О.В. Вальшевская. ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» В РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Предмет «Ручное творчество» удовлетворяет главную потребность ребенка – потребность в движении. Он важен для гармоничного развития всех сил и способностей ребенка, он способен уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность ребенка активной физической деятельностью, снизить утомляемость в процессе обучения.

Труд как вид человеческой деятельности представляется очень богатым и сложным процессом, в котором участвуют основные функциональные комплексы нашего организма: органы чувств, мозг, моторика. Процесс изготовления вещи, кроме «схватывания» предмета и изображения зрением, осязанием, двигательными ощущениями, предполагает анализ и синтез, поиск вариантов достижения цели, сравнение результатов работы с оригиналом или замыслом, их корректировку. По мнению физиологов, наши пальцы органически связаны с мозговыми центрами  и внутренними органами, поэтому физическая тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, имеет общеукрепляющее и развивающее значение. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от сформированности мелких движений пальцев рук. Развитие моторики может положительно повлиять на познавательные возможности детей со слабым интеллектуальным развитием.

Кроме того, ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. Практическая деятельность на уроке ручного труда позволяет учителю более разносторонне изучить индивидуальные особенности и личностные качества каждого ребенка.
Уроки трудового обучения уникальны по своим возможностям. Они аккумулируют в себе знания из всех предметов: русского языка, математики, изобразительного искусства, окружающего мира. Уроки трудового обучения дают возможность раскрытия и развития творческого потенциала каждого ребенка.
Анализ зарубежного опыта показывает, что урокам ручного труда в различных типах образовательных учреждений уделяется серьезное внимание. Это выражается как в количестве часов (Франция, Япония, США – 20% учебного времени, или по 5 часов в неделю на весь цикл технологических и художественных дисциплин), так и в определении цели трудового обучения. В образовательной зарубежной системе считается, что ручной труд, обладающий исключительными возможностями развивающего воздействия на интеллект и нравственную сферу личности, должен стать одним из основных средств развития и воспитания школьников.

Изучая у нас особенности трудового обучения в школах, можно прийти к выводу, что в обществе и образовательной системе в целом есть недопонимание роли этого предмета. Каждый учитель и создатели учебников по основным образовательным дисциплинам четко представляют, что дети изучают основы соответствующих наук, их законы и закономерности. Если спросить учителей начальных классов, что за наука лежит в основе предмета «трудовое обучение» или «технология», то большинство не сможет дать четкого ответа. Ведь на уроках главным образом изготавливаются изделия из доступных материалов, и большинство учителей считает своим долгом научить детей именно этому: изготовлению изделий, которые чем привлекательнее, тем лучше. Но какие знания при этом даются, какие практические умения при этом осваиваются, в каком направлении идет развитие ребенка, до конца не осознается. А ведь именно на уроке трудового обучения ребенок имеет возможность выступить в роли исследователя и преобразователя.

Как утверждают современная психология и педагогика, изъятие из учебных планов общеобразовательной школы практических видов труда обернется для детей настоящей катастрофой и будет иметь для их общего развития самые пагубные последствия. Ведь смысл этих уроков вовсе не в том, чтобы научить школьников шить, вырезать или, скажем, склеивать из бумаги игрушки. Дело в том, что уроки практического труда совершенно необходимы для полноценного развития школьника.
В нашей школе, работающей по системе развивающего обучения Л.В. Занкова, нет «главных» и «неглавных» уроков, уроки ручного труда имеют такое же значение, как и любые другие уроки. Сокращение часов на уроки трудового обучения по новому базисному учебному плану привело нас к планированию и проведению интегрированных уроков: «Мы и окружающий мир», «Трудовое обучение».
Как же мы работаем на уроках труда? Максимально стараемся включать детей в активную поисковую деятельность по открытию и освоению новых знаний. На наших уроках ребенок думает, рассуждает вслух, спорит, делится своим пусть и небольшим жизненным опытом.

