Зацепина М.Б. Музыкальные способности и детская одаренность


Музыка — это удивительное достижение человечества, которое отражает духовное богатство общества, самый яркий вид искусства, который затрагивает сокровенные чувства каждого жителя планеты Земля. От античности и до наших дней философия музыки, музыкальная эстетика, музыкальная психология и педагогика выработали множество концепций, теорий, идей, суждений, которые дают ответы на вопросы о сущности, смысле, красоте музыкального искусства, его влиянии на формирование культуры ребенка, воспитание личности дошкольника, юноши и взрослого человека. И чем младше ребенок, тем более он восприимчив к звукам окружающей среды (М. Догель, Н. Тарханов).

В новых социально-экономических условиях развития нашего общества проблема изучения детской одаренности стала одним из приоритетных научных направлений. Важность изучения этой проблемы объясняется тем, что потенциал одаренных людей является основой прогресса любого общества, повышает эффективность общественных реформ, выступает в качестве одного из решающих факторов экономического развития. А.Г. Асмолов, размышляя о реализации одаренных людей, в том числе детей, пишет: «Когда любой Мастер, поэт или ремесленник лишен возможности воплощать свой дар, когда все растрачивается на безрезультатное сражение с суетой, талант гаснет». Невнимательное отношение общества к развитию одаренности подрастающего поколения может обернуться значительными моральными и материальными потерями.

Проблематика одаренности в настоящее время находится в центре научного и общественного интереса. В отечественной и зарубежной психологии до середины XX в. одаренность трактовалась как интеллектуальная характеристика, в то время как современные авторы рассматривают ее как целостное, интеллектуально-личностное свойство человека. Как среди музыкантов, так л среди музыкальных психологов широко распространены различные представления, что следует понимать под музыкальной одаренностью в современных условиях и одновременно является одной из важнейших проблем в психологической и педагогической науке. Э.А. Сухачева в статье «Музыкальная одаренность как педагогический феномен» отмечает, что, несмотря на то что данный феномен изучается на протяжении многих веков, до сих пор нет общепринятого представления о природе одаренности, а также методах ее мониторинга.

Вообще в музыкально-педагогической практике под основными музыкальными способностями подразумеваются обычно следующие три: музыкальный слух, чувство ритма и музыкальная память. Б. Теплов в своей работе разделяет понятие музыкальный слух на понятие «звуко-высотныйслух» и «тембровыйслух». Так как в музыке основным носителем смысла является звуковысотное и ритмическое движение, а тембровый элемент имеет хотя и очень важное, но подчиненное значение, то в качестве основных музыкальных способностей, образующих ядро музыкальности, автор принимает те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и Ритмического движения. Таковыми являются музыкальный звуковысотный слух и чувство ритма.

В отечественной педагогической науке сложились предпосылки в области изучения музыкальных способностей и одаренности. Как среди музыкантов, так и среди музыкальных психологов широко распространены различные представления, что следует понимать под музыкальной одаренностью. Согласно одному из них, музыкальная одаренность — высшее и крайне идеализированное проявление музыкальных способностей. Иначе говоря, блестящий музыкальный слух, феноменальная память, пластичный и прекрасно скоординированный двигательный «аппарат», невероятная обучаемость и титаническая работоспособность являются показателями музыкальной одаренности.

Среди определений понятия «одаренный ребенок» наиболее точное, на наш взгляд, у А.И. Савенкова: «Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».

Музыкальная одаренность — это стремление к новым познавательным процессам через музыкальность (комплекс музыкальности) для осуществления музыкальных способностей. Как среди музыкантов, так и среди музыкальных психологов широко распространены различные представления, что следует понимать под музыкальной одаренностью. Согласно одному из них, музыкальная одаренность — высшее и крайне идеализированное проявление музыкальных способностей. Иначе говоря, блестящий музыкальный слух, феноменальная память, пластичный и прекрасно скоординированный двигательный «аппарат», невероятная обучаемость и титаническая работоспособность являются показателями музыкальной одаренности.

Статистика свидетельствует о том, что музыкально одаренные дети характеризуются некоторыми общими чертами. С самого раннего возраста они отличаются повышенным любопытством в отношении любых звучащих объектов, незнакомых тембров. В два-три года они хорошо различают все мелодии, часто уже к двум годам хорошо интонируют (некоторые дети начинают раньше петь, чем говорить). Узнав названия нот, интервалов, аккордов, быстро их запоминают: рано и свободно читают ноты с листа, причем воспроизведение нотного текста сразу отличается осмысленностью и выразительностью.

Музыкант-педагог, ученый Г.М. Цыпин понимает под музыкальностью способность, такое восприятие и видение мира, когда все впечатления от окружающей действительности у человека имеют тенденцию к переживанию в форме музыкальных образов.

Под музыкальностью мы понимаем компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью (любого ее вида), в отличие от всякой другой. Можно сказать, что музыкальность объединяет в себе комплекс музыкальных способностей, требуемых для осуществления музыкальной деятельности.

