что пение как бы открывает человеку глаза на красоту родной земли. Песня сопровождает жизнь человека с самого раннего детства.
Важно подчеркнуть, что музыкальная деятельность воздействует на чувства, мысли, понимание в яркой, образной, занимательной форме имеющиеся представления об окружающей действительности, что обеспечивает формирование культуры ребенка. Музыкальные занятия в свободное время позволяют дошкольнику развивать свои музыкальные способности в области пения, музыкально-ритмических движений и детского музицирования.
Исходя из вышеуказанного, в категорию музыкально одаренных людей входят дети с ярко выраженными творческими и певческими способностями, так как, анализируя исторические моменты жизни выдающихся музыкантов, певцов и т.д., можно сказать, что в разном возрасте и у каждого дошкольника проявляется наличие или же отсутствие музыкальной одаренности.
Одаренные дети способны с необычайной интенсивностью концентрироваться на музыкальных занятиях, исключая все другие, в том числе и общение с окружающими. Музыкально одаренные дети рано выделяются очень быстрым и прочным запоминанием музыки. У них очень рано проявляется способность подбирать на инструменте по слуху (композитор А. Доргомыжский пытался подбирать услышанную музыку на пятом году жизни, а говорить начал поздно — на шестом году).
Исследователи отмечают, что к девяти-десяти годам одаренные дети (в отличие от других) начинают остро чувствовать различие между прекрасным и приятным, их эстетическое чувство рано обретает художественную зрелость, определяющую дальнейшее развитие музыкального дарования.
Недостаточная научная разработанность единой теоретической концепции музыкальной одаренности, отсутствие единого мнения исследователей по вопросу диагностики, выявления и развития музыкальной одаренности осложняют процесс изучения данной проблемы и не способствует практической реализации получаемых выводов. На сегодняшний день отсутствуют как теоретические и практические разработки, так и программы, направленные на развитие музыкальной одаренности в процессе певческой деятельности, что, естественно, необходимо устранять.
Литература
-
Ветлугина НА. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М., 1958.
-
Зацепина М.Б. Культура — основа развития ребенка дошкольного возраста: Монография. М.: РИЦ «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2011.
-
Теплов Б.М. Способности и одаренность // Учен, записки Гос. НИИ психологии. Т. 2. М., 1941.
-
Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пос. для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2002.