Учителя с первых шагов ставят детей в ситуацию самостоятельного анализа предмета, самостоятельного планирования хода его изготовления, обязательно предоставляют учащимся возможность высказаться. Порой эти высказывания оказываются неожиданными, разнообразными. При этом меняется личное отношение ребенка к происходящему на уроке, возникает чувство удовлетворенности тем, что его участие в уроке – а это потребовало определенных усилий – завершилось успехом.
Еще хотелось бы обратить внимание на основные этапы урока труда. Для того чтобы сформировать у учащихся интерес к труду и потребность овладеть определенными трудовыми умениями, учителя нашей школы успешно используют дидактические игры, состоящие из трех блоков.
Первый блок игр направлен на формирование умений учащихся подготавливать свое рабочее место, соблюдать порядок на нем в течение всего урока.
Второй блок игр направлен на формирование умений учащихся самостоятельно анализировать представленную конструкцию, определять технологию выполнения, планировать предстоящую работу и сознательно реализовывать ее.
Третий блок игр направлен на формирование умений учащихся качественно выполнять трудовые операции.
Например, остановимся на игре первого блока. Основная дидактическая задача: формировать умение организовывать рабочее место. С включением музыки раздается команда: «Начали!». Ведущий в каждом ряду раздает инструменты и материалы всем игрокам. Игрок не имеет права прикасаться к предметам, пока ведущий не положит их на стол, после этого он должен разложить все предметы на условные места. Выигрывает тот ряд, ведущий которого первым раздает все предметы, а игроки за это же время выполняют свое задание. Игра обычно проводится до тех пор, пока у учащихся не сформируется потребность содержать рабочее место в порядке.
Во втором блоке проводятся игры «Ответь на вопросы», «Продолжи речь».
Например, учитель демонстрирует небольшой шарик и спрашивает у детей, что это. Верно, это украшение для елки. Из чего сделан шар? Может ли он быть другого цвета? Из скольких деталей он состоит? За каждый правильный ответ или дополнение дети получают баллы.
В игре «Продолжи речь» дети комментируют действия учителя.
В третий блок входят такие игры как «Клей-невидимка», «Ножницы-художницы», «Экономия». В этих играх выводы дети проговаривают все действия сами, а учитель только обобщает их высказывания.
Практика показывает, что разработанные дидактические игры способствуют проведению урока в комфортных условиях. Учащиеся в более короткий срок усваивают трудовые умения, приучаются самостоятельно анализировать образец, составлять план предстоящей работы. За счет экономии учебного времени удается выполнять более сложные изделия.
Распространенным приемом подготовки учеников к работе являются загадки. Очень хорошо, если удастся подобрать такую загадку, которая помогает лучше понять задание. Например, такой урок. Дети будут изготавливать рыбок, им предстоит передать красивое, упорядоченное расположение чешуек, изображая их с помощью семян растений. Загадка: «У родителей и деток все пальтишко из монеток» поможет лучше увидеть этот образ. Загадку можно использовать не только на начальном этапе, но и в середине урока. Например, тема урока: «Симметричное вырезание из бумаги грибка». Вначале рассматривается явление симметрии, прием вырезания симметричной заготовки, далее ученикам предлагают сделать не любой грибок, а мухомор. Для того чтобы привлечь внимание учащихся к особенностям этого образа, можно предложить загадку: «На лесной полянке красуется Татьянка – алый сарафан, белые крапинки». Таким образом подготовка учеников к практической работе хоть и является самостоятельным структурным элементом урока, не должна быть формальной его частью.
Практическая работа по изготовлению изделия может быть организована учителем по-разному. Она может быть индивидуальной или коллективной, а выбор той или иной формы определяется задачами урока. Этап практического изготовления изделия занимает основное место урока. По ходу его учителя оказывают индивидуальную помощь ученикам, помогают справиться с определенными операциями, могут подсказать какие-то идеи. Даже если дети работают каждый над своим изделием и осуществляют индивидуальные замыслы, во время практической работы имеет смысл поддерживать их творческое общение, обмен идеями. Очень хорошо, если учитель будет время от времени демонстрировать всем какие-то необычные решения, особо удачные идеи отдельных учащихся. Во-первых, это создаст дополнительный стимул для творческих поисков, во-вторых, помогает ученикам не потерять основное направление работы.
Очень важный этап – подведение итогов урока, оценка проделанной работы. Как и все предыдущие структурные элементы урока, подведение итогов требует самого творческого подхода. Чаще других приемов мы используем организацию выставок работ учащихся с их коллективным просмотром и обсуждением. Наряду с оценкой положительных сторон ученики высказывают и критические замечания, и пожелания к улучшению работы: «Я думаю, было бы лучше, если…». Такие выставки являются обычным поурочным просмотром, но на какое-то время они помещаются в рекреации, чтобы все могли повнимательнее рассмотреть работы, в том числе и другие ученики школы.
На первых Занковских чтениях, которые проходили в мае этого года, мы выставляли работы своих учеников, оценить их могли учителя из других школ. Иногда подведение итогов урока мы организовываем в виде защиты проектов, когда каждый ученик представляет свою работу на суд зрителей. Такая форма применяется в тех случаях, когда изделие проектируется и отвечает определенным условиям (например, домик для сказочного героя). Зрители определяют, насколько удачно автору удалось выразить характер героя, а автор объясняет, почему он решил использовать те или иные приемы.
Все выше перечисленное может быть реализовано при условии отношения учителя к ребенку как равному участнику учебного процесса: принятие любых высказанных учеником предложений, совместное обсуждение проблемы, поощрение творческого поиска. Только тогда уроки трудового обучения будут оказывать действенную помощь в формировании основ эстетической культуры, в развитии интеллекта, творчества, мастерства ребенка.

Тематическое планирование интегрированных уроков «Мы и окружающий мир» и «Трудовое обучение». 1 класс

1. Вселенная, или космос. Лепка. «Планеты».
2. Разнообразие природы. Лепка. «Различие деревьев и кустарников».
3. Животные. Контурная мозаика «Морская звезда».
4. Разнообразие растений и животных. Коллективная аппликация.
5. Труд человека. Посадка растений.
6. Тепло Земли. Рисуем пластилином тепловые пояса.
7. История Земли в схеме. Аппликация «Лента времени».
8. Орудия труда. Пришивание пуговиц.
9. Домашние животные и их предки. Объемное моделирование из спичечных коробков.
10.  Мы -  часть окружающего мира. Аппликация. Коллективная работа.
11.  Мы – разные по внешнему виду и возрасту. Изготовление кукол из конусов и цилиндров.
12.  Мы живем в разном времени суток. Изготовление часов из картона и цветной бумаги.
 
О.В. Вальшевская, учитель начальных классов
МОУ СОШ № 54