Подлинная одаренность проявляет себя через творческое мышление и творческие способности. Ни феноменальные способности, ни яркая и неповторимая индивидуальность сами по себе не определяют музыкальной одаренности, если ее обладатель не заявил о себе выдающимися творческими результатами.
СЛ. Рубинштейн, Б.М. Теплов отмечают, что музыкальная одаренность не сводится к сумме способностей, ее составляющих, а представляет новое качество, включающее, например, общие творческие способности личности. Ее невозможно понять без учета целого ряда психологических качеств более общего характера, относящихся к интеллектуальной, эмоциональной, характерологической сферам.

Б.М. Теплов в структуре музыкальной одаренности видел такие общие свойства психики, как эмоциональная восприимчивость и реактивность по отношению к воздействию музыки; богатство и активность слухового воображения; умение с большей силой сосредоточиться на предмете музыкальной деятельности.
Несомненно одно — проявление музыкальной одаренности, соотношение способностей и одаренности неповторимо индивидуальны, но они также в значительной степени зависят от возраста — как по «форме», так и по «содержанию». В каком-то смысле можно сказать, что у каждого возраста своя одаренность. Иначе говоря, одаренность в детском возрасте обнаруживает себя, прежде всего, выдающимися музыкальными способностями, в юношеском — обращает на себя внимание индивидуальностью музыкального самопроявления. Творческая одаренность выявляется наиболее отчетливо на подходе к периоду музыкальной зрелости.

Музыкальность выражается в особой восприимчивости человека к музыкальному произведению и повышенной впечатлительности от него. Основным признаком музыкальности крупнейший отечественный исследователь проблемы музыкальных способностей Б.М. Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, т.е. способность ее переживания. Наряду с этой способностью, по мнению ученого, признаком музыкальности становится способность дифференцированного восприятия музыкальной ткани, позволяющая определить ее предметно и содержательно, т.е. музыкальный слух (ладовое чувство и способность к слуховому представлению мелодии) и чувство ритма.

Важно отметить развитие певческих способностей в детском возрасте. Пение, вокальное искусство — это эмоционально-образное раскрытие содержания музыки средствами певческого голоса. По определению Н.А. Ветлугиной: «Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений».

Существует мнение, что не все люди наделены музыкальным слухом и поэтому есть категория людей, которые не могут петь. Профессор Б.М. Теплов полагает, что раннее проявление музыкальных способностей у ребенка зависит не только от его задатков, но и от степени музыкальности той среды, в которой он проводит свои первые годы. У многих детей музыкальные способности начинают развиваться под влиянием системы педагогической работы с ними.

На практике наличие музыкального слуха определяется умением точно воспроизводить голосом мелодию или отдельные звуки музыкального инструмента. Но часто люди не воспроизводят мелодию голосом не потому, что лишены слуха и голоса, а потому, что не умеют управлять своим голосом.

Пение является самым доступным видом музыкальной деятельности и поэтому занимает ведущее место в системе музыкального воспитания детей дошкольного возраста. В.А. Сухомлинский утверждал, что пение как бы открывает человеку глаза на красоту родной земли. Песня сопровождает жизнь человека с самого раннего детства.

Важно подчеркнуть, что музыкальная деятельность воздействует на чувства, мысли, понимание в яркой, образной, занимательной форме имеющиеся представления об окружающей действительности, что обеспечивает формирование культуры ребенка. Музыкальные занятия в свободное время позволяют дошкольнику развивать свои музыкальные способности в области пения, музыкально-ритмических движений и детского музицирования.

Исходя из вышеуказанного, в категорию музыкально одаренных людей входят дети с ярко выраженными творческими и певческими способностями, так как, анализируя исторические моменты жизни выдающихся музыкантов, певцов и т.д., можно сказать, что в разном возрасте и у каждого дошкольника проявляется наличие или же отсутствие музыкальной одаренности.

Одаренные дети способны с необычайной интенсивностью концентрироваться на музыкальных занятиях, исключая все другие, в том числе и общение с окружающими. Музыкально одаренные дети рано выделяются очень быстрым и прочным запоминанием музыки. У них очень рано проявляется способность подбирать на инструменте по слуху (композитор А. Доргомыжский пытался подбирать услышанную музыку на пятом году жизни, а говорить начал поздно — на шестом году).

Исследователи отмечают, что к девяти-десяти годам одаренные дети (в отличие от других) начинают остро чувствовать различие между прекрасным и приятным, их эстетическое чувство рано обретает художественную зрелость, определяющую дальнейшее развитие музыкального дарования.

Недостаточная научная разработанность единой теоретической концепции музыкальной одаренности, отсутствие единого мнения исследователей по вопросу диагностики, выявления и развития музыкальной одаренности осложняют процесс изучения данной проблемы и не способствует практической реализации получаемых выводов. На сегодняшний день отсутствуют как теоретические и практические разработки, так и программы, направленные на развитие музыкальной одаренности в процессе певческой деятельности, что, естественно, необходимо устранять.
 

Литература
  1. Ветлугина НА. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М., 1958.
  2. Зацепина М.Б. Культура — основа развития ребенка дошкольного возраста: Монография. М.: РИЦ «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2011.
  3. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Учен, записки Гос. НИИ психологии. Т. 2. М., 1941.
  4. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пос. для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2002.
 
М.Б. Зацепина, доктор педагогических наук, профессор кафедры начального образования и педагогических технологий МГГУ им. М.А. Шолохова, Москва
 
"Одаренный ребенок" . - 2015 . - № 2 . - С. 6-10 .